От автора
Когда изо дня в день на
жизненном пути нам сопутствуют какие-либо предметы, люди или
события, мы привыкаем к ним и перестаём замечать. Они становятся фоном.
Повседневным фоном обыденной жизни. И как часто при исчезновении таковых
мы начинаем испытывать дискомфорт и ощущение какой-то незаполненности.
Отсюда и желание увидеть то, что окружало нас ранее, а теперь
безвозвратно утрачено. Но не только. Для тех, кто жил тогда, это ещё и
воспоминания о молодости. А будучи в зрелом возрасте, прошлое мы часто
идеализируем. Тогда и солнце было ярче, и трава зеленее...
Ярчайшим примером бытового
жизненного фона является общественный транспорт. Ну кто в советское
время не пользовался оным? Единицы. Да и в наши дни вполне востребованы
и трамваи и троллейбусы, не говоря уж о вездесущих маршрутках.
В нашем городе, некогда
гордо именовавшемся "трамвайной столицей", существует интереснейший
трамвайный музей, но пока нет музея автобусного. Меж тем, автотранспорт сыграл
заметную роль в становлении ритма городской жизни. Туда, куда не
успевали протягивать провода и прокладывать рельсы, первым всегда
приезжал автобус.
В этой связи трудно
переоценить значимость музея автобусного транспорта для нашего города.
Теперь стало модным смотреть на Европу и перенимать опыт западных
соседей. Порой это выглядит нелепо. Но кое-чему у них нам, всё же, сто́ит
поучиться. Например, едва ли не каждый столичный европейский город имеет
музеи техники. Различной техники, не обязательно по теме транспорта, но
имеет. И нам негоже отставать. В конце концов, можно взглянуть и
поближе. В Первопрестольной существует интереснейший музей общественного
транспорта. Он включает в себя и электрический, и автотранспорт. И это
правильно. Вот откуда следует брать пример. Московский музей регулярно
устраивает выставки и показы техники, которые пользуются неизменным
успехом.
Кроме того, музейная
техника – это сохранённые образцы воплощения конструкторских идей,
инженерных решений. Порой курьёзных, иногда нелепых, часто даже
откровенно абсурдных. Но это же было, это наш опыт. Тот, который есть, и
который не должен быть забыт. Хотя бы для того, чтоб не повторять
прошлых ошибок.
Музей – не всегда есть
средоточие шедевров. И в экспозиции автобусного музея легко могут
уживаться как нестандартные оригинальные машины, так и рядовые "извозчики",
каждодневно выполнявшие обычные рейсы и знакомые миллионам горожан.
Привлекательность таких марок, как ЛАЗ, ЛиАЗ или Икарус, как раз и
заключается в том, что ещё совсем недавно они во множестве колесили по
улицам города, а теперь совершенно исчезли, ушли из бытовой жизни. Но в
музее они будут сохранены. И в случае надобности, могут не только
демонстрироваться в павильонах и выставочных комплексах, но и напомнить
о себе на улицах нашего города, пробуждая ностальгические воспоминания у
старшего поколения и интерес у молодёжи.
Перелёт
Как только мне поступило
предложение участвовать в перегоне старого автобуса из Ставрополя в
Петербург, я согласился сразу. Просто мне это интересно. Трудно
объяснить, как можно после четверти века, проведённой за баранкой,
находить какую-либо романтику в профессии шофёра. Можно.
Вылет состоялся из
аэропорта Пулково. Приехав прилично заранее (терпеть не могу
опаздывать), я пошёл осматривать территорию. Пулково встретило меня
плотным туманом. Давно уж не случалось мне бывать в этих краях. Аэропорт
сильно изменился. Внушительных размеров новый терминал располагался на
том самом месте, где некогда была дорога ко въезду на пандус.
Подъезжающие сразу попадают в зал для досмотра и дальнейшего прохода в
здание. Прибывающие в наш город покидают терминал на нижнем этаже.
