«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» – говаривал некогда известный
философ. И уж совсем паршиво было бы в этот период родиться. Однако
случилось... И был явлен миру монстр, невиданный доселе. Крепкий и
выносливый, но корявый и уродливый. А монстр-то не виноват. Он
хороший. Просто создали его таким. Скроили по образу и подобию. По
образу и подобию эпохи. И впитал он в себя и то время, и своих
создателей –
их мечты и надежды и стремления. Наша же задача теперь хранить
всё это.
Хранить хотя бы для того, чтоб не повторить чего-либо подобного. Смотрите же люди на этот
автобус! Смотрите внимательно, ибо перед вами отражение, перед вами портрет. Портрет
своего времени. |
В 1990-х годах, при
всеобщем кризисе, нашлись люди, предпринявшие попытку создания
нового семейства отечественных автобусов с использованием имеющихся
комплектующих и, по большей части, отработанных уже технологий. Так
родились автобусы, объединённые общим названием «Альтерна».
Интересующихся историей этого семейства адресую
сюда.
В 1994 году три различных машины этого семейства демонстрировались в
Петербурге. По неподтверждённым данным (основанным на личных
воспоминаниях одного из руководителей Первого автобусного парка)
одна из машин проходила краткосрочные испытания в Автобусном парке №
1 нашего города. |
Статья из газеты Вечерний Петербург от 5 сентября 1994 года
Крайне немного сохранилось в мире машин этой марки. Одним из таковых был
автобус, принадлежавший Невинномысскому
линейному производственному управлению магистральных газопроводов
(НЛПУМГ).
Прослужив как минимум до 2013 года, автобус был поставлен «к забору»,
где и простоял до недавнего времени.
Описываемый автобус Альтерна-4216 (ЭЗСА)
был изготовлен на Энгельсском заводе специализированных автомобилей
в 1995 году. В 2004 году поступил в Невинномысск, где работал в
качестве служебной развозки. Мотор
был переоборудован на газовое топливо (метан) специалистами ВНИИГАЗ
(г. Видное).
Немногочисленные фотографии не давали полного представления о
машине. И в 2015 году был предпринят вояж в Невинномысск с целью
осмотра автобуса непосредственно
непосредственно на месте.
Автобусный музей нашего города уже давно ожидал прибавления в виде
нового экспоната, но по договорённости, автобусный мотор должен был
быть приведён в исходное состояние – то есть на дизельное топливо.
В 2016 году газо-баллонное оборудование полностью демонтировано,
двигателю был придан первоначальный вид.
Окончание этого процесса и стало отправной точкой к началу
организационных работ по перегону машины своим ходом из
Невинномысска в Санкт-Петербург. |
Альтерна в эксплуатации. Невинномысск 2013 г. |
Трассы
служебных развозок, по которым ходил автобус в Невинномысске |
Для перегона машины из Невинномысска в
Санкт-Петербург была сформирована команда из пяти человек: механиков
и водителей, которая была разделена на две группы. Мы с Григорием
должны были приехать в Невинномысск заранее, осмотреть и подготовить машину
для перегона. Вторая группа – Фёдор (руководитель экспедиции),
Тимофей (водитель и видео оператор) и Иван (коллега из Седьмого
парка) должна была прибыть в понедельник, сразу же сесть за руль и
поехать. |
Часть
I
Кавказские
ПАЗики
|
Одной из дополнительных
задач в этой поездке, возложенных на нас с Гришей, был осмотр
нескольких, а именно – трёх, машин марки ПАЗ-672, предполагаемых к
покупке. В не таком уж и отдалённом прошлом колесили эти ПАЗики во
множестве по дорогам Ленинграда и области. Но они вымерли. Вымерли
наших краях. Меж тем, в регионах ещё можно отыскать подходящий
агрегат для использования в качестве музейного экспоната. Вот с этой
целью мы и отправились на Кавказ, а именно в Северную Осетию –
Аланию.
Перелёт из Петербурга во
Владикавказ состоялся 10 декабря 2016 года, и занял менее трёх часов. Летели мы авиакомпанией «Победа».
Тут самое время заметить, что «Победа»
эта – есть полное поражение для всякого жаждающего халявы. Скупой
платит дважды. Цены на самолёт у этого перевозчика действительно
самые низкие, но и сервис соответствующий. Самая большая проблема с
багажом. Он практически весь платный. Можно пронести в салон дамскую
сумку или ноутбук. Заметьте, сумка вместе с ноутбуком уже не
пройдёт. Не стоит ожидать в самолёте какого-либо обслуживания в
пути. Вам не предложат даже воды. Иными словами, авиакомпания «Победа»
– это перевозчик для командировочных, но никак не для туристов или
отдыхающих. |
Аэропорт Владикавказа
расположен не в городе, а на приличном отдалении. По прилёте мы
обнаружили интересную особенность: нам без проблем удалось пройти
расстояние от самолёта до вокзала пешком. В большинстве аэропортов,
даже при очень незначительном расстоянии, для этого используют
автобус. Любопытно, что при входе на вокзал с лётного поля у многих
проверяли паспорта. Но нам сказали, что документы не нужны.
