Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги

Экскурсия, устроенная для жителей купчинского муниципального округа № 72

 

 

Любят у нас нынче кивать на Европу. Но, почему-то, нередко перенимают оттуда отнюдь не самое лучшее. Нет, чтобы приглядеться к теме технических музеев. А таковых на западе немало. И популярность их год от года только растёт. Нисколько не умаляя значимости музеев искусства, в самом широком смысле, технические музеи вполне в состоянии дополнить их демонстрацией всего многообразия форм и методов воплощения инженерной мысли, которая многие годы развивалась вместе со всем человечеством и давала плоды.

Одной из самых широко представленных, едва не во всём мире, направлений технических музеев, это – музеи транспортные. В экспозициях таковых учреждений посетители обнаруживают не только передовые инженерные и конструкторские решения ушедших веков, но и привычные в прошлом, а ныне уже экзотические машины для транспортировки (перевозки) как людей, так и грузов, иначе говоря – то, что являлось частью обыденной, повседневной жизни в прошлом. А порой, не в таком уж и давнем прошлом. Нередко техника устаревает как морально, так и физически буквально на веку одного поколения. Процесс сей с годами только ускоряется. И вот уже самый привычный транспорт, который ещё лет 20-30 назад казался привычным элементом жизни, становится редким музейным экспонатом.

Особое место в ряду транспортных экспозиций занимают железнодорожные узкоколейные музеи. Тут уже можно смело говорить об угасании не только отдельных производств и предприятий, но об исчезновении целой отрасли. Узкоколейки в нашей стране, некогда  весьма активно эксплуатировавшиеся во множестве республик и краёв, ныне представляют собой вымирающий вид транспорта. В этой связи, сохранение, восстановление и демонстрация элементов как путей, так и подвижного состава узкоколейных железных дорог представляется чрезвычайно важной, интересной и весьма непростой задачей.

Подавляющее большинство узкоколейных железных дорог были ведомственными и предназначенными для транспортировки торфа, угля, песка, глины, леса или иных периодически разрабатываемых природных ресурсов. Основное преимущество узкоколеек в том, что для прокладывания путей, как правило, не требуется столь объёмная подготовка, как на ширококолейных железных дорогах. Таким образом, затраты на создания путей будут минимальными.

Одной из таких железных дорог, основным предназначением которой была перевозка торфа, и была Тёсовская узкоколейная железная дорога. Вернее – целая сеть дорог с несколькими депо и стацией перегрузки. Существовало Тёсовское транспортное управление (ТТУ) – одно из крупнейших в СССР. За многие десятилетия существования, а появилась узкоколейка здесь ещё до войны, на путях работал самый различный подвижной состав. Расцвет же дорога получила в 1960-е годы. По тёсовским рельсам катались не только грузовые составы, но также и пассажирские поезда. Так связывались некогда между собой несколько посёлков, станций и депо.

Торфоразработки стали для посёлка градообразующим предприятием. Со временем Тёсово-Нетыльский разросся, получил статус «посёлок городского типа». В лучшие годы тут постоянно проживало до 8 тысяч человек. Были построены многочисленные двух- трёхэтажные жилые здания, гостиница, на центральной площади был фонтан. В посёлке были и больница, и школа, и детский сад. На окраине существовала железнодорожная станция Рогавка. В сторону Новгорода вела шоссейная дорога, была, и доныне существует также возможность проехать на машине по трассе Любань-Луга, но эта дорога далека от совершенства.

Активно работала станция перегрузки с уникальным, разработанным здесь же оборудованием. На станции перегружали торф из маленьких узкоколейных в большие полувагоны, и отправляли едва не по всей Ленинградской области.

Неподалёку от станции в посёлке мемориальное кладбище. Здесь покоятся как местные партизаны, так бойцы Второй Ударной армии Волховского фронта, что отдали свои жизни в этих краях за спасение Родины в ходе известной Любанской наступательной операции.