Провожает их странный памятник, толи Карлсону, толи Икару, ох уж это
современное искусство…
Пройдя немного южнее
нового здания, я оказался у старого здания аэропорта. Моментально нахлынули
воспоминания. Все сразу. И восьмидесятый год, когда мы, будучи
школьниками, гоняли в аэропорт с целью поглазеть на стоящие самолёты и
попользоваться чудо-дверью, которая как в сказке сама открывалась при
нашем приближении. И девяностый, когда я сделал первый круг по тридцать
девятому маршруту. Вот по этому самому старому пандусу. Въехать на него
теперь невозможно. Но в месте съезда он сохранился. А вот и дверь
знакомая. Здесь была наша станция. В самом пандусе, на съезде.
Маленькая, уютная, выделявшаяся среди прочих наличием бильярда. Здесь
был один диспетчер и два маршрута. Из достопримечательностей
вспоминается водяная крыса, регулярно выпрыгивавшая из унитаза станции и
пугавшая своим видом непосвящённых. Хотя 39 маршрут был нашей колонны, я
бывал тут нечасто. Разве что, со срыва, поскольку занаряжен был на
другой станции (фраза для специалистов).
Вернувшись в новое здание
аэропорта, я стал ожидать моих попутчиков. Вскоре приехал Фёдор, а затем
подтянулся и Григорий. Без промедления мы заняли места в очереди на
досмотр. Безопасность прежде всего. Это, уж кто бы спорил. Но
раздеваться при входе в аэропорт не всегда приятно. Мы с Федей
проскочили, а вот Грише потребовалось даже разуться. Пройдя регистрацию
и вторичный досмотр, мы стали ждать посадки. Аэропорт работает чётко и
слаженно. В назначенное время, пройдя по коридору, мы прямо из здания
аэровокзала попали на борт самолёта.
После краткого
представления, протараторенного по бортовой трансляции как на русском,
так и на аглицком, проводники показали пассажирам, как пользоваться
какими-то масками и чего-то ещё (никогда не слушаю, наверное это не
правильно, надо это знать), и мы взлетели. Мне досталось место у окна.
Желав узреть красавицу планету из окна иллюминатора, я был сильно
разочарован, наблюдая в окошке одни только облака. Зато с попутчиками
мне повезло. Чего стоит, например, Гриша, который в течение всего полёта
живописно и красочно рассказывал о самых разнообразных случаях
авиакатастроф. Даже когда мы приземлились в Москве, он завершил свой
рассказ случаем о том, как в уже успешно севший самолёт врезался другой
лайнер…
О, как прекрасна
Первопрестольная в пору ранней осени! Сколь величественен храм Христа
Спасителя, увенчанный, словно нимбами, блестящими в лучах солнца
куполами. Как завораживающе Бульварное кольцо с едва подёрнутой ранней
желтизной листвою. И сколь нелеп образ царя Петра работы Церетели,
мучительно отражающийся в водах Москва-реки.
Увы, ничего из этого нам
увидеть не удалось. Ибо сразу по прибытии в Домодедово мы отправились на
регистрацию на следующий перелёт в этом же аэропорту. На сей раз, уже
непосредственно в Ставрополь. Ну, не летают в Ставрополье самолёты из
города на Неве, чего ж тут поделать.
Столица Ставропольского
края встретила нас не по осеннему тёплой (для нас, северян) погодой. Но
ещё до того, как начать осязать кожей местный климат, мы не без удивления
ощутили перемещение не только в пространстве, но и во времени. Как
разительно отличается ставропольский аэропорт от нашего или московских!
Вместо ультрасовременной автотехники за окном известные с детства Уралы
и ЗИЛы. Лестница-чудесница (автотрап), поданная к самолёту, как будто бы
прибыла из восьмидесятых. К трапу подъехал автобус. От места остановки
самолёта до здания аэровокзала было не более 15 метров. Мы, все трое, не
без сарказма, вслух прикидывали, сколько раз за время загрузки автобуса
мы смогли бы пройти это расстояние пешком. К моему удивлению, более
никто вслух по этому поводу не шутил и не ёрничал. Очевидно, похождения
по внутренней территории недопустимы, всем это известно, а порядок быть должо́н.
