Рязанский
немец венгерского производства – петербуржец
Краткий
рассказ о двух поездках в Рязань, результатом которых явилось
обретение
Автобусным музеем редкого вида автобуса Икарус 280
Ниже представлен
рассказ, а правильнее говорить – небольшая фотогалерея с описанием
двух поездок в славный город Рязань. По результатам первой покатушки
фонды автобусного музея нашего города значительно пополнились
разнообразными запчастями венгерских автобусов Икарус. Результатом
второй же поездки стало появление в коллекции музея редкой
модификации автобуса Икарус серии 200 – Икарус 280.03.
В марте 2018 года руководитель Автобусного музея договорился в
Рязани с руководством автоколонны 1310 (по-нашему это предприятие
правильнее было бы называть автобусным парком) о том, что мы заберём
у них некоторое количество запасных частей от различных моделей и
модификаций автобусов марки Икарус, которые на тот момент активно
списывались и утилизировались в этом предприятии.
В Рязань отправились на КАМАЗе 7-го парка. Не скажу, чтоб дорога
была особо сложной. Водить такой КАМАЗ ещё не разу не случалось.
Машина в управлении лёгкая, удобная. Едет быстро. Того и гляди,
нарвёшься на превышение скорости. Из проблем пожалуй только
длиннющий ремонт дороги в Московской области (А-113), да пару раз
жутко долго стояли на ж/д переездах. |
Прибыли в Рязань ни
свет ни заря. Отыскали нужное нам предприятие и остались рядом
дожидаться открытия. Автоколонна 1310 встретила нас радушно. Вообще
хочу отметить, что рязанские транспортники мне очень понравились.
Простые ребята, без столичного снобизма и жлобства, с которым не раз
случалось сталкиваться в разных городах, включая и родной. Всё то,
что им самим уже было не нужно, они с готовностью отдавали для
хранения и дальнейшего использования в нашем музее. Не раз
доводилось мне встречаться с позицией – «нам не надо, но вам
бесплатно не отдадим. лучше выбросим». Так вот этим синдромом
рязанцы не страдают, и это очень приятно.
Разумеется, «раз пошла такая пьянка», я расстарался и набрал целую
кучу самых разных деталей, какие только гипотетически когда-нибудь
может быть где-нибудь могли бы быть востребованы, в максимально
доступном количестве. Кузов КАМАЗа достаточно быстро наполнился.
Кроме различной мелочи, погрузили моторы от ЛАЗа и Икаруса, а также
несколько разных агрегатов.
К этому времени в парк уже прибыл и Фёдор. Он приехал своим ходом,
на поезде. Вместе с главным инженером парка они отбирали агрегаты,
которые и передавались нам. |
Автоколонна
1310 (автобусный парк) |
Картина
местного художника Веры Усенко в административном здании предприятия
|
На территории парка
было множество самых различных автобусов. Большинство из них были
живыми. Ныне в парке эксплуатировались МАЗы, Волжане, ЛиАЗы
различных моделей и модификаций. Однако среди них стояли во
множестве и Икарусы, как гармони, так и коротыши. Однако они уже не
использовались по прямому назначению. Все венгры были отставлены от
эксплуатации и ожидали своей участи в разных местах парка. А
перспективы у большинства из них были незавидные. Несколько
коротышей, среди которых были редко встречающиеся у нас модификации
260.43 (с двумя дверями – передней и средней) было решено оставить и
использовать в качестве развозочных машин для работников парка.
Какую-то гармонь также собирались сохранить в качестве музейной. Ещё
несколько гармоней собирались выкупить некие граждане из Москвы.
Всем же прочим Икарусам дорога была одна – на площадку порезки.
Прямо перед нами очередную гармонь затаскивали на яму для демонтажа
мотора и прочих агрегатов. |
Территория Автоколонны 1310 |
Территория Автоколонны 1310 |
Территория Автоколонны 1310 |
Ремзона и
территория Автоколонны 1310 |
Территория
Автоколонны 1310, Икарусы 260 |
Царство спящих
Икарусов. Сон этих машин летаргический, и он плавно переходит в
небытие́. Пожалуй так я бы охарактеризовал представившуюся нам
картину. Руководители парка любезно согласились пройтись с нами по
всей территории и дали возможность без ограничений фотографировать.
Сперва мы осмотрели списанные машины, ожидающие порезки на задворках
предприятия. Затем прошли на площадку порезки. Здесь во всю кипела
работа. Множество икарусных частей и агрегатов валялись повсюду.
Большинство из них ждала помойка или переплавка. Хотя отдельные
запчасти сохранялись и складировались. Для тех самых коротышей,
планировавшихся к сохранению и на музейную парковую гармонь. |
Любопытно, что почти
все обнаруженные здесь Икарусы были с дисковыми колёсами. Исключая
только один коротыш, если, конечно я верно запомнил. При этом все
машины 1980-х годов. Это ярко бросается в глаза по старому лейблу
фирмы Икарус. В 1990-годы табличка значительно видоизменилась.
