Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Светлая река, несущая нечистоты
   

  
Эколого-краеведческая экспедиция по великой купчинской реке от истока и до устья, с отдельными элементами
  
экстрима, ощутимым физическим истощением и безмерным моральным удовлетворением исследователей


 

Волковка... Главная купчинская река... В черте города она протекает, по большей части, вдоль железнодорожных путей да вокруг Волковских кладбищ, и представляет собой, по сути, городскую сточную канаву, за что и получила множество самых нелицеприятных прозвищ. В этом Волковка вовсе не оригинальна. Практически все малые реки современного Петербурга имеют ныне такие же характеристики.

Но не всегда Волковка была такой промасленной и грязной. Ещё живы люди, помнящие времена, когда в реке водилась рыба. И своей чистотой и прозрачностью, Волковка могла бы соперничать с любым лесным ручьём, протекающим в местности не тронутой цивилизацией. Жители окрестных деревень без страха пили воду прямо из реки. И было это не в какие-то былинные времена, а всего полвека назад.

Что же случилось с Волковкой, как сейчас выглядит река на всём своём протяжении, что загрязняет её и как можно противостоять этому процессу? – именно такие вопросы поставили перед собой участники экспедиции.

    

Часть первая
Река Пулковка

  

  

               

Место истока реки из болота у восточной стороны полигона твёрдый бытовых отходов (ТБО)

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

С древних времён была известна река Сетуй – левый приток Невы. Она упоминается в Переписной книге ещё в 1500 году. Река эта на сколько древняя, на столько же и многоликая. Как только не именовалась она в разных местах и в разные годы! И Каменка, и Чёрная речка, и Купчинка, и Волковка.

В верхнем течении, от истока до слияния с Каменкой, река именуется Пулковкой. Название связано с исторической местностью, неподалёку от которой и протекает река. Именно Пулковка и Каменка стали предметом исследования первой эколого-краеведческой экспедиции, прошедшей 27 апреля 2014 года.

Как и в прежние времена, река вытекает из болота, расположенного в километре к северу от бывшей деревни Большое Виттолово. Болото, перемежающиеся с подтопленным кустарником, не пересыхает благодаря известным с давних времён Виттоловским ключам, которые одно время питали парки Царского Села.

Продираясь через болота и буйную растительность, участник экспедиции Леонид Харитонов, обнаружил некоторое сходство нашей Волковки и реки Замбези. Африканская река начинается в дамбо (чёрных болотах) среди мьомбо (тропических лесов). Основное отличие лишь в том, что Замбези не так сильно замусорена...

Истоком Волковки-Пулковки можно назвать место южнее нынешнего Волхонского шоссе. У самого истока реки ныне возвышаются высоченные горы отбросов городской жизнедеятельности. Это полигон твёрдых бытовых отходов (ТБО), иначе говоря – Южная свалка, которая в настоящее время является едва ли не самой крупной свалкой в Европе. Она хорошо известна в городе и заметна издалека. А уж неповторимое "благоухание" полигона, давно стало притчей во языцех. Хотя следует отметить, что во время проведения экспедиции, как это ни удивительно, полигон особых миазмов в атмосферу не источал. Горы слежавшегося мусора живописно обрамлены технологическими водоёмами, имеющими, очевидно, водосборное предназначение.

С восточной стороны полигона, вдоль, с севера на юг проходит канава с проточной водой. Вода относительно прозрачная и холодная. На протяжении первых 400 м своего течения ручей, протекая по искусственной канаве, отделён от полигона ТБО другой канавой большего размера (непроточной) и сохраняет относительную чистоту, несмотря на чрезвычайную замусоренность территории. Однако ниже в него сделаны два водостока со стороны технологического водоёма у подножия мусорной горы.

Далее река принимает вид широкой канавы с не очень грязной, на вид, водой. Пересекая большую канаву, проходящую вдоль границы Волхонского шоссе (которая также связана, в том числе, с территорией полигона), река уходит в трубу под упомянутым шоссе.

