Продолжая рассказ о посёлке Тёсово-Нетыльском, что в Новгородской области, и об узкоколейном
железнодорожном музее, расположенном в этом посёлке, начатый в
статье о зимней поездке, следует отметить, что к Купчину всё это
никакого отношения не имеет. Просто у автора нет какого-либо блога
или дневника, а поделится ощущениями об увиденном, желание имеется.
Вот, для подобного рода самовыражения, и используется принадлежащий
автору сетевой ресурс. |
«5 апреля 2015 года в рамках III международного
военно-исторического фестиваля, посвящённого боям апреля-мая 1942
года за коридор снабжения в районе прорыва 2 Ударной Армии состоится
показ экспонатов Тёсовского музея УЖД»
«На поле
боя выйдут около 300 реконструкторов из разных регионов России и
стран СНГ, будет применяться военная и железнодорожная техника,
макеты тяжёлого вооружения. Так же будет работать интерактивная
экспозиция посвященная Волховскому фронту» |
|
|
|
|
|
От известной всем трассы
Петербург-Москва имеется два пути до Тёсово-Нетыльского. Первый:
Любань-Ручьи-Вдицко; второй: Подберезье-Осия-Пятилипы. При поездке
из города на Неве, первый путь значительно короче, но дорога от
Ручьёв до конца путешествия оставляет желать лучшего. Второй путь
длиннее, но вся трасса асфальтированная, хотя асфальт местами и не
очень презентабелен. Проехав к описываемому событию по обоим
путям, можно рекомендовать более длинный владельцам чувствительных к
колдобинам иномарок, всем же владельцам внедорожников и автомобилей
с непохотливой подвеской вполне вполне возможно без потерь неспешно
проехать по более короткой дороге. |
Начать рассказ о событии следует с
грандиозной, немыслимой, запредельной востребованности оного в
местных, конечно, масштабах. В одночасье небольшой посёлок приобрёл
все "прелести" мегаполиса. Уже в одиннадцать утра приезжающие на
мероприятие испытывали некоторые проблемы с парковкой. Несколько
забегая вперёд, надо сказать, что к началу основного действа
автомобилями были заставлены практически все подступы к посёлку в
районе узкоколейного переезда. И, если бы не активная работа
инспекторов ДПС, то в посёлке, несомненно, воцарился бы хаос. Весьма
вероятно, что такого наплыва туристов Тёсово-Нетыльский не испытывал
никогда. По мнению автора, количество участников и посетителей мероприятия в этот
день превысило количество постоянно проживающих в посёлке не менее
чем в два раза. С самого утра то здесь, то там, у припаркованных вдоль дороги
автомобилей, собирались группы людей в необычных для нашего времени
одеждах. Реконструкторы. Кого тут только не было! Вот неспешно
шагает "немецкий миномётный расчёт". А навстречу выдвинулась группа
"советских партизан". "Танкисты", "лётчики", медсёстры", "беженцы".
Всё смешалось на тёсовском фестивале. Ну где ещё можно увидеть
"командира Красной армии" горячо обсуждающего с "немецким
фельдфебелем" проблемы рекогносцировки? А народ всё прибывал и прибывал. Добраться до Тёсова иначе, как
автотранспортом, сложно. Хотя есть железнодорожная станция Рогавка,
названная так по имени протекающей неподалёку реки, но поезда теперь
ходят крайне нечасто. Автобусы, привозившие зрителей,
останавливались прямо посреди дороги, где и высаживали людей, а
потом уезжали искать место для стоянки. Много автобусов было
замечено на центральной площади посёлка, расположенной довольно
далеко от места проведения описываемых событий. |
Реконструкция в Тёсово-Нетыльском
отличается от всех прочих, в первую очередь тем, что в событии
задействована узкоколейная железная дорога. Это не случайно и не
надуманно. Действительно, ещё в предвоенные годы здесь была основана
сеть узкоколейных железных дорог для транспортировки торфа.
