Третьего апреля 2016
года в посёлке Тёсово-Нетыльском, что в Новгородской области, прошёл
четвёртый военно-исторический фестиваль "Забытый подвиг". Событие
анонсировалось как в сетевых, так и в печатных средствах массовой
информации. Каждый желающий мог добраться до места проведения
фестиваля самостоятельно, но были организованы и специальные
экскурсии как из С.-Петербурга, так и из Великого Новгорода.
Организацией экскурсии для жителей города на Неве занимались
Тёсовский
музей и
Retro Bus. Поскольку я имею некоторое отношение к
последней организации, мне случилось побывать на мероприятии в
качестве экскурсанта-льготника. С этой позиции и будет вестись
нижеследующий рассказ. |
Изначально
предполагалось, что на фестиваль в Тёсово-Нетыльский поедут два
автобуса компании
Retro Bus. Но, впоследствии выяснилось, что количество
потенциальных экскурсантов не так велико, как предполагалось. Все
интересующиеся темой смогли уместиться в одном автобусе. В качестве
транспортного средства был выбран Икарус 256.74.
Едва не сорок лет, приветливые "морды" этих машин встречались на
ленинградских улицах чаще, чем дефицитные продукты в магазинах.
Кажется, ещё недавно развозили они многочисленных пассажиров.
И, вот, уже это – экзотика, "последние из могикан". Наш автобус
является представителем одной из последних версий междугородных или
туристических автобусов Икарус двухсотой серии. Он был выпущен в Венгрии
в 1996 году. Туманным
купчинским утром наш синий, отмытый до блеска, Икарус подъехал по
Витебскому проспекту к самой южной станции Московско-Петроградской
линии нашего метрополитена. Здесь нас уже ожидали собравшиеся
экскурсанты. После сверки пассажиров по списку, автобус отправился в
путь. |
Витебский
проспект у станции метро "Купчино" |
Фёдор Черноусов – руководитель
Retro Bus |
Дмитрий Костров – водитель |
Автобус готов к старту |
Мы ехали не одни.
Вместе с нашем Икарусом ехал ещё автобус МАН
(MAN) седьмого автобусного парка, в
котором ехали волонтёры и пресса. В анонсе поездки компании
Retro Bus была заявлена экскурсия для пассажиров во время
пути.
Проведение оной было поручено Владимиру Чапчаеву. Будучи
дипломированным историком, Володя подошёл к вопросу со всей
ответственностью.
"Забытый подвиг. Вторая Ударная" – именно так официально называется
фестиваль в Тёсово-Нетыльском. И именно Второй Ударной армии, армии
– которая ассоциируется у большинства наших соотечественников
исключительно с именем Власова, ставшего символом измены и
предательства – была посвящена экскурсия.
Экскурсовод не делал выводов, не навязывал своего мнения, даже не
озвучивал такового. Формат поездки предполагал даже не экскурсию, а
своеобразную справку для будущих зрителей военно-исторической
реконструкции. Владимир посчитал нужным не рассказывать о излишних
подробностях, но попытаться создать у слушателей образ всего того
кошмара, который творился в районе Тёсова зимой-летом 1942 года. По
мнению организаторов экскурсии, ничто не может создать такой образ лучше,
нежели воспоминания участника тех событий, которые и составили бо́льшую часть текста экскурсии |
Технологическая остановка |
Для чтения воспоминаний был приглашён Сергей Вячеславович. Нет, он
не чтец и не декламатор. Но и те люди, что оставили воспоминания о
всех тяготах войны, не были писателями. Хриплый мужской голос с
лёгким южнорусским акцентом прекрасно сочетался с написанным.