  

       

 

Канава от болота

 

Технологические водоёмы вокруг полигона ТБО

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Технологические водоёмы вокруг полигона ТБО

 

Канава вдоль (южнее) Волхонского шоссе

       

 Канава вдоль (южнее) Волхонского шоссе

Волхонское шоссе, трубопровод под шоссе, река севернее шоссе

       

Река среди полей севернее Волхонского шоссе

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Севернее Волхонского шоссе, в полях, река представляет собой небольшую мелиоративного вида канаву, несомненно, спрямлённую, но, в целом, соответствующую историческому руслу.

Здесь (100 м ниже Волхонского шоссе) участниками экспедиции были проведены первые промеры. Глубина измерялась градуированной рейкой, скорость – методом поверхностных поплавков на дистанции 10 м. При максимальной глубине 21 см и средней скорости течения 4,3 м/с, принимая живое сечение за трапецию с отношением оснований 2:1, оценочно расход воды в русле составил 0,025 м³/с (25 л/с).  Замеры: pH – 7,8; t – 11,6° C. Здесь же был обнаружен первый родничок, причём вода в нём была "марциальной".

Во все времена настоящие учёные ставили эксперименты в первую очередь на самих себе. Будучи сродни великим исследователям прошлого, участники экспедиции поступили аналогично. Испить из родника бьющего в непосредственной близости от громадной городской свалки, для этого необходимо известное мужество. По ощущениям экспериментаторов, на вкус вода оказалась железистой, что и было зафиксировано.

Автор настоящего  повествования выразил серьёзную обеспокоенность производимым действом и счёл для себя логичным не разделять с коллегами сей органолептический эксперимент, дабы хоть один человек уцелел и впоследствии смог довести до общественности результаты проведённых исследований.

 
         

Родник у реки, замер воды, проба участниками воды на вкус

 

Полный размер

Полный размер

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

Река среди полей севернее Волхонского шоссе

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Далее, в 2,0 км от истока, река принимает свой первый приток (правый) – безымянный ручей, который условно допустимо назвать Туйпольским в честь находившейся неподалёку деревни Туйпола. Расход воды в ручье не измерялся, но, несомненно, ручей был менее водным, чем Пулковка.

Здесь, к западу от бывшей деревни Кокколево (Коккулева или Юркина), по берегам реки повсюду видны остатки цивилизации – руины, заброшенные сточные коллекторы, обсаженные деревьями аллеи. Сама деревня находилась на шоссе вплоть до Великой Отечественной. После войны название постепенно вышло из употребления. Ещё с 30-х годов XX века северо-западнее  деревни существовал лесопитомник. Сразу после войны (в 1946–1950 гг.) у Киевского шоссе было построено несколько двухэтажных зданий. Впоследствии были построены теплицы для выращивания цветов. В 1980-е годы на территории бывшей деревни возвели несколько многоэтажных зданий. Местность получила оригинальное народное название "Цветочный питомник". В немалой степени способствовало этому создание одноимённой автобусной остановки на Киевском (Пулковском) шоссе. Длительное время здесь было кольцо автобусного маршрута № 55. К началу XXI века все послевоенные постройки были снесены. Питомник также пришёл в упадок, хотя всё ещё существует. Ныне он именуется ЗАО "Пулково Цветы".

Впрочем, "цивилизация" должна сюда вернуться в виде масштабного жилищного строительства. Между Пулковским и Волхонским шоссе планируется возведение жилого комплекса "Планетоград" (насколько реален и привлекателен подобный проект ввиду непосредственной близости огромной свалки и кладбища – тема для дискуссии, в рамках данного повествования неуместной).

 
       

Приток реки

 

Поля западнее Цветочного питомника, встреча с местными жителями

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
             

Река западнее Цветочного питомника

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

  

Здесь участниками экспедиции были встречены прогуливающиеся местные жители. Удивление было с обеих сторон. Мы никак не ожидали встретить здесь людей. Но и аборигены, по всему судя, крайне редко встречают в этих местах прохожих.