Очевидно, мы одним своим видом уже внушали доверие.
Пока Гриша ожидал свой
багаж (а я летел налегке, только с фотоаппаратом), я отснял аэропорт
и прилегающую территорию. Конечно же основное внимание привлекал
Большой Кавказ – горная система, у северного склона которой и
расположена Северная Осетия. |
Нас встретил
потенциальный продавец автобуса и мы поехали в город Беслан. Вдоль
дороги проплывали горные кряжи, изящно драпированные снегом, а может
и льдом. Слегка удивил рассказ нашего водителя о Тереке. По его
словам выходило, что это очень загрязнённая река и весь Владикавказ
сливает в неё всякие нечистоты. Сам же Терек, в том месте, где мы
его пересекали, представляет собой широкую, но очень мелкую и
чрезвычайно каменистую реку.
От аэропорта до Беслана
езды минут пять-десять. Название это уже много лет на слуху у
каждого россиянина. Трагедия, произошедшая в школе этого районного
центра, никого не оставила равнодушным. Мои купчинские друзья, зная
о моём путешествии, просили возложить цветы к монументу погибшим в
том страшном теракте. Но вот недостатки командировочной поездки –
далеко не всегда можно то, что легко было бы предпринять при поездке
в качестве туриста. Мы проезжали монумент жертвам теракта на
Бесланском кладбище «Город
Ангелов». Он
впечатляет. Проезжали также и саму школу, которую и доныне полностью
не восстановили. Но фотографировать такие места из окна автомобиля я
счёл неправильным, а времени для остановок не было.
Совсем неподалёку от
печально известной школы расположена автошкола, куда собственно и
пролегал наш путь. Именно здесь нам был представлен первый из трёх
ПАЗиков, планировавшихся для осмотра. Экземпляр, принадлежащий
автошколе выглядел ухоженно и довольно неплохо. Но были и
существенные недостатки. Ликвидирована задняя дверь, полностью
переделана обшивка бортов и колёсные арки, напрочь отсутствовал
бензобак. Автобус был на ходу, работал исключительно на газе, но
документов об этой переделке не было. Осмотрев машину и составив
представление, мы вызвали такси и отправились в селение Ногир, где
нас ожидал второй ПАЗик. |
Таксист, что приехал по
вызову, оказался вполне дружелюбным и словоохотливым. Пока мы ехали
из Беслана в Ногир, он поведал о том, что это самый Ногир знаменит
непревзойдённым никем количеством олимпийских чемпионов в различных
видах спорта. Едва не каждую разъезжавшуюся с нами машину наш
водитель приветствовал, часто получая ответные гудки. У нас
сложилось стойкое впечатление, что все тут друг друга знают, и не
просто знают, а уважают. Вскоре мы прибыли в Ногир.
Что лично мне сразу
бросилось в глаза, так это местные дома, построенные сплошь из
кирпича. Практически все здания местности – это, как говорят у нас,
частный сектор. При этом ни одного деревянного дома обнаружить не
удалось.
Доехав до нужного места,
мы отпустили таксиста. Это была наша ошибка. Осмотрев местный ПАЗ
пришли к выводу, что он значительно в меньшей степени подвергся
реконструкции и практически сохранился в первозданном виде, хотя и
сильно поржавел. И всё бы было хорошо, да одна загвоздка, на машине
напрочь отсутствовал номер кузова. Такую головную боль навязать себе
мы конечно не могли. |
Покинув стоящий у дома
ПАЗик, мы пошли пешком по Ногиру до места, которое нам показалось
центром посёлка. Кроме магазинов и каких-то просветительских
учреждений, здесь располагалась православная церковь, очень
симпатичная на вид. Обнаружив объявление о вызове такси на одном из
местных магазинов мы вызвали машину.
Прибывший к нам таксист
также оказался местным. Он, как и его предшественник в нашем
путешествии, рассказал нам о чемпионах из этого села. В количестве
олимпийцев рассказы таксистов не совпадали, но сам факт, что местные
гордятся своими земляками, вызывает уважение. |
Улицы села Ногир, русская православная
церковь Пресвятой Живоначальной
Троицы |
Проехав Ногир мы
отправились в другой местный районный центр – город Алагир. Путь наш
проходил вдоль горных склонов и бескрайних долин перед ними. Такое
сочетание я не мог пропустить, и принялся фотографировать окружающий
ландшафт. Мои действия, очевидно, заставили водителя слегка
напрячься. Он поинтересовался, не журналисты ли мы. Мы сразу же
рассказали ему всю правду, кто мы, откуда, и зачем приехали. К
слову, мы поступали так всегда, и считаю, это правильно.