Буквы безлики. Они –
суть, способ передачи информации. Но, будучи сложены в слова, а
слова – во фразы, они дают возможность прочувствовать описываемые
события. Попробуйте представить себе измождённую голодную армию,
окружённую со всех сторон, и по сути, брошенную командованием
фронта. Каждый день вокруг умирают люди. И не только от пуль,
снарядов и мин. А от голода, холода и болезней. Они спали на снегу,
питались лягушками и полусгнившей кониной. При полном отсутствии
продовольствия и боеприпасов, им приказывали идти в наступление. Это
была верная смерть. Многие так и делали, ибо смерть была избавлением
от мук. Некоторые бойцы кончали жизнь самоубийством. Но были и выжившие,
каким-то образом прошедшие весь этот ад и оставившие для потомков
свои воспоминания. Записки одного из бойцов Второй Ударной,
командира взвода связи, лейтенанта Ивана Дмитриевича Никонова и были
прочитаны экскурсантам Сергеем Вячеславовичем.
По окончании непростого речитатива Сергея Вячеславовича, и изложения
хронологии событий, связанных со Второй Ударной армией Владимиром,
микрофон бы передан другой участнице экскурсионного обслуживания –
Екатерине. Она прочла несколько стихотворений А. Т. Твардовского и
И. В. Растеряева. После чего всем участникам также было предложено
почитать стихи на военную тему. Откликнулась одна из экскурсанток –
Л. А. Яковлева. Лариса Александровна – ветеран автобусного
транспорта нашего города, и была персонально приглашена на экскурсию
руководством компании
Retro Bus.
В продолжении
экскурсии Владимир рассказал малоизвестные подробности из жизни А.
А. Власова с момента начала его военной карьеры и вплоть до казни в
1946 году. |
Туман, сопровождавший
нас при отъезде от города, вскоре рассеялся. Выглянуло солнце. По
дороге в Тёсово автобусы сделали одну остановку. Это дало
возможность многим из экскурсантам сделать неплохие фотографии как
Икаруса, так и МАНа. После небольшого перерыва отправились дальше. В
Любани свернули на трассу в сторону Луги. Дорога здесь, хоть и с
покрытием, да покрытие это – отнюдь не везде асфальтовое. Трясясь по
кочкам, миновали несколько деревень.
Последним населённым пунктом была деревня Вдицко. Ныне – это
пустынная местность с несколькими деревенскими дворами посредь
бурьяна. Трудно представить, что каких-то сто лет тому, здесь кипела
и бурлила жизнь. Деревня была одной из самых больших в этих местах,
превышая, например, Любань по количеству дворов в десять раз.
Проехав самый коварный участок Вдицко – Финёв Луг, мы прибыли к
железнодорожному переезду. Справа находится станция Рогавка. В день
фестиваля на одном из путей станции был установлен паровоз,
пришедший сюда своим ходом. К нему мы ещё вернёмся, а сейчас, не
останавливаясь, мчимся по посёлку к другой его оконечности, к
узкоколейному переезду, где, собственно, и будет начало осмотра
местных достопримечательностей. |
А
достопримечательность, по сути, в Тёсово-Нетыльском одна. Это –
узкоколейная железная дорога, превращённая энтузиастами в музейную.
Не считая, конечно же, воинского мемориала.
Я лично с большим уважением отношусь к создателям узкоколейного
музея, и
писал об этом уже неоднократно. Узкоколейка, являвшаяся
одной из структур градообразующего предприятия – торфоразработок,
стала медленно умирать с падением спроса на торф. По той же причине
пришёл в запустение и сам посёлок.
В этой связи есть надежда, что проведение реконструкций в
Тёсово-Нетыльском может дать новый стимул развитию этого населённого
пункта. Учитывая не такое уж и плохое его расположение, как то –
наличие и железнодорожной станции и автомобильной дороги, а также не
особо пугающую удалённость и от Новгорода и от Петербурга. |
По прибытии в Тёсово-Нетыльский экскурсанты без промедления
направились исследовать местность. А посмотреть было на что. Самые
различные узкоколейные тепловозы, дрезины и вагоны были размещены
для обозрения. Мне, знакомому с ситуацией на этой узкоколейке уже
достаточно длительное время, было очень приятно глядеть на такую
разношёрстность подвижного состава.