В наш город также приходило в начале 1990-х несколько немецких
гармоней с такими мостами. Ох и намучались тогда с перборкой этих
колёс! Ведь привыкли все за много лет к классическим икарусным
сегментам. При всех своих недостатках, переборка сегментового
колеса, если конечно резина не погорела и не сильно прикипела, это
очень несложное дело. Можно собрать на улице при небольшом навыке и
наличии кувалды с парой специальных монтажек. С дисковыми колёсами
такой манёвр не пройдёт...
Можно посчитать это вздором, но я всегда называл «настоящими
ленинградскими Икарусами» только бездисковые машины с короной, сегментовыми
колёсами и креплением сухарями. И если отталкиваться от этого, то в нашем городе не
сохранилось ни одного «настоящего ленинградского Икаруса – гармони».
Только Икарус 283 из коллекции музея имеет такие колёса. Но это
машина ну совершенно не ленинградская. Очень
жаль... |
Площадка
порезки (утилизации) списанной техники |
Площадка
порезки (утилизации) списанной техники |
По окончании трудового
дня мы с Фёдором решили прогуляться по Рязани. Благо у нас был
экскурсовод. Вера Усенко – местная жительница, девушка,
интересующаяся темой общественного транспорта, художник, чья картина
украшает один из холлов администрации Автоколонны 1310, согласилась
познакомить нас с красотами родного города.
Конечно, составить полное представление о городе за две прогулки
невозможно. А я ещё с утра, по прибытии, успел пробежаться по
городу, не будучи уверен, что в вечернее время это получится. Ну,
понятно, побывать в Рязани и не увидеть грибы см глазами, это просто
невозможно. Меня же потом спросят, а зачем ты тогда, собственно,
гонялся в Рязань? Поэтомы пробежался до известного памятника и
запечатлей для истории упомянутые грибы.
Город мне понравился, во всяком случае, та часть, которую я успел
обежать. А она явно была невелика. Но светофоры в Рязани чудовищны.
На самых незначительных перекрёстках немыслимое количество циклов и
временны́е промежутки сигналов до неприличия велики. Это,
разумеется, на мой взгляд. Из не особо привлекательных элементов,
бросающихся в глаза, хочу отметить громадные мотки сетевых кабелей,
которыми увешаны едва не все столбы освещения, притом не где-нибудь
в промзоне, а на центральных улицах. Погода, надо признать, не особо
располагала к прогулкам, холодно, да и темнело вечером рано, поэтому
полного представления о Рязани получить не удалось. |
Рязанский
троллейбус |
Промзона |
Промзона |
Вид из окна
гостиницы |
На второй день мы
продолжили и закончили погрузку. Фёдор отбыл домой своим ходом. Мы
же поехали, естественно, на КАМАЗе. Дорога была спокойной. без
происшествий. Единственное что обидно, когда едешь на служебной
машине по делам нет возможности остановится и сфотографировать
проезжаемые памятники и достопримечательности. А таковых по дороге
замечено было немало.
Благополучно прибыли в парк, где я и получил нагоняй от коллег за
излишнее, по их мнению, количество привезённого из Рязани «хлама». А
я действительно, как и писал выше, брал всё, что могло бы
пригодится. Дают – бери! Не все у нас разделяют этот тезис. Ну да
ладно... |
Запчасти
прибыли в Автобусный парк № 1 |
Во второй половине
апреля того же года состоялась вторая моя поездка в Рязань. На сей
раз я был уже не за рулём, а выступал в роли пассажира. Причём
пассажира самых разных транспортных средств, в основном –
железнодорожных. В поездку отправились втроём: Фёдор, Григорий и я.
Доехали до столицы. Вышли на Ленинградском. Перейдя известную
площадь, добрались до Казанского вокзала. Тут хочется отметить
интересную деталь. У нас в стране правостороннее движение. На
автодорогах и на железнодорожных путях. Но не везде. В частности, в
давние времена у нас в Петербурге с Варшавского вокзала паровозы
ездили по левой стороне. И это не случайно. При строительстве
использовались британские технологии. А в Англии, как известно, и
доныне все ездят по левой стороне дороги. Ненормальные, что с них
взять... Ну так вот, в наших краях эту нелепость изжили, а в Москве
– не смогли. Там аналогичный случай – англичане строили. Так и
доныне с Казанского вокзала от Москвы до Рязани поезда следуют по
левой стороне, попирая тем самым все нормы и правила и двигаясь «по
неправильному пути». В
этой поездке довелось мне впервые прокатиться на втором этаже
двухэтажного пассажирского вагона. Ну что сказать, мне понравилось.
Кроме всего прочего, пассажирам выдавались синие тапочки и рожок для
обуви. В вагоне удобно, есть возможность подключиться к обычной
розетке. В Рязани нас уже ждал тот же, человек, что сопровождал нас
и ранее – главный инженер автоколонны. |
Москва.