Разумеется, в военное время разработка торфа не велась, но
узкоколейка эксплуатировалась. Причём оккупанты, захватившие эту
территорию, также использовали железную дорогу для своих нужд и даже
занимались развитием узкоколейной сети. В отличие, например, от сопредельной Белоруссии, в России
промышленные узкоколейные железные дороги нынче почти все на грани
вымирания. А, поскольку это часть нашей жизни, хотя и уходящей в
прошлое, но вполне достойной того чтоб её знать и помнить, отрадно
что есть люди, занимающиеся сохранением и популяризацией истории
нашей Родины. В этой связи проведение фестиваля, посвящённого победе Красной
армии в Великой Отечественной войне и, в частности, подвигу Второй
Ударной Армии, на территории Тёсовского узкоколейного музея
представляется весьма логичным. У подъезда к посёлку со стороны Новгорода на незатейливых опорах
был размещён плакат-стенд с кратким описанием мероприятия и
расписанием планируемых событий. В непосредственной близости от
узкоколейного переезда, в домике,
принадлежавшем ранее железной дороге, был организован
информационный пункт, где все интересующие могли получить уже
исчерпывающую информацию. |
Практически сразу от переезда
начиналась выставочная площадка. Сбоку возвышалась наскоро
сколоченная из досок крытая трибуна. В непосредственной близости от
переезда, в тылу импровизированной трибуны, были размещены ларьки с
самого разного рода съестным, а также и сувенирной продукцией. У
ларьков примостился грузовой автомобиль ГАЗ-51. Модель эта ко
времени Великой Отечественной отнесена быть никак не может. Но,
видимо, в силу того что на сегодняшний день это уже раритет,
грузовик был поставлен в качестве экспоната. |
С самого утра всем прибывшим на
фестиваль была предоставлена возможность осмотреть экспонаты Тёсовского узкоколейного музея. Причём не просто осмотреть, но ещё и
покататься. Музей этот "интерактивный". Всё можно потрогать, на
большинстве экспонатов можно прокатиться. На бывшей сортировочной станции,
близ переезда, были расставлены в качестве действующих экспонатов
самые разные образцы узкоколейной железнодорожной техники. Особым спросом
пользовались "пионерки". Незатейливой конструкции дрезина с
мотоциклетным двигателем с прицепом или без прицепа неустанно
совершала рейсы от выставочной площадки в неведомые тёсовские
болотистые дали, и неизменно возвращалась обратно. Не меньшей
популярностью пользовалась и автодрезина ПД. В отличие от
"пионерки", автодрезина предлагает известный уровень комфорта при
езде. Удобные сидения и крыша над головой, конечно прельстительнее.
Но не для всех. Многим хотелось прокатиться с ветерком, сидя на
деревянных лавках "пионерки". |
На площадке появились два автобуса
из тех что уже редко встречаются на дорогах. Это прибыли зрители из
Петербурга. Давняя дружба и сотрудничество связывает руководителей
группы
Retro Bus и организаторов
Тёсовского
музея. И не даром одним из банеров узкоколейного музея является
реклама любителей старинных автобусов из Петербурга. Ретроавтобусы,
ЛАЗ и Икарус, разместились рядом со старым "газиком", создавая
довольно колоритное трио. |
Но не только на дрезинах могли
прокатиться гости фестиваля. Регулярно от трибуны (станция 4 пост)
отправлялся в путь тепловоз, ведущий небольшой пассажирский состав,
состоящий из двух пассажирских вагонов. В отличие от дрезин,
совершавших покатушки меж тёсовских болот, полноценный узкоколейный
поезд курсировал до центральной станции посёлка и обратно. Немало
