Мы познакомились с ним как только я устроился в парк. Удивить меня Икарусом
трудно. Как-никак, а без малого десять лет на гармони на линии отработал.
Три гармони сменил. И все три лохматками были. А следовательно, устройство
волей-неволей изучать приходилось. Оттого с техникой в целом знаком.
Но технарь, он же – обрубок, это не то, что линейный. Он до некоторой
степени машина элитарная. Во всяком случае, в те годы, что я на линии
трудился, так считалось. И верно, технарь временем не скован, расписания и
интервалов не имеет, ездит не от столба до столба, да и в машину к себе кого
хочет может посадить. Попробовали бы мы на линии такие вольности.
Технари в годы моей линейной жизни занимались в основном тем, что помогали
водителям чинить поломки, если сам водитель отчего-то не справляется.
Основной задачей технарей в те годы были смена колёс и буксировка. Причём со
сменой колёс практически сразу давался возврат, поскольку подменку привозили
из столь откровенного утиля, что работать на них было попросту небезопасно.
Всю это методу работы технарей я прекрасно знал, и в общем-то рассчитывал на
что-то похожее. И не скажу, чтобы уж совсем просчитался. Действительно,
застал я чуть-чуть ещё то благостное время, когда возвраты давали
диспетчеры, а технари ездили действительно по делу, а не как теперь,
лампочки на дороге менять. Но это тема отдельная, о ней можно немало
написать. Со временем попробую заняться.
Технарь с бортом Т-12 встретил меня в разобранном виде. Вообще на технаре
должны работать 4 человека, при графике 2×2. Но на двенадцатом был всего
один человек. К нему я пришёл сменщиком. Со временем в экипаж влился ещё
один сменщик и нас стало уже трое. Это кое-что. А то в одно лицо ремонтом
заниматься не особо результативно. А чинили машину сами, разумеется.
|
Что же такое
есть
технарь-обрубыш?
Это обычная
линейная
гармонь, которая
выкатав или же
малость
недокатав свои
километры до
списания,
переделывается,
как правило,
силами парковой
ремзоны в
техническую
помощь путём
отчекрыживания
прицепа и
модернизации
салона. При
такой переделке,
как правило,
меняются и
документы.
Автобус
категории
"D"
перестаёт
существовать, а
пред нами
предстаёт Икарус
280 – грузовик
категории "C".
Разумеется, в
салоне оставляли
сидения,
несколько штук,
чтобы можно было
взять кого-либо,
но не нарушая
ПДД.
Таких технарей
из гармоней
обрубленных в
Союзе многие
годы было
видимо-невидимо.
Во всех больших
городах так
поступали. Да и
не только в
Союзе. В странах
соцлагеря также
обрубки были. То
есть факт
доказанный. Чем
же хороша
гармонь
укороченная? А
вот чем,
конструкционно
гармонь
предназначена
для таскания
прицепа.
Следовательно,
имеет
необходимые
усиления в
ферме. Это и
есть самое
важное качество.
Нет крайней
надобности в
дополнительных
работах с
кузовом, не
считая конечно
крепления задней
стенки и
фаркопа.
Кроме того,
обрубленная
гармонь
оказывается
короче даже
короткого
коротыша.
Сложная фраза…
Поясню, есть
короткие
коротыши –
Икарус 260, а
есть длинные –
Икарус 263. и из
тех и из других
раз от разу тоже
делись технари.
Но коротыш
гораздо менее
манёвреннен,
нежели обрубок,
а к тому надо
проваривать –
усиливать ферму
и мудрить с
креплением
фаркопа. А на
обрубыше это всё
значительно
проще. Ситуацию
уразумели ещё в
семидесятых.
Известны
прецеденты,
когда гармони
модели 180
превращали в
технарей. Но
расцвет обрубков
– это конечно
серия 200.
Мой технарь не
был каким-то
особым
исключением. Всё
по упомянутым
выше правилам.
Ещё в линейной
жизни он
несколько раз
сменил бортовые
номера
(перебивался), и
теперь я уж даже
уверенно не
скажу, каким он
был изначально.
В официальных
его документах
была написана
полная ахинея,
не попали не
только с годом
рождения, но
даже модификацию
указали другую.
Это конечно
только
специалист сразу
поймёт, а
таковых немного.
Честно говоря,
меня вся эта
хрень с
документами
нисколько не
волновала. Во
всяком случае,
Икарус в этом
точно не
виноват. |
Салон моего обрубыша
был, если можно так
выразится, классическим.
А классика предполагала
разделение на две секции
– рабочую и спальную.
Передняя секция спальной
и была. Тут реальный
топчан размещался. Он
был весьма востребован.
Столик обязательно.
Несколько сидений, как я
уже выше отмечал. Ну и
собственно кабина. Салон
имел отопление. Надо
отметить, что все
технари наши ездили на
воде. В качестве печек
использовали передний
икарусный радиатор.
