Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Выдержки из различной литературы
(что писали о Купчине и ближайших к нему районах в справочниках, путеводителях и т.п.)

 

 

Ленинград путеводитель 1933 год

Ответственный редактор М. А. Орлов

 

Ленинград. Путеводитель 1933 года, том II

 

Прогулки по городу, Московский район 

 

За прядильно-ткацкой фабрикой им. Петра Анисимова Обводный канал пересекается Боровой улицей, обстроенной «доходными домами»; к ней выходят параллельно Курская, Прилукская и Расстанная улицы. На Курской улице (участок № 13) в 1926 г. открыта значительнейшая в СССР фабрика канцелярских и чертежных принадлежностей «Союз». На Прилукской улице в доме № 12-а находится единственная в Союзе слюдяная фабрика, выстроенная в 1925 г.

На углу Прилукской и Тамбовской улиц, в доме № 63, до революции находился Лиговский народный дом, основанный графиней С. В. Паниной. Дом неоднократно служил местом всевозможных собраний, докладов и т. п. 9 мал 1906 г. здесь выступал на народном митинге В. И. Ленин (под фамилией Карпова); митингом была принята предложенная Лениным резолюция. Теперь здесь помещается Центральный клуб Октябрьских железных дорог и при нем Музей революционного движения железнодорожников петербургского узла.

С Тамбовской улицы через Расстанную направляемся к Волкову кладбищу, открытому 11 мая 1756 г. и получившему свое название от протекающей здесь речки Волковки и примыкающего к нему Волкова поля.

Волково кладбище принадлежит к числу достопримечательных мест Ленинграда. Оно является Пантеоном литературы, науки, общественной мысли, революционного движения.

На расположенном к югу от кладбища Волковом поле в XIX в. производились артиллерийские опыты. Потом там был устроен учебный воздухоплавательный парк, а сейчас на нем помещаются нефтяные склады. По кладбищу проходит Волковский проспект.

Это — дорога, по которой в дни холерной эпидемии 1831 г. везли бесконечные вереницы гробов. Николай I вынужден был издать распоряжение, по которому «умершие холерою впредь имеют быть хоронимы не днем, а по ночам». «При красноватом мерцающем свете смоляных факелов, — вспоминает современник, — с 11 часов вечера тянулись по улицам целые обозы, нагруженные гробами, тянулись за городскую черту на страшные, отчужденные, опальные кладбища». Одно такое холерное кладбище расположено вдоль Волковского проспекта, недалеко от Татарского кладбища.

За Волковым кладбищем открывается ряд распланированных полупустых кварталов. В них умещается добрая половина всего Московского района. Некоторые улицы здесь еще не имеют названия. Дома небольшие, провинциального типа, иногда с садами и огородами. Более, заселен поселок Рылеево. На восточной границе района у Фарфоровской платформы — огромная яма, наполненная водой, похожая на озеро. Она образована здесь искусственно: из нее брали землю для балласта на железную дорогу; теперь в ней купается окрестное население.

На этом участке района по улице Самойловой в 1930 г. открыт единственный в Союзе Карбюраторный завод, вначале называвшийся «Знамя труда» № 4. В настоящее время он расширяется и перестраивается. На нем производятся карбюраторы к автомашинам «Интернационал» и «Фордзон», а также запасные части к ним и арматура на общую сумму около 28 млн. руб. в год.

У самой границы Московского и Володарского районов, за Куракиной дорогой, расположено кладбище Жертв 9 января 1905 г. (б. Преображенское). После расстрела часть трупов тщательно скрывалась полицией в больничных сараях, куда удавалось проникнуть только ценою взятки. Убитые были вывезены полицией из города в 3 часа ночи и зарыты в общих могилах. Теперь на кладбище над их могилами стоит памятник работы Манизера.

   



  

планировка Ленинграда

скачать книгу

Отдел планировки Ленсовета

 

Планировка Ленинграда

 

Издательство Леноблисполкома и Ленсовета. Ленинград 1933 год

 

файл DJVU

DJVU

файл JPG

JPG

файл PDF

PDF

 

В южной части города в районах, насыщенных промышленными территориями, ощущается явный недостаток жилых территорий, необходимых для обслуживания промышленных предприятий района (напр., район ул. Стачек, район Шлиссельбургского проспекта, район правого берега реки Невы). В этих случаях необходимо резервировать нужные жилые территорий в соседних, непосредственно прилегающих и избыточных в этом отношении районах. Таким жилым резервом намечен большой массив в Московском районе, между Октябрьской и Детскосельской железной дорогой южнее соединительной Путиловской ветки. При намечаемой достаточной обеспеченности южной части города транзитными кольцевыми и диагональными магистралями этот район сможет покрыть дефицит в жилых территориях района Шлиссельбургского проспекта, северо-восточной части Московского района и отчасти правого берега реки Невы, не создавая в то же время излишне больших по расстоянию пассажирских перевозок.

Точно также недостаток жилых территорий в некоторых районах может быть покрыт резервированием необходимых добавочных территорий по линиям электрифицируемых железных дорог уже вне города (например, для района улицы Стачек поселки Ульяновка, Дачное и др. по Балтийской жел. дор.).

Главнейшие крупные жилые массивы, назначенные по вышеприведенным соображениям, будут:

1. Массив б. Ямской слободы (в юго-западной части города), обслуживающий промышленные предприятия Нарвского района.

2. Массив Дачное Ульяновка, расположенный за предыдущим и обслуживающий тот же район.

3. Массив „Электросила” (к западу от Детскосельской железнодорожной линии), обслуживающий промышленные предприятия западной части Московского района и отчасти Нарвского района.

4. Волковский массив, между Октябрьской и Детскосельской ж. д., упомянутый выше как резервный массив.

5. Массив „Щемиловка” (по левому берегу реки Невы), обслуживающий промышленность левого берега и отчасти правого.

6. Массив „Троицкого поля” (по левому берегу реки Невы у южной границы города), обслуживающий, главным образом, ближайшие заводы.

 



  

Современная архитектура Ленинграда

И. А. Бартенев 

 

Современная архитектура Ленинграда 

 

1966 год 

 

Сейчас южную часть Ленинграда образуют четыре района: Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский. Все они соприкасаются друг с другом и в центре города.

Во вновь застраиваемой части Фрунзенского района генеральным планом Ленинграда предусмотрена прокладка пяти меридиональных улиц: Белградской, Будапештской, Бухарестской, Пражской и Софийской. Бухарестская улица в дальнейшем, при продолжении ее в северном направлении, дойдет до Лиговского проспекта. Софийская улица в будущем станет продолжением улицы Дзержинского.

Перпендикулярно к этим магистралям пойдут пересекающие их улицы Бела Куна, Фучика, Димитрова и другие.

В пределах треугольника, ограничиваемого Бухарестской улицей, улицей Бела Куна и проходящей здесь трассой Южного обводного канала, будет создан новый административный центр Фрунзенского района.

Всё это – в генеральном плане города и в проектных чертежах. Однако и генеральный план и чертежи в значительной мере уже стали реальностью. Рабочие Обуховского домостроительного комбината и других строительных организаций широким фронтом ведут монтаж новых зданий.

На скрещении улиц, у границ формируемых вновь кварталов, установлены большие щиты с надписями: «Район восточнее Витебской железной дороги. Квартал 12. Строительство ведет Обуховский домостроительный комбинат № 2». Тут же воспроизведен генеральный план всего квартала и основные технические сведения о строящихся зданиях. Напротив – другой такой же щит и все данные о соседнем квартале.

Планировка каждого из кварталов чрезвычайно своеобразна. Здесь нет единой схемы, которая встречалась в застройке более ранних кварталов. Корпуса тут ставятся параллельно, перпендикулярно друг другу, под известными углами, образуют ступенчатую линию, и благодаря этому создаются бóльшее разнообразие и известная живость в облике внутриквартальных участков.

Центральная улица на вновь освоенных территориях – Будапештская. Пока она здесь основная, главная, если не считать перегруженного автотранспортом Южного шоссе (Центральная дуговая магистраль на этом участке еще не благоустроена).

Некоторые кварталы Будапештской уже в полной мере обжиты: стоят новенькие жилые дома, построен и работает центр торгово-бытового обслуживания, произведено благоустройство, озеленение. Новоселы уже чувствуют себя «как дома».

Когда застройка здесь будет завершена, образуются два жилых района. Первый из них будут составлять кварталы к северу от Центральной дуговой магистрали (10-13-й и 12-й), второй– кварталы, расположенные к югу от нее (14-й и 15-й). Третий жилой район распространится на территории к востоку от Бухарестской улицы и дойдет до линии Московской железной дороги.

Каждый из кварталов на новых территориях будет состоять из 2 – 4 микрорайонов. Каждый микрорайон, в свою очередь, объединит две первичные группы жилых домов. Авторами проекта детальной планировки и застройки всей этой территории являются архитекторы В. Э. Шевеленко и К. П. Молитвина, инженеры И. А. Смирнова и М. С. Иванова. Проекты отдельных кварталов разработали архитекторы Р. Е. Хусид, Л. К. Варшавская, И. П. Тевьян, К. Н. Емельянов, В. Н. Щербин и инженер Л. Ф. Лурье.