Не могу не отметить
любопытный момент, примерно в середине дороги из Ногира в Алагир наш
водитель остановился у небольшого сооружения, отдалённо
напоминающего автобусную остановку. Не произнося ни слова заглушил
мотор, вынул ключ из зажигания, и вышел из машины, оставив нас в полном
недоумении. За дальнейшими его действиями я наблюдал из окна.
Совершив какой-то молитвоподобный обряд, наш водитель сел в машину,
и мы продолжили движение.
Впоследствии выяснилось,
что это была
Роща Хетага – сакральное место, святое для каждого осетина.
Вскоре мы прибыли в Алагир. В качестве ориентира нам был назван
кирпичный завод, что дало нам повод одновременно и для беспокойства
и для шуток. Нас встретил хозяин последнего из предстоявших к
просмотру автобусов.
В Алагире есть что
посмотреть и запечатлеть. Но, опять же, командировочные сложности не
позволяли останавливаться у каждого места, достойного внимания. В
результате я не могу предложить к просмотру ни монумент-танк Т-34,
ни памятники Ленину и Сталину, ни старинный православный собор, ни
памятник семи братьям, не вернувшимся с войны, да много ещё чего... |
Дорога |
Роща Хетага |
Алагир |
Осмотрев последний
автобус, мы пришли к выводу, что он самый удачный из всех. В отличие от двух предыдущих, на этой машине
сохранились обе родные двери. Салон также не был переделан. Однако
автобус был без аккумулятора и нам не смогли его завести. К тому же,
из осмотренных нами, эта машина была самой дорогостоящей.
Поблагодарив
гостеприимных хозяев и максимально вежливо отказав им на предложение
выпить за встречу, мы выехали из Алагира во Владикавказ. Дорога
заняла около часа. Примечательно, что вдоль всей трассы, как на
заснеженных скошенных кукурузных полях, так и на пустошах пасся
крупный рогатый скот. Не менее интересно, что на протяжении всего
пути нам практически нигде не встретились леса или хотя бы
перелески. Повсюду были поля и пустоши, тянущиеся до самых
предгорий. |
Владикавказ встретил нас
сурово – стрельбой. Что там происходило, нам неведомо. Но было
скопление полиции и какое-то нездоровое движение. Мы не стали
вникать в происходящее, и поспешили ретироваться. На железнодорожном
вокзале мы взяли билеты в Невинномысск на московский поезд. Я было
хотел запечатлеть вокзал, но Гриша отговорил это делать, предрекая
мне длительные объяснения с местной полицией. Надо отметить, что
проверки на вокзале Владикавказа были заметно жёстче, нежели в
аэропорту. Тут нас обоих буквально вывернули на изнанку, списав при
этом всю информацию из паспортов.
Поскольку времени до
отхода поезда у нас оставалось совсем мало, мы едва успели
основательно перекусить. И, уж конечно, ничего толкового
сфотографировать не удалось. Засим можно констатировать, что побывав
во Владикавказе, города мы по сути не видели.
Вскоре мы уже сидели в
поезде Владикавказ-Москва на боковых сидениях у двери. Одним из
наших попутчиков оказался работник какой-то организации, пробивающей
туннели в горах. Он долго и интересно рассказывал о горах, показывал
фотографии туннелей, пробиваемых в районе Цхинвала. Гриша так
заинтересовался темой, что даже стал планировать семейную поездку
летом в эти места. А места действительно достойные! |
Часть
II
Альтерна.
Перегон и ощущения
|
Во славный город
Невинномысск мы прибыли около полуночи. Оно, так то и не далеко от
Владикавказа, да вот беда – стои́т на станциях поезд уж больно
долго. Например, в Минеральных Водах – так более часа. Гостиницу мы
забронировали ещё сидя в поезде. Она располагалась не так уж далеко
от вокзала (километра два с гаком), что собственно и было основным
критерием при выборе. Сойдя с поезда мы пешком потопали по ночному
Невинномысску.
До того здесь была зима. Но ко
времени нашего визита она уже
закончилась, и наступила осень. В результате весь путь мы проделали
по таящему льду вперемешку с дорожной грязью. За всё время пути нам
встретился только один человек – запоздалый собачник со своим
питомцем. Обнаружив гостиницу, мы быстро заселились и без всякого
промедления приступили к самой ответственной части командировки –
отправились на боковую. |
Здесь вам не равнина,
здесь климат иной... В восемь утра, когда в городе-герое Ленинграде
ещё царит полный сумрак, здесь в южных предгорьях уже во всю светит
солнышко. Проснувшись и неплохо позавтракав, мы стали ожидать
владельца Альтерны, который должен был отвезти нас к машине.
Собственно, мы уже видели
этот агрегат, когда
заезжали на смотрины в прошлом году. Тогда он представлял собой
бездвижно стоящий автобус с мотором, на котором не было никакой
возможности добраться до города на Неве своим ходом. И вот теперь
мотор доведён до исходного состояния, газовая модернизация удалена, и машина
готова к перегону. Так было заявлено. Но на деле вышло несколько
иначе, о чём и повествует нижеследующий рассказ.