желающих прокатиться успело поглядеть из окошек уютных зелёных
вагончиков. А неподалёку регулярно и наглядно демонстрировалась работа
подъёмника-путеукладчика. К составу была прицеплена жёлто-красная
дрезина. Вернее – это тепловоз. А если ещё точнее, и не тепловоз и не
дрезина. Это – самоходная электростанция. Именно так называют такую
машину специалисты. Отсюда же и название модели – ЭСУ
(электростанция самоходная универсальная). Машина в полной
исправности. Мерно раскручивая генератор, электростанция вполне
оправдывала своё название, поставляя электроток, от которого и
работал прицепленный вагон с подъёмником. |
В соответствии с планом мероприятий,
в 13:30 должен был состояться митинг у главного Тёсовского
мемориала, расположенного в конце посёлка, у железнодорожной станции Рогавка. В сторону главной
площади отбыл очередной поезд. А затем, усевшись на "пионерку",
прямо к месту проведения митинга отбыла специальная делегация. Ныне тёсовская узкоколейка заканчивается как раз неподалёку от мемориала,
у самого края посёлка. |
Тёсовский
мемориал
Фото августа 2007 г. из
архива автора |
Автор сего повествования решил на митинг
не ездить, поскольку
мемориал этот хорошо известен, а сосредоточиться на фотографировании
различных групп реконструкторов, которые являли собой весьма
колоритное зрелище. Кроме представителей "противоборствующих войск" на
территории предстоящей реконструкции было сосредоточено множество
самых разных атрибутов 1940-х годов и несколько военных машин того же
времени. Особым интересом пользовались танк Т-60 и
бронеавтомобиль БА-20. Оба экспоната были на ходу и со своими
экипажами. |
Кроме лёгкого танка и колёсного
бронеавтомобиля неподдельный интерес вызывал странный агрегат,
который реконструкторы именовали бронедрезиной. По сути, это и была
мотодрезина "пионерка", обшитая материалом, имитирующим броню. На
сколько корректно и реалистично это движущееся сооружение – вопрос
для знатоков темы. |
"Гитлеровцы" расположились
у обветшавшего, но покрашенного
железнодорожного вагончика, который, в свою очередь был установлен
неподалёку от "фашистского же кладбища". У вагончика сидел часовой.
Остальные "вражеские солдаты" собирались группами поодаль. Рядом
были вбиты "столбы-указатели" с названиями и надписями на немецком.
Тут же разместили элементы быта "гитлеровцев", в числе коих был даже
рукомойник со свастикой. |
В ожидании начала основных событий реконструкторы не скучали. Надо ли говорить, что почти у каждого из
посетителей был с собой фотоаппарат или заменяющий его прибор. По
нынешним временам, редкий сыщется мобильный телефон без подобной
функции. Каждому хотелось запечатлеть не только себя у
бронетранспортёра, но и группы военных "враждующих сторон". А,
учитывая весьма значительное количество самых разных групп рконструкторов, простор для деятельности фотографов был огромный. Да
и сами реконструкторы нередко фотографировали себя и окружающих,
благо погода выдалась подходящая. Но не только гостям фестиваля интересно было поглядеть на
реконструкторов. Прибывшие на мероприятие корреспонденты также не
оставляли их своим вниманием. Автору довелось присутствовать при
маленькой инсценировке для одного из телеканалов. Сценарий,
изложенный в двух словах был предельно прост: взвод "захватчиков"
идёт в атаку и все как один "погибают" в бою. Сняли с одного дубля. |
"Наши" обосновались близ
полуразрушенного кирпичного здания, также когда-то принадлежавшего
узкоколейке. В самом домике расположился "походный госпиталь".