   



 

почему так названы

К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло 

 

Почему так названы? 

 

Издание 1967 года 

 

В последние годы в Купчине вырос новый большой жилой массив. Сейчас здесь уже более семидесяти тысяч новосёлов, а в недалёком будущем станет около трёхсот тысяч. С 1965 года территория посёлка Купчино входит во Фрунзенский район Ленинграда.

Купчино — одно из старинных названий в нашем городе. На карте военного топографа Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, нанесено селение Купсино. В начале XVIII века деревня Купсино, в которой тогда имелось пять крестьянских дворов, принадлежала Александро-Невскому монастырю. В 1714 году это селение было подарено сыну Петра I  — Алексею. Позднее оно вновь отошло к монастырским владениям.

В документах XVIII века название деревни Купсино встречается и под другим, современным, названием — Купчино.

   



 

Ленинград

С. М. Серпокрыл 

 

Справочник для туриста 1968 года 

 

Центральная дуговая магистраль 

 

На карте Ленинграда нет улицы с таким наименованием. Но зато есть уже проспект Героев, улица Галстяна, проспект Славы, Ивановская улица. Это – отдельные отрезки Центральной дуговой магистрали. Соединение их уже начато.

Дуговая магистраль фактически возникает в пределах Дачного. Мы едем по проспекту Стачек со стороны центральной части города и затем сворачиваем влево. Перед нами открывается панорама широкого проспекта, отходящего в восточном направлении. Это проспект Героев – первый из участков Центральной дуговой, но не его начало. Началом в дальнейшем станет Южный Приморский парк имени В. И. Ленина, о котором уже упоминалось. Магистраль начнется непосредственно от Финского залива и, охватив южную часть города, выйдет к Неве.

Проспект Героев проходит через центральную часть района Дачного. Вдоль северной стороны проспекта построено шесть девятиэтажных протяженных домов, облицованных розовым кирпичом. В первых этажах – магазины. Сплошное остекление витрин, отделка угловых частей зданий черными поливными плитками, хорошие пропорции окон, верные масштабные соотношения домов с магистралью – все это производит хорошее впечатление. С противоположной стороны магистрали возникнет фронт башнеобразных шестнадцатиэтажных зданий. Зеленые травяные ковры, цветы, стриженый кустарник, многолетние деревья довершат убранство проспекта.

Проспект Героев выходит на Овальную площадь. Отсюда начинается следующий участок Центральной дуговой – улица Галстяна. Она доходит до Московского проспекта.

По другую сторону этого проспекта, за Домом Советов, по трассе Центральной дуговой проходит улица Типанова. За ней – проспект Славы. Здесь уже построено много пяти- и девятиэтажных зданий. Строительство продолжается.

За Витебским проспектом, идущим вдоль Витебской линии железной дороги, уже другой район – Фрунзенский. Там сплошная строительная площадка гигантских масштабов.

Дома всюду пяти-, девятиэтажные и еще более высокие. А между зданиями далеко на горизонте в очертаниях заводских труб угадывается Невский район – бывшая Щемиловка.

В пределах новой части Фрунзенского района проложены пять меридиональных улиц-лучей: Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская и Софийская. Бухарестская улица соединится с Лиговским проспектом, Софийская – с улицей Дзержинского.

Сейчас Дуговая магистраль фактически перешла на противоположный, правый берег Невы. Достаточно переехать через Володарский мост, чтобы убедиться в этом. За мостом обширная площадь с двумя симметрично поставленными девятиэтажными жилыми домами. Это первые элементы возникающего здесь ансамбля предмостной площади. Между зданиями начинается Народная улица, направление которой совпадает с Ивановской улицей.

Так создается огромная многокилометровая трасса-эспланада, проходящая через все четыре южных района Ленинграда и тесно связывающая их между собой. Сейчас эта магистраль в процессе создания, она формируется, но год от года все яснее, все осязаемее становятся ее облик, ее архитектура.

 



 

Город смотрит в завтра

В. А. Каменский 

 

Город смотрит в завтра 

 

Генеральный план развития Ленинграда. 1968 год 

 

...Теперь уже каждый ленинградец знает об огромном строительстве, развернувшемся на обширной территории между Витебской и Московской линиями железной дороги. Проспект Славы, улицы Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская... Эти магистрали появились совсем недавно, но уже в расположенных на них купчинских кварталах живет более 60 тысяч человек. А новостройка развивается все дальше и дальше — к Невскому району.

В текущем году начнутся работы по формированию въезда в Купчино со стороны Московского проспекта. Новые жилые кварталы встанут по обе стороны Бухарестской улицы — главной магистрали района, которая соединит новостройки с центральной частью города. Широкая, почти полукилометровая полоса зелени, начавшаяся от Московского парка Победы, протянется через Купчино до Невского района. За зеленым коридором поднимутся 16-этажные дома – «трилистники». В новых кварталах будут созданы большие удобства для новоселов. В каждом из них поселится около 13 500 человек.

Новый планировочный район Купчино станет одним из красивейших в городе. Он будет связан с центром и другими частями города линией метро, скоростным трамваем, новыми автобусными маршрутами. В районе — много зелени, свободных пространств, между которыми раскинутся кварталы жилых домов, объединенных в микрорайоны с необходимыми торговыми и культурно-бытовыми зданиями. Вдоль реки Новая Волковка создается большой парк.

Соотношение этажности в планировочном районе таково: 5-этажных домов — 30 процентов, 9- и 16-этажных — соответственно 60 и 10 процентов. Это не только обогатит архитектурный облик кварталов, но и сулит большие экономические выгоды, связанные с наиболее эффективным использованием инженерных коммуникаций. Кварталы нового жилого района спроектированы так, чтобы, не прибегая к услугам транспорта, в границах своего микрорайона жители могли бы сделать необходимые покупки в продовольственных и промтоварных магазинах, пообедать в столовой, починить обувь и платье в мастерской и т. д.

Каждый микрорайон будет иметь свои школы, клуб с залом для собраний, детские дошкольные учреждения, спортплощадки, микрорайонный сад для отдыха населения. Как жилые дома, так и здания культурно-бытового назначения будут располагаться за широкой зеленой полосой. Её назначение — защитить жителей от шума городских магистралей, которые свяжут Купчино с другими частями города. Когда закончатся эти работы, четыре района — Московский, Фрунзенский, Невский и Кировский — составят единую целостную южную часть Ленинграда.

 

Застройка квартала № 12 в Купчине. Мастерские архитектора Д. С. Гольдгора

Новые дома на Будапештской улице в Купчине

Район между Витебской и Московской линиями железной дороги (Купчино)

   



 

Ленинград Генеральный план развития

В. А. Каменский 

 

Ленинград 

 

Генеральный план развития города. 1972 год

 

 

Витебский проспект — это граница Московского района. За полотном железной дороги начинается соседний Фрунзенский район, которому предначертано соединится с Невским районом.

Здесь на обширной территории между Витебской и Московской линиями железной дороги развернулось огромное строительство. Совсем ещё недавно на городской карте даже не намечались такие улицы, как Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская... А сейчас они формируют костяк нового планировочного района Купчина.

Бухарестская улица в дальнейшем при продолжении её в северном направлении дойдёт до Лиговского проспекта. Софийская улица в будущем станет продолжением улицы Дзержинского. В пределах треугольника, ограничиваемого Бухарестской улицей, улицей Бела Куна и проходящей здесь трассой Южного Обводного канала, будет создан новый центр Фрунзенского района.

Купчино станет одним из красивейших районов города. Новые жилые кварталы, рассчитанные на заселение в каждом около 13,5 тыс. человек, формируются на основе современных градостроительных требований. Трёхступенчатая система обслуживания здесь получит своё наибольшее развитие. В районе много зелени, свободных пространств, между которыми раскинутся кварталы новых домов, объединённых в микрорайоны с необходимыми торговыми и культурно-бытовыми зданиями. Каждый микрорайон будет иметь свои школы, клуб с залом для собраний, детские дошкольные учреждения, спортплощадки, микрорайонный сад для отдыха населения. Вдоль реки Волковки создаётся большой парк с полным комплексом культурно-просветительских и спортивных учреждений. Этажность домов здесь проектируется весьма высокой — 70 % зданий будут иметь 9 — 16 этажей.

Новый планировочный район, часть которого уже сооружена, соединится с центральными районами города широкой полукилометровой зелёной полосой, которая пройдёт от Московского парка Победы через Купчино в Невский район. Эта трасса представит собой, по существу, эспланаду — пространственно разнообразную магистраль нового типа. За зелёным коридором поднимутся 16-этажные дома-«трилистники» — неотъемлемая часть выразительной композиции въезда в район Купчино со стороны Московского проспекта.

Интенсивное жилищное строительство в Купчине, а в пятилетии 1971 — 1975 гг. южнее реки Волковки, где намечено построить 600 тыс. кв. м новой жилой площади, выдвигает как особую проблему улучшение транспортного обслуживания населения этого района.