Большинство тепловозов и дрезин на ходу. Они катают всех желающих
как в сторону воинского мемориала, так и в другую сторону от
переезда, к торфяным болотам. Я бы и сам с удовольствием прокатился,
но отложил это действо на потом. Мне необходимо было встретиться с
коллегами – любителями и знатоками старых автобусов из Великого
Новгорода. Это такие же "ненормальные" люди, занимающиеся за свой
счёт восстановлением старой техники. Мне всегда были симпатичны таки
люди и, конечно же, было очень приятно с ними познакомиться. Они
ждали нас на площади возле узкоколейной станции в центре посёлка. |
|
Подъезд к
котельной |
Новгородские представители
Retro Bus и автор |
Осмотрев машины
Екатерины и Даниила, из которых Икарус 415, без сомнения, является экзотической
для нашего города машиной, мы предложили нашим друзьям прокатиться
на станцию Рогавка, где стоял паровоз. Заняв места в экзотическом
Икарусе, подозрительно напоминающем снаружи наш ЛиАЗ 5256, мы двинулись в путь. Подъехали к железнодорожной станции.
Паровоз стоял в ожидании. |
|
Станция
Центральный посёлок |
Станция Рогавка |
Паровоз ЛВ-0522 – последний паровоз, выпущенный Ворошиловградским
паровозостроительным заводом в 1956 году. В том же году завод был
переименован в тепловозостроительный и паровозов более не выпускал.
Серия ЛВ – это знаменитая "Лебедянка" (советский магистральный
грузовой паровоз конструкции Л. С. Лебедянского и С. П.
Сыромятникова) ворошиловградского производства.
Паровоз блестел и сиял в лучах солнца. Нагруженный доверху углём
тендер машины явно свидетельствовал о том, что ему предстоит длинная
дорога. Есть сведения, что этот паровоз буде вскоре возить составы с
туристами. К моему великому сожалению, паровоз стоял носом в сторону
Петербурга, поэтому сделать хорошую фотографию раритета не удалось.
Несколько раз обойдя, паровоз мы двинулись дальше. Надо отметить, что во всех
похождениях по посёлку меня сопровождал Егор Дёмов – молодой
парнишка, дюже интересующийся автобусами вообще, а Икарусами – в особенности. На
Икарусе 415 с Даниилом за рулём мы отправились "на войну". По дороге
собирали всех желающих посетить реконструкцию. По мере подъезда к
узкоколейному переезду, стало очень сложно найти место для парковки
автобуса. Весьма прилично не доезжая встали, опасаясь, что не отыщем
парковочное место ближе. |
Тут самое время
поговорить про организацию парковочных мест и обустройство мест для
зрителей, тех людей, что приехали посмотреть на событие, приобщиться
к истории, ну и просто провести время. Особенно, учитывая тот факт,
что это уже четвёртое аналогичное мероприятие, и опыт у устроителей
есть. А претензий в этом плане можно высказать немало.
В соответствии с распространёнными проспектами, основным местом
парковки должна была стать центральная площадь посёлка, выделяющаяся
зданием местной администрации и руинами поселковой столовой. Однако
большинство прибывших на реконструкцию не спешили там парковаться. И
не мудрено, площадь изрядно удалена от места основных событий.
Вместо этого приезжающие оставляли свои машины вдоль главной дороги
посёлка, как с северной, так и с южной стороны от узкоколейного
переезда. При этом с
южной стороны были замечены площадки с вырубленным кустарником.
Предположительно, здесь хотели организовать парковку. Но, если это
так, то сказавши "а", произнесть "б" забыли. Площадка с торчащими пнями
никак не могла использоваться по назначению. Подсыпать территорию,
очевидно, средств не хватило.
Надо отдать должное задействованным на мероприятии сотрудникам ДПС.
Без них на дороге посёлка мгновенно воцарился бы хаос. |
Теперь о зрителях, собственно. В
прошлом году я достаточно полно и
чётко сформулировал неудобства, с которыми сталкиваются прибывшие на
реконструкцию. Увы, если что и изменилось в этом году в лучшую
сторону, так это места, подсыпанные песком, которые в прошлом
году представляли собой грязь непролазную. В остальном же всё
осталось по-прежнему. Все мало-мальски спортивные люди (в основном –
молодёжь) занимали любые возвышающиеся над площадкой места.