И, конечно же, весь посёлок, а также и сопредельную с ним деревню со старинным русским названием Финёв Луг, пронизывали многочисленные пути узкоколейной железной дороги.

Увы, всё это в прошлом. Тёсово-Нетыльский в полной мере являет собой безрадостное существование посёлка, потерявшего градообразующее предприятие. Вскоре после развала Союза, в 1994 году, кардинально снизилась востребованность торфа в качестве топлива. Узкоколейка была разделена на несколько частей, которые постепенно были полностью ликвидированы. Сохранилось только депо Тёсово-I. Торф ныне добывается, в основном, лишь для отопления самого посёлка. Большинство производственных зданий пребывает в руинах. А большинство населения проживает в частных домиках, которые весьма популярны у дачников в летний сезон.

 

***

Отвыкли мы основательно от того, чтоб государство или отдельные его структуры о нас заботились, что-либо нам предлагали. Требовать от государственных органов, добиваться необходимого – это нормально, обычно, рядово. Порой даже чего-то удаётся. Но вот, чтоб оно само, государство, произнесло, «а не желаете ли вы... а не интересует ли вас... а не хотите ли попробовать...» – так это редкость. Нет, может где-то кому-то чего-то и предлагается за гос счёт, но это на каком-то ином уровне. А рядовым обычным жителям редко чего перепадает.

Однако из любого правила есть исключения. Случается, хоть и нечасто, что к власти в государственных органах приходят порядочные люди. И тогда мы можем наблюдать, как оно должно было бы быть везде, в каждом районе, городе, или, скажем, в муниципальном округе. А происходить должно вот что, на каждый муниципальный округ весьма приличные средства из городского бюджета выделяются, и тратить их надобно по закону на нужды этих самых жителей округа. Да только народ большинства округов об этом не ведает. Как показывает практика, финансы эти расходуются абы куда, но только не на пользу жителей.

Муниципальное образование муниципальный округ № 72 (сокращённо – МО 72) под руководством муниципального депутата Павла Швеца уже неединожды радовало своих сограждан различными подарками, мероприятиями и экскурсиями. Причём экскурсиями самого разного характера, как историко-краеведческими по территории Купчина, так и за пределами района. Но описываемая ниже экскурсия, пожалуй, может быть отмечена, как самая оригинальная.

На сей раз аборигенам муниципального округа было предложено прокатиться в Новгородскую область, в посёлок Тёсово-Нетыльский, с целью посещения одной из самых необычных экспозиций под открытым небом – Музея Тёсовской узкоколейной железной дороги.

Добраться в посёлок при отсутствии собственного автотранспорта можно, но это несколько затруднительно. Поэтому экскурсии для интересующихся в музее проводятся в основном по выходным.

В желающих прокатиться в музей недостатка небыло. И это не смотря на великолепную летнюю погоду, при которой подавляющее большинство наших неизбалованных солнечными днями сограждан предпочитают нежиться на пляжах. Для доставки в Новгородскую область был нанят большой просторный и вполне современный автобус.

Дорога из Купчина до Тёсово-Нетыльского занимает три часа. Во время езды каждый мог заняться чем хотел, поспать или послушать экскурсоводов, поведавших как об истории новгородской дороги, так и о музее, в который, собственно направлялись.

По прибытии на место нас встретили сотрудники музея. Главными нашими экскурсоводами стали Антон Малышев и Василий Арустамов. Тут надо отметить, что практически все работники музея, как штатные сотрудники (которых совсем немного), так и волонтёры – это выпускники Малой Октябрьской железной дороги. История Малой октябрьской достойна отдельного и подробного рассказа. Но то, что ребята, отучившиеся на ней, стали зачинателями столь непростого и очень достойного дела, говорит само за себя. Малая Октябрьская выпускает не просто потенциальных железнодорожных работников разных профессий, она куёт кадры патриотов для страны.