Купчино, где уже сейчас проживает более 170 тыс. новосёлов, обеспечивается транспортной связью с помощью новых линий трамвая, новых маршрутов троллейбуса и автобуса. Сюда придёт линия метрополитена.

Когда закончатся работы по формированию Купчина, четыре района города — Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский — сольются, составив единую целостную южную часть города от берегов Финского залива до основной артерии Ленинграда — реки Невы.

  

Улица Типанова, вид в сторону Купчина

 



 

Ленинград

скачать книгу

В. А. Каменский, А. И. Наумов

 

Ленинград

 

Градостроительные проблемы развития. 1973 год

файл DJVU

DJVU

скачать книгу

JPG

 

В 1963 г. началась застройка нового крупного планировочного района между Московской и Витебской железнодорожными линиями. Проект детальной планировки и застройки был разработан архитекторами Д. Гольдгором, К. Емельяновым, В. Щербиным,   В. Саверкиным, И. Тевьян, Р. Хусид, Л. Варшавской.

Определенный интерес будет представлять застройка северной части Фрунзенского района. Главной композиционной ее осью является Пражская улица, трактованная широким бульваром и четким ритмом жилых домов повышенной этажности, среди которых размещается комплекс зданий общественного центра. Этот жилой район по диагонали расчленяется на микрорайоны трассой проектируемого южного Обводного канала. Здания, формирующие микрорайоны, своим положением отвечают основным направлениям улиц и магистралей, ограничивающих этот  жилой  район   (Софийская  улица,   центральная  дуговая магистраль, Пражская и Будапештская улицы). Проектируется сочетание жилых домов высотой в 5, 9 и 16 этажей. Благодаря этому композиция отдельных пространств, формируемых зданиями внутри микрорайонов, позволяет создать масштабные архитектурные ансамбли и своеобразные перспективные раскрытия в глубину микрорайонов. Логично решена система зеленых насаждений в микрорайонах.

   



 

Ленинград. Достопримечательности

С. М. Серпокрыл 

 

Ленинград. Достопримечательности 

 

1975 год 

Проспект Славы

 

Через Московскую площадь пролегает Центральная дуговая магистраль. От проспекта Героев она проходит сюда по улице Галстяна и далее по улице Типанова следует в восточном направлении. Проспект Славы — один из ее основных участков. Вместе с тем проспект является и основной магистралью огромного жилого района Купчина, где уже построены сотни жилых домов, кинотеатры, школы, поликлиники, торговые центры и универсамы, административные здания, комплексы профессионально-технических училищ. К проспекту подходят или пересекают его улицы, названные в честь столиц братских республик социалистического содружества — Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская. Застройка южнее и севернее проспекта перерезана улицами Балканской, Димитрова, Фучика, Бела Куна, Дунайским проспектом.

Композиционный центр этого района создается на пересечении проспекта Славы и Бухарестской улицы. Здесь уже стоят четырнадцатиэтажные дома, кинотеатр «Слава», строится десятиэтажный жилой дом по индивидуальному проекту с закругленным углом, рельефными фасадами, со встроенными помещениями для предприятий торговли. Это первый дом, который вышел на красную линию южной стороны проспекта. Скоро на этой линии появятся декоративные скверы и новые сооружения — административные здания, торговые центры. Сюда выйдет также крупный парк, который будет разбит в юго-восточной части района.

Северная сторона проспекта от Белградской улицы до Бухарестской полностью оформлена. В нижних этажах протяженных жилых домов открыт новый универмаг «Купчинский», сюда выходят озелененные дворы кварталов. От Бухарестской и далее на восток готовятся площадки для нового строительства. Здесь, на пересечении проспекта с Софийской и Бассейной улицами, будет воздвигнуто самое высокое в городе здание (140 метров) для «Ленсистемотехники» — громаднейшего счетно-вычислительного центра, Оно будет хорошо видно с Невы, с Московской железной дороги и даже от центра города.

Башня «Ленсистемотехники» замкнет трехкилометровую эспланаду Бассейной улицы, вдоль которой предполагается проложить Южно-Обводный канал с системой прудов, открытых и закрытых бассейнов.

Сейчас продолжается интенсивное строительство в южной и северной частях Купчина. Южнее проспекта Славы недавно сформировался крупный район, рассчитанный на 1 миллион 200 тысяч квадратных метров жилой площади, где будет проживать 250 тысяч ленинградцев. Город вышел к твоей южной границе, и здесь будет оформляться один из отрезков его южного фасада.

Весь массив разделен на четыре района, каждый из которых рассчитан на 50— 80 тысяч жителей. Общественные центры таких районов включают кинотеатры, клубы, поликлиники, детские музыкальные и спортивные школы, Дома пионеров и школьников. В числе учреждений общегородского значения — крупные больницы: детская и для взрослых, станция скорой помощи, Дом бытового обслуживания, универсам.

Между железной дорогой и жилыми кварталами отводится 200-метровая полоса. Тут будет построен ряд гаражей на 500—1000 легковых автомашин индивидуального пользования и станция техобслуживания.

Еще два-три года назад, когда появилась наземная станция метро «Купчино» и была открыта новая железнодорожная платформа, многие недоумевали: к чему это, ведь кругом пустыри и болота? Теперь тут город, к станции метро подходят трамваи, автобусы, троллейбусы, через речку Волковку перекинут новый мост. Десятки тысяч рабочих и служащих, получившие здесь жилище, пользуются услугами заблаговременно построенной подземной магистрали.

К южному фасаду Ленинграда подойдет лесопарк — место массового отдыха горожан.

К северу от проспекта Славы также немало строительных кранов. Здесь еще предстоит возвести комплексы Высшей школы ВЦСПС, профессионально-технических училищ, научно-исследовательских институтов. Бухарестская улица пробивает себе здесь прямой путь к центру города. На бывшем пустыре появились новые дома и среди них два жилых десятиэтажных здания длиной 700 метров каждое. Это самые протяженные в городе жилые дома. Центральные части их поставлены на опоры, что зрительно расширяет улицу; ленты балконов, окрашенных в белый цвет, и облицовка красной плиткой стен делают здания легкими и привлекательными. И все же нельзя не заметить, что дома с таким протяженным фасадом воспринимаются лишь по частям. Для одновременного обозрения каждого из них не хватает простора: улица слишком узка, а сооружения столь громадны, что одним взглядом их не охватить. Оба эти здания являются своеобразными пропилеями при въезде в Купчино со стороны центра Ленинграда.

Появились недавно и еще несколько купчинских достопримечательностей. Это дом на углу улиц Будапештской и Бассейной, сооруженный по индивидуальному проекту. Его не спутаешь ни с каким другим. Бело-голубой фасад и округлые балконы придают зданию выразительную пластику и выгодно выделяют его из окружающей застройки. 152 квартиры заселили семьи работников проектных институтов Министерства транспортного строительства. Круглая пятнадцатиэтажная башня выросла недалеко от станции метро «Купчино». В доме будут жить молодые текстильщики фабрики «Рабочий». Там же привлекают внимание два огромных жилых дома, построенных блок-секционным способом. Новые здания обогащают силуэт южной окраины города.

До недавних пор центром притяжения Купчина был универсам «Фрунзенский», и туда в большинстве своем устремлялись жители близлежащих кварталов. Теперь значительную нагрузку принял на себя большой торгово-бытовой комплекс, вступивший в строй на Будапештской улице. По соседству с продовольственным — магазин кулинарии и хозяйственный, второй этаж занимает кафе. А всего на 6000 квадратных метров здесь разместились прачечная, ателье проката, парикмахерская, сберкасса и многие другие службы быта, услугами которых широко пользуются ленинградцы.

 

 

Эксперимент на Белградской

 

Одной из интересных достопримечательностей Купчина является восемнадцатиэтажный дом на Белградской улице.

«Эксперимент на Белградской», «Жилище завтрашнего дня», «Качественно новая ступень крупнопанельного домостроения»... Так говорят о новом жилом доме, спроектированном коллективом института «Ленпроект» (архитекторы И. Н. Кусков, И. И. Чашник, В. И. Кузьмин и др.) и построенном бригадой Героя Социалистического Труда Н. Д. Здобнова (Обуховский ДСК).

Поскольку это «жилище завтрашнего дня», а не отдаленного будущего, читателям небезынтересно узнать, как возведен этот дом и в чем его достоинства. На первый взгляд кажется, что здание построено по индивидуальному проекту, сложено из кирпича и тщательно оштукатурено — так пластична и необычна обработка его фасадов и так отличается оно от стоящих по соседству типовых домов. В действительности же здание смонтировано блок-секционным методом из деталей, изготовленных на комбинате.

