«Автомобиль» переводится как «самодвижущийся»? Не верьте, это не
так! Автомобиль без шофёра мёртв, а равно мёртв он и без должного
ухода. И главное, кто создал их, эти чуда техники, рычащие и
мчащиеся по дорогам повозки, без которых уже немыслимо представить
современную жизнь? Человек!
Нет, не сама пришла в движение машина, а была отправлена в долгий
путь силой мысли множества людей. Иногда это мощнейшие коллективы,
порой – гении одиночки. Но в любом случае автомобиль это не просто
железо, это – средоточие конструкторской мысли, инженерных решений,
технических идей, дизайнерского видения.
А ещё у машины есть душа. Она вкладывается в неё создателями. Иначе
говоря – они отдают своему детищу частичку своей души. И душа машины
развивается впитывая энергетику уже тех, кто ею управляет. Хотя так
бывает не всегда...
* * *
IX петербургский парад ретро-транспорта в
рамках V Международного транспортного
фестиваля «ТранспортФест» был проведён в Северной столице 18 мая
2024 года.
Историю парада, приуроченного ко Дню рождения города уходит в 2015
год. Именно тогда был проведён
Первый парад. Впоследствии каждый год, исключая лишь один (из-за
поработившей умы инфекции) проводилось этой действо. В первые годы
это собственно и был парад, со временем приобретший статус
международного. Со временем он перерос в фестиваль, включавший в
себя уже не только покатушки на исторической технике по городским
магистралям, но и соревнования водителей из разных городов и стран,
а также выставку самых современных перспективных образцов
пассажирской техники. Ниже представлены иллюстрации с кратким
описанием некоторых фрагментов фестиваля от одного из его
участников. |
В боксе
автобусного парка в ожидании выезда |
Раннее майское утро. Белые ночи лишь только зарождаются, но уже
гонят прочь всякие чёрные мысли. Ещё спят в парке видавшие виды
автобусы. Они видят сны. Сны об оставшихся позади дорогах, о
минувших километрах, о толпах спешащих куда-то пассажиров. Но скоро
они проснуться. Былое исчезло с ушедшим сном? Нет! Снова засуетятся
вокруг них шофёры, опять многочисленные пассажиры заполнят их
салоны. И ещё спорный вопрос, когда автобусы пользовались большей
популярностью, в минувшие годы или в наши дни. Теперь все эти машины
– музейные экспонаты. Но не те, что стоят в витринах, а как раз
наоборот. Они – живые. И очень многие наши сограждане и гости очень
скоро смогут в этом убедиться. |
Выезд из автобусного парка и построение. Все уже расселись по своим
местам, и водители, и пассажиры. Ожидаем самых неторопливых. И вот
уже вереница автомобилей выдвинулась навстречу празднику. Колонна
длинна! Для того, чтоб никто не отстал, раз от разу, ведущий
притормаживает, а то и останавливает процессию. Колонна сжимается и
вновь растягивается, при этом уверенно, хотя и неспешно продвигаясь
к точке сбора. |
А за окнами проплывали картины великолепия нашего города. Когда
кто-либо сравнивает наш город с различными европейскими столицами, я
этого не понимаю. Зачем?! Санкт-Петербург, он же – город-герой
Ленинград, неповторим и этим прекрасен. Он такой один, но нас,
ценителей и преданных его поклонников много. И каждый находящий
неповторимую прелесть и очарование в этом городе, достоин его. А
сегодня мы попробуем окунуться в историю транспорта, что неразрывно
связана и с городом и с людьми. |
Прибытие к месту начала парада,
регистрация участников |
И вот мы уже на Морской набережной. Морская набережная... Как бы
обойтись без ядовитого сарказма хоть в такой день. Но всё же нельзя
не заметить: где же тут море, где хоть бы та самая знаменитая «Маркизова
лужа», где плещущиеся и бьющиеся о берег волны, где, в конце концов,
парусники и яхты? Пётр Великий в давние времена воевал со Швецией.
Мы же теперь воюем с Балтикой. Воюем и побеждаем...
Итак, на Морской набережной наша первая остановка. Проводится
регистрация прибывших участников парада. Для того чтобы выступить в
этой роди необходимо заранее подать заявку и обосновать причину
своего участия. Как правило к участию допускаются все транспортные
средства, имеющие историческую ценность и официальную регистрацию.
