В целом, особенно для
нешироких улиц в центре, знак выглядел несколько громоздким и
чужеродным. Однако лично для меня он не был раздражающим – привлекал к
себе внимание только тогда, когда нужно было сориентироваться.
Интересно, что знак
относится к 70 годам, то есть ко времени брежневок, какие же знаки
устанавливали на дома конца 50-х и начала 60-х, то есть на хрущёвки? По
всей вероятности первоначально номер дома писали крупно на глухих
участках стен, а подсвечивался он настенными светильниками. В Купчине и
сейчас, как на старых, так и на более поздних домах можно увидеть
трафаретные надписи.
Также новостройки могли
комплектовать и номерами предыдущих моделей, которые позже были заменены
на модели 70-х. Пожалуй, модель «пирамидка» (это народное название, на
самом это, конечно, призма) была не только самой массовой, но и самой
«долгоживущей» разновидностью аншлага. Вплоть до начала 2000-х годов она
присутствовала практически на каждом здании. Только в процессе
подготовки к трёхсотлетию Санкт-Петербурга дизайн городских табличек
стали обновлять.
Впрочем, ближе к концу
90-х появился ещё один вид аншлагов, они встречались практически
исключительно в центральной части города. Это простые сине-белые
эмалированные пластины с номером дома, флагом и гербом Санкт-Петербурга
и названием улицы, также дублированным латиницей. Нижняя часть таблички
занята рекламой. Любопытно, что некоторые компании уже перестали
существовать, или сменили сферу деятельности и фирменный стиль (например
– «Дельта-Телеком»), а их логотипы по-прежнему на номерах домов. Это
тоже своего рода исторические артефакты.
В Купчине такую
модификацию номерного знака можно заметить на здании филиала Таможенной
Академии на Гамбургской площади. Площадь, до этого безымянная, была
названа в честь города-побратима Санкт-Петербурга 20 октября 1997 года.
В 2002-2003 годах «лица
улиц» Петербурга стали приобретать новое выражение. В предъюбилейном
городе производилась самая масштабная за все предыдущие годы замена
номерных знаков. Для исторического центра и для окраин были разработаны
разные варианты табличек.
«Историческую» модель
устанавливали комплексно, сразу на целые кварталы, к примеру, на
реконструированную Малую Садовую улицу и прилегающие к Манежной площади
здания. К 2004 году знаки можно было видеть во всех центральных районах.
По сути, новый знак
представлял собой вариацию на тему классического – та же призма с
окошечками наверху и закруглённый щиток внизу. Теперь, правда, знак был
выполнен единым изделием, что, несомненно, облегчало его установку.
Конструкция изготовлялась
из чёрного пластика «под чугун». Обозреватель «Адресов Петербурга»
Владимир Гусаров сравнил новую табличку с «привинченной к стене старой
фуражкой». С тех пор как я прочитал его статью, не могу избавиться от
этого сравнения. Действительно, в знаке присутствует что-то
неуловимо-казённое.
Существовали две
модификации – с чёрным или белым полем. По утверждению
Леонида Кикина, таблички с чёрным фоном имели тёплую
светодиодную подсветку, а белые – холодную люминесцентную. Мне на глаза
попадались только модели, светящиеся желтоватым светом.
Шрифт надписей моделей
«под старину» был недостаточно крупным даже для камерных пространств
исторического центра – с противоположной стороны улицы номер был едва
различим.
Располагались таблички,
как уже было сказано, по большей части в историческом центре, однако
были и исключения. В Купчине экземпляр с белым фоном можно увидеть на
Софийской улице.
Для районов новостроек
были разработаны лаконичные, если не сказать примитивные, таблички.
Прямоугольный шильд с названием улицы и квадратный – с номером дома.