Первым местом, куда мы
поехали, была расположенная неподалёку пожарная часть. Туда мы
отправились за водой. Здесь мне удалось сделать несколько интересных
снимков, но затем вышел недовольный моей активностью охранник, и я
был вынужден прекратить съёмку. |
Альтерна ныне
располагалась не в том месте, где мы её видели в прошлый визит, но
по сути, территория была схожей. Некогда здесь были преуспевающие
советские предприятия, ныне же – заброшенные здания, пустыри и
стоянки. На такой вот стоянке, весьма колоритно вписывая свой образ
в площадку для порезки металлолома, и прозябала ожидая своей участь
наша Альтерна. Я смело употребляю слово «наша»,
поскольку решение о покупке автобуса уже давно было принято на
высшем уровне, и даже если бы не случилось пригнать машину своим
ходом, последовала бы команда тащить этот агрегат.
По прибытии на площадку
мы обнаружили автобус, стоящий одной стороной в луже, что было
неожиданностью даже для владельца. Поскольку необходимо было
подключать аккумуляторы, потребовалось сооружение мостков, которое
изготовили из полетов. Затем последовала увлекательная процедура
заливки воды. По окончании которой преступили к самому интересному –
заведению двигателя. Примерно 10-15 попыток оного оказались
бесплодными. Заводиться Альтерна не хотела.
Мы с Гришей наблюдали
за действиями хозяина машины со стороны. Изначально проблема была в
подаче. Впоследствии машина всё же завелась, но будучи заглушенной,
вновь заводиться отказалась. На сей раз сложность была уже с электрикой. Хозяин обещал пригласить
специалиста, а пока показать нам
город, точнее автомобильные магазины и один интересный автобус. Мы
поехали в Невинномысск. |
С погодой нам ну совсем
не повезло. Пошёл дождь. Однако на старый
«Луноход» посмотреть удалось. Сей автобус давно уже не представляет
собой интереса, поскольку дошёл до состояния, при котором
реставрация хотя практически и возможна, но сопряжена с такими
расходами, на которые вряд ли кто пойдёт. Нам показали местный магазин автозапчастей,
затем мы вернулись к стоянке. Альтерну удалось таки
завести и переставить на другое более сухое место. На том воскресная возня с
автобусом была завершена, и мы отправились на прогулку по
городу. |
Останки автобуса ЛиАЗ-677 |
Невинномысск оказался
небольшим городком, но со всеми благами современной цивилизации. С
многочисленными памятниками, магазинами, подземным переходом, парком
и несколькими путепроводами. Основной водной артерией города может
быть названа река Кубань.
Не будучи знатоками
города, мы выбрали для прогулки самую широкую, как нам показалось
магистраль – улицу Гагарина. Однако при не самой дружелюбной погоде
фотографировать памятники было сложно. Есть предположение, что летом
тут гораздо веселее. Меж тем, градообразующие предприятия не могут
рассматриваться в качестве положительно влияющих на атмосферу, а
скорее наоборот. Сравнивая воздух в предгорьях Кавказа с местным, мы
решительно пришли к выводу, что там атмосфера чище.
Увеселительная прогулка
была недолгой, и закончилась походом в кафе, затем в магазин и
обратно в гостиницу. Значительную часть города занимает частный
сектор. Это обстоятельство нами было обнаружено при прогулке по
улице Калинина до места проживания. Следует отметить, что тротуары в
районе частных домиков значительно симпатичнее, чем в кварталах
многоэтажек... |
Невинномысск. Прогулка по городу |
Невинномысск. Прогулка по городу |
Невинномысск. Прогулка по городу |
Невинномысск. Путепроводы старый (рабочий) и новый (недоделанный) |
Невинномысск. Фотографии по дороге |
Утром следующего дня мы
вышли из гостиницы и отправились пешком в магазин автозапчастей. Там
были куплены минимально необходимые вещи, как то: зеркала,
стеклоочиститель, омыватель стёкол, набор гаечных ключей и отвёрток
и ещё всякая полезная мелочь. Затем мы с Гришей пришли к месту
стоянки Альтерны.
Тут уже копошились двое
из команды хозяина автобуса. Мужики завели машину, залили воду,
проверили электрику. А заодно порассказали нам много интересного.
После многолетнего стояния без присмотра была дана команда собирать
машину. И стали собирать. Залив воду, обнаружили, что течёт
практически вся система. Тогда приняли соломоново решение –
ликвидировать систему отопления как таковую. Печки салона отключили
от системы, трубки забили деревянными чопиками. Передняя печка не
была отключена, но с циркуляцией явно было не всё в порядке.