Но не только внешне величественно и красиво выглядит этот дом. Основные его достоинства в планировке и отделке квартир со встроенной мебелью в комнатах и кухнях, в создании уюта, комфорта и удобств для жильцов. В доме 191 квартира. Исходя из демографических данных, было найдено самое целесообразное соотношение количества одно-, двух- и трехкомнатных квартир, а также полезной и подсобной площади. Здесь 33 однокомнатных квартиры, 124 двухкомнатных и 34 трехкомнатных. Средняя жилая площадь квартиры 31,3, подсобная — 24,2 квадратных метра. Однокомнатная квартира с жилой площадью 22,5 квадратных метра легко делится на двухкомнатную. Ширина комнат— 3,6 метра вместо нынешних трех. Прихожая — 5—6, кухня — 7,75—9 квадратных метров. В кухне установлены мебельный гарнитур, холодильник, газовая плита с терморегулятором, над ней — воздухоочиститель. В комнатах встроена мебель заводского изготовления высокого качества и различного назначения. Верхний этаж дома занимает универсальный зал, в котором можно слушать лекции, заниматься спортом, справить свадьбу. На семнадцатом этаже — библиотека и комната технического творчества для детей. В подвальном этаже устроены вместительные кладовые для личных вещей жильцов.

Таков новый дом. Он уже заселен. Строители перешли на Васильевский остров, чтобы возводить и там такие же здания.

Экспериментальный дом на Белградской улице долгое время был открыт для обозрения, его осматривали многие ленинградцы, гости из других городов нашей страны и зарубежных стран. Они оставили свои записи в книге отзывов. Вот некоторые из них:

Гости из Праги: «Хороший внешний вид дома, великолепна планировка квартир. С большим интересом ознакомились со встроенной мебелью. У нас это начинание находится пока в стадии проектной разработки».

Строители из Таллина: «Больше бы таких домов и у вас, в Ленинграде, и в Таллине».

Слушатели курсов повышения квалификации градостроителей: «Очень приятно было увидеть дом, созданный архитекторами и воплощенный в жизнь строителями с большой любовью к человеку, заботой о его нуждах и потребностях. Во всем чувствуется стремление максимально учесть желание будущих жильцов. Радует, что и строители вкладывают теплоту своих душ в этот дом...».

Строители из Хабаровска: «С большим интересом ознакомились со строительством экспериментального дома — дома будущего. Хотим отметить высокую культуру и четкую организацию производства, а также высокое качество отделочных работ. Жить в таком доме, конечно, будет очень приятно».

Обком КПСС одобрил эксперимент архитекторов и строителей. После 1975 года дома этой серии будет производить новый ДСК по 100 тысяч квадратных метров ежегодно с непременным условием: качество работ сохранить таким, какое оно было достигнуто в первом экспериментальном доме.

Из Купчина по проспекту Славы через самый длинный в стране путепровод, открытый в 1974 году, путь лежит в Невский район — к берегам Невы.

 



 

Путеводитель по Ленинграду

А. Е. Сукновалов 

 

Путеводитель по Ленинграду 1977 года 

 

Южные районы 

 

С восточной стороны Московского пр. находится обширный район – пр. Юрия Гагарина и Космонавтов, Звездная ул., в наименованиях которых отражены успехи советской космонавтики.

Далее этого нового жилищного массива, за линией Ленинград-Витебской ж. д., расположен один из самых крупных районов новостроек города – Купчино. Свое название район унаследовал от небольшой деревни, находившейся здесь в недавнем прошлом. Границей Купчина на севере является ул. Фучика, на востоке – линия ж. д. Ленинград – Москва, на юге – современная граница городской застройки.

Главная магистраль Купчина — пр. Славы – делит этот район на две части, приблизительно одинаковые по территории.

Кроме пр. Славы одной из главных композиционных осей района служит Бухарестская ул., идущая с севера на юг. Параллельно ей проходят ул. Белградская, Будапештская, Пражская, Софийская. Основные широтные магистрали – ул. Бела Куна в северной части Купчина, а также Дунайский пр., ул. Димитрова и Гашека – в южной. Северные кварталы Купчина по диагонали пересекает Бассейная ул.

К формированию кварталов, расположенных севернее пр. Славы, строители приступили в начале 1960-х гг. В течение 8–10 лет застройка этих кварталов была в основном завершена. В южной части Купчина работы развернулись широким фронтом в самом начале 1970-х гг.

Проект планировки и застройки Купчина разрабатывался в институте «Ленпроект» под руководством арх. А. И. Наумова и Д. С. Гольдгора. В основу планировочных решений здесь, как и в большинстве других новых районов города, положена микрорайонная система с культурно-бытовым обслуживанием населения. В каждом микрорайоне с населением 8–9 тыс. человек поблизости от жилых домов построены детские сады, ясли, школы и торгово-бытовые центры.

Жилая застройка Купчина сформирована главным образом из типовых крупнопанельных домов в 5 и 9 этажей производства Обуховского и Кузнецовского домостроительных комбинатов (ДСК-2 и ДСК-4). Группы жилых домов, расположенных параллельными рядами или под прямым углом друг к другу, чередуются в строгом ритмическом порядке, обусловленном повторяемостью микрорайонов. В глубине кварталов в окружении зелени находятся здания детских учреждений и школ; торгово-бытовые центры размещены ближе к магистралям. В застройку многих кварталов включены точечные жилые дома высотой в 9, 12 и 14 этажей, построенные из кирпича, что придает кварталам определенную четкость и выразительность.

По проекту в Купчине предстоит создать ряд крупных ансамблей жилых и общественных зданий, которые будут связаны друг с другом с помощью существующих и вновь проложенных магистралей. Эти ансамбли придадут стройность пространственной организации района, сообщат ему своеобразие, индивидуальный характер.

Район Купчино связан со всем городом с помощью линии Октябрьской ж. д. и метро, Московско-Петроградская линия которого продлена сюда в 1972 г. Наземная станция метро «Купчино» совмещена с железнодорожной. К ней выходят Дунайский пр. и ул. Гашека. Созданная здесь обширная площадь является конечным пунктом нескольких маршрутов трамвая, троллейбуса и автобуса. Ее предусмотрено застроить зданиями повышенной этажности, которые выделят этот важный транспортный узел района в силуэте прилегающих кварталов.

Пр. Славы – главная магистраль этого района, один из отрезков Центральной дуговой магистрали – протянулся с запада на восток.
Застройка северной стороны пр. Славы, на участке между Белградской и Бухарестской ул., образована крупными 9-этажными кирпичными домами. В первых этажах этих зданий размещены просторные торговые залы, здесь находятся отделы универмага «Купчинский». Напротив, вдоль южной стороны пр. Славы, предполагается строительство многоэтажных зданий башенного типа. Они сформируют выразительную панораму главной магистрали.

Между Бухарестской и Софийской ул. на пр. Славы будут построены здания административного центра всего района, Дом пионеров и школьников, Дворец культуры, многоэтажные жилые дома. К югу от проспекта раскинется большой парк со стадионом, плавательным бассейном и другими сооружениями общественного назначения.

На пр. Славы располагается главный общественный центр Купчина. Из зданий, входящих в его состав, первыми по типовым проектам были построены широкоформатный кинотеатр «Слава» и универсам «Фрунзенский», расположенные у перекрестка пр. Славы и Бухарестской ул. Открытый в 1970 г. универсам стал первым в Ленинграде крупным магазином самообслуживания нового типа (проект специалистов института «Гипроторг» – арх. О. А. Великорецкого, инж. Е. А. Кузнецова, А. Д. Страхова и Л. С. Китайцевой).

Основной торговый зал универсама занимает площадь 1200 кв. м. Стены между широко расставленными пилонами остеклены. Общая длина открытых прилавков-«горок», оборудованных холодильными установками, достигает 370 м. Затраты времени на покупку здесь сведены до минимума. Магазин рассчитан на обслуживание 10-12 тыс. человек в день.

Вслед за универсамом «Фрунзенский» аналогичные магазины появились и в самом Купчине («Южный» – ул. Гашека, д. № 6), и в других районах города.

На пересечении пр. Славы с Бухарестской ул. предусмотрено строительство жилых домов по индивидуальным проектам.
Бухарестская ул. – вторая по значению магистраль после пр. Славы. Она является композиционной осью, играющей роль главного въезда в Купчино со стороны центра города. На улице сооружаются два ансамбля: один – у пересечения ее с Бассейной ул., другой – у пересечения с Дунайским пр.

В 1973 г. положено начало формированию ансамбля в районе Бассейной ул. Здесь представляют большой интерес два 9-этажных протяженных дома, корпуса которых приподняты над уровнем земли на железобетонных опорах. В верхних этажах в этих зданиях помимо квартир с обычной планировкой размещены квартиры типа «дуплекс», расположенные в двух уровнях.

В 1975 г. на Бухарестской ул., напротив универсама, сооружено здание детской музыкальной школы (по проекту арх. Р. А. Глезина). Здесь предусмотрены большой концертный зал с эстрадой, просторные классы для занятий. К услугам учащихся и педагогов фонотека, комната звукозаписи, библиотека на 25 тыс. томов.

На углу Будапештской ул. и ул. Бела Куна (д. № 14) на основе применения серийных деталей и узлов построен 9-этажный крупнопанельный жилой дом с необычным расположением лестничных клеток, повернутых под углом 45° к продольной оси здания (коллектив архитекторов под руководством Н. Г. Сваричевского). Благодаря этому по сравнению с типовыми домами удалось внести значительные изменения в планировку секций, увеличив число квартир с четырех до шести. Была также увеличена полезная площадь квартир, сокращены общая протяженность дома и вес конструкций, уменьшено количество лестниц и лифтов. Необычное планировочное решение привело и к изменению внешнего облика здания, что выделило его из окружающей застройки.