Неподалёку от "госпиталя" разместили муляж
разбившегося самолёта, противотанковую пушку и несколько укреплений
на подобие дерево-земляных брустверов. Другие укрепления
представляли собой мешки с песком, что часто использовалось в
военные годы. Был также представлен шанцевый инструмент,
использовавшийся в то время, колуны, пилы, резаки для колючей
проволоки и прочие приспособления. Хорошо известный многим пулемёт
"максим" со вставленной в него снаряжённой лентой был готов к бою. Тут, пожалуй, к месту будет упомянуть об оружии, используемом реконструкторами. Всё оружие представляет собой массо-габаритные
макеты (ММГ), то есть настоящее оружие, обработанное таким образом, чтобы
стрельба боевыми патронами из него была невозможна. Однако
большинство из вооружения реконструкторов имеет функцию СХП –
стрельбы холостыми патронами. Такая переделка оружия допустима
Российским законодательством, но для этого необходимо оформление
соответствующего разрешения, которое выдаются после проведения
экспертизы оружия. Таким образом, оружие, использующееся при
реконструкциях, вполне достоверно имитирует звуки стрельбы боевыми
патронами, при этом не нанося никакого ущерба. |
Последние указания перед началом
реконструкции. Все уже в сборе. Ожидают только "беженцев". Танк
выдвинулся на позицию и вдруг заглох, застряв прямо на рельсах.
Более 20 минут танкисты пытались завести машину. Пробовали даже
расталкивать вручную. И завели! Ситуация, никак не входившая в
сценарий реконструкторов, но очень реалистичная. Пока танкисты "воевали" с машиной, часть зрителей могло наблюдать
интересную картину: пёстрая крупная курица, очевидно сбежавшая из
расположенного поблизости двора, грациозно пересекла железнодорожные
пути и приблизилась к составу ржавых грузовых вагончиков. К тому
моменту у состава как раз сгруппировалось несколько "гитлеровцев".
"Фашисты" заметили курицу. Ничтоже сумняшеся, "захватчики" бросились
вдогонку за птицей. Но курица оказалась с характером, "агрессорам" в
руки не далась. Погоняв "фашистов" вокруг состава некоторое время,
птица не менее горделиво и чинно ретировалась. Столь реалистичный
экспромт не оставил зрителей равнодушными. "Нихт шизн!" –
раздавались крики из толпы, обращённые в адрес незадачливых
курицеловов... |
И вот долгожданное время начала
действа. Пущена сигнальная ракета, и все замерли в ожидании боя.
Зрителей выстроили вдоль крайних железнодорожных путей. Тем, кто
занимал места раньше, досталось увидеть картину ближе к расположению
"наших" частей. Тем же, кто пришёл попозже, оставалось пространство
ближе к "немецким" соединениям и "немецкому же кладбищу". Автору
настоящего текста досталось место как раз напротив обосновавшегося у
"кладбища" "немецкого миномётного расчёта". Надо было заранее место
занимать, а не носиться с фотоаппаратом средь "наших" и "ненаших",
в попытках создания антуражных фотографий... |
Началось действие с подвозки "наших
бойцов" на платформах, видимо, в расположение части. Самоходка,
которая толкала платформы с "воинами", была не совсем военного
времени, ну да ладно, никто на это внимания не обратил. Ждали
завязки боя. И он последовал. Перепрыгивая через рельсы, "фашисты"
выдвинулись на позиции. С неба пикировал аэроплан. Последовало
несколько взрывов, очевидно на позициях "наших". Аэроплан зашёл на
второй круг и всё повторилось. Ещё несколько попыток и, вот, "атака
фашистов отбита". |
"Фашистский миномётный расчёт"
"уничтожен в полном составе". "Гитлеровцы" отступили. "Наши
санитары" на платформе отвозят "раненых". "Раненых" много, но
платформу толкают вручную. Очевидно, "техника погибла в бою".
"Миномётный расчёт гитлеровцев" бездвижен. "Новая атака". "В бой вступил" бронеавтомобиль. "Героически
отстреливался" экипаж машины. Но его всё-таки "подбили". Бронемашина
"загорелась". |
Ситуация изменилась. В сторону
расположения "наших" на "бронедрезине" едет улыбающийся молодой
"немец". Радость на его лице становится понятна по мере проезда мимо
зрителей. За собой на прицепах белозубый "фашист" везёт пол дюжины
миловидных "немецких медсестричек". Слышны отдельные выстрелы. Что
произошло там, непонятно. Но через короткое время половина "медсестричек"
возвращается назад. Улыбчивого "фашиста" уже нет. Нет и
"бронедрезины". Вместо этого на прицепе уложены два "раненых немца".