Электрику собирали из чего попало, потому фары все разные, а на двух
не хватает ободков. На приборном щитке не работал практически ни
один прибор. Только контрольная лампа зарядки и контрольные лампы
контуров пневмосистемы. К слову, воздух машина держит отвратительно
– 10 минут, и давления как не бывало. Но к чести системы, надо
сказать, что она совершенно не загажена маслом. Аккумуляторы поставили 6-вольтовые четыре штуки
(очевидно из того, что было). Однако машина так или иначе заводилась, худо-бедно
ехала, как-никак, а всё ж тормозила, и всё это вселяло некоторый оптимизм... |
Невинномысск. Промзона. Место стоянки Альтерны |
«Проведите, проведите
меня к нему, я хочу видеть этого человека» – восклицал некогда
классик. Какое непреодолимое желание произнесть аналогичную фразу
испытывали мы по отношению к конструктору
данного автобуса. А в случае реальной встречи, озвучивалась жгучая
потребность предать лицу того конструктора черты, схожие со
внешностью спроектированного им детища...
На вид Альтерна напоминает
нечто среднее между холодильником и бронетранспортёром. Рубленая
внешность машины разбавлена аляповатым декором как спереди, так и
сзади. Не глядя на экономию, которая вроде бы должна была иметь
место, задних фонарей в автобусе с избытком. Классические стоп,
поворот и габарит дублируются дважды, к тому же на крыше размещены
ещё четыре габаритных огня. Кроме того имеются противотуманные
фонари и указатели заднего хода. Бесспорно выделяющим элементом
кузовного декора служит подвешенное на задней панели кузова запасное
колесо. Спереди осветительные приборы более-менее стандартизованы.
В общем машину можно было бы назвать оригинальным уродцем. На
скорость внешний вид данного агрегата практически не влияет, посему
можно было бы этим описанием и ограничиться.
Значительно интереснее
устроен автобус изнутри. Первое, что не сможет не заметить любой
желающий выступить в роли водителя – это то, что забраться в кабину
чрезвычайно трудно. Ступеньки, а их – две, расположены так, что
вставая на них, желающий проникнуть в недра автобуса тут же упрётся лицом в
косяк двери. Единственная часть машины, которая позволяет за себя
уцепиться потенциальному водителю – это руль. При этом вся тяжесть
тела шофёра обрушивается именно на этот элемент. Надо ли говорить,
что рулевое колесо, непредназначенное для таких нагрузок, в
приличном состоянии долго не продержится. Нам руль достался кривым
на все
стороны. Кроме того, он был обломан как минимум трижды в месте
крепления рулевого колеса к колонке, и трижды приварен. Может это был и не
первый руль данного агрегата. Уже мы сломали его очередной раз
(треснул один из сварочных швов). Впоследствии нами было вынуто
стекло, разделяющее кабину и салон. Заходить (а вернее говорить –
заползать) в кабину стало значительно удобнее. Кабина широкая и во
многом напоминает место водителя классического «Лунохода». Но не во
всём. В частности, люк мотора значительно меньше, нежели у
«Скотовоза».
По меткому выражению Гриши, мотор
словно бы опустили в колодец. Он хорошо виден, но добраться до него
весьма непросто. Например, немыслимые телодвижения необходимы для
проверки уровня масла в двигателе. Для того же, чтоб долить
оное в мотор, очевидно, нужно этот мотор демонтировать. Во избежание
такого сложного действа, была придумана загогулевидная полуметровая
труба, одним концом вставляющаяся (а это сделать – тоже надо очень постараться) в масляную заливную горловину двигателя. Труба досталась нам по
наследству. Неизвестно, то ли это штатное устройство, то ли выдумка
местных эксплуатационщиков.
Отдельного описания вполне заслуживает
щиток предохранителей и электрики. Он огромен. Причём, сразу
чувствуется, что собирали машину в городе, где много лет делали
троллейбусы – сходства налицо. Никакой электроники в машине нет. И
вроде бы можно было расположить всё значительно компактнее.
Очевидно, такой задачи не ставилось, и электроотсек занимает всё
пространство в стенке за кабиной водителя. Любопытно, что тут нет
классических разноцветных автомобильных проводов. Все провода
одинаковые. Для понимания же, откуда что, используются номерные
накрутки. Основной доступ к отсеку осуществляется из салона (для
этого нужно открутить великое множество болтов. Но к самим
предохранителям можно подобраться и из кабины. Для этого нужно
открутить небольшую планку, укреплённую на саморезах.
Ну и самое интересное – это ручной
тормоз. Классический камазовский рычаг прикреплен к стене слева у
двери таким образом, что почти вплотную прилегает к боковине
водительского сидения. Нащупать ручник – и то проблема, а уж
поставить или снять машину с тормоза – это действо только для очень
настойчивых. К тому же есть опасение реально поранить руку. |
Прибытие второй делегации |
Вскоре нашего полку
прибыло. Приехали Фёдор, Иван и Тимофей – вторая половина участников
нашего перегона. К этому времени подъехал и владелец автобуса. Они с
Фёдором занимались документами, а мы продолжили заниматься машиной.
Установили зеркала, новый стеклоочиститель слева. Справа не было
поводка. Прикрутили номера. И тут же отбыли в автомагазин уже за
основной частью покупок в дорогу.