Интересный эксперимент был поставлен строителями на той же улице в 1971 г. Здесь из серийных деталей с добавлением нескольких новых конструкций был построен 11-секционный 9-этажный дом со ступенчатой формой плана.

На углу Будапештской и Бассейной ул. построены два жилых дома по индивидуальным проектам.

Крупный торгово-бытовой комплекс, сооруженный по типовому проекту в 1974 г., разместился на Будапештской ул. (д. № 9) рядом с будущим общественным центром северных кварталов Купчина.

Местом важного для дальнейшего развития сборного домостроения эксперимента была избрана Белградская ул. Здесь, в квартале, расположенном к северу от Бассейной ул., в 1973 г. ДСК-2 начал монтаж одного из первых двух домов новой 137-й серии, предназначенной для производства на недавно вступившем в строй Ленинградском ДСК-7. 137-я серия, спроектированная в институте «Ленпроект» под руководством арх. И. Н. Кускова, отличается от предыдущих более широким набором квартир, большим количеством вариантов композиции фасадов, более выразительной их пластикой.

Экспериментальный дом на Белградской ул. (№ 8) имеет 16 жилых этажей. Некоторые квартиры предоставлены жильцам полностью меблированными. Повышению комфорта способствуют предусмотренные при вестибюле помещения для хранения велосипедов, колясок, кладовые в подвальном этаже. На плоской кровле возвышается двухэтажная надстройка, в которой размещен клуб с залом универсального назначения, библиотекой, комнатами для занятий и отдыха.

Одно из сооружений Купчина уникально по своим размерам и конструкции. Это грандиозная эстакада, переброшенная через пути Сортировочной Ленинград-Московской ж. д. и соединяющая два района города – Фрунзенский и Невский. Путепровод длиной 1250 м – самый длинный в стране – вступил в строй в 1974 г. Это сложное инженерное сооружение проектировали специалисты четырех проектных институтов – «Ленгипротранса», «Гипротранссигналсвязи», «Ленгипроинжпроекта» и «Ленпроекта». Путепровод является частью Центральной дуговой магистрали: у его западного пандуса заканчивается пр. Славы, а восточный переходит в Ивановскую ул. – одну из главных транспортных артерий левобережной части города.

   



 

Ленинград. Районы новостроек

В. Г. Лисовский 

 

Ленинград. Районы новостроек 

 

Лениздат. 1983 год 

 

Купчино, входящее в состав Фрунзенского административного района города, унаследовало свое название от небольшой пригородной деревеньки. Это один из крупнейших жилых массивов Ленинграда – он рассчитан на полмиллиона жителей. В Купчине, как и в ряде других районов новостроек, весьма последовательно проведен в жизнь принцип тематического наименования улиц. Важнейшие магистрали Купчина названы в честь столиц стран социалистического содружества. Некоторые купчинские улицы увековечивают в своих названиях имена выдающихся революционеров и деятелей культуры стран Восточной Европы.

Проспект Славы разделяет массив на две примерно равные части. Северная часть Купчина была в основном застроена в течение 60-х годов. К формированию южных кварталов Купчина строители приступили в начале 70-х годов. За десять лет многие из этих кварталов приобрели законченный вид; городская застройка достигла южной границы города, определенной генеральным планом. До Купчина была доведена линия метро. Рядом со станцией, одноименной с жилмассивом, возникла просторная площадь, откуда наземный транспорт развозит пассажиров по всем кварталам новостроек этой части города.

Проект детальной планировки и застройки Купчина разрабатывался под руководством архитекторов А. И. Наумова и Д. С. Гольдгора. Магистрали подразделяют территорию жилого массива на ряд больших кварталов, состоящих из нескольких микрорайонов, в каждом из которых проживает по 8–9 тысяч человек. Застройка микрорайонов осуществлена типовыми жилыми домами – крупнопанельными и кирпичными,– которые размещены в озелененных пространствах в геометрически строгом порядке.

Важная роль в композиции кварталов принадлежит зданиям повышенной этажности – они, как правило, подчеркивают своим расположением направление магистралей. Здания, возведенные по индивидуальным проектам, находятся в узловых пунктах планировочной структуры, у пересечения или в начале улиц. Их проектирование осуществлялось в большинстве случаев в мастерской № 5 Ленниипроекта под руководством Д. С. Гольдгора.

Одно из таких зданий, строительство которого завершилось в 1982 году, расположено при въезде в Купчино с запада, в начале проспекта Славы. Крупный объем здания, сочетающийся из башенной и протяженной частей, достаточно выразителен по пластике и силуэту, что и позволяет сооружению играть роль запоминающегося архитектурного акцента.

Согласно проекту южная сторона проспекта Славы должна быть организована ритмом высотных жилых домов несколько необычной формы, с подковообразным планом.

Северная сторона проспекта Славы, между Белградской и Бухарестской улицами, скомпонована тоже в строгом ритмическом порядке. Как и на Ленинском проспекте в Дачном, здесь размещены протяженные девятиэтажные дома с торговыми залами в первых этажах, где находятся различные отделы универмага «Купчинский».

Чрезвычайно ответственная композиционная роль проектом планировки Купчина отведена участку проспекта Славы, заключенному между Бухарестской и Софийской улицами. На северной стороне проспекта в этом месте оставлена свободной от застройки значительная территория. Она отведена для размещения зданий и сооружений главного общественного центра Купчина. Здесь же разместится и административно-общественный центр всего Фрунзенского района. В нем предусмотрены здания райкома КПСС и райисполкома, Дома пионеров и школьников, Дворца культуры. К югу от проспекта раскинется большой парк со стадионом, плавательным бассейном, концертной эстрадой. Торжественная закладка этого парка состоялась в день Ленинского коммунистического субботника 17 апреля 1982 года в честь XIX съезда ВЛКСМ. Проектируется новый зеленый массив в Ленниипроекте под руководством А. Г. Лелякова. На кромке парка, напротив Пражской улицы, намечается строительство здания для филиала Академического Большого драматического театра имени М. Горького.

Раньше всего в состав общественного центра Купчина вошли построенные в конце 60-х годов кинотеатр «Слава» и универсам «Фрунзенский». Они расположены у перекрестка проспекта Славы и Бухарестской улицы. Если широкоформатный кинотеатр – это одно из нескольких однотипных зданий, сооружавшихся в разных районах города почти одновременно, то универсам на Бухарестской улице, открытый для покупателей в 1970 году, явился первым в Ленинграде магазином такого типа. Он был возведен по проекту, разработанному в институте «Гипроторг» архитектором О. А. Великорецким, инженерами Е. А. Кузнецовым, А. Д. Страховым и Л. С. Китайцевой. Здание скомпоновано в виде низкого призматического блока, включающего просторный торговый зал площадью 1200 квадратных метров и ряд вспомогательных помещений. Стены между широко расставленными пилонами остеклены. Широкий фриз из алюминиевых листов с эмблемой универсама – буквой «У» – опоясывает здание со всех сторон. Магазин рассчитан на обслуживание 10-12 тысяч человек в день. За счет рациональной организации интерьера, использования принципа самообслуживания и применения быстродействующих кассовых аппаратов универсам позволяет до минимума свести затраты времени на покупку товаров.

На противоположной стороне Бухарестской улицы размещено еще одно важное для Купчина здание общественного назначения. Это детская музыкальная школа, построенная в 1975 году. Она сооружена по проекту, над которым работали архитекторы Л. С. Косвен и И. П. Лепешко. Здание школы невелико по объему, но усиленная пластика кирпичных стен придает ему своеобразие, выделяет из ряда соседних построек. Школа располагает большим концертным залом с эстрадой, удобными классами. К услугам учащихся и педагогов фонотека, комната звукозаписи, библиотека на 25 тысяч томов.

Свои общественные центры предусмотрены и в каждой из двух частей Купчина. Общественный центр северной части разместится у пересечения Бухарестской и Баосейной улиц. Здесь должны быть построены высотная гостиница, Дом мод, детские специализированные школы, гараж для легковых автомобилей.

В композиционной связи с этим будущим комплексом решен ансамбль въезда в Купчино с севера по Бухарестской улице. Образуют этот ансамбль два протяженных девятиэтажных дома, сооруженные в 1973 – 1976 годах по проектам, разработанным архитекторами Д. С. Гольдгором, К. Н. Емельяновым, Н. А. Афошиным, Б. В. Кобелевым, инженерами Е. В. Голубевым и М. П. Леонтьевой. Корпуса обоих зданий приподняты над землей на железобетонных опорах. В верхних этажах, наряду с квартирами, имеющими обычную планировку, размещены квартиры типа «дуплекс», расположенные в двух уровнях. На фасадах эти квартиры выделены двумя рядами лоджий и балконов. Всего же в двух домах 1876 квартир общей площадью около 100 тысяч квадратных метров – это показатели целого квартала средней величины. У северной границы квартала оба здания ступенями «расходятся» в стороны. Благодаря этому создается небольшая площадь, отмечающая «устье» улицы и подчеркивающая въездной, «приглашающий» характер ансамбля.