  

 

 

 

  

 

 

 

Прибытие в Тёсовский узкоколейный музей

  

Нынче узкоколейный переезд в Тёсово-Нетыльском на главной улице один. Сама же улица, названная Советской, сохранила изначальное имя. Восточнее переезда территория, на которой в последние годы силами работников того же музея, совместно с властями Новгородской области и администрацией посёлка проводятся фестивали и реконструкции, западнее – площадка отстоя большинства рельсовых музейных экспонатов. В обе стороны тянутся узенькие рельсы. А рядом конструкция, на которой когда-то крепились светофоры. Теперь её украшает слоган, установленный музейщиками.

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

Территория музея, реставрирующиеся, отреставрированные и ожидающие реставрации экспонаты

  

При том, что музей молодой, любого прибывшего сюда поражает обилие экспонатов. Здесь и дрезины – ручные, мото и авто, тут и самоходные электростанции, тепловозы и мотри́сы. Имеются даже два паровозных котла. И, конечно же, великое множество самых разных вагонов.

Прямо надо сказать, что техника пребывает в самом различном состоянии. Некоторые экспонаты больше смахивают на большие ржавые консервные банки. Но это только на взгляд дилетанта. Работники же музея видят в них громадный потенциал.

Именно так было с последним достижением ребят – автомотрисой АМ1-169. Ещё несколько лет назад она представляла собой унылое зрелище. А теперь эту красавицу по праву можно назвать одной из жемчужин коллекции музея. Причём, она не только выглядит презентабельно, она ещё и вполне работоспособна, и именно на ней нам предстояло прокатиться по узкоколейке.

По сути, мотриса – это небольшой рельсовый автобус, он же – вагон с мотором, предназначенный для перевозки пассажиров, часто использовавшийся для транспортировки производственных бригад. Хотя вполне допустима сцепка мотрисы типа АМ1 с парой пассажирских вагонов типа ПВ-40, и создание таким образом полноценного состава (поезда).

Данный экземпляр АМ1 с порядковым номером 169 восстанавливался силами музея при поддержке фонда президентских грантов, о чём свидетельствует специально установленная табличка. Надо отметить, что работа проделана сложнейшая. Машин таких практически не осталось, и каждую деталь для мотрисы приходилось искать, порой, годами как в России, так и за рубежом. В итоге мотриса была собрана из множества частей разных машин, номер же получила в наследство от кузова, что был привезён в Тёсово-Нетыльский из Кировской области.

  

 

 

 

Посадка в мотри́су

  

 

 

 

Автомотри́са АМ1-169

  

 

 

 

  

 

 

 

Поездка по узкоколейке

  

По меркам узкоколейной железной дороги, мотриса бойко помчала нас со скоростью порядка 15 километров в час. Не ахти как быстро, но ничего не поделаешь, пути не позволяют двигаться иначе. А с обеих сторон вдоль насыпи буйство молодой зелени. Порой ветки даже бьют в окошки, словно стучатся и просятся внутрь салона.

В салоне достаточно шумно. Однако наш экскурсовод – Василий, подробно рассказывает об истории музея и того самого музейного экспоната, на котором мы и мчимся.

Первая остановка у памятника партизанам. Монумент был поставлен здесь в 1985 году силами депо. Памятник не особо замысловатый, но оттого ничуть не менее значимый. Он сделан из разрезанной трубы для транспортировки торфа. У этого монумента всегда останавливаются, чтобы почтить память Воинов-Героев, отдавших свои жизни в борьбе с врагом здесь на исконно русской новгородской земле.

В этом же месте, на фоне мотрисы, было решено сделать общую фотографию участников путешествия. К нам также присоединились и наши экскурсоводы.

  

 

 

 

  

 

 

 

Остановка у памятника, общая фотография у автомотрисы

  

Вторая остановка была сделана непосредственно от места разработки торфа. Здесь все смогли выйти, пройтись по бескрайнему торфяному полю (картам) и ощутить объёмы производства.