Долго думали, каким образом будем обогреваться в дороге. Самым
экстравагантным было предложение купить буржуйку и отапливать салон
дровами. Не подумайте, что это шутка. Вполне серьёзно примеряли, как
вывести в первый салонный люк печную трубу. Обсуждали проблему
заготовки дров по дороге. А температура воздуха на трассе ожидалась
не в нашу пользу. Хотя, конечно же, вид нашего «рубленного чемодана»,
да ещё и дымящей трубой на крыше без сомнения привлекал бы внимание
каждого дорожного инспектора. Посему решили пойти более простым
путём – покупкой газового баллона с горелкой. |
Отправление в дальний путь |
Купив все необходимые
запчасти, аптечку, аварийный знак, а также газовый баллон с
горелкой, мы первым делом отправились в шиномонтаж. Тут надо
сказать, что колёса на автобусе стояли не то, чтоб совсем уж
негодные, но разные по рисунку протектора. В салоне имелась неплохая
запаска, и было решено произвести перестановку колёс с целью
соблюдения Правил, предписывающих размещение на одной оси шин с
одинаковым протектором.
Пока шинщик вывешивал машину и переставлял туда-сюда баллоны,
Тимофей с Иваном занимались установкой купленного бачка омывателя и
сигнала. На этой машине по штату два бачка, но мы ставили один,
поскольку правой щётки всё равно нет (не смогли купить поводок). Так
весь путь и проделали без правого стеклоочистителя, а потом и без
омывателя, но это я уже забегаю вперёд.
Перестановка колёс завершилась, мягко говоря, неуспешно. Казавшаяся
на вид хорошей запаска, на деле оказалась непригодной к установке. В
результате перемещения колёс туда-сюда как-то попытались добиться
соблюдения ПДД, но в полной мере это не удалось. |
Закончив шиномонтаж,
который, к слову, дал нам возможность осмотреть подвеску машины, мы
выдвинулись вперёд на ночь глядя. Темнеет здесь быстро. Но зато и
рассветает гораздо раньше, чем у нас.
На одной из заправок протягивали колёса, а заодно решили посмотреть
уровень масла в моторе. Уж писалось о том, что промер масла в этой
агрегатине – процедура нетривиальная. Собрались втроём, вынули щуп,
осмотрели. Щуп сухой. Залили припасённое масло в количестве 5
литров. Подождали. Промерили. Щуп сухой. Ситуация вызвала некоторое
недоумение. Масло в движке было. Опять же, давление показывает
вполне приличное. Приборная электрика не работает вовсе, но давление
показывает механический манометр, не доверять которому нет никаких
причин. Ладно. Планируем ехать дальше, с заездом в Армавир и
покупкой там масла.
Вот и Армавир. Становимся на заправке, заливаем 5 литров масла.
Промеряем. Щуп сухой. Заливаем ещё 5 литров – тот же результат.
Закрались сомнения, а куда, собственно, мы льём масло... Обошли
машину, залезли под неё – никаких подтёков. Прикинули общий объём камазовского мотора. Всё вроде как-никак, а что-то должно на щупе
появиться. Завели. Заглушили. Постояли. Промерили. Щуп сухой. А туда
ли мы суём это щуп, так его раз не эдак... Проверили. Туда. Залили
ещё масла. При полностью обезмасленном моторе всё равно должно хоть
что-то не щупе появиться. Завели. Заглушили. Промерили. Два
уровня...
Мистика... Открутили датчик давления и слили лишний уровень
в пустую канистру. Удобная это оказалась штука – датчик – и
использовать можно разнопланово. |
В Ростовской области
нас остановили на посту. Очевидно, гаишникам интересно стало, что
это за агрегат такой. По проверке документов, нас отпустили. Забегая
вперёд, скажу, что это был единственный случай за весь перегон.
Потихоньку начали замерзать. Автобус дырявый как решето. Горелка
вроде и греет неплохо, да вот беда, выдувает всё тепло сквозь
многочисленные щели в дверях и окнах. У кого с собой были тёплые
вещи, надевали. Мы с Гришей летели «Победой», так у нас и не было
ничего. Холодно, думали мы. Ан, нет, это было не холодно, это было
жарко. О том, что такое холодно – речь впереди.
Странная вибрация постоянно чувствовалась при движении машины. Давно
это было подмечено, ещё после шиномонтажа, когда на трассу вышли.
