Любят у нас нынче кивать на Европу. Но, почему-то, нередко перенимают
оттуда отнюдь не самое лучшее. Нет, чтобы приглядеться к теме
технических музеев. А таковых на западе немало. И популярность их
год от года только растёт. Нисколько не умаляя значимости музеев
искусства, в самом широком смысле, технические музеи вполне в
состоянии дополнить их демонстрацией всего многообразия форм и
методов воплощения инженерной мысли, которая многие годы развивалась
вместе со всем человечеством и давала плоды.
Одной из самых широко представленных, едва не во всём мире,
направлений технических музеев, это – музеи транспортные. В
экспозициях таковых учреждений посетители обнаруживают не только
передовые инженерные и конструкторские решения ушедших веков, но и
привычные в прошлом, а ныне уже экзотические машины для
транспортировки (перевозки) как людей, так и грузов, иначе говоря –
то, что являлось частью обыденной, повседневной жизни в прошлом. А
порой, не в таком уж и давнем прошлом. Нередко техника устаревает
как морально, так и физически буквально на веку одного поколения.
Процесс сей с годами только ускоряется. И вот уже самый привычный
транспорт, который ещё лет 20-30 назад казался привычным элементом
жизни, становится редким музейным экспонатом.
Особое место в ряду транспортных экспозиций занимают железнодорожные
узкоколейные музеи. Тут уже можно смело говорить об угасании не
только отдельных производств и предприятий, но об исчезновении целой
отрасли. Узкоколейки в нашей стране, некогда весьма активно
эксплуатировавшиеся во множестве республик и краёв, ныне
представляют собой вымирающий вид транспорта. В этой связи,
сохранение, восстановление и демонстрация элементов как путей, так и
подвижного состава узкоколейных железных дорог представляется
чрезвычайно важной, интересной и весьма непростой задачей.
Подавляющее большинство узкоколейных железных дорог были
ведомственными и предназначенными для транспортировки торфа, угля,
песка, глины, леса или иных периодически разрабатываемых природных
ресурсов. Основное преимущество узкоколеек в том, что для
прокладывания путей, как правило, не требуется столь объёмная
подготовка, как на ширококолейных железных дорогах. Таким образом,
затраты на создания путей будут минимальными.
Одной из таких железных дорог, основным предназначением которой была
перевозка торфа, и была Тёсовская узкоколейная железная дорога.
Вернее – целая сеть дорог с несколькими депо и стацией перегрузки.
Существовало Тёсовское транспортное управление (ТТУ) – одно из
крупнейших в СССР. За многие десятилетия существования, а появилась
узкоколейка здесь ещё до войны, на путях работал самый различный
подвижной состав. Расцвет же дорога получила в 1960-е годы. По
тёсовским рельсам катались не только грузовые составы, но также и
пассажирские поезда. Так связывались некогда между собой несколько
посёлков, станций и депо.
Торфоразработки стали для посёлка градообразующим предприятием. Со
временем Тёсово-Нетыльский разросся, получил статус «посёлок
городского типа». В лучшие годы тут постоянно проживало до 8 тысяч
человек. Были построены многочисленные двух- трёхэтажные жилые
здания, гостиница, на центральной площади был фонтан. В посёлке были
и больница, и школа, и детский сад. На окраине существовала
железнодорожная станция Рогавка. В сторону Новгорода вела шоссейная
дорога, была, и доныне существует также возможность проехать на
машине по трассе Любань-Луга, но эта дорога далека от совершенства.
Активно работала станция перегрузки с уникальным, разработанным
здесь же оборудованием. На станции перегружали торф из маленьких
узкоколейных в большие полувагоны, и отправляли едва не по всей
Ленинградской области.
Неподалёку от станции в посёлке мемориальное кладбище. Здесь
покоятся как местные партизаны, так бойцы Второй Ударной армии
Волховского фронта, что отдали свои жизни в этих краях за спасение
Родины в ходе известной Любанской наступательной операции.