Деревья, сельские строения, автомашины – всё шло в ход. Несколько
человек стояли на стремянках. Не было сомнения, что эти нехитрые
приспособления они привезли с собой. Тем же, кому не случилось
прихватить с собой табуретку и не досталось места на ближайшей
крыше, приходилось довольствоваться зрелищем сквозь щели между голов
и спин впереди стоящих.
Трибуна, вернее то, что можно было бы ею назвать с известной
доли иронии, могла вместить разве что представителей местной
администрации. Трансляция, по которой вроде бы чего-то объявляли,
была столь несовершенна, что её не было слышно даже в двадцати
метрах от трибуны. Те, кто разместился в восточной части не могли
понять, что происходит в западной, даже стоя в первых рядах.
Аналогично чувствовали себя и зрители с другой стороны.
|
Будучи, до известной
степени привилегированным зрителем (у меня был билет-приглашение для
просмотра действа на специально отведённой площадке), я обнаружил,
что тут собралось уже достаточное количество таких же, как и я,
приглашённых, и всё, что я буду в состоянии созерцать – это лишь их
затылки. Подобного рода зрелище меня не вдохновляло. Пришлось
пробежаться по всей территории реконструкции в поисках приемлемой
для обозрения позиции. Я
обосновался в западной части, близ выставочных образцов
узкоколейной техники. Втиснулся в толпу зрителей у белого
вагончика-рефрижератора. Посетила идея – залезть на крышу этого самого
вагончика. Но, пока раздумывал, крышу обиходили другие. Впоследствии
же всех зрителей с крыши вагона попросили слезть. Меж тем, на крышах
пассажирских вагонов и на тепловозах зрители просидели всё время
реконструкции. |
Начало
действа было заявлено на три пополудни. Однако ожидание затягивалось, зрители недовольно поглядывали на часы.
Как выяснилось впоследствии, в это время проводились награждения
создателей музейной узкоколейки, произносились поздравительные речи,
абсолютно неслышные с моей позиции. И, вот, началось! Взметнулась
сигнальная ракета, и небольшое соединение "наших" выбежав из кустов,
устремилось на восток, вдоль железнодорожного полотна. Послышалась
стрельба, как одиночными, так и очередями. "Бойцы" скрылись в дали.
К стоящему на переднем плане грузовичку подбежали люди, одетые кто
во что. "Беженцы". Откинув задний борт, они стали довольно неуклюже
забираться в кузов. Рядом с "беженцами" времён Великой Отечественной
расположились омоновцы самого современного вида. Блюстители с
неподдельным интересом наблюдали за погрузкой разношёрстной публики в полуторку.
Создавалось впечатление, что им так и хочется проверить у спасающихся
документы... Закончив
погрузку, полуторка умчалась в даль. Что там происходило, понять
было сложно. Раздавались отдельные выстрелы. Взрывались снаряды.
Затем над "полем боя" повисла пауза. С той стороны, куда увезли беженцев, к
"полевому госпиталю" подъехала танкетка. Покрутившись немного на
этом участке, она заняла позицию у палатки.
Тут началось наступление "фашистов". Поддерживаемое танком,
соединение "гитлеровцев" атаковало "наши позиции", неожиданно выбежав из
кустов. "Наши" сражались как могли, и даже "подбили" танк. Во всяком
случае, он остановился, танкист оттуда вылез, и был немедленно
"убит". Прямо во
время боя на переднем плане пробежала ещё одна группа беженцев. Этим
людям повезло
меньше, полуторку для них уже не подали. Пришлось спасаться бегством. Но,
ничего, все остались "живы", никто не упал.
Меж тем, бой продолжался, однако силы были неравны. По прошествии
некоторого времени стало понятно, что все "наши"
повержены, а
"полевой госпиталь" "захвачен врагами".
