Гармонь,
ещё гармонь...
Рассказ о
перегоне двух автобусов особо большого класса из Пскова в «Музей
автотранспорта Ленинграда»
Множество самых разнообразных марок автобусов колесит ныне по
псковским землям. Есть и небольшие, типа пазика, и побольше, а есть
и особо просторные и вместительные – «гармони». Не менее
разнообразен модельный ряд упомянутых транспортных средств, а также
ощутимо разнится и время их изготовления. И вот, дабы уменьшить
количество автобусов-старичков на псковских дорогах, а задно и
пополнить оными персонами подвижной состав нашего музея, отправились
мы 7 мая 2024 года во славный город Псков.
Теперь краткое описание машин, с которыми нам предстояло
познакомиться. Автобус Гесс (вариант прочтения – Хесс),
изготовленный швейцарской фирмой Carrosserie Hess AG на шасси
шведского производства Volvo B10M-C. Шасси Volvo B10M выпускались
фирмой Volvo Bussar с 1979 по 2003 год. Автобус, о котором далее
пойдёт речь, был сооружён в 1986 году. С 1986 по 2001 год он работал
в Швейцарии. А с 2002 и по нынешний – колесил по псковщине. Колесил,
колесил, да и выколесил по самым скромным подсчётам два миллиона
километров. Согласитесь, достойный пробег.
Вторым автобусом был Мерседес турецкого производства. Он оказался
значительно моложе, 1996 года выпуска. И по европам ему всерьёз
покататься не случилось. Почти сразу по изготовлении на заводе
Otomarsan в Аксарае автобус серии Conecto Mercedes-Benz O345G
оказался в Великих Луках, где и проработал до 2006 года. С того же
года и доныне трудился он в административном центре Псковской
области.
Ещё недавно обе машины исправно трудились перевозя пассажиров, а тут
вот же, на тебе, вдруг обратились в музейные экспонаты. И лежит им
дорога теперь в Северную Столицу. Надо честно сказать, не все в
местном парке были рады такому преображению. Высказывались мысли,
что они, автобусы, могли бы ещё и поработать. Подобные речи весьма
ласкали слух, поскольку вселяли некоторую надежду на то, что
доберёмся мы до дома без происшествий. Однако, не случилось...
С самого начала, ещё до выезда, было заявлено, что машины полностью
подготовлены и заправлены, и вся наша задача заключается в том,
чтобы оседлать эти чуда техники и спокойно довести их до
города-героя Ленинграда. Поверив сказанному, объём взятого с собой
инструмента был минимален. Об этом обстоятельстве мы впоследствии не
раз вспоминали с сожалением. А так, если вдуматься, триста
километров, ну что это, мелочь, не три же тысячи, в самом деле...
Отбыли в путь на музейной Газели довольно большой компанией. За
рулём были Андрей Морозов и Алексей Богуславский. Кроме того нас
сопровождал известный автожурналист Фёдор Лапшин. Мы с ним разделили
места на заднем сидении нашего фургончика. Фёдор Черноусов добирался
к месту начала путешествия своим ходом. |
Во Псков решили не въезжать. Обогнули город, и пробрались к
автобусному парку с обратной стороны. По пути непреминули
остановиться у стелы с названием города и сделать пару фотографий.
Предлагалось ещё что-то похожее предпринять и на обратном пути, но
не сложилось.
В автобусном парке нас уже давно ожидал Фёдор. Нас пригласили в
столовую и накормили обедом. Очень вкусно. Ну а затем перешли к
официальной части и пошли осматривать описанные выше автобусы.
Гармони для нас были поставлены на улицу, благо тепло, не зима, и
заправлены водой в качестве охлаждайки. Этот момент удивления не
вызвал. А вот методика заводки каждой из машин была оригинальной и
достаточно замысловатой. Не буду описывать нюансы, скажу лишь, что
не зная всего того, что нам показали, было бы довольно проблематично
не только завести автобусы, но и передвигаться на оных. |
Обед и первое знакомство с
автобусами |
Машины, конечно же,
блестящими назвать нельзя. Накат у обеих весьма ощутимый, и не
смотря на европейскость изготовления, разъезжали-то они по нашим
дорогам. В результате поистрепались за минувшие десятилетия. Однако
основные приборы так или сяк, а всё же что-то показывали. Кнопки
нажимались, тормоза тормозились. Насчёт набора скорости,
протестировать в парке не получилось, этим мы занялись уже в пути.