Ленинградский вокзал |
Теперь самое время
рассказать о главном герое этого путешествия. Автобус Икарус 280.03
был изготовлен в Венгрии в 1988 году. И с того же года вплоть до
года 2002 эксплуатировался в ГДР (впоследствии – в объединённой Германии). После чего нашёл новое
пристанище уже в России, на Рязанской земле. Здесь он честно
трудился до февраля 2018 года в качестве маршрутного городского
автобуса. За время работы сменил родной прицеп на прицеп от другой
машины. Сменил гос номер. Но бортовой остался тот же – 0925. Отчего
такие бортовые в этом предприятии, сказать не могу, но тут,
вероятно, какая-то система имеется.
И, вероятно, мог трудиться бы и дальше. Но, увы, поступило указание
венгерские машины от линейной эксплуатации отставить. Так остался
наш герой не у дел. И ждала бы его судьба большинства его коллег –
площадка для порезки, если бы не приглянулся он Черноусову. А Фёдор
в Рязани бывал многократно.
Не могу точно сказать, какие проводились переговоры, на каких
условиях было решено передать сей автобус в наш город-герой, но, так
или иначе, решение было принято. Из 7-го парка отбыл в Рязань
эвакуатор, которому и предстояло буксировать Икарус в город на Неве.
Справедливости ради, хочу заметить, что тут явно была некая
перестраховка. По техническим данным судя, а я покатался за рулём
этого автобуса по парку немало, я бы вполне рискнул взяться за
перегон Икаруса к нам своим ходом. Чего-то там из него текло. Можно
было подтянуть. Масло он реально подъедал, можно было взять запас.
Чего-то там было не в порядке с дверьми, ну не того уровня проблема,
с которой не доедем. Схожего мнения, на сколько мне помнится,
придерживался и Григорий. Однако было решено буксировать. Решено,
так решено. Дождались приезда ребят на эвакуаторе, и начали готовить
гармонь в путь. |
Рязанцы, несомненно,
мастера! Меня просто потрясла метода заливки спирта в воздушную
систему. Чего мы только не выдумывали, чтобы залить спирт в систему.
Старые машины грели факелами. Но более новые, не помню точно, но
кажется с 1986 года имели уже пластиковые трубки, тут не погреешь. А
здесь всё просто и ясно. Только выточен специальный штуцер. Не
удержался, сфотографировал это нехитрое дополнение к конструкции. |
Икарус 280.03
борт 0925, эвакуатор, экипаж эвакуатора и представители музея |
День заняла подготовка
автобуса к буксировке. Причём, как техническая её часть, так и
юридическая. Фёдор ездил оформлять документы с местным руководством.
А мы занимались техникой. Работы оказалось немало. Но технари
Седьмого парка оказались людьми знающими и быстро справились со
всеми проблемами. По
окончании осталось ещё время, чтоб снова побродить по Рязани. В
отличие от прошлого визита, на этот раз погода более располагала к
прогулке.
Кое-какие фотографии даже можно было бы назвать удавшимися. |
В последний день
пребывания в Рязани довелось увидеть вблизи необычного зверя. Он
выделялся среди прочих автобусов. И немудрено, это единственная (на
сколько мне известно) машина в России такой марки. ЛАЗ А291 был
собран на Украине, во Львове в 2002 году. Впоследствии
экспериментально эксплуатировался в Кемерове. А с конца 2005 года
катается по Рязани.
Касательно конструкции,
я бы сказал, что это гармонь Икарус 283 львовского производства. В
Ленинграде-Петербурге таких машин никогда не было. Однако получить в
автобусный музей такую технику было бы очень неплохо. Машина
уникальная, и вполне достойна этого. |
Территория
Автоколонны 1310 |
Территория
Автоколонны 1310 |
Территория
Автоколонны 1310 |
К вечеру 25 апреля
машины сцепили и оставили так до утра, когда наши технари и должны
были отправится в обратный путь. Поскольку мы отбыли из Рязани
раньше, у меня нет фото выезда автопоезда с территории парка. Нет и
фото по приезде. Зато фотография уже находящегося на головном
предприятии автобуса. Отныне рязанский немец венгерского
производства – петербуржец. |
Подготовка к
буксировке Икаруса 280.03 |
Подготовка к
буксировке Икаруса 280.03 |
Территория
Автоколонны 3110 |
Икарус 280.03
в Автобусном парке № 1 |
10.11.2019 г.
P.S. Какие планы на этот автобус в
настоящий момент у руководства Пассажиратотранса, мне не ведомо. Хочу
сказать только, что по прибытии в город на Неве ему довелось
выступать на нескольких мероприятиях в роли забора, который
расписывали профессионалы в области граффити. Тут могут быть разные
мнения. Мне такая участь Икаруса не кажется достойной. Первая версия
разрисовки была мной запечатлена и представлена ниже. Со второй
также можно ознакомиться:
ссылка
ссылка. В настоящее время автобус находится на территории
Автобусного парка № 5. |
|
|