Особо сильно вибрация ощущалась в районе первой салонной двери. Что
бы это могло быть... Кардан... Думали, предполагали... Кардан тут
длинный, должен где-то быть подвесной подшипник. Если его оборвёт –
беда. Но будучи постоянной, вибрация не усиливалась. Решили ехать в
ближайший город и проводить осмотр. Таковым населённым пунктом оказались Шахты. |
Едва лишь мы въехали в
Шахты, как с машиной стали происходить некоторые изменения в области
сцепления, и не в лучшую строну. Детальный осмотр выявил то, что
потёк рабочий цилиндр сцепления, иначе говоря, накрылось ПГУ. Вот
это подарок! Хотя, в принципе, всё вполне прогнозируемо. Машина
долго стояла и все резиновые детали рассохлись. И все резинки во
всех местах потихоньку по кругу начнут сыпаться. Мы же ничего не
меняли. Довольно
длительные попытки отыскать в Шахтах грузовой автосервис оказались
бесплодными. Зато был приобретён ещё один газовый баллон с горелкой.
Как мы были предусмотрительны!
В конце концов было принято решение наплевать на все неприятности,
закупить побольше тормозухи, и ехать. Так и поступили, поскольку
бо́льшая часть пути пролегает по магистрали, а на ней сцепление не так уж и
важно, решили рискнуть. |
Остановка на заправочной станции |
Медленно но верно
продвигались к Воронежу. По прогнозу здесь должно было бы быть
порядка 15 градусов мороза. Постепенно мы пришли к выводу, что если
на улице пятнадцать, то в салоне должно быть все двадцать. Дуло из
всех щелей немилосердно. На очередной заправке набрали в бачке на помойке
картонок от упаковочных коробок, и начали затыкать ими самые
значимые отверстия в дверях. Окна пытались заклеивать изолентой.
Горелки пользовались
бешеной популярностью, хотя от холода почти не спасали. К вечеру в
салоне был настоящий дубак. Не доезжая Воронежа начинаются платные
участки на трассе. И тут нас ждал сюрприз: термометр, установленный
при въезде на дорогу, показал нам истинную температуру окружающего
пространства – это были 24 градуса мороза. Ну, раз на улице 24, то в
автобусе все 33...
Здесь же, на платном
участке мы впервые столкнулись с тем, что солярка начала замерзать.
Это было сразу же заметно по ритму работы мотора. И всё это не
смотря на то, что мы обильно заливали в бак антигель. Впоследствии
таких случаев было немало. Но, по счастью, ни разу на долго мы из-за
этого не останавливались.
Передняя печка
полностью замёрзла. Обдув ледяной. Расширитель также выведен из
строя. При каждом выдохе водителя лобовое стекло тут же покрывается
слоем инея, который должен тут же оттирать человек, сидящий рядом.
Длительное время так ехать просто небезопасно. Приняли решение одну
горелку поставить в кабину для обогрева стекла и водителя. Это было
очень мудрое решение. Кабина, хоть и без заднего стекла, но всё
равно меньше салона, и не так подвержена продуванию. Здесь тепло от
горелки задерживалось несколько дольше. |
В Воронеж заехали по
необходимости. Требовалось заправить газовые баллоны. Далеко не
всегда на трассе можно залить бытовые баллоны пропаном, хотя вроде
бы, какая им разница, что заправлять...
На перегоне от Воронежа
до Москвы температура воздуха потихоньку стала увеличиваться.
Казалось, кризис прошёл. Как бы не так... Хотя до столицы добрались
без особых приключений. Тут нас уже встречали. Наш давний друг
Андрей Михайлов встретил нас и дал возможность посидеть в его машине
– погреться. Он же сделал несколько фотографий Альтерны на той же
площадке – в Котельниках, на стоянке ТЦ
«Мега Белая Дача», где раньше снимал перегоняемое нами
«Русское Чудо».
Едва попав в атмосферу
тепла каждый из участников перегона сразу же засыпал. Эта странная
реакция вполне объяснима. Всю дорогу наши организмы боролись с
холодом как могли. И тут вдруг такая расслабуха – тепло. И сразу
безмерно хочется спать. Увы, отдых был не долог. Вскоре нам снова
пришлось занять свои места в промёрзшем салоне Альтерны. Сон
улетучился. Нас ждала финишная прямая. |
Пройдя без особых
проблем по платной дороге через Химкинский лес (к слову, с нас
содрали за эту покатушку 600 рублей, что чуть меньше, чем стоимость
всех вместе платных участков трассы М-4 «Дон»), мы добрались до
Солнечногорска. И тут случилось неприятное – потёк один из
патрубков. Да ещё такой, до которого совершенно невозможно было
добраться не снимая радиатора.
Ну, что ж поделать,
сняли морду, демонтировали радиатор, сняли испорченный патрубок. И
тут выяснилось, что в этом городе мы патрубка на замену не найдём.
Долго думали, что делать. Решили пытаться сотворить из дерьма
конфетку. Обрезали (укротили) старый патрубок, и собрали систему
заново. Залили. Потёк блок. Вот зараза! Пошли покупать горчицу.
А блок тем временем тёк тёк, да и перестал... Ну слава Богу!
Проверили уровень воды. В сотый раз долили тормозухи в сцепление.
Зашли в магазин. Поели. Поехали. |
В Клину пошёл снег.