Второй салон был
рабочим. Он не
отапливался. Считалось,
если ты работаешь, не
замёрзнешь. Тут были не
всегда аккуратно
сложенные многочисленные
запчасти и великое
множество самого
разнообразного
инструмента. Все эти
болты, ключи, гайки,
ремни, хомуты и прочие
атрибуты многие годы
собирались постепенно и
в итоге порой
образовывали весьма
объёмные кучи, сундуки,
ящики. Кое-что следовало
бы сразу выбрасывать. Но
советский менталитет
диктовал – сохранить в
укромном уголке, авось
когда и пригодится.
В салоне по бокам было
два верстака. В ящиках
хранилось вышеописанное
и множество всего
другого. А на столах был
инструмент и несколько
приспособлений.
Обязательно был наждак.
Он работал от половинки
бортовой сети. У двери
был установлен подъёмник
для колёс с
пневматическим приводом.
Пожалуй, этими
агрегатами механика и
ограничивалась. Домкраты
в машине были разных
типов, гидравлические и
реечные механические.
Сцепное устройство –
дышло в нескольких
экземплярах и множество
разнообразных
переходников для сцепки
с различными типами
автобусов.
Тут надо отметить, что
территория эксплуатации
технарей-обрубков была не
столь уж и широка. Обычно
это городские районы. А Первый
парк в те времена ещё
очень даже был парком
междугородним. Множество
маршрутов курсировало на
просторах России, да и
за пределы выезжать
случалось. А гармонь,
она быстро не ездит, как
ты не старайся. Вот
оттого и было в парке
два технаря на базе
мягких. Был короткий
мягкий, то бишь 256-й и
длинный – 250-й.
Я как в технари подался…
тут бы надо оговориться,
чтоб не возникло
непонимания, я работал
водителем технической
помощи, проще говоря –
технарём. И Икарус мой
являлся технарём, иначе
– машиной технической
помощи. Выходит, я
технарь и он технарь, то
есть мы –
близнецы-братья, ну,
вроде как – партия и
Ленин. Так вот, молодым
технарём будучи я сразу
в оборот был взят и
начались мои покатушки
на мягкой техничке в
качестве второго
водителя. Ведь по
правилам, если ехать
надо куда-то далеко
(более 200 км), то в
машине должны быть два
водителя. Вот по этой
причине, например, в
Новгород мотались в одно
лицо, а во Псков уже
парой. Так я много где
покатался. Единственно,
за границей не случилось
побывать. |
А на своей
техничке, на
двенадцатой,
особо дальних
рейсов у меня не
случалось. Самый
рекордный
прогон был в Пупышево. В то
время ходил туда
маршрут нашего
парка. Помню
там, прямо в
садоводстве,
казус вышел,
мотор товарищ
потерял. На
5256, только
двухдверном.
Были у нас
такие, теперь
давно уже нет.
Ну, ничего,
подвесил мотор
кое-как, зацепил
и помчали со
скоростью 20
километров в
сутки. Добрались
таки потихоньку.
Вообще кого
только таскать
не приходилось.
Автобусы разные
были. А толкачей
в парке не было.
Вернее так,
были, но не
работали. Я
когда сюда
пришёл, этому
обстоятельству
немало был
удивлён. В
Седьмом, где я
много лет на
линии работал, в
голову не могло
никому прийти,
чтоб технарь в
загоне работал.
На то толкачи
есть. А тут
обрубок едва не
каждый день
толкать с ямы на
яму посылали.
Техничек-обрубков
в парке было
два. И ещё два
мягких. Я уж об
этом писал. Так
вот и на
головном, и на
филиале обрубки
регулярно
толкатнёй
занимались.
Бывало и друг
друга таскали,
всякая машина
сломаться может.
Тем паче –
технари, они
какую уж жизнь
проживают.
Всё ветшает с
годами, и люди,
и техника. А
время не стоит
на месте,
движется. И
прогресс
какой-никакой
раз от разу
случается.
Правда, порой он
больше на
регресс
смахивает, но
куда ж от этого
деваться. В
общем, пришёл в
парк КАМАЗ с
кунгом, а точнее
– МАВР. В
качестве нового
прогрессивного
технаря. И никто
на него садится
не хотел. А и
верно, машина-то
совсем не
приспособленная.
Как грузовик-то
он и не плох.
Сел, километров
300 прогнал, да
вышел. А тут же,
раз по сто на
дню
влезай-вылезай.
А технари-то,
шофёры, в
большинстве
своём, они на
машины похожи
были. В том
смысле, что
откатали свой
стаж на линии, а
потом и в
технари
перебирались.
Иначе говоря,
большинство
технарей были
пенсионерами,
людьми
немолодыми, коим
прыжки все эти
были затруднительны.