Не менее были удивлены участники похода другой встрече: в руинах по берегам Пулковки нашла себе убежище небольшая лиса. Результаты её жизнедеятельности наблюдались неоднократно. Также замечено было и само животное. Было высказано предположение, что животное не одиноко, и здесь вполне может существовать небольшая популяция.

 
       

Река западнее Цветочного питомника, по берегам реки горы строительного мусора

       

Пруд западнее Киевского (Пулковского) шоссе, заброшенный шлюз

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Перед Киевским (Пулковским) шоссе река разливается в пруд, точнее, – в бывшее водохранилище ирригационного назначения, так как река уходит под шоссе через заброшенный шлюз. Непосредственно у моста был обнаружен противотанковый надолб – напоминание о том, что долина речки в 1941–1944 гг. в этих местах была линией фронта.

 
       

Пруд западнее Киевского (Пулковского) шоссе

       

 

Вид на запад с моста

 

Вид на мост

 

Съёмки репортажа

 
 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

У моста на шоссе к нашей экспедиции ненадолго присоединилась съёмочная группа канала 100ТВ. Участники похода поведали миру о своих планах, целях экспедиции, рассказали об увиденном.

 
       

Съёмки репортажа бригадой канала 100ТВ

 

Репортаж канала 100ТВ

       

Промеры температуры воды и pH

 

Река восточнее Киевского (Пулковского) шоссе

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Огибая не слишком привлекательные на вид задворки площадки по продаже сельскохозяйственной техники, река вырывается на просторы пулковских полей. Здесь русло речки разительно меняется, поскольку отсюда начинается её спуск с Балтийского глинта, в котором вода промыла характерный каньон. В самом его начале, на прямолинейном участке (300 м ниже Киевского шоссе) был проведён ещё один замер расхода воды. При максимальной глубине 20 см и скорости течения 0,25 м/с расход оказался расчётно – 0,030 м³/с (30 л/с). Замеры: pH – 7,8; t – 13,4° C.

Далее, описывая красивую излучину, река приняла ещё один правый приток – безымянный ручей, вытекающий из местности возле бывшей деревни Синды (условно – Синдинский ручей). Соотношение полноводности реки и ручья не оставляет сомнений в том, что считать притоком следует именно последний.

Ниже по течению, от места впадения второго притока (3,9 км от истока реки) Пулковка бежит по дну осохшего водохранилища. Водохранилище существовало здесь ещё до войны. Располагалось оно чуть ниже моста Соколиной дороги. Ныне существующую плотину отсыпали в середине 1960-х гг., а впоследствии, в середине 1970-х, надстроили с использованием бетонных плит. Сооружение предназначалось для орошения полей совхоза.

Всего несколько лет назад полноводное водохранилище активно использовалось горожанами для купания. Ныне совхоз прекратил своё существование, надобность в поливе полей отпала, по причине ликвидации самих полей, как посевных площадей. Все они заброшены, и потихоньку зарастают травой. Вода стала не нужна. Водохранилище частично высохло. Наклонный водосброс (сливной жёлоб) ныне не задействован. Излишки воды отводятся из опустевшего водохранилища по трубе.

Впрочем, и в этих местах полям не долго осталось пребывать в запустении. Здесь уже началось строительство жилого комплекса "На царскосельских холмах", к которому затем добавится ЖК "Пулковская перспектива". Первой ласточкой стало наименование полевой дороги, проходящей на восток от Киевского (Пулковского) шоссе, Кокколевской улицей. Со временем новая улица должна стать центральной магистралью малоэтажного жилого микрорайона.

Обмелевшее водохранилище в совокупности с простирающимися вокруг бескрайними и ныне неухоженными полями, создают неповторимый и притягательный ландшафт, который по праву можно было бы назвать "Пулковским Гранд-Каньоном".