Вдали, на стороне, недоступной для наблюдения с моей позиции, тоже
происходило какое-то действо. Были слышны выстрелы, разрывы
снарядов. Что-то двигалось по узкоколейке, но суть происходившего
уразуметь было невозможно.
Сосредоточился на том, что доступно для
обзора. А тут происходили "страшные вещи". "Фашисты", радуясь своей
"победе", выводили из "госпиталя" работавших там "докторов" и прилюдно
их "расстреливали". Ту же рядом уже лежали "трупы" тех, кого "убили"
ранее, при "атаке". "Убитый" танкист неожиданно "ожил", завёл машину, и тихой
сапой угнал танк в кусты.
Очевидно, радуясь "победе", "немцы" закуривали и отдыхали. Минуты
тишины на "войне"...
Всё время в небе над сражающимися, словно
горные орлы, высматривающие добычу, реяли квадрокоптеры. В какой-то
момент один из аппаратов, подлетев слишком близко, зацепился за
ветки дерева и рухнул вниз. "Ура, наши дрона подбили!" – с
неподдельным восторгом восклицал,
хлопая в ладоши, мелкий мальчишка, стоявший неподалёку. По толпе
прошёл гул одобрения. Какой-никакой, а всё ж таки экшен...
Пауза закончилась. Бабах! Раздался мощный взрыв в удалённой от нас
части площадки. За ним ещё, и ещё один. Что там взорвалось, кто кого
уничтожил, с моей точки обзора понять было невозможно. Но взрывы были
громкие, внешне
очень колоритные. Зрители были воодушевлены. |
Действие продолжалось. На авансцене появились... фотографы. Два
молодых человека, презрев все преграды и не получая никакого
противодействия от охраны, заняли места прямо между зрителями и
собственно событиями, разворачивающимися в восточной части площадки.
Парни были обвешаны самой современной фототехникой. Особенно
внушительно выглядел безразмерный телескопический объектив одного из
фотографов. "Это – булава!" – с интонацией, не предполагающей
оппонирования, заявил пожилой лысоватый гражданин. И
точно, учитывая размер и вес геджета, фотограф вполне мог бы
использовать свой прибор таким вот образом, при этом у него был бы
реальный шанс нанести живой силе противника ощутимый урон.
Надо отметить, что не только фотографы с завидной регулярностью
препятствовали свободному обозрению событий. Мешали этому, порой, и
сами стражи порядка. В один прекрасный момент, женщина с моей
стороны даже была вынуждена обратиться к полицейским с просьбой
отойти в сторонку и не загораживать просмотр. С известной долей
условности, просьба была удовлетворена.
И вот, кульминация. Разнежившиеся "фашисты" внезапно атакованы
"нашим" подкреплением.
Беспрерывная канонада и взрывы со всех сторон. С востока "наших"
поддерживает танкетка. С запада сплошной стеной идут "бойцы
регулярной армии" и "партизаны",
сокрушая сопротивление "врага".
Ура! "Наши" победили. За "полевым госпиталем" гордо развивается
красный стяг. Выводят последних "немцев" с поднятыми руками.
Производится салютоционная пальба в воздух. |
Реконструкция завершена. "Мёртвые" встают и отряхиваются. Зрители,
дружно разрывая ограждавшие территорию красно-белые ленты, ринулись
в самый центр событий, в мгновенье ока заполонив собой всю
территорию. Как
поразительно компактно были размещены люди во время обзора
реконструкции! Казалось, количество зрителей мгновенно увеличилось в
разы. Всем хотелось пощупать лично то, что только недавно
участвовало в "боевых действиях". Народ облепил пушку и пулемёт. К
немецкому танку вообще было не подойти. "Немецкие заграждения" и
"советская бронедрезина" пользовались не меньшей популярностью.