Вдоль северной границы кварталов Купчина, на улице Фучика, создана зеленая зона, куда включены крупные здания общественного назначения. К востоку от Бухарестской улицы здесь размещаются кирпичные корпуса Высшей профсоюзной школы, сооружение которых с середины 70-х годов ведется по проекту, разработанному под руководством архитектора Н. Н. Надёжина.

На участке, расположенном ближе к железнодорожной линии, в начале 80-х годов развернулось строительство больничного комплекса «Скорой помощи», спроектированного под руководством Э. В. Кондратовича.

Общественный центр южной части Купчина создается тоже на Бухарестской улице – у ее пересечения с Дунайским проспектом. Отсюда видно, какую важную роль Бухарестская улица выполняет в системе Купчинских кварталов: эту магистраль наряду с проспектом Славы проектировщики рассматривают как одну из главных планировочных осей жилого района.

Весьма большое значение авторы проекта планировки Купчина придали еще одной меридиональной улице района – Софийской. Это вызвано тем, что она является продолжением среднего луча «невского трезубца» – улицы Дзержинского. Чередование протяженных и, башенных жилых домов, расположенных вдоль Софийской улицы, придает ее панораме величавую монументальность.

На пересечении Софийской улицы с проспектом Славы, там, где расположена круглая площадь, территория Купчина заканчивается. От той же площади берет начало путепровод длиной 1250 метров, переброшенный над путями сортировочной Ленинград-Московской железной дороги. Въезд на него отмечен высокими пилонами, на которых помещены рельефы, созданные в 1976 году скульптором Л. М. Михайленком. Рельефные композиции, выполненные из серо-желтого искусственного камня с вкраплением гранитной крошки и слюды, посвящены героическим страницам истории Ленинграда. Одна из них – знаменитая стачка питерских рабочих, вошедшая в историю революционного движения под названием Обуховской обороны. На рельефе изображено столкновение бастующих рабочих с царскими войсками. В центре композиции помещена женская фигура, прототипом для которой послужила 18-летняя работница Карточной фабрики Марфа Яковлева, примкнувшая вместе с подругами к обуховцам. Другой рельеф воскрешает в нашей памяти знаменательное событие Великой Отечественной войны – прорыв блокады Ленинграда, осуществленный войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года у поселка Марьино.

Путепровод, вступивший в строй в 1974 году, обеспечил быструю и удобную связь, между двумя районами города – Фрунзенским и Невским.

 



 

Почему так названы?

К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло 

 

Почему так названы? 

 

Издание 1985 года 

 

Купчино — старинное название. На карте военного топографа Бергенгейма, составленной по архивным данным 1676 года, нанесено селение Купсино. В начале XVIII века деревня Купсино принадлежала Александро-Невскому монастырю. В 1714 году эта деревня вместе с прилегающими к ней пашнями и угодьями была подарена царевичу Алексею — сыну Петра I, но вскоре вновь отошла к монастырским владениям. В документах XVIII века название деревни Купсино встречается и под другим, современным, названием — Купчино.

Нынешнее Купчино — это огромный жилой массив. Здесь проживает более трехсот тысяч человек, что равно населению крупного города. Эта территория в 1965 году вошла во Фрунзенский район.

С бывшим старинным селением и получившим от него наименование жилмассивом связано название Купчинской улицы, которая проходит от улицы Димитрова до Малой Балканской улицы. Названа так в июле 1973 года. В декабре 1972 года вступила в строй станция метро «Купчино» Московско-Петроградской линии метрополитена имени В. И. Ленина. Она совмещена с железнодорожной платформой Купчино.

 



 

Ленинград

скачать книгу

В. А. Витязева, Б. М. Кириков

 

Путеводитель по Ленинграду 1986 года

 

Южные районы

скачать книгу

TXT

 

За железнодорожной линией начинается территория Московского административного района. На пл. Конституции Ленинский пр. встречается с Ново-Измайловским пр., застройка которого 12-этажными башенными жилыми домами осуществлялась в первой половине 1960-х гг. под руководством арх. С. Б. Сперанского.

Формирование ансамбля пл. Конституции началось со строительства в 1968 г. кинотеатра "Меридиан" по типовому проекту (Ново-Измайловский пр., 48). На западной стороне площади стоят два одинаковых по архитектурному решению здания проектных институтов. Они были сооружены в 1974 и 1982 гг. по проектам, разработанным под руководством арх. Г. Л. Бадаляна.

Перспектива Ленинского пр. от пл. Конституции в восточном направлении эффектно замыкается монументальным фасадом Дома Советов, перед которым в центре Московской пл. стоит памятник В. И. Ленину.

Продолжением Ленинского пр. к востоку от Дома Советов является улица, названная именем Героя Советского Союза А. Ф. Типанова. Ул. Типанова пересекает одну за другой три магистрали меридионального направления — ул. Ленсовета, пр. Юрия Гагарина и пр. Космонавтов. Примыкающие к ним участки застраивались главным образом в 1960-х гг. Широкие бульвары проспектов словно продолжают зеленый массив Московского парка Победы.

За типовым зданием кинотеатра "Планета" (д. 25, 1970 г.) весь квартал между пр. Космонавтов и Витебским занимает д. 29, построенный в начале 1970-х гг. по проекту, разработанному под руководством арх. В. В. Попова. В доме 1000 квартир, а его первый этаж решен в виде галереи с магазинами и учреждениями обслуживания.

Железная дорога Ленинград - Витебск разделяет территории Московского и Фрунзенского районов. Здесь заканчивается ул. Типанова и продолжение Центральной дуговой магистрали называется пр. Славы. Это композиционный "стержень" огромного жилого массива Купчина, унаследовавшего свое название от находившейся здесь деревни. Его границы проходят на севере по ул. Фучика, на востоке - по линии железной дороги Ленинград — Москва, на юге совпадают с границей городской застройки. Пр. Славы делит Купчино на две примерно равные части.

Проекты планировки и застройки Купчина разрабатывались под руководством арх. А. И. Наумова и Д. С. Гольдгора. Строительство северных кварталов развернулось в начале 1960-х гг. и продолжалось около десяти лет. Затем началось формирование южных территорий района.

Купчино органично входит в планировочную систему южной части города с характерной для нее сетью радиальных (ул. Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская) и дуговых (ул. Белы Куна, Димитрова, Дунайский пр. и т. д. ) проездов. На Белградской ул. в 1973-1974 гг. был построен первый 16-этажный дом (№ 8) 137-й серии, широко использующейся ныне в жилищном строительстве Ленинграда.

Архитектурный комплекс пр. Славы образуют здания, выстроенные из кирпича. Северную сторону проспекта формируют протяженные 9-этажные дома с торговыми залами универмага "Купчинский" (д. 4, 12, 16, 30). Напротив намечено строительство нескольких зданий повышенной этажности. Первое из них, расположенное при въезде на проспект, было построено в 1982 г. К возведению следующих корпусов приступили в 1985 г.

Наряду с пр. Славы важнейшей композиционной осью района служит Бухарестская ул., пересечение которой с пр. Славы выделено несколькими крупными жилыми и общественными зданиями. Здесь расположен кинотеатр "Слава" (Бухарестская ул., 47), построенный по типовому проекту в конце 1960-х гг. Рядом с ним возвышаются 14-этажные башни. Неподалеку находится универсам "Фрунзенский" (Бухарестская ул., 90). Он был открыт в 1970 г. и явился первым магазином такого типа в городе (арх. О. А. Великорецкий и др. ). Напротив расположено построенное в 1975 г. здание районной музыкальной школы (д. 35, арх. Л. С. Косвен, И. П. Лепешко). Оно эффектно выделяется на фоне типовой застройки квартала благодаря пластичному объему и красному тону кирпичных стен.

Обширная территория между Пражской и Софийской ул. на северной стороне пр. Славы отведена для административно-общественного центра Фрунзенского района. В 1984 г. на Пражской ул. началось строительство здания исполкома Фрунзенского райсовета.

К югу от пр. Славы в день Ленинского коммунистического субботника 17 апреля 1982 г. был заложен новый парк (арх. А. Г. Леляков и др. ).

За Софийской ул. Центральная дуговая магистраль проходит по путепроводу, переброшенному над путями сортировочной Ленинград-Московской железной дороги. Введенный в эксплуатацию в 1974 г., он представляет собой одно из крупнейших сооружений такого типа в стране, его длина — 1200 м. Проектировал его коллектив инженеров и архитекторов под руководством Г. А. Павлова, Г. М. Евдокимова и А. И. Лаврентьева.

При въезде на путепровод установлены высокие пилоны, украшенные барельефами (ск. Л. Л. Михайленок). Рельефные композиции посвящены знаменательным историческим событиям – Обуховской обороне 1901 г. и прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 г.