Фёдор Черноусов с Фёдором Лапшиным оседлали на пару Вольву, а мне
достался Мерседес. Несколько забегая вперёд, замечу, что по очкам
скандинавский швейцарец оставил турецкого германца далеко позади, не
смотря на более солидный возраст. Что тут скажешь, опыт победил... |
Осмотр машин
и местных достопримечательностей |
Как я уже отмечал, было
заявлено, что оба автобуса парковыми спецами подготовлены к
перегону. Проверив для очистки совести уровень масла и воды и
справив все документы (на каждую «гармонь» была выписана путёвка с
двумя водителями), мы неспешно отправились в путь.
Но прежде чем выехать
из города было решено сделать три остановки. И первая из них была у
памятника Автобусу-труженику – Скотовозу, что радует глаз на
постаменте у местного управления. ЛиАЗ-677, что может быть
органичнее для интерьеров любого советского города 1980-х годов.
Теперь таких машин на линии не встретишь. А память осталась, и не
только на фотографиях. Вот стоит на постаменте с 2017 года очередной
Луноход в довольно неплохом для памятника состоянии и радует глаз.
Ну может быть и не всем радует, уверенно не скажу. Но мне памятник
понравился.
За автобусом какое-то
менее привлекательное панно (барельеф) на транспортную тему. Что за
символизм вложен в эту конструкцию, это уж решайте сами. По мне, так
это «взрыв мозга у водителя 1980-х, узревшего сквозь пелену
времени реалии автобусного движения в наши дни». |
Памятник
Автобусу-труженику |
Следующим нашим
фотостопом стал памятник почтовому грузовичку. Установлен он
около псковской почтовой автобазы. ГАЗ-51А, судя по всему, уже давно
не подвергался реставрации хоть в какой-либо степени, оттого
выглядит не столь презентабельно, как Скотовоз. Постамент тоже менее
презентабелен, нежели у Автобуса-труженика. Радует то, что газончик
стоит не на колёсах, а на подпорках. Хотя заниматься машинкой
конечно же надо. |
Памятник –
автомобиль ГАЗ-51 |
Ну и на последней нашей
запланированной остановке мы познакомились с Робертом и его тягачом.
Роберт – не публичный человек, я намеренно не указываю его полное
имя и не покажу его фотографию. Это его выбор, я его уважаю. Но его
автомобиль потрясающ! Когда-то это был КрАЗ. Теперь – нет. Это
KRAZ 963R. Какие-то там паршивые
американцы, маки, носатые вольвы и прочая западная дребедень нервно
покуривают в сторонке. Перед нами Седельный Тягач века! Нет, это не
автомобиль. Не самолёт даже. Это космический корабль. Причём,
корабль с повышенной степенью комфорта. При всём этом к нему
применимо такое нередко используемое ныне словечко: хендмейд.
По-нормальному говоря – сделано руками. А руки-то у этого товарища
золотые! Да и с мозгами всё на высоте. Восемь лет создавал Роберт
свою колесницу. Всё в этой машине от него, и в первую очередь –
душа. Описывать устройство и агрегаты я не стану. Это тема для
отдельной громадной статьи, к тому же это уже делалось. От себя хочу
добавить, что снимаю шляпу перед такими Мастерами и горжусь, что
такие люди рождаются в нашей стране. |
Перед
началом путешествия |
Завершив все
запланированные остановки мы наконец выдвинулись в обратный путь и
вскоре покинули гостеприимную псковскую территорию. Однако уехали не
далеко. Я уже отмечал, что Гесс при всём своём накате не выкидывал
никаких коленец. А вот Мерс, мною ведомый взбрыкнул и не единожды.
Началось с того, что у
меня подозрительно полезла температура. 80-90-100... Это не есть
гуд. Остановились. Проверили уровень. Всё нормально. Давление масла
датчик показывать отказался, хотя контролька и гасла при заводке.
Решили ехать помедленнее. Впоследствии я нащупал метод: пара ударов
кулаком в приборную панель и, о чудо, давление масла появилось, а
температура слезла со ста до восьмидесяти.
Проехали ещё немного, и
тут воздух сотряс оглушительный взрыв. Что это так бумкнуло,
хотелось бы мне произнести, но фраза стала бы неуместной, поскольку
ситуация была ясна до отвратительности. Наружное справа на ведущем
прицепа. На разрыв. Ехавшая за мной Газель на некоторое время
скрылась в облаке пыли...