Наш машинист, он же и экскурсовод – Антон, во всех подробностях рассказал про различные методики выработки торфа, преимущества и недостатки оных. Гидроторф, фрезоторф, кусковой или резной торф – всё это различные способы добычи. Возможно, не всем были интересны столь подробные технические описания, но слушали люди внимательно. Кроме того, Антон поведал о том, как собственно, образуется в природе этот нехитрый продукт.

  

 

 

 

  

 

 

 

Остановка у торфоразработок, прогулка по торфяным полям

  

 

 

 

  

 

 

 

  

Неподалёку от карт (специфическое название – площадка выработки торфа) у железной дороги лежал сошедший с рельс торфовозный полувагон (тоже спец. термин – вагон без крыши) и тележка. Очевидно, уже давно лежат...

  

 

 

 

  

Последняя остановка была сделана там, где сосредоточена самая различная техника, предназначенная для добычи торфа. Работа тут до сих пор проводится. Хотя сам процесс в действии увидеть нам не удалось, но подробное его описание из уст экскурсовода было получено. Также было рассказано про предназначение каждой из машин, обнаруженных на территории.

Значительное количество техники уже давно отработало свой срок, и неисправно. Тем не менее, она присутствует тут в качестве донора. Необходимые для ремонта детали снимают и устанавливают на технику пока ещё действующую. Разумеется, нынешние темпы добычи несопоставимы с объёмами, которыми мог похвастаться посёлок лет тридцать назад.

  

 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

  

По мере осмотра всех местных достопримечательностей мы собрались в обратный путь. К сожалению, нам не удалось в этот раз пройтись к красивейшему местному водоёму – озеру Тигода, не позволили погодные условия.

На обратном пути всем экскурсантам были предложены местные сувениры, которые охотно раскупались. Кроме того, каждый желающий мог зайти в кабину прямо во время движения, почувствовать себя машинистом, а также сделать интересные фотографии.

  

 

 

 

Отправление в обратный путь

  

 

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

Дорога обратно, вагон-столовая

  

Прибыв обратно, все экскурсанты по достоинству смогли оценить обед в местной столовой, расположенной, разумеется, также в железнодорожном вагоне.

С сожалением надо констатировать, что времени для осмотра самих музейных экспонатов оставалось крайне мало. Однако желающие всё же смогли пробежаться и осмотреть расставленные на рельсах локомотивы и вагоны. Благо, у большинства из них имелись таблички с описаниями.

Прогулка по посёлку и вовсе не входил в экскурсионные планы. Поэтому все прибывшие в Тёсово-Нетыльский впервые, так самого посёлка и не увидели. Но если кто либо из экскурсантов по итогам события всерьёз заинтересовался темой, то не столь уж и велики препятствия, чтобы нельзя было их преодолеть и приехать сюда ещё раз.

  

 

 

  

 

 

 

Ремонтируемые и ожидающие ремонта экспонаты музея

  

 

 

 

  

Экскурсионный день подошёл к концу. Мы распрощались с гостеприимными хозяевами и отбыли в обратный путь. Дорога к дому оказалась гораздо более короткой, поскольку мы двигались по новой платной трассе.

В заключение хочется от души поблагодарить устроителей столь неординарной экскурсии – руководство МО 72. Думаю, не ошибусь, если сделаю это и от имени всех тех, кто побывал на данной экскурсии. Хочется надеется, что никто не пожалел об этом дне, проведённом в Тёсовском музее.

 

P.S. Я хорошо знаю Тёсово-Нетыльский, бывал здесь ещё задолго до основания музея. Но с тех пор, как тут существует узкоколейный музей, посёлок обрёл в моих глазах гораздо бо́льшую привлекательность, нежели раньше.

Несколько моих статей на тему:

Тёсово-Нетыльский узкоколейный железнодорожный музей, 2015 г.

Забытый подвиг. Вторая Ударная Армия, 2015 г.

Забытый подвиг. Вторая Ударная Армия, 2016 г.

Июль 2021 г.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024