Путепровод соединяет пр. Славы со следующим участком Центральной дуговой магистрали — Ивановской ул. Она расположена на территории Невского района и пересекает местность быв. деревни Щемиловки. Строительство здесь развернулось в 1930-х гг. и было продолжено после Великой Отечественной войны. Крупнопанельные дома, стоящие сразу за путепроводом, – это первенцы индустриального домостроения в Ленинграде. Они были смонтированы в 1956-1959 гг. по проектам арх. Е. А. Левинсона и Д. С. Гольдгора.

Раньше других был застроен участок Ивановской ул. между ул. Седова и Бабушкина. Однотипные шестиэтажные дома с портиками и лоджиями на фасадах, возведенные в конце 1930-х гг., образуют здесь целостную композицию, создававшуюся под влиянием классицистических традиций. Авторы этого ансамбля — арх. Е. А. Левинсон, И. И. Фомин, С. И. Евдокимов.

Недалеко от перекрестка ул. Бабушкина и Ивановской расположен наземный вестибюль станции метро "Ломоносовская" (1970 г., арх. А. С. Гецкин, В. П. Шувалова, Г. Д. Булаевская). Напротив метро — типовой кинотеатр "Спутник", построенный в 1960 г. (ул. Бабушкина, 40).

Последний участок Ивановской ул. был застроен на рубеже 1950-х и 1960-х гг. Здесь по проектам, разработанным под руководством Е. А. Левинсона и Д. С. Гольдгора, возвели многоэтажные жилые дома, которые главными фасадами обращены на широкую озелененную площадь, композиционно связанную с проходящим вдоль Невы пр. Обуховской Обороны.

Левобережную и правобережную части Невского района в 1936 г. соединил Володарский мост.

 



 

Энциклопедический справочник

Энциклопедический справочник

 

Санкт-Петербург Петроград Ленинград

 

Издание 1992 года

 

Кýпчино, район массового жилищного строительства в южной части Ленинграда.  На севере ограничен кварталами, примыкающими к улице Фучика, на западе – линией Витебской ж. д., на востоке – Октябрьской ж. д., на юге – границей города. Название от бывшей деревни Купсино, которая существовала здесь в конце 17 века. В 18 веке владение Александро-Невского монастыря  (в 1711-1718 принадлежало царевичу Алексею Петровичу). После постройки Царскосельской ж. д. (1837) дачная местность. В 1941-44 к югу от Купчина проходила линия фронта. С 1965 Купчино в черте Ленинграда. Район к северу от проспекта Славы (главной магистрали Купчина) застроен в 1960-х гг. (проект детальной планировки разработан под руководством архитекторов А. И. Наумова и Д. С. Гольдгора). В 1972 открыта станция метро «Купчино». В районе пересечения проспекта Славы с Бухарестской и Софийской улицами формируется общественный центр Купчина (в его составе построенные в 1960-х гг. кинотеатр «Слава» и универсам «Фрунзенский»). От названия Купчина происходят прежние наименования Витебского проспекта (Купчинская дорога) и современное Купчинской улицы.

   



 

S. Kepsu Pietari ennen Pietaria

 

С. Кепсу Петербург до Петербурга

Сауло Кепсу

 

Петербург до Петербурга
Pietari ennen Pietaria

 

Издание на финском языке 1995 года
   Издание на русском языке 2000 года

 

На огромном полуострове между Лахтой у Моря и Невой в глубине территории на южной стороне Фонтанки находилось всего две больших деревни – Сутела (Sutela)*, или Волково, и Купсила (Kupsila), или Купчино, а также относившиеся к ним поселения Гаврилсова (Gaurilsova) и Куккарова (Kukkarova).

В районе нынешнего Волкова, в южной части территории Волковского кладбища находилась деревня Волково, или Сутела: Wolchowe (1618), Wolckowa (1619), Wolkowo ellr Sutela och Wolkouo Bolsoi (1634), Wolkowa ellr Sutela by (1639), Wolkowa (1661), Sutella by (1665), Suttela (1678), Sutalaby (1680), Sutela (1688), Suttella (1699). Это название сохранялось и в XVIII веке, после основания Петербурга. Современное русское название – Волково. Старейшая форма – Сутела – это название двора, и происходит оно от слова Суси, «волк». Суси и Сутела – наиболее распространенные названия в юго-восточной Финляндии. В Ингерманландии Сутела встречается в Лемболово и Нарвуси. Новгородские переписчики еще в средние века перевели это название на русский язык, использовав обычное название русского села Волкова, Волково. Если поселенец Суси прибыл из Финляндии, то, возможно, это была область Äyräpää (Эюряпяя), где, например, в XVI веке в Kivennavalla (Кивеннапа) и в Muolaassa (Муолаа) встречается имя Susi (Суси). По деревне получила свое название и впадающая с юга в Неву река, современная Волковка, которая на старых шведских картах встречалась в формах: Suttila åå (1681), Suttila Åå (1699).

Хотя название деревни появляется в документах только с началом шведского правления, сама она возникла не позднее средних веков. В первой шведской земельной книге 1618-23 гг. было указано четыре хозяина, все ижоры. В1634 году хозяев-земледельцев стало семь, все они были православными и только один из них, Waska Luukin (Васька Лукин), являлся коренным жителем, Jakushe Gregorioff babin (Якуше Грегорьев бабин) ребенком переселился сюда из Kupsila (Купсила), а Martinko Offanasioff (Мартынко Офанасиев) – из Laurolasta (Лаурола) в 1609 году. Остальные четверо – Fedot Hirinen (Федот Хиринен), Boriska Pauloff (Бориска Павлов), Mikallko Klinoff (Михалко Клинов) и Philiptko Stepanoff (Филипко Степанов) переселились в 1624-33 годы из Tyrön Nuoljoelta (Нуолйоки в Тюрё). Род Хиринена (Hirinen, или Hiironen), возможно, имеет корни на Карельском перешейке, где в XVII веке это имя встречается во многих приходах (например, Хииронен в Усикиркко). Потомки этих родов продолжали жить в Сутела до войны 1656-58 гг. Сразу после нее, в 1661 г., жителей было шесть, но никого из них нельзя прямо связать с предыдущими хозяевами. Четверо были православными, а двое хозяев, проживавших в деревне в течение нескольких лет до войны, вернулись туда обратно. В 1644 году все 13 хозяев-землевладельцев были ижорами. В конце столетия в 1695 году в Сутела проживали 9 хозяев-ижор: Michell Wasselioff (Микель Васильев), Grussa Timofeoff (Груша Тимофеев), Wantka Eggifäoff (Ванька Егифяев), Safwa Hotkj (Савва Хотки), Wasell Moskin (Василий Москин), Hodar Jgnatioff (Ходар Игнатьев), Ante Timofeoff (Анте Тимофеев), Daniell Onkipoff (Даниил Онкипов) и Mickell Ontonoff (Микель Антонов). Финнов было двое: Eskå Tullikain (Эско Тулликайн) и Simon Säppä (Симон Сяппя), арендаторов-бобылей – семеро: Petter (Петер), Cussma (Кузьма), Stepan Danieloff (Степан Данилов), Micko Staffanson (Микко Стаффансон), Jöran Tullikain (Йёран Тулликайн), Joseph Jöransson (Йозеф Йёрансон) и Laurj Picka (Лаури Пикка), из которых, возможно, трое первых были православными. Кроме того, в деревне жили два кабатчика – Anders Paija (Андерс Пайя) и Jöran Råcka (Йёран Рокка).

Как продолжение Сутела, к северо-востоку, на берегу реки Волковки, в центре нынешнего Волковского кладбища располагалась деревня Гаврилсова, которая в документах упоминается как Gauriltzowa By (1634), Gaurillsova by (1643), Gaurilisa By (1644), Gaurilso By (1656), Gaurilsolaby (1661), Gaurisala (1663), Gaurilkowa (1678), Kauralassina By, Kauralasziaby (1680), Gaurilckofwa kallas Suttela (1693). Русские письменные формы были: Гаурилсова и Гаурилкова. Возможно, народное ижорское название было Kaurilaisi (Каурилайси) и образовано от имени Каурила, по-русски Гаврил. В период шведского правления в Каурилайси с 1623 года поселился Stepan Rodiuanoff (Степан Родионов) (1634) или Stepan Kasarinof (Степан Каcаринов) (1646), который переселился из Нуолйоки в Тюрё. Другим хозяином был Ensim Federoff (Онисим Фёдоров) (1644). Его род хозяйствовал здесь и после войны 1656-56 гг. вплоть до 1680-х годов, в том числе Timo Onissimoff (Тимофей Онисимов), Wassel Onissimoff (Василий Онисимов) (1673). К тому времени деревня была присоединена к Sutela (Сутела).