В аэропорт Ставрополя не
ходит общественный транспорт. Совсем. То есть, абсолютно. Единственная
возможность добраться сюда – это собственный автомобиль или такси.
Последних здесь великое (по местным меркам) множество. Очевидно, после
каждого рейса таксисты дружною гурьбою устремляются наперерез потоку
прибывших, наперебой предлагая свои услуги. С нами было именно так.
Кроме жары, обдавшей нас
сразу по прибытии, были замечены и другие отличия. На площади у
аэропорта прибывающих в столицу края встречали лозунги, явно
сохранившиеся со времён развито́го социализма, пересохший фонтан и
парковочный автомат со встроенным в него охладителем. Таки ж, юг… |
Аэропорт
Ставрополя, площадь у аэропорта |
Промзона, в
которой базировался автобус |
Промзона, в
которой базировался автобус |
Решительно отвергнув
многократные предложения таксистов, мы стали дожидаться человека,
который и должен был нас встречать. Вскоре он подъехал, и мы
понеслись по местным хайвеям, средь многочисленных возделываемых
полей. Проехав по нескольким городским улицам, на которых мной не
было замечено ни единого строения ранее семидесятых годов, мы
прибыли в узкий проезд некоей промзоны, ведущий к колоритным,
стилизованным под древние крепости, саунам, ресторанам и склада́м.
Здесь, в глубине маленькой промзоны и ожидал нас потенциальный
музейный экспонат.
Теперь самое время рассказать, что же собственно привело нас в столицу
Ставропольского края. |
"Русское чудо"
Автобус ЛАЗ 4202 был детищем Львовского автобусного завода и
выпускался крайне недолго. Модель, по сути, не имела
предшественников, зато получила целый букет "детских болезней". И с
этими же "болезнями" тихо скончалась, не оставив "потомков".
Решительно всё в машине было склонно к регулярным поломкам. И кузов,
и коробка передач (а оснащён автобус был гидромеханической коробкой
– ГМП), и даже мотор КАМАЗ, неплохо зарекомендовавший себя на
грузовиках, на автобусе часто барахлил. Из-за регулярных поломок, как
водители, так и руководители автохозяйств, машину не жаловали.
В Ленинграде такие модели появились в начале восьмидесятых в
небольшом количестве. В частности, их приписали к незадолго до того
открывшемуся автобусному парку № 7. Именно здесь эта модель
получила прозвище "русское чудо" или просто "чудо". Известны и
другие прозвища модели. Например, ХБИ, что расшифровывается как
"хочу быть Икарусом". |
Будучи курсантом учебного комбината (ЛОУКК), который тогда
располагался на Полюстровском проспекте, я слушал описания
устройства и этого автобуса в том числе. Хотя уже тогда, а было это
в 1989 году, нам говорилось, что развития данной модели не
воспоследует.
Проработали эти машины недолго. К 1990-ым годам от "русских чудо"
остались только воспоминания. Единственная машина в седьмом парке,
проработавшая дольше других, была не городской, а мягкой, и имела не ГМП, а механическую коробку
и только одну переднюю дверь..
Тем не менее,
автобус данной модели вполне достоин того, чтоб быть выставленным в
музее автобусного транспорта нашего города. Именно так справедливо
посчитали руководители Пассажиравтотранса, и в результате мы
оказались здесь, где и выставлен был на продажу один из немногих
дошедших до наших дней львовских "чудо".
Сразу надо отметить, что наш ЛАЗ 42021 1992 года выпуска не совсем такой, какие
бороздили Ленинградские улицы в 1980-х. Этот автобус имеет
механическую коробку передач. В этом его главное отличие. Но в
остальном он практически такой же, как и те, что катали некогда
ленинградцев. |
|
|
|
Знакомство
Вожделенный агрегат уютно расположился у смотровой вышки, которая,
судя по всему, давно уже не использовалась по назначению. Без всякого
промедления, по прибытии на место, мы приступили к обследованию
автобуса. В первую очередь сверяли номера, затем начался довольно
длительный внешний осмотр. Его можно было бы назвать знакомством. |
Начали с осмотра салона. Он был в целом не плох, хотя местами и
подварен и подлатан.
