Местность, о которой ниже пойдёт
речь, хорошо известна, и ничем особо не примечательна. Это
территория от
Дунайского
путепровода, непосредственно примыкающая к железнодорожным
путям и до станции метро "Купчино". С давних времён неподалёку от этого места существовала пустошь Куккарова (Кукарова). Пустошь упоминалась ещё в шведских переписях –
Kuckaroua ödre
(1634),
Kuckerewo hööslagh (1651),
Kockara ödhe (1680).
Одно из последних упоминаний имеется уже на русской карте 1766 года.
Здесь пустошь выведена с названием Кукарева. Пустошь была неразрывно связана с
деревней, и даже
когда в начале XVIII века
Купчино переходило
от одного владельца к другому, Кукарово давали
"в довесок". В середине XIX – начале
XX века Петербург активно развивался.
Промышленная революция уже дала свои всходы, как в самом городе, так
и в его окрестностях возводились самые разнообразные предприятия и
производства. Не отставало и жилищное строительство. Но если в
центральных, фешенебельных районах богатые горожане могли
использовать самый разнообразный строительный материал, в том числе
и привозимый из далека, то на окраинах города строители предпочитали
использовать самый прочный и универсальный на тот момент
строительный материал – кирпич. Известно, спрос рождает предложение. И произросли повсеместно, как грибы после
дождя, многочисленные кирпичные
заводики. К началу XX века в Петербурге и
окрестностях действовало более 80 частных кирпичных предприятий.
Одним из таких предприятий стал завод, основанный петербургским
купцом А. М. Кирсановым.
Александр Максимович Кирсанов (в ряде документов ошибочно
указывается имя Алексей Максимович, а также Алексей Михайлович) родился в 1850 году. Родом из деревни Большой
Зеленец Усадище-Спасовской волости Новоладожского
уезда Санкт-Петербургской губернии. Крестьянин, православный. С 1902
года – в купечестве. К 1905 году
– купец 2 гильдии.
Впервые местом проживания семьи Александра Максимовича упоминаются
дома 7 и 9 по Чернореченскому (Чернорецкому) переулку*
в адресной книге 1895 года.*
В последний раз принадлежащие Кирсанову адреса по Чернорецкому
переулку упоминаются в адресной книге 1898 года.*
Согласно справочной книге купечества 1905 года, Кирсанов с семьёй
проживал уже в
Спасской части, на Фонтанке, в доме 73. С ним проживали жена Параскева Михайловна,
сыновья: Владимир и Александр, и дочь Мария.*
В адресных, а также купеческих книгах Санкт-Петербурга более
позднего периода упоминаний о Кирсанове обнаружить не удалось.
К сожалению дальнейшая судьба Александра Максимовича и его семьи автору не
известна. |
Разрешение на строительство кирпичного завода 5
апреля 1899 г. и утверждённый план завода (ЦГИА
СПб.
Ф. 256. Оп. 26. Д. 31) |
Завод был сооружён в 1899 году южнее деревни Купчино, на девятой
версте Царскосельской железной дороги, в непосредственной близости
как от железнодорожных путей (западнее их), так и от протекавшей здесь Чёрной
речки.
Как грамотный предприниматель, Кирсанов не мог не озаботится
вопросом разработки сырья для производства. И обнаружил его в
непосредственной близости, несколько южнее места самого
производства.
Подобные предприятия обычно и основывались в местах, в близи
которых была возможна добыча сырья для производства. Также,
необходимым фактором было наличие поблизости воды. Всем этим
требованиям выбранное место отвечало вполне, и к производству
приступили. Как и большинство производителей кирпичей, Кирсанов ставил на свою
продукцию клейма, являвшиеся своеобразной торговой маркой. К тому
же, ещё с 1847 года закон обязал производителей клеймить кирпичи для
удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой
продукции. Собирателям и знатокам кирпичных клейм хорошо известны
результаты деятельности завода Кирсанова. |
В списке кирпичных
заводов от 1903 года указывается годовое производство кирпичей
завода Кирсанова в 1200 тонн и 67 рабочих на 1900 год.*
Согласно Памятной книжке 1905 года*
на предприятии трудилось 73 рабочих.
По данным же книги
Л. К.
Езиоранского, в 1909 году на предприятии заняты 90 рабочих,
годовое производство выражается в сумме 14 тысяч рублей.*
Этот период можно было бы назвать периодом расцвета предприятия. |
Выработка глины для нужд предприятия производилась
южнее самого завода, на том месте, где ныне расположены
гаражные кооперативы, стоянки и электродепо
"Московское" (ТЧ-3) Московско-Петроградской линии.