 
       

Пулковка среди полей бывшего совхоза, место бывшей деревни Верхнее Кузьмино

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

Начало Пулковского "Гранд-Каньона", место слияния с безымянным (Синдинским) ручьём

       

Начало Пулковского "Гранд-Каньона"

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

В середине XVIII века от Пулкова через Александровку до Царского Села была проложена Софийская дорога, известная также, как Соколиная дорога. Происхождение названия часто связывают с императрицей Елизаветой Петровной. Будучи страстной поклонницей этого развлечения, она завела в Царском Селе собственную соколиную охоту. Во время птичьей охоты императрица в мужском платье выезжала верхом к путевому дворцу на Пулковскую гору.

Долгое время, пока реконструировалась дорога через Большое Кузьмино, Соколиная дорога оставалась главной коммуникацией Царского Села. Между Пулковом и Александровкой на дороге находилось две деревни: Верхнее Кузьмино и Редкое Кузьмино.  Ныне от деревень не осталось и следа. Дорога также стала едва заметной. Хотя до начала XX века она имела государственное значение. Именно по ней осуществлялся проезд царской фамилии, до того времени, как был открыт императорский железнодорожный путь.

 
       

Пулковский "Гранд-Каньон", пересечение с бывшей Соколиной дорогой

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

       

Пулковский "Гранд-Каньон"

       

Осохшее водохранилище, дамба

       

Осохшее водохранилище, дамба

       

 

Недействующий спуск воды из водохранилища

 

Вид с дамбы на восток

 
       

Пулковский водопад – ныне действующий сброс воды из водохранилища

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Открытый участок трубы оказался чрезвычайно удобным для расчёта расхода воды, поскольку имеет хорошо рассчитываемую площадь живого сечения: при глубине (высоте заполненного водой сектора) 17 см, диаметре трубы 60 см и длине 355 см, была получена средняя скорость потока 0,48 м/с, что в пересчёте даёт расход 0,0316 м³/с (31,6 л/с). Это измерение следует считать самым точным.

Ниже дамбы речка петляет по естественному руслу. По берегам уже во всю ведётся строительство. Кроме всего прочего, здесь восстанавливается, а вернее – строится заново не на историческом месте церковь Смоленской иконы Божией Матери православный храм, располагавшийся в селе Большое Пулково и разрушенный во время войны.

 
       

Пулковка у Пулковского отделения совхоза "Шушары"

       

Пулковка у Пулковского отделения совхоза "Шушары"

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

Пулковка у Пулковского отделения совхоза "Шушары"

 
       

Пулковка среди полей бывшего совхоза "Шушары"

       

Пулковка среди полей бывшего совхоза "Шушары"

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

На территории бывшего совхоза сохранились отдельные элементы оросительной системы: каналы, шлюзы. Все они ныне не задействованы, большинство конструкций демонтированы.

После сооружения в начале 1850-х гг. Варшавской железной дороги родное русло реки выпрямили. Теперь она протекает западнее железнодорожных путей, параллельно им. Со стороны полей, идущих между железной дорогой и Пулковским шоссе, в речку впадают мелиоративные канавы, в том числе и с довольно мощным течением.

 
       

Пулковка среди полей бывшего совхоза "Шушары", строительство новой дороги

       

Пулковка вблизи от железнодорожных путей варшавского направления

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

Канализованная Пулковка проходит параллельно железнодорожным путям варшавского направления

       

Канализованная Пулковка проходит параллельно железнодорожным путям варшавского направления

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

В непосредственной близости от железнодорожной насыпи некогда располагалось несколько зданий, очевидно относящихся к железной дороге. Все бараки давно развалились или были снесены. Сохранились только фундаменты.

Из воспоминаний очевидцев известно, что ещё в 1970-е годы неподалёку от этих строений были заметны древние надгробные памятники (кресты). Вероятно, это были остатки деревенского кладбища. Неподалёку от этого места находились деревни Каменка и Колобовка (Семидворики). В настоящее время никаких следов древних захоронений обнаружено не было.