Фирменная отгородка кабины была срезана. Отсутствовала основная шильда. Все сидения были в порядке. И не мудрено, автобус совсем
недавно ещё катал пассажиров по улицам города. Хозяин оставил в
салоне рулон билетов, и я, ничтоже сумняшеся, припрятал оные, дабы
впоследствии демонстрировать в качестве музейного экспоната. |
|
|
|
|
Бегло осмотрев все
багажные отсеки, преступили к самому главному – осмотру двигателя.
Внешностью своей мотор не порадовал. Грязный, с подтёками масла.
Количество ремней оказалось вдвое меньше положенного. Причём,
генератор был сдвинут, так что ремень на него был одет не на тот
ручей, на который был бы должен. На основном шкиве оказался заломан
наружный ручей. Очевидно, когда-то автобусу въехали в зад и
попортили шкив. Спереди машина тоже была бита и, по видимому,
неоднократно. Передний бампер был установлен от Икаруса, юбка
отсутствовала напрочь. Торпеда была переделана. Левое стекло с
многочисленными трещинами. Спидометр, тахометр, датчик давления
масла не работали. Зато функционировали датчики температуры и
зарядки аккумулятора. А это уже – кое что. Стало ясно, что по прибытии
домой предстоит колоссальная работа с машиной. Но главное сейчас
было не это. Главное было добраться своим ходом в родной город. |
Первая
встреча, осмотр автобуса |
Первая
встреча, осмотр автобуса |
Первая
встреча, осмотр автобуса |
После осмотра, как
правило, следуют ходовые испытания. И мы отправились в путь. Вёл
хозяин автобуса. Быть может, с целью впечатлить покупателей, а
возможно, это был обычный его стиль вождения, так или иначе, водитель
выжимал из автобуса "все соки". Из чего можно было сделать вывод,
что "прёт" машина в общем-то неплохо. Тормозит тоже. Хотя, при этом,
и дымит прилично. Запашок горелого масла явно проступал в салон, что
и было отмечено. |
Первая
поездка, поиски гостиницы |
Ставрополь
Желая совместить приятное с полезным, прямо на автобусе отправились
на поиски гостиницы. Разумеется, в качестве провожатого выступил
хозяин автобуса. Первая гостиница оказалась весьма специфической. В
ней присутствовали только одноместные номера с двуспальными
кроватями. Вам это ничего не напоминает? К тому ещё, не хватило
номеров для всех. В следующей гостинице нас тоже особо не
порадовали. Зато в третьем отеле мы как раз и нашли всё, что хотели.
Гостиница оказалась совсем новой, только что открывшейся. Вернее,
даже ещё не полностью открывшейся. Стоимость номеров была
значительно меньше, чем во всех посещённых нами ранее. В номерах,
которые мы заняли, мы были первыми постояльцами. Несколько забегая
вперёд, скажу, что утром нас накормили вкусным завтраком (входило в
счёт за номер). Все решительно сошлись во мнении, что гостиница
отличная, и поэтому я позволю себе её порекламировать. |
Поскольку, по итогам
осмотра и объезда, решение о покупке было принято, Фёдор созвонился
с руководством, бухгалтерией и прочими вовлечёнными в процесс
переоформления структурами. Однако банковский день уже закончился, и
нам ничего не оставалось, как ждать перевода денег на следующий
день. |
Распрощавшись с
владельцем "чуда", и договорившись о взаимных действиях на следующий
день, мы решили прогуляться по городу. Но, это же юг, здесь темнеет
рано. Неожиданно обнаружилось, что мы смогли бы погулять только по
ночному городу. А это уже чрезмерного энтузиазма не вызвало. Мне
стоило изрядных усилий уговорить Гришу пройтись таки до ближайшего к
отелю памятника – танка.