Оба действия происходят на фоне "кладбища" и лежащего на
сырой земле "миномётного
расчёта". |
Ну вот и кульминация. "Наши" пошли в
наступление. При поддержке танка "советская пехота"
атакует "позиции
врага". Поучаствовать в боевых действиях очень хочется хромоногой
рыжей собачке из местных. Но, видимо испугавшись грома выстрелов,
животное убегает. "Наши" идут вперёд, не обращая никакого внимания
на "погибший миномётный расчёт". Короткими перебежками
"освободители" продвигаются вперёд. Что там происходит, не видно. Но
совершенно отчётливо слышны выстрелы и, кажется, там завязывается
"рукопашная схватка". Около состава ржавых вагончиков ожидают
развязки боя "наши санитары". "Немецкий миномётный расчёт" лежит не
шевелясь. |
Представление окончено. "Наши
победили". Хотя, нет, не так, правильнее – наши победили. Ведь
победили же! И тогда, семьдесят с лишним лет назад, и сейчас тоже.
Некорректно сравнивать театрализованное действо с настоящей войной.
Но, своего рода, победа налицо. Как минимум, количество приехавших на
фестиваль свидетельствует об этом. Зрители стояли вплотную друг к
другу, залезали на деревья, крыши близлежащих строений, вагоны, и
даже на тепловозы. Смехотворных размеров трибуна не смогла бы
вместить даже представителей прессы. А таковых оказалось немало.
Целый ряд телеканалов, как питерских, так и новгородских освещали
событие. Замечены были и представители Первого канала. Совершенно
очевидно, анонсы фестиваля были проведены на должном уровне. А ведь
это не Москва и не Питер, где действительно несложно собрать толпу
любопытствующих. Значит есть интерес, есть стремление увидеть,
узнать, приобщиться. |
Известно такое понятие "градообразующее предприятие" – это
производство, на котором занято большинство жителей населённого
пункта. И в Тёсово-Нетыльском было такое производство. Это,
собственно, предприятие по торфоразработке. Но востребованность торфа в качестве топлива
сошла на нет, и развалилось предприятие. А, вслед за ним, и
сам посёлок стал постепенно разрушаться. Не пора ли задуматься об основании нового градообразующего
предприятия? А таковым, без сомнения, может стать именно Тёсовский
узкоколейный музей. Увлечённость создателей помноженная на поддержку
властей может дать свои всходы. Сегодняшний фестиваль ярко
свидетельствует о неподдельном интересе к подобным мероприятиям.
Конечно, потребуются капиталовложения. Но, при грамотной организации
и должной рекламе уникальный музей, с возможностью регулярного
проведения самых разнообразных мероприятий, может стать заметной вехой в
истории посёлка. Неверными были бы исключительно хвалебные реляции. Недоработок в
организации мероприятия было с избытком. Возможно, устроители сами
не ожидали такого наплыва посетителей. Но, так или иначе, при
проведении последующих аналогичных фестивалей необходимо будет
учесть ошибки нынешнего. При таком количестве зрителей очень
важно
максимально широко информировать о происходящем. Голос же повествующего
во время реконструкции был слышен не далее 50 метров от
громкоговорителя, в то
время, как зрители растянулись метров на 500. Организация
парковочных площадок отсутствовала как таковая. Хаотичное размещение
зрителей никак не может быть образцом для подражания. Но всё это
технические детали. Сама же
идея проведения подобных фестивалей замечательна и очень хочется
надеется на продолжение такого почина. Вот, беспокоит только, не
простудились бы мужики из "немецкого миномётного расчёта"... |
|