 
       

Развалины древних строений у железнодорожной насыпи

       

Начало нового канала, проходящего западнее от старого

       

Мемориал погибшим в авиакатастрофе

 

Новый канал

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

Примерно в 1,4 км выше по течению от слияния с Каменкой, Пулковка неожиданно уходит в построенный параллельно старой канаве (на расстоянии 25 м) новый канал с высокими бетонными стенами. Протяжённость канала в таком виде – 700 метров. Затем он внезапно превращается в канал с берегами из гравия, укреплённого сеткой. Переход канала на всём его протяжении практически невозможен. Вероятно, построенный новый канал – свидетельство затеваемой здесь грандиозной стройки – скоростной автомобильной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Мемориал погибшим 27 апреля 1974 года при падении самолёта Ил-18В (в день проведения экспедиции исполнилось ровно 40 лет с той скорбной даты) ныне расположен у западного берега нового канала. Подойти к мемориалу со стороны железнодорожной насыпи теперь можно только сделав большой обход. По этой причине подробный осмотр монумента не производился. Хотя очевидно, уход за памятником ведётся.

 
       

 

Новый канал

 

Старый канал

       

 

Старый канал (восточный)

 

Новый канал (западный)

 

Место слияния Каменки и Пулковки

 
     

Место слияния Каменки и Пулковки

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

 
 

Река Каменка прозывается так по имени существовавшей здесь некогда деревни. Длина реки крайне не велика. На современных картах исток Каменки как правило указывают из пожарного водоёма аэропорта Пулково, расположенного неподалёку от терминала "Пулково-2". На самом деле, в этот водоём (здесь водятся утки, но чиста его оставляет желать лучшего) впадают две канавы. Одна начинается у Внуковской улицы напротив бизнес-центра "Пулково Скай". Другая выходит с закрытой территории аэропорта. Слив из водоёма – в северо-восточной его части. Над сливом из пожарного водоёма расположена действующая насосная станция, ниже которой ручей уходит в своеобразный мост-туннель под автостоянкой. Выныривая из-под автостоянки, и приняв воду придорожных канав, Пулковского шоссе, ручей вновь ныряет в туннель, на этот раз под Пулковским шоссе. Перед туннелем устроен водомерный пост. За шоссе, перед заводом "Кока-кола", ручей делает подземный зигзаг влево, длиной около 130 м.

По выходе из подземелья ручей становится маленькой речкой, текущей по искусственному руслу между заборами заводов "Кока-кола" (справа) и "Ригли" (слева). На этом прямолинейном участке (110 м ниже Пулковского шоссе) был произведён замер: при максимальной глубине 11 см и средней скорости течения 0,41 м/с был получен расход воды оценочно 0,017 м³/с (17 л/с). Замеры: pH – 7,5; t – 7,3° C.

Далее Каменка и Пулковка объединяются и превращаются в реку, до недавнего времени носившую название "Чёрная речка", а ныне – Волковка. При слиянии Пулковки и Каменки, последнюю следует рассматривать как левый приток, отталкиваясь от очевидной разницы в расходе воды. Хорошо заметна разница "торфяной" воды (с мутными разводами из полевых мелиоративных канав) речки Пулковки и "глиняной" воды Каменки.

 
       

Дренажные канавы западнее Пулковского шоссе

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
       

 

Пруд западнее Пулковского шоссе

 

Насосная станция

 
       

Дренажная канава, ручей, туннель

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 
             

Каменка, пересечение с Пулковским шоссе, водомерный пост

       

Каменка восточнее Пулковского шоссе

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 
 

На месте слияния рек, в непосредственной близости от железнодорожной насыпи, первый этап экспедиции был завешён. Длина реки Пулковки по подсчётам составила 11,2 км.

  

               

Участники экспедиции

       

Участники экспедиции

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024