Тут была замечена
интересная специфика ставропольского дорожного ремонта. А именно, на
той самой улице где и расположена гостиница, полностью заменяли
тротуары. Оба сразу – с обеих сторон. Рельеф местности не позволял
обойти ремонтируемые участки. На проезжей части тоже не было
каких-либо отгородок. Пока мы лавировали промеж бульдозеров и
сыплющейся щебёнки, стемнело совершенно. Тут, к моему ужасу,
выяснилось, что памятник вовсе не подсвечивается. Сделать
качественную фотографию без штатива в такой обстановке было
невозможно. Ну, вот, что выросло, то выросло... (©) |
|
|
Пройдя обратный, не
слишком привлекательный путь, по тротуару, которого нет, мы решили
плотно поужинать, и за тем вторглись в пиццерию. Здесь, в самый
разгар пиршества, к нам присоединился четвёртый участник нашего
похода – Владимир.
За приятной беседой и
вкусным ужином время проходит незаметно. Вскоре мы почувствовали
сильное желание завалиться спать. Благо, гостиница была напротив. |
|
Вид из окна
номера утром |
Вид с фасада |
|
|
|
У гостиницы |
|
На стоянке |
|
На заправке |
|
Проснулись рано. Дел
много, а день короток. К гостинице подъехал хозяин автобуса и увёз
Федю и Гришу в центр города. Им предстоял поход по магазинам с целью
покупки запасных частей и непростая процедура нотариального
оформления покупки. Мы же с Вовой пошли пешком к месту дислокации
покупаемого агрегата. Признаться, я слегка расстроился, поскольку
стало очевидно, что центр города, в котором я никогда не был, так и
останется для меня неведомым. Увы, жёсткие рамки командировки не
позволяли выбрать время для прогулок по здешним местам.
Проявив недюжинную смекалку в ориентировании на незнакомой
местности, мы вскоре дошли до нашего "чуда". Ожидание затягивалось.
Преступили к изучению мат.части. Осмотрели все отсеки, ниши,
пустоты. Подтянули кардан. Обнаружили подтечки моторного масла в районе
фильтра-центрифуги,
чего ранее не было. Очевидно, это результат вчерашних покатушек с
элементами гоночного вождения. Завели машину. Я прокатился по территории.
Когда измазались в достаточной степени, чтобы говорить об
удовлетворении исследовательского пыла, присели отдохнуть и
поболтать за жизнь.
Вскоре подъехали наши. Все документы были оформлены. Оставалось лишь
ждать поступления денег. Не теряя даром времени отправились в гараж
к теперь уже бывшему хозяину автобуса. Выковыряв оттуда всё, что
могло представлять интерес для нас, и более не могло быть
востребовано старым владельцем, мы вернулись к месту стоянки машины.
Оставалось лишь ожидать поступления финансов. Время было убито
посиделками в кафе. И,
вот, деньги переведены, напутственные слова получены, мы прощаемся
со старым владельцем машины, а он прощается со своим автобусом.
Первым из наших за руль новоприобретённого "чуда" садится Гриша.
Проехав основные улицы Ставрополя, мы выезжаем на гористую дорогу.
По ней мы
отправляемся в путешествие в сторону прямо противоположную той, в
которой расположен наш любимый город. Мы едем в Невинномысск. |
|
Запчасти в салоне |
|
Обед |
|
Первый из наших за рулём |
|
Невинномысск
Для нас, ленинградцев, привыкших к ровным поверхностям, местный
дорожный профиль в диковинку. Нет, в плане экзотики, да, это
интересно. Красивые пейзажи, колоритные трассы. А, вот, рулить по
таким перепадам высот сложновато. Практически сразу мы ощутили все
"прелести" езды по горам да пригоркам. Температура мотора
подозрительно поползла вверх, и вскоре достигла недопустимого
предела. Мы остановились. Как показывал нам старый хозяин, мы
приоткрыли моторный отсек для охлаждения и почти весь последующий
путь так и проделали, не закрывая крышку полностью. |
Дорога из
Ставрополя в Невинномысск |
Дорога из
Ставрополя в Невинномысск |
От Ставрополя до
Невинномысска не более 90 километров. Вскоре мы выехали на одну из
самых загруженных дорог нашей страны – трассу М-4. Федеральная
автомобильная дорога М-4 "Дон" соединяет Москву, Воронеж,
Ростов-на-Дону, Краснодар и Новороссийск. Стоит отметить, что на
этой трассе был открыт первый в современной истории дорог России
платный участок. Ныне таковых участков на "Дону" множество. Мы ещё
воспользуемся этой трассой в полной мере, а пока заезжаем в
Невинномысск. Настал
момент разъяснить, какая нелёгкая потянула нас в этот маленький
южный городок. Дело в том, что здесь стоит дожидаясь лучшей участи
ещё один автобус-раритет. |
Альтерна В
1991 году на базе Ликинского автобусного завода была организована
фирма "Альтерна". В 1992-1995 годах предприятием малыми партиями
выпускались различные автобусы. Основными комплектующими моделей
стали части автобусов ликинского производства и моторы марки КАМАЗ.