Именно здесь также существовали карьеры, напоминающие места бывших
выработок. А также восточнее железнодорожных путей, между путями
собственно и руслом Чёрной речки, уходящим в этом месте на восток.
Одна из первых карт с указанием этих карьеров – карта 1909 г. |
Карьеры западнее железнодорожных путей имеют характерную форму усов,
расходящихся веером от железной дороги. Это может означать, что
добыча глины здесь велась старым и довольно простым способом.
Прокладывалась вспомогательная (временная) колея. И далее грунт при
помощи соответствующего механизма выбирался прямо в вагонетки,
стоявшие на этой колее. Затем вагонетки перемещались примерно на 900
м на север, к разгрузочной площадке завода, где сгружали глину на
ленты транспортеров.
Не
исключено, что использовалась насыпь Царскосельской железной дороги. |
Впоследствии карьеры были залиты
водой. На карте 1939 года выработанные карьеры западнее железной
дороги показаны с надписью "Озера". Очевидно, к этому времени они
были давно заброшены. Все эти новообразования отлично
просматриваются на аэроснимках времён войны и на спутниковых снимках
1960-х годов. Карьеры восточнее железной дороги вероятно
разрабатывались и в более поздние времена, но это уже совсем другая
история. |
|
Период активной деятельности завода
А. М. Кирсанова пришёлся на первые годы XX
века. По некоторым данным, уже с 1906 года производство постепенно
пошло на убыль. Из документов
следует, что завод работал до середины 1908 года. С этого времени до
весны 1910 года завод не действовал. Причины прекращения
производства неизвестны. Но в марте 1910 года было подано прошение о
признании завода принадлежащим Матрёне Петровне Тырловой-Жданковой.
Для неё завод приобрёл её супруг Д. И. Тырлов-Жданков. Возможно,
просто оформил документы на имя жены. Общеизвестно, что потомственный почётный гражданин, купец второй
гильдии Дмитрий Иванович Тырлов-Жданков производил кирпичи на
выкупленных им в 1893 и 1896 годах заводах И. Д. Соболева и А. И. Фукса.
Первый завод располагался возле села Усть-Ижора, второй – в колонии
Овцыно. |
Прошение о признании владелицей завода М. П.
Тырловой-Жданковой |
|
Свидетельство на владение
заводом
М. П. Тырловой-Жданковой |
К настоящему времени
нет чёткого понимания о дальнейшей судьбе завода.
В еженедельном
журнале "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества
архитекторов, № 27 от 6 июля 1914 года обнаружена приведённая ниже
запись рекламного характера. Судя по данному объявлению, которое начали печатать в "Зодчем" с 25
мая 1914 года и закончили 28 сентября того же года, Тырлов-Жданков использовал бывший завод
Кирсанова только сезонно, а возможно всего один сезон (подобных
объявлений за другие года не обнаружено). Такого рода использование сезонных
рабочих подтверждает статья о Тырлове-Жданкове в книге М. Н. Барышникова
"Деловой мир Петербурга". |
Объявление из
журнала "Зодчий" Императорского Санкт-Петербургского общества
архитекторов. 1914 г.
№ 27 от
6 июля |
Кирпичный завод
близ Царскосельской железной дороги обозначался на ряде карт
Санкт-Петербургской губернии, вплоть до 1917 года.
Сложно сказать,
сохранялись ли какие-либо заводские постройки в предвоенное время.
Но территория бывшего завода выделялась. На зимних аэроснимках 1941 года отлично просматривается "пятно"
бывшего кирпичного завода. Хотя на топографических картах он уже
давно не
обозначался. Имеется
мнение, что в предвоенные годы завод мог быть восстановлен и
продолжить активную деятельность. Результатом его работы стали
появившиеся в довоенные годы карьеры восточнее Московской слободки.
Исследование этой темы – одно из перспективных направлений. |
В настоящее время напоминаниями о
заводе Кирсанова могут служить, разве что, отметки на старых картах,
да кирпичи в коллекциях собирателей. Последние следы, какие
могли бы сохраниться со времён существования завода, были стёрты при
прокладке Витебского проспекта и реконструкциях Волковского канала. Практически все карьеры
западнее железной дороги были засыпаны при постройке
гаражей, метродепо,
Витебского проспекта.
|
До начала 20-х годов XXI века
существовала
единственный сохранившийся фрагмент одного из карьеров, – это пруд, известный в
народе как "Кислое озеро". Карьеры восточнее путей были засыпаны при
строительстве новых корпусов торгового комплекса "Балкания Нова".
В 2021 году "Кислое
озеро" было полностью уничтожено при прокладке трассы новой улицы, поскольку в
непосредственной близости развернулось активное жилищное
строительство. К настоящему времени на местности о присутствии здесь
некогда кирпичного производства уже ничего не напоминает. |
|