С давних пор и доныне радует пассажиров своей продукцией Павловский автобусный
завод, что расположен в городе Павлово (Павлово-на-Оке) Нижегородской (бывшей
Горьковской) области.
Уже давно стали музейными экспонатами носатые (капотные) барбухайки
ПАЗ-651. 652-х тоже на дорогах уж не сыщешь. А вот 672-е
пожалуй можно кое-где и обнаружить. Ездят ещё старички, колесят по
просторам Росси и сопредельных держав. И уж едва не каждый день
встречаем мы на трассах как в сельской местности, так и в
мегаполисах великое множество «квадратных Пазиков» – современных
автобусов павловского производства.
Изначально Пазики для больших городов предназначены не были. В
частности, в общественном транспорте ленинградском они
востребованности не имели, а использовались в сельской местности, в
пригородах, а также множеством самых различных контор и предприятий,
в основном, для служебных развозок.
Время рейсовых Пазиков наступило в конце 90-х. Именно тогда, на заре
новой эры маршрутных такси в нашем городе, эти машины во множестве
закупленные, стали активно использоваться в Петербурге. Это были уже
машины модели 3205.
Надо сказать, отзывы об автобусах от водителей слышать доводилось
столь нелицеприятные, что воспроизведение оных в полном объёме в
данном повествовании совершенно недопустимо. Запомнились Пазики 90-х
в первую очередь преотвратной сборкой и крайне низким качеством.
Перестройка, объявленная в середине 1980-х к началу 1990-х обрела
ярко выраженные черты разворо́вки и разва́ловки. Всё, что ещё не
было развалено, разворовывалось. И новый Пазик успешно впитал в себя
дух времени.
Тем не менее, востребованность в данном типе машин не снизилась, а
имеет место и теперь. И вот, с начала 1990 года и до наших дней
штампуют на Оке, а теперь ещё и в Белоруссии, автобусы малого класса
ПАЗ-3205 в различных модификациях. Каждый день мы видим их на наших
улицах и ничего особо примечательно в них не замечаем.
В
этой связи у многих может возникнуть вопрос, а с чего бы это вдруг
вознамерились этой моделью коллекцию Автобусного музея нашего города
пополнить? Объясню на конкретных примерах. Возьмём, за образец хотя
бы ЗИС-155. Несметное множество этих простеньких незатейливых машин
каталось в достославные годы по Ленинграду. Во всех парках были эти
автобусы, и из-за простоты и массовости никому в голову не пришло
хоть пару живых машин на память сохранить. А когда хватились, уж не
одного автобуса сыскать и не смоли. Разве что, в виде сараев на
участках дачных. Тот ЗИС, который сейчас в нашем музее
восстанавливается, не ленинградские корни имеет, а из Ставропольских
краёв к нам попал – счастливый случай.
Так вот, памятуя об опыте подобном, было решено в коллекцию музея
Пазик добавить. Благо, опять случай поспособствовал. Обнаружился,
снова на югах, автобус подходящий. Оно вроде бы и обычный с виду, но
это только если в детали и нюансы не вникать. ПАЗ-3205 1991 года
выпуска. Последний советский Пазик. Ну, или один из последних…
Как уж писал выше, машины той поры избыточным качеством не страдали.
А потому долгой жизни им не было уготовано. Подавляющее большинство
собратьев ПАЗа нашего давно почили в бозе. А этот же, вот, живой,
сохранился. Благодаря крайне щадящей эксплуатации (больше стоял,
нежели ездил), да климату южному (в Ленинграде и стоя сгнил бы уж
давно).
В 1991 году новенький Пазик прямиком с завода прибыл в одну из
крымский здравниц на берегу Каламитского залива в посёлок Песчаное.
Это был один из последних автобусов, поставлявшихся на советскую
Украину.
Впоследствии автобус принадлежал незалежной и самостiйной,
располагался там же, в Крыму. По всей видимости, машина
использовалась исключительно для служебных целей и постояльцев не
возила. Как ещё объяснить совершенно мизерный пробег – 66 тысяч
километров за 29 лет, то есть по две с небольшим тысячи километров в
год? Всё это время автобус хранился в сухом и тёплом гараже. Вот и
сохранилась машина, дошла до наших времён. Хотя, надо признать,
недостатки у автобуса имелись. Со сменой государственной
принадлежности полуострова автобус обратился в российский. Летом
2019 года, будучи списанной по возрасту (не по техническому
состоянию), автобус переехал к новому владельцу в Краснодар. Снова
повезло – климат сухой, и никакой эксплуатации. В таком виде автобус
и был передан в музей.