По мере прохождения регистрации автомобили отправляются в свои
колонны. Каждому участнику (водителю машины) выдаётся табличка с
номером колонны, флажки и грамота-благодарность за участие в
мероприятии. |
Регистрация
участников парада |
А теперь оставим
ненадолго основную часть выстраивающихся в колонны участников и
пробежимся (именно бегом, иначе рискуем не успеть) к самому началу
улицы, в тылы известнейшей ленинградской гостиницы «Прибалтийская».
Здесь формируется первая колонна. Как и положено, тут самые
привлекательные, раритетные машины.
Блистает великолепием
«король дорог» – первый советский междугородный автобус ЗИЛ-127
(ЗИС-127). Это его премьера на ленинградской земле. Между самыми
различными городами курсировали эти машины, и конечно же, катали
пассажиров из Северной столицы в Первопрестольную. ЗИЛ-118 Юность
уступает старшему брату в объёмах, но соперничает с ним в красоте и
удобстве. Обе эти машины приехали к нам из Москвы, и на некоторое
время останутся в «Музее автомобильного транспорта».
А следом за ними и наш
шедевр, отреставрированный силами музея ЗИЛ-155Г. О нём можно писать
книгу, и я предполагаю взяться за такую работу. Он уже опытный
участник, это его третий парад. И бессменный шофёр машины – наш
сотрудник Леонид. Следом выстроились и другие машины, грузовые,
легковые, автобусы. Все они уже рвутся в бой и ожидают отмашки. |
А участники всё
прибывают и прибывают. Но особо широкая улица – Морская набережная с
трудом вмещает всех, и участников парада, и зрителей. Некоторым
автомобилям уже и нелегко продираться сквозь толпу и расставленную
по всей длине улицы технику.
В последние минуты
ожидания каждый из участников парада прихорашивает своего стального
коня. Множество людей, объединяемых единым интересом, встречаются
тут, общаются, а порой и заводят новые знакомства. Не мудрено, что в
череде множества лиц нет-нет, да и мелькнёт
друг,
коллега или знакомый. |
Участники
парада. Формирование колонн. Зрители |
Участники
парада. Формирование колонн. Зрители |
Участники
парада. Формирование колонн. Зрители |
Но вот уже дан старт и
передовые колонны двинулись в путь. Я старый икарусник, и в
достославные времена возглавлял колонну машин этой известной едва не
всем в Советском Союзе венгерской марки. А ныне еду пассажиром в
одном из моих любимых автобусов – «обрубке» «технаре» Икарусе 280.
Наша колонна пятая. Перед отправлением небольшая задержка и вот мы
уже мчимся с немыслимой для парада скоростью по улицам залитого
солнечным светам Васильевского острова. |
Начало движения, построение
пятой колонны |
Начало
движения пятой колонны |
Эх жаль, не едем мы
мимо одного из мох любимых памятников – Доминико Трезини. Его
ругают, называют «памятником шубе», а мне он очень по душе. Именно
таким я его себе и представляю.
На Университетской
набережной какая-то заминка. Колонна остановилась. Счастье для
собравшихся на газоне фотографов. Их, как и всегда, великое
множество. И среди них тоже нередко встречаются знакомые лица. Но
остановка была недолгой. Мы снова в пути.
То что небесная
канцелярия благоволит нам, очевидно. Великолепная солнечная истинно
летняя погода, разумеется, сподвигла многих наших сограждан
отправиться на дачи и приусадебные участки. Но не всех! По всей
протяжённости трассы мы постоянно попадали в объективы
многочисленных зрителей этого, без преувеличения, городского
масштаба мероприятия. |
Университетская набережная |
Прибытие к месту стоянки
(выставки), размещение |
Промчавшись по залитому
солнцем Невскому до Садовой, мы свернули с проспекта. Позади
остались Дворцовая, Мойка, бессмертное творение Воронихина. А
впереди уже виднелся Инженерный замок.
По прибытии к месту
стоянки машины распределялись по разным местам. Улицами для
демонстрации всем желающим старинной техники были выбраны
Караванная, Инженерная, Кленовая, Замковая и набережная Фонтанки.
Транспорт распределялся по типам и по маркам, хотя были и
исключения.