Так и стоял
КАМАЗ-МАВР у
забора, экипажа
дожидался. И
таки дождался.
11-й технарь в
один не самый
прекрасный день дал
дуба – ферма
пошла. Тому
причины были, но
сейчас не об
этом. Вот тогда
весь экипаж с
Т-11 на Т-12
пересадили, а
нас троих с
Икаруса сняли,
одного человека
нам добавили и
на первый в ГУПе
КАМАЗ.
Так и
распрощался я с
моим обрубышем.
Жалко. Не хотелось
уходить. Он был
последним
Икарусом, на
котором я в
жизни работал.
Кататься на
Икарусах и
теперь
случается, но
работать уже не
придётся
никогда. Эпоха
Икарусов ушла
безвозвратно.
Минул год, в
парк ещё два
МАВРа поступили.
И волей-неволей
всех стариков из обрубка
турнули.
Перебрались
ветераны наши на
КАМАЗ. Хоть и не долго, но
поработать
им на новой
технике довелось. А обрубыш
официально
списали. Номер у
него был
уникальный,
единственный
такой в ГУПе
оставался. Во
всяком случае, я
других не видел.
Ещё советский,
белый, серии ЛОО.
С ним и списали.
Ну списать-то
списали, но от
работы не
отставили.
Сделали из него
парковый толкач. Хотя один
только загонщик
на нём и
работал, все
остальные
отказывались.
Хороший был
мужик. На
олимпиаду ездил
в Сочи, всё было
в порядке. А потом
вдруг рак
обнаружили и сгорел
как свечка
месяца за
четыре. Так обрубыш мой
остался без
водителя, никто
более на нём уже
не работал.
Загнали его на
задний двор, там
и оставили.
Ещё с год
пролетело
времени. Уж
музей
образовался. А в
Третьем парке
пустое
пространство
появилось. И
туда стали
машины
стаскивать, те,
которые
музейные, но за
ремонт которых
не планируют в
ближайшее время
браться. И
Двенадцатый
оказался в их
числе. Сперва он
там на яме
стоял. Потом на
улице. Кто-то
стекло салонное
у него спёр, уж
и не знаю,
зачем. Он уже
вроде как в
музее числился.
Но числился в
качестве донора. |
Снова время минуло.
Работа технаря
изменилась до
неузнаваемости. О
том можно отдельный
рассказ написать, а
то и книгу. И
изменилась не в
лучшую сторону. В
общем, ушёл я из
технарей, перебрался
в музей, где и
поныне работаю. К
слову, из бригады
технарей, в которую
я когда-то пришёл,
самым, кстати,
молодым технарём
будучи, ныне всего
один человек
остался. Иных, как
говорится, уж нет, а
те – далече.
А технарик мой,
обрубыш, всё ещё в
этом мире
присутствует.
Обратно из Третьего
парка в Первый его
перетащили. Как он
есть донор, то не
особо стесняясь с
него всё, что
требовалось на
другие машины
потихоньку
демонтировали.
Долго стоял Т-12 в
музейных запасниках.
Чего только с него
не сдёргивали.
Однажды даже
передний мост
вынули.
Потом, правда,
другой поставили. Ну,
донор, он и есть
донор.
Была идея
отрезать от него
кабину и в качестве
экспоната в музее
установить. Вроде
вывески такой
своеобразной в
сочетании с интерактивом,
Предполагалась
возможность и за
рулём посидеть и
рычаг КПП подёргать.
Однако время шло, а
никаких действий к
реализации этого
проекта не
предпринималось.
Машину же, меж тем,
продолжали
разбирать. И в
определённый момент
стало понятно, что
иначе, нежели в
утиль, никуда обрубыш мой более не
годится.
К этому времени я
уже давно и
регулярно ездил на
другом технаре,
музейном. Он так же,
как и Т-12, собран
был на основе
обрезанной гармони.
Разве что, чуть
поновее. Он конечно
более презентабелен
и удобен. Его и
делали, как музейную
машину. Блистая и
переливаясь, он
резко контрастировал
с полуразобранным
Т-12. Поставил я их
как-то рядом и
сфотографировал. И
сам с ними обоими
снялся.
А дальше просто всё
и совсем грустно.
Решено было мою
техничку порезать.
Всё, что можно было
из него вытащили,
остался голый кузов.
Идею сделать из него
музейный экспонат
успешно забыли.
Постоял технарь в
таком виде, постоял,
да и отправился на Тентелевку. |
Теперь на музейном
технаре катаюсь. Он тоже
неплох, нравится мне эта
машина. Даже
своеобразную «былину» о
нём сочинил. Но каждый
день вспоминается мой
первый обрубыш. Отчего
столь часто, спро́сите,
да всё просто, его
фотография, та что
первая в этом рассказе,
у меня на рабочем
компьютере на рабочем
столе стоит. Стоит и
стоять будет.
Ноябрь
2023 г.
|
|