Всё это – прелюдия. А рассказ нижеследующий будет о том, как
упомянутый агрегат из славного города Краснодара в не менее славный
город-герой Ленинград своим ходом делегация Автобусного музея нашего
перегоняла. |
Фото Олега
Бодни |
Фото Олега
Бодни |
Тут надо заметить, что я к началу действа не попал. В силу ряда
обстоятельств я вылетел не с основным составом группы, а несколько
позже. Зима в нашем городе в этот год явно не задалась. Тем не
менее, прибыв в Краснодар, где 27 февраля было 18 градусов тепла,
можно было не просто весну почувствовать, но и лето ощутить.
По
прибытии основной делегации на место, их встречали на РАФике. Тоже,
можно без преувеличения сказать, раритет. По прибытии к месту
стоянки был проведён осмотр ПАЗика. Проверена комплектация,
необходимые жидкости. Опасение вызвало состояние шкивов и ролика
натяжения. Понадобилась
покупка новой фары с галогенной лампой, дабы добиться сколь-нибудь
приличного освещения. Но самой неординарной частью машины являлось
правое зеркало. Очевидно кто-то когда-то вырезал его из обычного
мебельного гарнитура. Зеркало было столь оригинальным, что его
пришлось заменить. Впоследствии оно заняло место в музее. Фото этого
предмета в самом конце рассказа. Затем последовал первый выезд и фотосессия.
Впоследствии посетив поочерёдно кафе и ряд магазинов двинулись в
аэропорт. Всё это происходило без моего участия.
Я
прилетел в Краснодар уже под вечер. Едва не прямо к трапу самолёта,
подъехал к аэропорту Пазик. Тут я впервые и встретил описываемый
агрегат. В салоне кроме троих моих коллег был ещё наш давний друг Олег Бодня –
известный журналист, который не раз бывал и у нас в музее. Однако
лишь только поздоровавшись и успев сделать одну фотографию, мы с ним
распрощались, и прямо из аэропорта Краснодара отправились в дальний
путь к невским берегам. Обидно, вроде и в Краснодаре побывал, а
города не видел… |
Тут самое время коллектив отметить. Ехали мы вчетвером. Андрей
Морозов, Леонид Ончуков и я. Возглавлял делегацию Фёдор Черноусов. У
всех автобусная категория в правах. Все не первый день за рулём.
Оно вроде и великоват коллектив для такой покатушки. Ан нет, задача стояла –
идти ходом, то есть – без стоянок. Исключения – остановки
технологические, для того, чтоб пообедать, ну и машину подкормить. А
в такой ситуации лишних водителей не бывает. Многим знакома
ситуация, когда «рубит» за рулём. Я не понаслышке знаю. Так вот,
коль случится такая оказия, всегда есть кому подменить.
Поскольку весь день за рулём был Фёдор, теперь автобусом управлял
Андрей. Так мы выехали из города, ещё в аэропорту распрощавшись с
Олегом, и вскоре уже мчались по известной трассе М4 «Дон».
В Краснодарском крае, очевидно, зимы в этом году, как и у нас, тоже
не видели. Проезжая полями мы не обнаружили и намёка на снег.
Повсюду была высохшая трава, которая дала нам полюбоваться не самым
захватывающим зрелищем – пожаром. Случилось это ночью, оттого
впечатление было особо ярким. На многие километры простиралась
горящее поле или степь, тут уж никак не получилось разобрать. Языки
пламени охватывать то ли снопы, то ли просто заросшие кочки.
Пылающая земля примыкала к дороге и освещала её. Возможно, это вполне
рядовая ситуация, но мне не часто подобное встречалось. Проскочили
места пожаров не останавливаясь. |
Отъехав от Краснодара без малого пару сотен километров, мы
добрались до известного поста в районе станицы Кущёвской. Пост
так и называется «Кущёвский». Тут нас ждало первое приключение.
Не вдаваясь в нюансы оформления документов, хочу сказать, что
всё было сделано в соответствии с действующим законодательством,
договор оформлен надлежащим образом. Однако имелся и один
неловкий момент, общую картину, по сути, не портящий: в пакете
документов не было СТСки – свидетельства о регистрации
транспортного средства. Именно его предписывается возить с собой
постоянно, и оно же является основным документом на машину при
проверках.