Многие фотографировались с оружием в руках, с "нашими" и с "ненашими",
и с "нашими" и "ненашими" вместе. Заходили в "госпиталь", смотрели
вблизи на то, что было плохо различимо во время хода
реконструкции. После
окончания "боевых действий" не грех и подкрепиться. Надо отдать
должное устроителям, проблемы питания прибывших на фестиваль
были решены отлично. Рискну предположить, что никто из визитёров,
желающих получить здесь провиант, не остался голодным. Самые
разнообразные яства предлагали многочисленные палатки, установленные
вдоль всей узкоколейной станции. Весьма колоритно смотрелись "немецкие фельдфебели",
дружно уничтожавшие шашлыки на пластиковых тарелках совместно с "нашими партизанами".
Нельзя не отметить многочисленные туалетные кабинки, установленные
неподалёку от переезда, что, конечно же, говорит об улучшении качества
обслуживания зрителей. |
Реконструкция завершилась, но не закончился наш экскурсионный день в
Тёсово-Нетыльском. Нас ждал своеобразный аттракцион – покатушка на
дрезинах. К назначенному времени вся группа собралась у переезда.
Нам был предоставлен выбор: мотодрезина с прицепом ("пионерка"),
автодрезина и электродрезина (по сути – та же "пионерка", только с
электромотором). В конце концов все расселись по местам и мы
понеслись. В дрезине
ПД-1, отдалённо напоминающей микроавтобус с носом автомобиля ГАЗ-51
сидели более пожилые участники экспедиции или те, кто боялся
простудится. В открытых всем ветрам "пионерках" ехали те, кто
поустойчивее, и понепритязательнее. Скорость движения "пионерки"
варьировалась от 23 до 30 км/ч (проверяли по навигатору). |
Добравшись до переезда, устроители покатушки предложили развернуться
и проследовать в обратном направлении. Да, не тут-то было! Наши так
просто не разворачиваются. Инициативная группа, которую возглавил
наш экскурсовод Володя решительно потребовала "продолжения банкета".
Нам хотелось доехать до памятника, установленного у самой
узкоколейки. Но до него было ещё далеко. Обсуждение вопроса
затягивалось. В конце
концов, нам таки пошли на встречу. Рельсовый автобус (дрезина ПД) и
электродрезина были отправлены обратно, а мы на двух "пионерках" с
прицепами помчались вперёд, обдаваемые потоками воздушных масс не
самой комфортной температуры.
И вот мы у монумента. Этот памятник напрямую не связан с главной
темой экскурсии – Второй Ударной армией. Тем не менее, он установлен
героям-партизанам, павшим здесь в боях в мае 1942 года. Осмотрев
монумент, мы отправились в обратный путь. |
У переезда уже почти никого не было. Большинство палаток было
свёрнуто. Отгружали биотуалеты. После того как они были весь день
окружены зрителями, несколько сиротливо смотрелись стоящие на путях
тепловозы. Немецкий танк неспешно выполз из кустов к переезду,
очевидно, ожидая транспортировщика. Зрители разъехались. Отбыли и реконструкторы.
На месте, где совсем недавно "шли бои" теперь оставались только
работники узкоколейного музея. Мы оказались самыми последними экскурсантами в
этот день. Наш Икарус одиноко стоял на автобусной остановке.
Центральная улица казалось широкой-широкой при отсутствии
какого-либо транспорта. Собственно, так всегда и выглядят здешние
места, исключая лишь один день в году. |
Когда вся группа собралась в автобусе, к нам зашёл Алексей Огнев –
один из основателей и руководителей Тёсовского узкоколейного музея. Он поблагодарил нас за
посещение, подарил каждому из экскурсантов сувенирные магниты и
пригласил на будущие экскурсии. Ответом ему были дружные аплодисменты за
отлично проведённый день. Распрощавшись с Алексеем, автобус тронулся
в обратный путь. Проехали воинский памятник, миновали переезд.
Паровоза на станции уже не было.
Бывай здоров Тёсово-Нетыльский, вместе с Финёвым Лугом и Рогавкой,
вместе с узкоколейным музеем и с замечательными людьми, создавшими
этот музей для нас, до скорого свидания! Мы обязательно вернёмся сюда.
Я-то уж точно! |
|