Нашу местность, ту что южнее проспекта Славы, сейчас часто называют «Южное
Купчино» или «Новое Купчино». А в моём детстве в ходу было другое название –
«Второе Купчино». Наверное оно произошло от платформы, которая теперь всем
известна под названием «Купчино».
Вокруг нашего дома были стройки, недоделанные дороги, много грязи. Росли осины.
Ловил карасей на карьерах. Один продолговатый находился за железной дорогой,
начинался на месте нынешнего путепровода и растягивался в сторону проспекта
Славы между Витебским проспектом (который тогда ещё не просматривался) и
железной дорогой. Засыпали его примерно в 1977 году. Два других карьеры
находились на месте нынешнего перекрёстка Купчинской улицы и улицы Олеко Дундича,
ближе к Малой Балканской. Там ещё вьюны водились. Засыпали их примерно в 1976
году. Весной ещё были, к концу лета исчезли. В карьерах у Бухарестской и
Димитрова карасей не было, но ловились окуни, плотва и изредка щука. Раки были.
Один из тех карьеров, самый большой, очень сильно засыпали, оставив от него
меньше четверти, ограничив улицей Димитрова. В те времена карьеры были не
обустроены, вокруг были навалены строительный мусор, ломаные панели и старые
кирпичи.
Природой в то время особо не интересовался, птиц не разглядывал, уток не кормил.
В Волковке под мостами у метро они оставались зимовать, что местное население в
те не самые тёплые зимы удивляло. Кроме уток в Волковке жили и крысы, с мостов
интересно было наблюдать как они переплывают речку. В народе речка получила
название «говнотечка» из-за мутной воды и не особо приятного запаха. Через
Волковку на месте нынешнего путепровода с доновостроечных времён оставался
деревянный мостик, который к концу 70-х успешно спалили. Вдоль этой речки
гуляли, в основном, зимой на лыжах, в другие времена только компании с пивом и
водкой собирались. Ну, и хорошее место для выгула собак это было.
Строилось вокруг всё довольно быстро. Скажем, дом напротив нашего, шестнадцатого
по Купчинской улице, месяцев за пять все 9 этажей собрали из панелей. На стройки заходили, но по ним не бегали. Заборов не было,
но имелся сторож. Да и грязно на стройках было. На улицах грязи много было, особенно по весне. И по доскам ходили и на проезжую
часть в обход выходить приходилось. Зато народ не пугало пройти с Малой
Балканской к метро через пустырь по засохшей и не очень глине, ямам и
колдобинам. Цветы сажали сами жители под своими домами, в конце августа цветы
очень сильно прореживались другими жителями. Например, для букетиков в школу.
Садов, скверов в Купчине не наблюдалось. Пивные точки у каждого магазина, обычно
сразу по два ларька рядом. Практически на каждом перекрёстке по утрам
выставлялись бочки с молоком, народ активно с бидончиками, реже – с банками,
выстраивался в очереди. Магазинов не хватало, без очередей практически ничего не
купить было. За одеждой, обувью предпочитали ездить в центр города. Из
близлежащих – Купчинский и Московский универмаги, позже магазин «Феникс» на
улице Гашека.
Запомнилось ещё регулярное исчезновение в кранах воды к
концу дня, особенно горячей, реже – холодной. Говорили, что насосы не
справлялись с напором. Чем выше квартира, тем чащё не было воды. Часто воровали
газеты из почтовых ящиков, иногда их ломали, особенно если был установлен
нетиповой замочек.
Метро открыли ещё до того как мы переехали, но в 1974-м ещё не все поезда шли в
Купчино. По линии висели ламповые табло с названием станций Московская и
Купчино. Какое название горело туда и шёл поезд.
Кроме как на метро в город и не доехать было. В смысле быстро. Ездили на
трамваях и автобусах, но в основном на метро. Единая карточка покрывала расходы.
Можно было на электричке до Витебского. Но электрички не особо часто ходили, да
и не самая востребованная и удобная часть города – Витебский вокзал. Транспорт
ходил не очень хорошо. В часы пик он был переполнен, двери с трудом закрывались.
У меня под домом рельсы уже были проложены, а как строили линию по Бухарестской
дальше Димитрова и заворотом на улицу Гашека, а потом ещё дальше к Малой
Балканской особо не интересовался, далековато было, да и грязи там хватало.
Южный универсам уже работал вроде, «Шайбу» и «Дунайский» универсамы построили
позже, разгрузили немного. Туго с магазинами было.
Иногда посылали в булочные. Мама сама в основном ходила, могла днём до магазинов
дойти. Вечером туда уже при острой необходимости идти приходилось.
Бачки мусорные практически у каждого дома. Крысы бегали, собак мало было, кошек
тоже немного. Но тогда двери в многих парадных не закрывались, окошки в подвалы
тоже, было где животине спрятаться.