Достоинством данного «произведения» является разве что хорошая
читаемость с дальнего расстояния, да и то, контраст снижен из-за того,
что используются не чёрные, а синие буквы. В целом, впечатление от знака
такое, что кто-то просто распечатал на офисном принтере гигантское
объявление. Впечатление усиливает шрифт Times New Roman, шрифт,
установленный по умолчанию в небезызвестном текстовом процессоре
производства фирмы Майкрософт. Дополнительное уродство надписи придаёт
полужирное начертание (его в принципе следует по возможности избегать) и
то, что шрифт механически сжат (sic!), чтобы надпись поместилась на
табличке (а вот этого нельзя делать ни в коем случае – читабельность
снижается в разы). Знаки настолько халтурны и отвратительны, что о них
совершенно не хочется писать. Глядя на это убожество, с ещё большей
ностальгией вспоминаешь аншлаги 40-х – 70-х. Надписи на них выполнялись
профессионалами-шрифтовиками, которые представляли себе законы
построения шрифта и умели с ним обращаться, в отличие от недоучек,
получивших в распоряжение «компутер» и мнящих себя гуру. Да что там
говорить, любой трафарет 80-х годов «выгул собак запрещен» на стене
ограждения помойки выглядит настоящим шедевром по сравнению с новыми
аншлагами.
Однако ничто не прекрасно
и не ужасно само по себе, всё познаётся в сравнении. В 2010-2011 годах
началась новая глобальная смена номерных табличек. На первый взгляд они
кажутся гораздо лучше предыдущих, особенно «упрощённых». Но уже на
второй взгляд понимаешь, что уродство без претензий всегда выглядит
достойней, чем уродство с претензией.
Перед нами всё те же
плоские эмалированные таблички, однако, теперь им придано сходство с
развёрнутым свитком или геральдическим картушем. Декоративными завитками
удачно замаскированы крепёжные саморезы, на этом список положительных
моментов можно завершить.
Идея оформления аншлагов
явно позаимствована в Париже. Говорят, что из-за брака печати зелёная
рамка на петербургских знаках практически одного тона с синим полем, в
зарубежных вариантах всё гармонично – рамка светлее, она зрительно
«собирает» композицию. Можно долго спорить, является ли решение
расположить белые надписи на синем фоне наилучшим, но бесспорно одно –
на французских знаках шрифтовые композиции безупречны. На наших же –
снова грубые, абсолютно случайные шрифты, и до полной неузнаваемости
сжатые текстовые блоки.
О читаемости новых
табличек говорить не приходится. На расстоянии мелкие буквы сливаются,
различить что-либо нелегко, тем более в тёмное время суток –
подсветка знаков в принципе отсутствует. Таксисты, особенно в районах
новостроек, жалуются, что подолгу кружат по кварталу, не в силах
отыскать номер нужного дома. На модификации для новых домов номера вовсе
невидны, особенно если присутствует ещё и номер корпуса, что встречается
довольно часто.
Глядя на новейшие
таблички, с тоской думаешь даже об их не слишком выдающихся
предшественниках, особенно о «чугунных фуражках», которые всё-таки
худо-бедно вписывались в фасады старых домов, и выглядели, несмотря на
несколько топорный дизайн, как-то солиднее.
К сожалению, «парижские»
таблички распространены теперь повсеместно. Они практически полностью
вытеснили всех своих предшественников, включая модели 2000-х годов.
Легко заметить, что с
годами характеристики табличек только ухудшаются. Наиболее удачной можно
признать модель 70-х, и, хотя она, конечно, выглядит неоправданно
большой и старомодной, превзойти её современным аншлагам не удаётся. При
сегодняшнем уровне развития технологий и материалов вполне реально
создать компактный, функциональный и выразительный образец. Можно удачно
сочетать металл, полупрозрачный пластик и светодиодную подсветку. Да, и,
наконец, купить или разработать небанальный и выразительный шрифт,
заплатить денег нормальным шрифтовикам – они в стране есть.
По причинам, лежащим вне
проблем художественного творчества и даже вне экономической
составляющей, всего этого не происходит. В данный момент я не вижу
предпосылок для изменения ситуации.
|