И, конечно же, весь посёлок, а также и сопредельную с ним деревню со
старинным русским названием Финёв Луг, пронизывали многочисленные
пути узкоколейной железной дороги.
Увы, всё это в прошлом. Тёсово-Нетыльский в полной мере являет собой
безрадостное существование посёлка, потерявшего градообразующее
предприятие. Вскоре после развала Союза, в 1994 году, кардинально
снизилась востребованность торфа в качестве топлива. Узкоколейка
была разделена на несколько частей, которые постепенно были
полностью ликвидированы. Сохранилось только депо Тёсово-I.
Торф ныне добывается, в основном, лишь для отопления самого посёлка.
Большинство производственных зданий пребывает в руинах. А
большинство населения проживает в частных домиках, которые весьма
популярны у дачников в летний сезон.
Отвыкли мы
основательно от того, чтоб государство или отдельные его структуры о
нас заботились, что-либо нам предлагали. Требовать от
государственных органов, добиваться необходимого – это нормально, обычно, рядово. Порой даже чего-то удаётся. Но вот, чтоб
оно само, государство, произнесло, «а не желаете ли вы... а не
интересует ли вас... а не хотите ли попробовать...» – так это
редкость. Нет, может где-то кому-то чего-то и предлагается за гос
счёт, но это на каком-то ином уровне. А рядовым обычным жителям
редко чего перепадает.
Однако из любого правила есть исключения. Случается, хоть и нечасто,
что к власти в государственных органах приходят порядочные люди. И
тогда мы можем наблюдать, как оно должно было бы быть везде, в
каждом районе, городе, или, скажем, в муниципальном округе. А
происходить должно вот что, на каждый муниципальный округ весьма
приличные средства из городского бюджета выделяются, и тратить их
надобно по закону на нужды этих самых жителей округа. Да только
народ большинства округов об этом не ведает. Как показывает
практика, финансы эти расходуются абы куда, но только не на пользу
жителей.
Муниципальное образование муниципальный округ № 72 (сокращённо – МО
72) под руководством муниципального депутата Павла Швеца уже
неединожды радовало своих сограждан различными подарками,
мероприятиями и экскурсиями. Причём экскурсиями самого разного
характера, как историко-краеведческими по территории Купчина, так и
за пределами района. Но описываемая ниже экскурсия, пожалуй, может
быть отмечена, как самая оригинальная.
На сей раз аборигенам муниципального округа было предложено
прокатиться в Новгородскую область, в посёлок Тёсово-Нетыльский, с
целью посещения одной из самых необычных экспозиций под открытым
небом – Музея Тёсовской узкоколейной железной дороги.
Добраться в посёлок при отсутствии собственного автотранспорта
можно, но это несколько затруднительно. Поэтому экскурсии для
интересующихся в музее проводятся в основном по выходным.
В желающих прокатиться в музей недостатка небыло. И это не смотря на
великолепную летнюю погоду, при которой подавляющее большинство
наших неизбалованных солнечными днями сограждан предпочитают
нежиться на пляжах. Для доставки в Новгородскую область был нанят
большой просторный и вполне современный автобус.
Дорога из Купчина до Тёсово-Нетыльского занимает три часа. Во время
езды каждый мог заняться чем хотел, поспать или послушать
экскурсоводов, поведавших как об истории новгородской дороги, так и
о музее, в который, собственно направлялись.
По прибытии на место нас встретили сотрудники музея. Главными нашими
экскурсоводами стали Антон Малышев и Василий Арустамов. Тут надо
отметить, что практически все работники музея, как штатные
сотрудники (которых совсем немного), так и волонтёры – это
выпускники Малой Октябрьской железной дороги. История Малой
октябрьской достойна отдельного и подробного рассказа. Но то, что
ребята, отучившиеся на ней, стали зачинателями столь непростого и
очень достойного дела, говорит само за себя. Малая Октябрьская
выпускает не просто потенциальных железнодорожных работников разных
профессий, она куёт кадры патриотов для страны. |