Помню отдельные небольшие участочки около трамвайного кольца, обнесённые колючей
проволокой. К 1980-му они исчезли напрочь. Других больших зелёных пустырей,
кроме участка от Димитрова между Малой Балканской и железной дорогой, пока эту
полосу гаражами не утыкали особо и не помню. За метро южнее второго моста через
Волковку деревья долго продержались, пока Балканию строить не начали.
По Дунайскому зимой на лыжах школьники бегали. Аллейки там были, одна по центру,
скамейки стояли. Меня он не интересовал.
С собаками гуляли на пустырях, с детьми – по территориям детских садиков в
песочницах и на качельках. В то время, если где и был забор, так через ворота
всегда пройти можно было. Не закрывали их на ночь и выходные.
По вечерам не всегда было безопасно, могли и попотрошить, впрочем, в городе
(центре) безопасных мест в тёмное время тоже не было. Хотя, не особо
криминальный район был. Про маньяков не слыхал, да и слова такого в то время не
было. В основном квартирные воришки. Ну, и если где кого убьют, сразу все в
округе узнавали. Бабушки у каждой парадной на лавочках сидели.
Тогда денег особо ни у кого не было. Ребятам к железке было ходить опасно, можно
было нарваться там на «московских» или у другой железки на «шушарских». Это были
группировки, там деньгами можно было и не откупиться. А старшие у младших в
основном у выхода из школ «трясли» денежку. Драки случались только между районами. Пару раз нарывался,
но участия не принимал. Про кварталы даже не слышал. Про середину 1980-х и позже
уже ничего сказать не могу.
С семи лет болтался по улицам. По старой квартире особо далеко не уходил –
Смоленская, Черниговская, Боровая. Это на старой квартире. А в Купчино... Ту же рыбу один ловить ходил
на карьеры. Потихому мог уехать во Фрунзенский универмаг на 43-м крючки и леску
покупать. Ближе они не продавались. Со второго класса начал кататься на
электричках. Второй и третий класс учился во вторую смену, в школу к 14 часам. Утром родители на
работу, а я на платформу Купчино, часов в 7 мог уехать. До Посёлка, Новолисина
доезжал. Дальше электрички не ходили. На Витебский только один раз заехал, не
понравилось. А в Посёлке как-то на перерыв попал, чуть в школу не опоздал потом.
Один раз с приятелем ушли на аэродром. Он сказал что вроде это недалеко. Во
втором часу ночи пришли, влетело основательно, ремень тогда был главным
инструментом воспитания. Самое интересное, что дошли до забора с колючкой, за
которым трапы ломаные стояли. Это мы по железке через Среднерогатскую, на
которой вагоны с живыми коровами были, Шоссейную и какое-то болото шли. В общем,
весело было. Родители вроде успели в милицию сообщить даже.
А в школе обнаружился кружок «Юный железнодорожник», я туда и записался.
Инструктора Малой Октябрьской в то время по школам разъезжали, по часу в неделю
занимались с ребятами. Это уже потом, со второго года и дальше, на дежурного по
станции и машиниста в Управление ездили, оно тогда на Лиговском, вроде 44,
находилось, в Перцовом доме, на 2-м этаже.
На Малой Октябрьской купчинских было немало. Не скажу, во всех ли школах
начальные кружки были, но человек по 15 каждый год по каждой школе набиралось.
Из них человек 5 дальше продолжали заниматься. Вообще всяких кружков, секций,
много чего было. И в самих школах и при торговых центрах. Особой популярностью
они не пользовались. Я вот в кружок мягкой игрушки ходил пару месяцев. У нас в школе
одно время была секция настольного тенниса. На Будапештской, 33 была ДЮСШ по
художественной гимнастике. В музыкальную школу много ребят ходило. По школам зазывалы
приходили на баяне поучиться. Но баяны денег стоили, не всем по карману было.
Кроме зимних катков ничего не вспоминается. Да и те сооружали местами на месте
футбольных полей при школах.
На пригородных поездах кататься начал ещё с 8 класса по удостоверению юного
железнодорожника, успел объездить почти всю Ленинградскую область (за
исключением пограничных зон), Новгородскую, часть Калининской, Псковской и
Вологодской областей, заезжал в Московскую, Ярославскую области и Карелию. Учась
в техникуме железнодорожного транспорта получил возможность брать разовый билет
для бесплатного проезда в поездах по железным дорогам СССР. Тут было где
развернуться. Ездил по началу и с учётом наличия детских железных дорог в
городах. С 1981 по 1984 год успел посетить детские дороги в Кратово под Москвой,
Хабаровске, Ярославле, Баку, Тбилиси, Ереване, Киеве. Было интересно как и на
чём работают на других дорогах юные железнодорожники, сами железные дороги.
Заодно и фотографировал подвижной состав и инфрастуктуру дорог, после чего делал
что-то вроде стенгазет на своей дороге, чтобы все свои могли ознакомиться, ну и
для начисления баллов в соревновании смен (на нашей дороге в Озерках смен было
4, да вроде и сейчас столько же).