В 1995 году предприятие прекратило выпуск автобусов. Однако
документация на некоторые модели разбрелась по миру и, как
следствие, целый ряд других заводов начал выпуск таких машин, в
каждом случае внося в проект какие-то свои коррективы.
Аппарат, тот что уныло прозябает ныне на задворках какого-то невинномысского
предприятия, является творением Энгельсского завода специальных
автомобилей (ЭЗСА), модель 4216.
Уникальность данного конкретного агрегата состоит в том, что в своё
время мотор этого автобуса, дизельный изначально, переделали для
работы исключительно на газу (СПГ). Машина на ходу. Во всяком
случае, так заявляют владельцы. Но, что толку, одной заправки
хватает примерно на 70 километров пути. А между Ростовом и Воронежем
нет ни одной заправочной станции такого рода. В результате
получается, что машину придётся буксировать, а это весьма накладно.
Впрочем, этот вопрос ещё в стадии рассмотрения. Не исключено, что
мотор могут вновь вернуть в исходное состояние путём капитального
ремонта. Это было бы обидно. Такой машины больше нет и, вероятно,
никогда уже не будет. |
В настоящее время
автобус выглядит очень прилично. Совершенно очевидно, его не
эксплуатировали чрезмерно. Почти новый салон, незначительно
коррозировавший кузов. Колёса спущены, но машина стоит на деревянных
подставках. Лобовые стёкла не родные. Зад тоже слегка видоизменён.
Все приборы на своих местах. Об исправности судить невозможно, нам
машину не заводили. Хотя хозяин уверял, что на место парковки
автобус прибыл своим ходом.
И вот именно этот
агрегат, а знатоки утверждают, что лучшей сохранности Альтерны
просто нет, и хочет приобрести наш ПАТ для пополнения коллекции
автобусного музея. Справедливости ради, следует отметить, что таких
автобусов в нашем городе было не много. Один. И тот на испытаниях.
Но всё-таки был. И оригинальность данной модели, с грамотным
рассказом об оной, несомненно может привлечь внимание
интересующихся.
Получив полное
представление о машине и поговорив с её нынешним владельцем, мы
отбыли из Невинномысска. По дороге из города заехали посмотреть на
ещё один пережиток 1990-х. Это была "гармонь" Икарус 280. Она стояла
совсем рядом с дорогой. Вид машины явно свидетельствовал о её
заброшенности. Отсутствовало одно зеркало, второе было сломано. В
салоне какие-то запчасти от другого автобуса. Машина не
турбированная. Колёса бездисковые, сегментовые. Кабина маленькая,
чёрная, дверь сдвижная. Корона ведущего моста на 6 шпилек.
Характерная черта – отдельный бак с люком для водогрея. Таких
"гармоней" в нашем городе не сохранилось. А было их некогда великое
множество. Осмотрев машину мы двинулись в обратный путь. |
Дорога к дому
Хорошо, что есть на свете это счастье – путь домой. Так поётся в
известной песне. Наш путь домой будет долог и непрост. По трассе
"Дон" нам предстоит миновать Ростов, Воронеж, Москву. А уж потом, из
Первопрестольной двинуться навстречу питерскому туману. Запасшись в
местном "Магните" некоторым количеством съестного, мы двинулись в
путь.