Заехали на стоянку и
начались мучительные обсуждения ситуации. Беда в том, что хоть
запаска у нас и была, но открутить колесо было решительно нечем.
Забыли «мясорубку». Пошли цыганить по дальнобойщикам. Всё-таки, что
бы ни говорили, а шофёрское братство ещё не умерло. Нашли. Ребята
помогли. Принесли и выяснилось, что мы можем ею, разве что, гвозди
забивать. Головки на 30 нет ни у кого. Пошли искать дальше и нашли!
Принесли классический балонник, монтажку и трубу. Немыслимыми
усилиями сорвали при помощи упомянутых инструментов гайки.
Монтировку погнули, но брат-дальнобойщик не обиделся. Каждому из
наших спасителей были подарены календарики, ну чем мы ещё могли
отблагодарить. Собрали закрутили, затянули, поехали дальше. |
Эдак километров
наверное шестьдесят от Пскова. Загорелось левое внутреннее на
ведущем мосту. У меня конечно же, на Мерсе. Ну как загорелось, до
огня конечно не дошло, но когда дымок из района моста стал явственно
выделяться, пришлось волей-неволей остановиться для
освидетельствования. Удивить меня горящими колёсами из-за
подклинивающих тормозов нельзя. Не одну сотню раз наблюдал такое,
работая технарём. Хотя и порадовать тоже не получится.
Сразу было принято
решение колодки не трогать, а подойти глобально, распустить энергач.
Однако его надо было ещё отыскать. Каждый из нас эту машину видел
впервые в жизни, и где там снизу что, понятия не имел никто. Я
сталкивался с тремя различными типами энергоаккумуляторов, но что за
зверь на этой машине, не знал. Начали искать и в конце концов
обнаружили классический камазовский.
Если бы я был на своём
технаре, откручивание заняло бы при самом неудачном раскладе час.
Но... как выяснилось, ключей, необходимых для оного действа, в
Газели не нашлось. Опять пошли по миру. И нашли! Встала другая
проблема, как туда залезть. Сверху из салона это не получилось. Надо
лезть под машину. А у нас один домкрат и ни одного козла.
Перспектива лезть под машину на домкрате никого не прельщала. Всем
известны трагические случаи в нашем парке, связанные с подобными
действиями.
Тогда было принято
решение наехать мостом на испорченное колесо, таким образом поднять
машину и обезопасить себя даже в случае падения давления воздуха в
подушках. Так и сделали. Крутили долго. Головку не было возможности
подставить. А рожковый ключ вставал не во все грани.
Пока мы, значит, такие
вот манёвры вытворяли, мимо нас гордо прошествовала кавалькада белых
Волгабусов «гармоней», несущихся из нашего города во Псков, дабы
пополнить собой подвижной состав парка, который мы обеднили, уведя у
них эти два раритетных автобуса. Помахав нашим калекам
коллегам ногами из-под автобуса мы продолжили крутить.
Очень тяжело шло, крутили по очереди, все под машиной полазали, все
в конечном счёте извозились, но энергач раскрутили. С колеса
съехали, двинулись домой. Темнело... |
Более серьёзных
неприятностей Мерседес не доставил. Однако водить его было бы
несподручно, кабы мне не показали ещё в парке в нём волшебную
кнопку. Беда в том, что у машины на ходу регулярно вываливаются
передачи. И каждый раз надо нажимать на эту кнопку, чтобы всё
приходило в норму. Опять же, регулярные удары кулаком по приборам позволяли
отследить фактическую температуру. Колесо более не грелось. |
В какой-то момент нам
навстречу выехала зима. Как ей и положено, со снегом. Напомню, на
дворе седьмое мая. Но по счастью щётки работали хорошо, и зима,
устыдившись своей немощи, ретировалась. Зато выступили дружным хором
дорожники. Едва не сотню километров пути мы пробирались по
ремонтируемым участкам. Ночью на столь длинном автобусе это не очень
приятно.
В Луге заехали
перекусить. Но более уже нигде не останавливались. Не смотря на это,
планировали-то мы где-то к пяти вечера прибыть, а вернулись в три
ночи. Припоздали слегка. Но, таки же, добрались. И вот псковские
машины у нас в парке. Судьба их пока не решена. Но нет сомнений, что
они пополнят собой коллекцию наших экспонатов, а я, при случае,
смогу рассказать экскурсантам не только об истории этих марок, но и
об истории этих самых машин, что нередко нашим слушателям тоже
бывает интересно.
Май
2024 г. |
|
|