Следующее поселение на южной стороне Sutela (Сутела) располагалось на территории нынешнего Купчино, где-то в северной части улицы Типанова. Название встречается в формах: Kuptzinoua By (1619,1634), Kupsinoua (1622), Kopsinoua (1643), Kubsilowa By (1656), Kupsina by (1664), Kupsilla (1676), Cubsilda (1678), Kupsila By (1680), Kupsillda (1695), Kupsila by, Kupsila hemmanet (1698). Это название употреблялось и позже, например, Cupsilda (1734,1773), Kupsilda (1828). Современные финские названия – Купсила, Купсина, а русское – Купчино. Более современные формы указывают на то, что подлинным названием является Купсилта, от слова «silta» мост, который, возможно, был сооружен через реку в районе деревни. В самых старых формах названия о части «силта» нет никаких следов, и эти названия, возможно, основываются на имени собственном, которое содержит русское слово купец. Во времена шведского правления финская форма Купсила (в написании также Купсилла) могла быть изменена, и ее конечная часть позже могла считаться слабой формой основы при склонении слова «мост» (silta – silla).

В 1619 году в деревне Kuptzinoua проживали четыре облагаемых оброком хозяина, трое из которых – Ifuan Guismin (Иван Кузмин), Pråska Lefuanteaf (Прошка Лефонтьев), Siman Abrahamof (Симан Абрахамов) – были православными. Кроме того, здесь находилось поместье польского боярина Кристофера Канарского (Kristoffer Kanarskin). В1643 году хозяйств стало 7 (на карте Аспегреена – 6 дворов), при этом пятеро хозяев были переселенцами: один из Нуолйоки в Тюрё (Tyrön Nuoljoelta), двое из Пиккола в Дудергофе (Tuutarin Pikkolasta), один из Сулкала в Дудергофе (Tuutarin Sulkalasta) и один из церковного прихода Лийссиля (Liissilän). До русско-шведской войны 1656-58 гг. деревня оставалась православной. После войны в деревне было три двора, в двух из которых жили ижоры. Бобыли, носившие финские имена, часто менялись. По окончании господства Швеции в 1695 году в списке жителей числились Rijgar Clementeoff (Ригар Клементьев), Jöran Jöransson (Йёран Йёранссон), Samuel Hynnin (Самуэль Хюннин) и бобыль Jöran Humoin (Йёран Хумойн).

К деревне Kupsila относилось и поселение Kukkarova (Куккарова): Kuckaroua Ödhe (1634), Cukareuo by (1638), Kuckarowa Ödhe (1639), Kuckerewo hööslagh (1651), Kuckarofua by (1653), Kuckerowa (1678), Kockara ödhe, Kockera ödhe (1680), Kuckarofwa (1697). Оно располагалось на берегу реки на южной стороне прежней деревни Купсила или на юго-восточной стороне нынешней станции метро «Купчино». Хотя местности под названием Куккарова встречаются и на Карельском перешейке, исконное название двора, вероятнее всего, содержит русское имя, например, Кукоров, которое встречается в Новгороде (1495). Во времена шведского правления Куккарова бывала и пустошью, и заселенной деревней. В 1630-е годы жителем был Påål Nilszon (Пол Нильcсон), о котором в 1638 году сообщается, что он – беглый. В 1653 году здесь проживал мужчина по имени Laure (Лауре). С 1688 года до конца столетия жителем был записанный в Kupsila Erich Kuckaroin (Эрих Куккаройн) (1695).

 



 

Н. А. Синдаловский

 

От дома к дому... От легенды к легенде...

 

Издание 2007 года

 

Купчино — самый южный и наиболее удаленный район Петербурга. «Даже из Купчина можно успеть», — шутят петербуржцы, когда хотят сказать, что времени еще вполне достаточно. Тема мучительной удаленности от города доминирует в местном и общегородском фольклоре. Самой подходящей для Купчина аббревиатурой считается обозначение далекого Китая — «КНР», которое знатоки расшифровывают: «Купчинская Народная Республика», или «Купчинский Новый Район». Вся народная топонимика строго ориентируется только на дальние страны и континенты: «Рио де Купчино», «Купчингаген», «Нью-Купчино» и даже «Чукчино».

Но еще более, чем удаленность, купчинцев огорчает оторванность и даже некоторая изолированность их района, граничащая с отчуждением от города. «Где родился?» — «В Ленинграде». — «А где живешь?» — «В Купчине». Ощущение провинциальной обособленности заметно даже в местной микротопонимике. Дома № 23 и 72 при въезде на Бухарестскую улицу в обиходе известны как «Купчинские ворота». Некоторой компенсацией за такую ущербность выглядит, если можно так выразиться, «двойное гражданство», присвоенное себе купчинцами. Живут они на самом деле в Петербурге, а Купчино для них всего лишь «Спальный район».

Купчино раскинулось на месте старого, еще допетербургского поселения Купсино, упоминаемого на шведских картах 1676 года. В начале петербургского периода Купсино принадлежало Александро-Невскому монастырю, а затем было передано в собственность царевичу Алексею. Возможно, уже тогда предпринимаются неосознанные попытки русифицировать финское название. Во всяком случае, в документах того времени наряду с финским Купсино встречается русское Купчино.

В 1960-х годах группа архитекторов под руководством Д. С. Гольдгора и А. И. Наумова разрабатывает проект застройки Купчина. В основу была положена строго геометрическая сетка пересекающихся улиц и проспектов. С севера на юг идут параллельные магистрали: улицы Фучика, Белы Куна, проспект Славы, улица Димитрова, Каштановая (ныне Пловдивская) аллея, Дунайский проспект, улицы Ярослава Гашека и Олеко Дундича. Их пересекают улицы, названные в честь столиц восточноевропейских государств: Белградская, Будапештская, Бухарестская, Пражская, Софийская.

Внутренний протест против такой безликой, скучной и утомительной официальной топонимики вылился в попытку создания мнемонической формулы для запоминания однообразных и монотонных названий. Для первой группы улиц: «Федя КУшал СЛАдко, Думая КАк ДУНю Гостинцем ОДарить», для второй: «БЕЛка БУДет БУХанку ПРосто Сушить». Нельзя сказать, что попытка удалась вполне. Мнемоники оказались довольно неуклюжими. Но выглядят они убедительно, а главное, функции запоминания выполняют.

Достойным упоминания культурным центром Купчина является комплекс краснокирпичных зданий Гуманитарного университета профсоюзов, что находится на углу улиц Бухарестской и Фучика. Современный университет является наследником старой советской Высшей профсоюзной школы культуры (ВПШК), студентами которой в основном становились не в результате традиционного экзаменационного отбора, а по направлению профсоюзных комитетов для дальнейшего продвижения по служебной лестнице. Для профсоюзных посланцев аббревиатура ВПШК чаще всего становилась окончательным и бесповоротным приговором сослуживцев: «Ваш Последний Шанс, Коллега». В середине 1980-х годов статус школы повышается. Она становится Университетом, который — по фамилии его бессменного ректора А. С. Запесоцкого — в студенческой среде зовется «Запесочницей».

Улица Фучика, или «Фучик-стрит» на студенческом сленге, проходит вдоль границы одного из старейших петербургских кладбищ — Волковского. На том же студенческом жаргоне «посетить лекции» называется «Сходить на кладбище».

Непосредственно к Купчину примыкает железнодорожная станция Шушары — бывшая финская деревушка Суосаари, что означает «Болотистый остров». Однако питерская мифология имеет на этот счет свое, особое мнение. Согласно одной довоенной ленинградской легенде, перед шлагбаумом на железнодорожном переезде частенько задерживался, направляясь из Детского Села, где он тогда проживал, в Ленинград, писатель Алексей Толстой. Тогда он работал над «Золотым ключиком» и именно здесь, у шушарского шлагбаума, будто бы придумал крысе из своей знаменитой сказки имя Шушара.

  



 

нашего детства дворы

скачать книгу

75 лет Фрунзенскому району

 

Нашего детства дворы

 

Сборник стихов

 

файл DJVU

DJVU

 

файл PDF

PDF

 

файл PDF

PDF

(текстовый)

 

Небольшая, бесплатно раздавшаяся брошюра, изданная администрацией Фрунзенского района и приуроченная к 75-летию Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Сборник составлен из произведений, посвящённых Петербургу, Купчину и Фрунзенскому району. Отпечатано в типографии "Любавич" 2011 г.

 



 

Фрунзенский район 75

скачать книгу

75 лет Фрунзенскому району

 

Фрунзенский район

 

Брошюра

 

файл DJVU

DJVU

 

файл PDF

PDF

 

PDF

PDF

(текстовый)

 

Небольшая, бесплатно раздавшаяся брошюра, изданная администрацией Фрунзенского района и приуроченная к 75-летию Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В издании дано краткое описание достижений района в самых различных областях. 23 страницы. 2011 г.

 



 

Топонимическая хрестоматия

скачать книгу

Топонимическая хрестоматия

 

КУПЧИНО

 

Издание 2011 года, выпуск 1

 

файл DJVU

DJVU

 

файл JPG

JPG

 

файл PDF

PDF

 

файл PDF

PDF

(текстовый)

 

Небольшая, бесплатно раздавшаяся брошюра, изданная в 2011 году, очевидно, администрацией Фрунзенского района. Авторы и составители не указаны. Какие-либо выходные данные отсутствуют. Первая часть описывает историю Купчина и вряд ли может быть интересна тем, кто внимательно читал настоящий сайт. Вторая часть вкратце описывает улицы Фрунзенского района.

    

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024