Автобусы и некоторые
другие раритеты обосновались на Караванной. Здесь же, неподалёку, на
площади была обустроена сцена для выступлений групп в рамках
фестиваля. На Кленовой улице выстроилась ещё за день до того
инновационная техника. Проход как к сцене, так и к новинкам был
оборудован согласно веяниям времени – рамками. Но к старинным
машинам проход был свободен. Да и верно, на кой шпионам всех мастей
допотопные автомобили.
К особо раритетным
машинам подойти было неможно. В первую очередь это касалось
московских визитёров. Но и наш 155-й также был ограждён от излишнего
любопытства. Тем не менее, в большинство из представленных
экспонатов можно было зайти и почувствовать себя в эпохе, когда сия
техника являла собой рядовую транспортную среду.
|
Прибытие к
месту стоянки (выставки), размещение |
Выставка на Караванной улице |
Совместно с
выставочными экземплярами на дежурство встала и самая современная
техника. Автомобили технической помощи всегда сопровождают подобные
мероприятия. Мало ли что может случиться. Пройдёт каких-нибудь
тридчать-сорок лет и они тоже приобретут статус раритетов, но пока
это обычные рядовые технари. Одну из машин мне удалось «оседлать» и
сделать несколько представленных ниже фотографий.
|
Выставка на
Караванной улице |
Тем временем к месту
экспонирования на Инженерной у цирка прибыли наши коллеги из
Горэлектротранса. Уже по традиции троллейбусы выстраивают в этом
месте. Сами они подъехать не могут, их подтаскивает специальная
техника.
А вот трамваям попроще,
они добираются сюда своим ходом, хоть и окольными путями. Известно,
что уж давно нет трамвайных путей на Невском. Электротранспорт
пользуется не меньшей, а порой и большей популярностью у пришедших
на выставку.
|
Выставка на
Инженерной улице |
Выставка на
Инженерной улице |
Большинство трамваев и
троллейбусов уже бывалые выставчане. Но есть и новички. Например
впервые на подобном мероприятии демонстрируется грузовой вагон
ГМ-33 на базе знаменитой
Американки. Он в окружении своих как более молодых, так и пожилых
собратьев и конечно пользуется бешеной популярностью у посетителей,
так что сфотографировать сам вагон практически не представляется
возможным.
Трамвайчики делят
площадку с автобусами и грузовиками. Автобусы в основном маки
Икарус. Но самых различных моделей. И среди них тоже есть премьеры.
Икарус 263.10, отремонтированный недавно в Колпинском парке, Ельч из
Второго парка, и конечно же, Олимп ВМЗ-4252, который то ли
троллейбус, то ли автобус, это уже вы сами решайте, сколько людей,
столько и мнений. Этот агрегат был подновлён в Третьем парке.
|
Выставка на
Инженерной улице |
Выставка на
Инженерной улице |
На Кленовой
расположились самые различные автомобили. И легковые, и троллейбусы.
Всё пространство до памятника Петру I
заняли. Прадед правнуком на постамент воздвигнутый уже который год,
наверное не без удивления, взирает на замысловатые повозки.
Но и Кленовой для
транспорта мало. Москвичи облюбовали Замковую улицу. Не в том
смысле, что жители Первопрестольной, а в том, что любители и
ценители этой известной марки. Точнее – марок, ибо их много.
Хвост выставки
поворачивал на набережную. Тут царствуют Волги – самые
распространённые здесь выставочные экземпляры, но отнюдь не
единственные. И Жигули и Победы и внедорожникам сыскалось место. |
Выставка на
Кленовой улице |
Выставка на
Замковой улице |
Выставка на
набережной реки
Фонтанки |
Фонтанка |
Площадь
Восстания |
Не только с улиц
городских взирали с интересом на выставленные автомобили. Смотрели
на них и с воды. Выходной день и великолепная, как уже отмечалось,
погода способствовала речным прогулкам. Так многочисленные туристы,
что проплывали на катерах по Фонтанной реке, с интересом наблюдали
за происходящим.
День клонился к вечеру. На
сцене один за другим выступали коллективы. Фестиваль ещё продолжался, но
экспонаты постепенно пришли в движение и начали сниматься с насиженных мест.
Машины разъезжались по своим паркам, давай прощальные гудки в толпу ещё во
множестве гуляющих по выставке посетителей. Парад удался. И вообще фестиваль
был неплох, интересен и востребован. Ну что же, будем ждать следующего...
Май 2024 г.
|
|