Справедливости ради надо сказать, он шёл эпизодически и раньше. И мы
считали это добрым знаком. Когда идёт снег, жди потепления. Ох, как
оно было бы нам на руку.
Поскольку по плану мы
должны были быть дома около двух часов ночи, решили сделать здесь
общую фотографию, пока не стемнело. |
В Вышний Волочёк решили
не заезжать. Посмотрели по Яндексу, там суровая пробка. Поехали пол
платной объездной. И тут-то случился последний казус нашей поездки.
На 300 километре трассы М-11 (это гипотетически) мотор неожиданно
стал издавать звуки, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией.
Застучал, иначе говоря. Заглушили. Осмотрели. Завели. Заглушили.
Всё. Приехали. Пошли сливать вода.
Валера дождался своего
звёздного часа. Надо пояснить, что Валера – наш давний друг и
коллега, участник ряда экспедиций, самой запоминающейся из которых я
бы назвал
поездку в Ижевск – работает на парковом эвакуаторе. Всю дорогу мы
шутили по поводу его участия в мероприятии в качестве спасателя, и посылали ему фотографии нашей Альтерны. И вот свершилось!
Валера с эвакуатором таки будут востребованы.
Пока Фёдор созванивался
с соответствующими людьми и парковыми службами по поводу нашего
спасения, к нам подъехал местный работник. Дорога-то платная. Он
выставил вокруг автобуса специальную дорожную разметку, а на
отдалении установил два больших дорожных знака на специальных
прицепах. Учитывая то, что дорога полностью освещена, такие меры
кажутся излишними, но у них такой порядок. |
Платная объездная дорога Вышнего Волочка |
Платная объездная дорога Вышнего Волочка |
Платная объездная дорога Вышнего Волочка |
Мороз на улице был не
тот, что в Воронеже, но тем не менее, комфортной атмосферу в салоне
назвать было трудно. Из кабины печку-горелку убрали. Лобовое стекло
мгновенно подёрнулось зимними узорами. Поскольку не понятно
было, сколько нам тут куковать, решили одну горелку затушить.
Вынужденная остановка
случилась у нас около семи вечера. Начали строить планы, как отсюда
выбираться. На эвакуаторе мы бы уехать не смогли – места нет.
Предполагали добраться на такси до Волочка или до Бологого и домой
на поезде. В Альтерне должны были бы остаться двое или один человек. К
девяти стало понятно, что эвакуатор за нами выехал. Также из парка
была выслана Газель. Было решено всем дружно дожидаться спасения в Альтерне. Поскольку появилось понимание ситуации, зажгли вторую
печку. Автобус стоял, поэтому в салоне было значительно теплее,
нежели при движении. Хотя имевший место ветер всё же выдувал тепло
из неплотно прикрытых салонных прорех.
А вокруг была тишина.
Редкие машины пользуются этой трассой. Под дорожной насыпью хорошо
был виден забор, а за ним множество разнообразных следов. Дорога эта
построена была в самой отдалённой от цивилизации местности. Жилья
никакого тут нет и в помине. Леса и болота – вот что окружает со
всех сторон трассу. Не мудрено, что в этой чащобе могли сохраниться
и дикие звери. Мы внимательно смотрели по сторонам, но никого не
заметили. Однако со временем следов в близи автобуса явно
прибавилось. |
|
|
Эвакуатор прибыл к трём
часам ночи. Газель несколько позднее. К тому времени, как прибыла
Газель, Альтерна уже была подготовлена к эвакуации. Возникли
некоторые трудности с закачкой воздуха для растормаживания, но они
были быстро преодолены.
И вот мы уже сидим в
тёплой Газели и едем домой. Эвакуатор едет с нами. Пару раз мы
пересекались на заправках, а далее оторвались от большой машины
(газель едет быстрее). Собственно к 11 утра Альтерна была доставлена
на Днепропетровскую улицу, и с этого момента её можно уже считать
полноценным экспонатом автобусного музея нашего города. Оговорюсь,
экспонатом, требующим значительных реставрационных работ, но это уже
совсем другая история. |
Авантюра – она и в
Африке авантюра. И наша экспедиция по перегону иным словом быть
названа, разумеется, не может. Ну кому придёт в голову гнать зимой
машину без отопления? Да ещё отстоявшую до того несколько лет! Да к
тому же собранную наспех из того что было, абы
только сбыть. Один мотор чего сто́ит! Чёрт-те чего они туда понапихали
при переделке с газа на дизель. А полностью неработающая приборная
электрика, это ли не повод уже отставить машину от эксплуатации...
Всё это мы обсудили.
Время для этого было – хоть отбавляй. И пришли к выводу, что нам
несказанно повезло. Случись такая поломка во время воронежской
стужи, трудно даже представить, как могли бы развиваться
особытия. Иными словами говоря – всё хорошо, что хорошо
кончается. Все живы, все дома.
Спросите меня, поеду ли
я ещё за автобусами? Поеду! Хотя, конечно, конечно же, лучше
всё-таки это делать не зимой... |
|