Но у нас случай особый. Машина только что куплена, и при наличии
ПТС – паспорта транспортного средства, а это гораздо более
важный документ, нежели СТС, даётся по закону 10 дней для того,
чтоб новую СТС-ку на нового владельца автомобиля оформить. Так
вот обстоят дела по закону. А на кущёвском посту – не так.
Остановив нас, инспектор первое что потребовал, это СТС. Очень
удивился отсутствию этого документа, и заявил, что без оного
движения быть не может. Забрав документы на машину, вместе с
нашим водителем они удалились на пост. Там Андрею был выписан
штраф в размере 500 рублей за управление без необходимых
документов.
А дальше началось самое интересное. Глядя на всё это со стороны,
можно было бы подумать, что тут разворачивается какая-то
кульминация криминального преследования, в которой наш Пазик
играет главную роль. Инспекторы, а их уже было несколько,
заявили, что никуда мы больше уже не поедем. Из остановленных
специально на посту автомобилей были взяты несколько человек,
которым было предложено выступить в роли понятых. Их задача
заключалась в том, чтобы подтвердить тот факт, что у данной
машины отсутствует СТС. Некий документ, подтверждающий сей факт
и подписанный понятыми был составлен.
Всё это происходило в будке поста, где из нашего коллектива был
только водитель – Андрей. Обращения Фёдора к инспекторам и
апелляции к соответствующим нормам закона действий не возымели.
В конце концов, инспекторы просто закрыли пост изнутри, не
пуская Фёдора и не желая вообще с ним разговаривать. Андрею же
было заявлено, что его лишают права управления данной машиной и
одновременно требуют, чтобы он перегнал её, машину, немедленно
на штрафную стоянку, которая располагалась прямо тут же, на
посту, но только на другой стороне дороги.
Остаться без машины на дороге ночью – такие перспективы нам не
улыбались. С нашей стороны последовали звонки в консультационные
органы. Когда и без того имевшаяся уверенность в нашей правоте
была подкреплена грамотными консультантами, Фёдор предпринял
попытку обратиться в службу собственной безопасности МВД и по
телефону доверия местной ГИБДД, благо номер громадными цифрами
был указан прямо на здании поста. Дозвониться удалось не сразу,
но удалось. Кроме того, последовали звонки коллегам из
Краснодара. Тут надо заметить, что Кущёвская – это
административно Краснодарский край.
Тем временем, уже со штрафной квитанцией в руках, Андрей был
выпущен из здания поста. Вышедшие с ним вместе инспекторы были
тут же проинформированы о том, что их действия обжалованы в
соответствующих структурах. Явное удивление инспектора вызвала
информация о нашем обращении в службу собственной безопасности.
«Я что у вас деньги вымогаю?» — полюбопытствовал блюститель.
«Нет, вы закон не соблюдаете» — последовал ответ.
Звонки возымели действие. На неправомочные требования поставить
своими силами машину на стоянку мы не отреагировали. Тут мог
быть подвох (подстава). Документов-то на машину нет. Они у
инспекторов. А как только кто-либо поедет на машине без
документов – вот тут вам и состав преступления. Автобус бездвижно стоял на месте, где его остановили. Прошло порядка
полутора часов. И вот, долгожданный результат. Фёдору возвращают
все документы. Мы едем дальше. За рулём Леонид. Андрей отдыхает.
Понятно, после такой встряски и нужно расслабиться. Тем не
менее, выписанный штраф у Андрея остался. |
Первая ночь поездки сменилась утром, плавно перешедшим в день.
Тут и у меня появилась возможность осмотреть перегоняемый
агрегат. ПАЗ-3205, если можно так выразиться, второй версии. В
ней уже не всё в машине унифицировано с ПАЗ-672. Меж тем, это
ещё советский Пазик.
Первое, что мне бросилось в глаза, просто по тому, что было
постоянно востребовано, это технология открывания передней
салонной двери. В качестве движителя выступал вакуумник. Ну, в
1960-м году, вероятно, это ещё было бы органично. Но в 1991 это
мощнейший анахронизм. Особенно учитывая тот факт, что автобус
имеет компрессор и пневмотормоза. Чем думали конструкторы
агрегата, остаётся только недоумевать.
Снаружи автобус очевидно был красного цвета. Впоследствии
дорисовали серые полосы. Изнутри автобус также красный, а вот
потолочные панели – жёлтые. Подобное цветовое сочетание,
пожалуй, может быть названо несколько необычным.