Ведём автобус мы втроём: Гриша, Федя и я. Это, конечно же, большой
плюс. Приблизительно по четыре часа. Поскольку начал сей марафон
Гриша, при выезде из Невинномысска за руль уселся я. Уже после
нескольких километров начала болеть правая нога. Длительное время
держать педаль газа нажатой оказалось не так-то просто. Как не
хватало на этой машине ручного газа! Это было подмечено всеми.
Ребята готовят "спальные места". Сдвоенные сидения проложили поперёк
прохода. Получились весьма своеобразные лежанки. Но самое престижное
место конечно же сзади. Там уже всё готово, подходи и заваливайся.
Его сразу облюбовал Федя.
Стемнело. Фары выхватывают небольшой участок дороги перед машиной.
При нашей скорости вполне достаточный. Едем медленно. Но спидометр
не работает, так что, на сколько медленно, не знаю. Похолодало.
Вернее – попрохладнело. Машина уже не греется. Но крышку решили не
закрывать. Можно прибавить газа. По ощущениям, едем порядка
шестидесяти. Как тяжела ты, газова педаль...
Меня сменил Фёдор. Затем за руль опять сел Григорий. Бум-бум-бум –
стучат "квадратные" колёса. Бряк-бряк-бряк – отзывается глушитель.
Звяк-звяк-звяк – подают голоса запчасти в салоне. Мать вашу так! –
ругается Гриша за рулём. Всё это нагромождение звуков вершит
неповторимую, непередаваемую, ни с чем не сравнимую какофонию,
которая, вкупе с вибрацией салона от тех же "квадратных" колёс,
создаёт атмосферу, малопригодную для отдыха. Иными словами, спать
при движении автобуса трудно. То есть, трудно для меня. Ребятам
проще, они помоложе.
Я снова за рулём. Ростов-на-Дону проехали ночью. Сумерки. Утренние
сумерки. Ещё совсем немного, и свет возобладает над мраком. Уже начинают
подсыхать росы. Утренний туман, предчувствуя скорый конец, пытается
забиться в глубину листвы. Будто шляпка подосиновика, едва
проступающая меж кочек в туманном лесу, из-за горы, натужно
раздвигая тучи, едва выглядывает молодое солнышко.
Рассвет. Самое прекрасное время! Нет, и времени ещё нет. Оно тоже
только начинается. Вместе с первым лучом солнца, который
врывается в слежавшийся сумрак и попирает его, время смещает
прошлое, которое уже не изменить, и открывает дорогу будущему,
котороё всё в нашей власти. Рассвет. Это вечное начало
бесконечности. Рассвет. Его видят многие, замечают не все...
Лирическое отступление закончено. Началась суровая проза жизни.
Потёк бак. Это обстоятельство выяснилось при очередной смене. Фёдор
пошёл проверить затяжку колёсных гаек, и обнаружил непривлекательную
лужицу. Поскольку течь была не сильной, решили дотянуть до Воронежа,
а там уж действовать по обстоятельствам. К слову, колёсные гайки
были слабоваты, этот недостаток исправили немедленно. |
Воронеж далеко позади. Впереди Москва. Бак уже не течёт. Думаете,
ремонтировали? Нееет! В экипаже профессиональный технарь, это я.
Ребятам повезло. Я же знаю, что надо делать. Всё просто. Нужно
протереть фару и постучать по колесу. Так думают многие. И они
ошибаются. А я знаю, что нужно ещё обойти машину три раза против
часовой стрелки и произнести мантру Ом. Что и было мною проделано.
Надо ли удивляться, что после этого бак зарубцевался сам.
В Липецкой области нас первый (забегая вперёд, скажу, что и
последний) раз остановили на посту. За рулём был я. Не дожидаясь
вопроса инспектора, я вывалил ему всё. И что об эксплуатации машины
в настоящий момент не может быть и речи. И что в салоне вовсе не
пассажиры, а водители этого драндулета. И что нами осуществляется
перегон (дальнейшее движение) к месту ремонта. И что последствием
этого ремонта станет обретение музеем нового экспоната, какого ещё
не видел свет. Гаишник отдал документы и пожелал нам счастливого
пути.