Фотографией начал заниматься с 1980 года. Первой была камера Смена-8М. В 1982
году прикупил ФЭД-5В. Снимал как и все – родных, друзей. Иногда железную дорогу,
памятники. Город, транспорт почти не снимал. Да и финансы особо не позволяли
развернуться, а к концу 80-х практически перестал фотографировать. Грубо говоря,
не нашлось заинтересованных людей, некому было похвастаться результатом, этим
никто не интересовался тогда. Вот и заглох фотопроцесс, к сожалению.
Фото Купчино не так много, кое-что случайно, типа последние кадры чтобы не
пропадали перед проявкой плёнки, иногда просто кого-то на улице снимал.
После кружка юного железнодорожника поступил в техникум железнодорожного
транспорта ЛТЖТ имени Дзержинского после окончания 8 класса. Стал
электромехаником СЦБ. В 1985 году закончил, к слову, с красным дипломом, хотя
в школе как бы троечником числился.
Повоевать не получилось. Призвали в береговую артиллерию на Тихоокеанский флот,
самолётом во Владивосток отправили и дальше на остров Русский. Служил на
Ворошиловской батарее. Сейчас из неё музей сделали силами бывших командиров, за
что им почёт и уважение.
Изучение истрии железной дороги начинал со сканирования расписаний – пригородных, книжечки которые никогда
не выбрасывал, потом на сетевые расписания перешёл – кой-какой интерес к ним на
железнодорожных форумах имелся. Потом и кое-какие старые книги железнодорожной тематики
отсканировал и в сеть выложил. Так и плёнки сканировать начал, отсканировал все
домашние.
В 2004 году племяннице пришлось обзавестись компьютером – студентов стали
заставлять оформлять курсовые и дипломные работы исключительно через компьютеры.
Так и я подсел. Сначала не особо активно – интернет денег стоил, уже позже,
когда появился безлимит или почти безлимит, развернулся вовсю. Но это было уже в
2007 году.
Сперва племянница кой-чему научила, печатать научился и натренировался ещё со
службы на флоте – печатал там на машинке Ятрань в строевой части. Клавиатура
практически такая же. Ну, остальное сам чего надо поднаторел.
Когда открылась южная трасса МОЖД, радости особой не было, интерес был. С этой трассой меня ничего не связывает, в
отличии от Озерков – там оно как-то более «своё» всё что ли. Мимо прохожу,
снимаю при
возможности. Разнообразия там немного. Что-то новое или необычное снять, так
это бывает очень редко. С современными МОЖДовцами лично не знаком, кое-кто из
них в друзья в соц.сетях напрашивается, так добавляю.
На железной дороге и работаю, электромехаником в дистанции СЦБ (сигнализации,
централизации и блокировки). Станция Санкт-Петербург-товарный-Московский. Пять с
половиной лет на станции Глухоозерская отработал, но цех был один. Как в 1987
году пришёл, так и работаю на одном месте.
Железнодорожные фотографии, несколько десятков снимков в год по галереям отправлю, не
всё публикуют. Кроме сайтов «Трейн-фото»
и «Паровоз ИС» (галереяI;
галереяII;
галереяIII;
галереяIV) публикуюсь на
Трен-пиксе. Немного трамваев на
фотосайте городского
электротранспорта.
Как-то в камере нашёл режим «макро», очень мне понравился, особо после просмотра чужих фотографий бабочек и жуков в соцсетях «Моём мире» и позже на Яндекс-фотках.
Надо сказать, «подсел». Снимаю жучков, паучков, бабочек, всё маленькое делаю большим. На
пустырях рядом с железными дорогами, там траву не косят, кусты не везде пилят. А
это места, где насекомым раздолье, и порезвиться и размножиться. А
граница луг – лес вдоль железнодорожного полотна вообще рай для насекомых, как
оказалось. Выставляюсь в сети. На своих страничках «Мой
мир», «Фотолоуд»,
ВКонтакте. Мои фотографии можно найти на
сайте макро-съёмки
насекомых. В последние годы ухожу всё дальше, в сторону Шушар.
Мне нужны места где растут сорняки – репей, крапива, лопухи…
Крайне отрицательно отношусь к предполагаемым стройкам за Балканией – то стадиона (вроде расхотели уже), то аэроэкспресс в Пулково (может
пронесёт)…
Планов особо серьёзных нет. Перемен не хочется. Не хочется видеть район
мёртвым, из стекла и бетона. Он не только для людей должен быть средой обитания,
но и для живности всякой, кошек, птичек, бабочек. Чистый воздух – хорошо, но
сейчас в Купчино об
увеличении зелени можно только мечтать. Не будет этого. Только уничтожается всё.
Поезда с
локомотивами, как объект для фотографирования, становятся уже менее интересными после тотальной перекраски в
серо-красные цвета ОАО РЖД. Вот если политика РЖД по этому вопросу изменится, то
было бы хорошо.
Декабрь 2019 года |