Наш главный механик уже колдовал с мотором, пару раз сменил
свечи. Предполагалось таким незатейливым способом предать машине
резвости. Не получилось. В процессе езды ускорение машины
несколько уменьшилось. Выражая сей процесс обычными словами,
можно сказать, машина тупела на глазах. Тем не менее, если уж
удавалось автобус раскочегарить, то он шёл вполне приемлемо.
Добирался до 80 км/ч. Однако вот в горку тянуть решительно
отказывался. Переходили вплоть до второй передачи.
Мотор на Пазике классический – ГАЗ-53. Ну, то есть, ЗМЗ,
V-шная восьмёрочка. Головки 66-го, но
отличия в них только для навесного оборудования. Мотор не родной. Менянный. А
вот термостата на машине не обнаружилось. Видать, выкинули,
как ненужную деталь. По этой причине всю дорогу мы ехали при
температуре 40-50 градусов. Надо ли говорить, что экономичным
такой режим езды назвать не можно. Я, было даже думал, а
работает ли вообще датчик температуры? Выяснилось, что да. Но
как выяснилось, ремень с вентилятора улетел, машина вмиг
нагрелась, и датчик это немедленно отразил. Жёсткий метод
тестирования. |
Потихоньку миновали Краснодарский край, промчали Ростовскую область.
Приближались к Воронежской… Что уж так не жалует нас сей благодатный
край, не ведаю. Но факт остаётся фактом, как ни едем мы через
Воронеж, так у нас какие-то коллизии. И нынешняя покатушка не стала
исключением. Начать с того, что прибыв на воронежские земли, мы
въехали в зиму. Причём, в ленинградскую зиму. Поливавший до того
дождь превратился в мокрый снег. Таявший тут же, он проникал во все
щели. А прорех в Пазике было с избытком. Самое противное –
некачественный уплотнители стёкол. Очевидно, это всё заводской брак.
Снег облепил всю морду, постоянно попадая и на радиатор. Машина и
без того не грелась, теперь мы только не замерзали на ходу.
Остановились пообедать и местами заделать (утеплить) морду.
Перекусили, заправились, поехали дальше. И тут, о чудо, машина
нагрелась. Это не спроста. Я уж писал об этом выше. Думаю, вы
догадались, слетел ремень. Причём не просто слетел, а улетел с
концами, так его и не нашли. По счастью запасной ремешок у нас
имелся. Не без некоторых усилий новый ремень был водворён на штатное
место. Тут выяснилось, что ролик на нашей машине, как бы это помягче
выразиться, не являет собой идеала. Вообще в этой модификации ролик
изначально такой. Конструкционно он, новый, нежизнеспособен. По
получении таких машин ролики сразу переделывали. Леонид вполне
владел темой и знал, что предпринять в сложившейся ситуации.
В Воронежской области не поленились, заскочили на дорогу к хутору с
броским названием «Хренище». Так просто, для прикола. Это совсем
недалеко от трассы. Сделали там фотографию. День да ночь, да сутки
прочь. Проехали Липецкую и Тульскую области. Кругом зима. Уже без
мокрого снега и дождя. Так непривычно, снег в феврале… |
Пока до Москвы добирались снова ночь пришла. Трассы
Первопрестольной пришлись на очередь Фёдора. Как
спокойно ехать здесь глубокой ночью и как тяжело было
нам же в этих местах днём прошедшим летом, когда мы
гнали домой КАвЗика. Такие восклицания пришлось не
единожды слышать от нашего шефа.
Хочу отметить, что на протяжении этого пути, уже после
Кущёвской, нас тормозили на постах ещё трижды. Андрея
(второй раз), Леонида и меня. Пожалуй, по количеству
такого рода вынужденных остановок мы вышли на рекорд,
если сравнивать с нашими же прежними перегонами. Но во
всех случаях инспекторы оказались вполне адекватными и
здравомыслящими. И не обнаружив в наших действиях
нарушений, отпускали с миром.
Совсем ранним утром ворвались в Тверскую область.
Проехали деревеньку с названием «Воскресенское». И тут
трах, бах, тарарах – на разрыв правое переднее. Ехали
тихонько, потому всё это ни к каким, особо неприятным
последствиям не привело. Однако в машине ни запаски ни
домкрата. Хорошо хоть балонник есть. Это мы так машины
на 2 тысячи километров гоняем. Профессионалы. Надеемся
на русский авось. Но на сей раз программа не сработала.