Уж не первый раз въезжаем на платный участок. Таковых здесь немало.
Неоднозначное у меня отношение к таким поборам. На какие шиши
построены эти чудо-трассы? На деньги налогоплательщиков, надо
полагать. А налогоплательщик – это я. Я каждый год честно плачу
налог. И, вот, теперь ещё должен за проезд по дороге "отстёгивать". И
построена эта платная дорога не на пустом месте. Тут и раньше она
была. И вполне себе бесплатная... |
|
Воронежская область |
|
Липецкая область |
|
Липецкая область |
|
|
Липецкая область |
|
Тульская область |
|
Москва, близ МКАД |
|
Опять темнеет и опять я за рулём. Мы уже в Московской области.
Впереди – столица. Подъезжаем к МКАДу уже в полной темноте. Хотя
здесь везде освещение. Это радует. Нынешний МКАД уже на окружную
дорогу и не похож. Вокруг кипит жизнь. Везде какие-то площадки,
строения, предприятия. Информативность на МКАДе лучше, чем у нас. И
ширина больше. И движение плотнее. Не дай Бог нам такое.
Добираемся
до местной Мега Икеи. Здесь нашу группу ждёт пополнение. Супруга
Володи – Катя – поедет с нами домой. С ней мы встречаемся в этой
самой Икее. Катя не левый человек в автобусной теме. Уже давно они с
мужем – постоянные участники всех выставок компании
RetroBus. Очень приятно, когда жена
разделяет интересы мужа. Так далеко не со всеми семейными парами случается.
Вместе с Екатериной нас встретил Андрей – местный автобусный фанат.
Тут же на площадке у магазина он сфотографировал наш автобус в самых
разных ракурсах. Затем мы поехали к известному знатоку автобусов
Денису Дементьеву. У него Фёдор купил несколько книг, автором
которых Денис и является. Здесь мы несколько задержались, а затем
двинулись дальше.
Дорога наша пролегла через Химкинский лес. Сколько писали об этом,
говорили, в пикетах стояли, демонстрации устраивали. А вона,
глядишь, дорогу то всё же состряпали. И не мудрено. Она ж платной
ожидается. А коммерция у нас всегда побеждает. Соответствующие стойки на
въезде уже смонтированы, хотя дорога ещё в эксплуатацию не введена,
а стало быть, пока бесплатна.
Поболтав о чём-то с Фёдором, я завалился спать. Усталость
сказывалась. Не смотря на некомфортные условия, я уснул и не заметил
этого. Пролетело казалось одно мгновенье. Автобус встал. От этого я
и проснулся. Оказалось, уже прошло 4 часа, и Федя уступает место за
рулём Грише.
Опять рассвет. "Как здорово смотреть на дорожные знаки с названием
нашего города" – глубокомысленно замечает Гриша. Трудно с этим не
согласиться. Да, домой хочется. На трассе Питер-Москва теперь тоже
есть платный участок. Вокруг Вышнего Волочка. Мы решили ехать через
город. Раннее утро. Суббота. Пробок быть не должно. Время показало,
что мы были правы. В городе остановились, перекусили. Без каких-либо
происшествий просвистели Новгородскую и Ленинградскую области. И
въехали в родной город. Без малого две с половиной тысячи позади.
Дорога была непростой. Все здорово устали. Но это стоит того. Машина
не подвела. Птичка! Ласточка! |
|
Вышний Волочёк |
|
Ленинградская область |
|
Ну и самый важный
вопрос, который может возникнуть у читателя, добравшегося таки до
конца настоящего повествования: каким боком всё это относится к Купчину? А вот
каким: первая фотография нового музейного экспоната, прибывшего в
город-герой Ленинград, была сделана в Купчине, на Бухарестской
улице. Здесь же, рядом с "русским чудом" сфотографировались все
участники перегона. |
Купчино,
Бухарестская улица |
|