Накатили заднюю спарку на деревяшку. Немыслимыми
усилиями (монтажки в машине тоже не оказалось) сорвали
гайки. Тут Андрей постарался. А дальше надо передок
поднимать, а нечем. |
Пошли пешком назад. Нет, не в Краснодар, ближе. Тут, в полутора
километрах очаг цивилизации обнаружился. Стоянка дальнобойная,
кафе, шиномонтаж, ну все, одним словом, блага.
Но, странное дело, у нас в сутках всего-то часа так 24, не
больше. А здесь нет. Тутошние сутки подлиннее будут. Работают
местные 24 часа, согласно объявлениям (в частности –
шиномонтажи), но на ночь у них перерыв.
Идея конечно была простая – купить новое колесо, смонтировать,
установить, и в путь. Да не тут-то было. В здешнем шиномонтаже нам помочь не смогли. Фёдор вызвал такси. Поехали в
посёлок Эммаус, что в 10 примерно километрах от того места
расположен. Там нас тоже не обрадовали. Вернулись. Перекусили,
дождались открытия магазина, смогли купить здесь домкрат и к
машине отправились.
Ну тут уж не до жиру, колесо заднее на передок поставили и
поплелись в сторону Твери. Пока ехали, Фёдор всё в разные
магазины названивал. Но резина на нашу машину уж совсем в этих
краях не ходовая. Но таки нашли. Добрались до места вожделенного
– шиномонтажа, и новое колесо на Пазик приляпали.
А зима в Тверской, да и в Новгородской областях оказалась
снежная. Теперь уж никак не скажу, что этой зимой зимы не видел.
Мороза сильного не было, но всё в снегу. Снежок и солнце,
красота!
В Вышнем Волочке
заехали к памятнику «Автобусу-труженику». Как можно было
проехать сей постамент с ЛиАЗом! Красавец «скотовоз» застыл на
пьедестале и блестит в лучах зимнего солнца.
А зима в Тверской, да и в Новгородской областях оказалась
снежная. Теперь уж никак не скажу, что этой зимой зимы не видел.
Мороза сильного не было, но всё в снегу. Снежок и солнце,
красота! Омыватель то ли замёрз, то ли забился, не поливает.
Пришлось снегом в стекло кидаться. Ну да это – самая меньшая из
зол. |
Новгород
обогнули, снова стемнело. Третьи сутки в пути. За Новгородом на платную дорогу
въехали. И тут я решил рискнуть. Знаю, колёса – дерьмо (одно только хорошее), но
кто не рискует, тот и не выигрывает. Дал я на платной дороге Пазику жару. Всю
трассу вплоть до съезда на Софийскую 80 шёл. И ничего! Сдюжил агрегат. Не
подвёл. Правда, так до рабочей температуры так и не прогрелся. Не лишним будет
отметить, что ещё в Краснодарском крае постепенно начал разваливаться один из
глушителей. И достаточно скоро звук мотора нашего автобуса приобрёл характерную
тональность. В результате к концу поездки мы все несколько поутратили слух, и
вынуждены были кричать друг другу, пытаясь перекричать ревущий автобус.
В темноте в Купчино
въехали. Здесь наше с Андреем путешествие закончилось, а Фёдор с Леонидом в парк
автобус погнали. Полный код путешествия можно было бы обозначить так:
23-61-36-48-71-50-77-50-69-53-47-78.
Итог всего путешествия –
обрёл наш музей новый экспонат. Может не особым раритетом в наши дни
являющийся, но его время ещё придёт. Спохватятся, Пазиков-то нет, а у нас есть!
Вот он, музейный автобус с перспективой на будущее. |
P.S. По прибытии была проведена серьёзная работа по
ремонту. Первое, что требовало замены – глушители. Но это самое простое.
Необходимо было снять «паук» мотора для замены прокладки. При вскрытии была
выявлена полная негодность помпы. Требовал замены или серьёзного ремонта
карбюратор. Компрессор также нуждался в профилактике. Ремонтировались ролики и
крепление оных. Было выявлено ещё множество недостатков, требующих устранения,
но они могут пока и подождать. Чем, надо признать, хорош и отличен от прочих
музейных этот автобус, так это тем, что запчасти на него можно пока ещё просто
купить в магазине. С большинством музейных машин такой манёвр не проходит. В
момент написания статьи работы с Пазиком ещё продолжаются. Но нет сомнений в их
успешном завершении в ближайшее время.
Март 2020 года |
|