П. И. ЮШКАНЦЕВ
КАНДИДАТ АРХИТЕКТУРЫ
В южном секторе Ленинграда продолжается интенсивное формирование
жилого района Купчина, по площади и населению уже сейчас равного
городу средней величины. В ближайшие годы здесь будут осуществлены
большие объемы нового строительства предстоит создать южнее реки
Волковки жилые массивы, рассчитанные почти на 250 тысяч человек и,
кроме того, несколько крупных комплексов общественных зданий.
Созданием этого нового планировочного района будет в основном
завершен важный этап генерального плана развития Ленинграда — город
выйдет на предусмотренные этим планом южные рубежи, закончится
формирование его фасада, обращенного к лесопарковой зоне.
Новые кварталы по своему характеру должны быть естественным
продолжением застройки, расположенной севернее, за проспектом Славы.
Но бесспорно и то, что новая застройка должна довольно Сильно
отличаться от ранее созданной, ибо проектные разработки той и другой
по времени отстоят друг от друга лет на пять. Теперь мы на многое
смотрим принципиально по-иному.
Каким же представляют себе новый огромный планировочный район авторы
проекта его детальной планировки — специалисты мастерской № 1
института Ленпроект заслуженный архитектор РСФСР А. И. Наумов и
архитектор Ю. А. Овсиев.
По их творческому замыслу здесь должны быть созданы четыре жилых
района с населением от 50 до 84 тысяч человек. Мыслится, что каждый
такой район будет представлять собой единый
архитектурно-планировочный и социально-бытовой организм. В жилом
районе намечается разместить полный комплекс культурно-бытового
обслуживания: здания общественных центров, кинотеатры, клубы,
поликлиники, магазины, библиотеки, спортивные устройства. Каждые два
жилых района, кроме того, иметь детскую музыкальную школу, Дом
пионера и школьника, детскую спортивную школу.
На территории юга Купчина появятся также учреждения городского
значения — больница для взрослых и детская больница, станция скорой
помощи, дом бытового обслуживания, крупный универсам.
Как видим, организация обслуживания населения имеет характер
«классической ступенчатой системы», основанной на принципе
микрорайонирования. Выделены участки для размещения в перспективе
различных общественных зданий, проектных и научно-исследовательских
институтов. В двухсотметровой защитной полосе, отделяющей район от
железной дороги, предполагается построить ряд гаражей на 500—1000
автомашин каждый, а также станции обслуживания.
Система магистралей, уже осуществленная севернее проспекта Славы, в
значительной степени предопределила направление главных магистралей
нового района.
Важнейшими из меридиональных связей станут Бухарестская и
Будапештская улицы. Они пронизывают всю территорию с юга на север и
ведут в центр города. С городским центром район связывает также
Софийская улица. По ней осуществляется и связь с пригородной зоной.
Из широтных направлений важнейшими станут Димитровская улица,
соединяющая Купчино с Московским и Невским районами, а также
Дунайский проспект, который формируется как скоростная магистраль
непрерывного движения, являющаяся частью южного широтного
скоростного диаметра, пересекающего Московский, Фрунзенский и
Невский районы. Очень
важное место в транспортной системе приобретет наземная станция
Московско-Петроградской линии метрополитена, совмещенная с
железнодорожной платформой Купчино-2. Здесь будет образована
привокзальная площадь, соединенная тоннелем с железнодорожной
станцией и станцией метро. На привокзальной площади сойдутся
маршруты трамваев и троллейбусов, обслуживающих новый район. Таким
образом, впервые в городе будет осуществлено строительство подобного
типа значительного транспортного пересадочного узла. Причем — и это
очень важно — его предполагается завершить раньше окончания
строительства жилых массивов, благодаря чему новоселы с первых же
дней проживания в новом районе получат в отношении транспортных
связей большие удобства.
Главным композиционным стержнем района, по замыслу авторов, должна
стать Бухарестская улица. Она занимает центральное положение,
расположена среди жилых кварталов и, как уже отмечалось, является
важнейшей линией связи района с центром Ленинграда и пригородной
зоной. Чтобы этой
магистрали придать индивидуальный, своеобразный по характеру
архитектурный облик, имеются хорошие предпосылки. В этом смысле
большие надежды связываются с золеной зоной, которая должна быть
создана вдоль Бухарестской улицы на месте бывшей свалки. Мощная
зеленая полоса пересечет район с севера на юг и, кроме того,
широкими зелеными ответвлениями по западной границе войдет в тело
прилегающих жилых массивов. Часть этой зеленой зоны будет
сформирована как сады жилых районов, насыщенные парковыми
элементами. Необычность
такого «линейного» парка, его значение в архитектурно-планировочной
композиции района должны, на наш взгляд, получить отражение в
архитектурном решении окаймляющей его застройки. В проекте намечены
некоторые пути достижения этой цели. Интересным, например, является
предложение авторов разместить вдоль восточной стороны Бухарестской
улицы вытянутый, линейно сформированный центр одного из жилых
районов. Здесь видна попытка добиться разнообразия планировочных и
объемных решений. Однако делается это, на наш взгляд, недостаточно
смело. Фасады несколько измельчены и разрыхлены, улицу
предполагается застроить типовыми зданиями. Как следствие, застройка
здесь мало отличается от застройки других магистралей. |
Думается, что границы
зеленой зоны, то есть восточный и западный фасады Бухарестской
улицы, должны быть застроены очень плотно зданиями максимально
возможной высоты. При этом следовало бы зарезервировать участки для
строительства зданий по индивидуальным проектам. Высотные здания с
богатой пластикой фасадов, с интересно найденными силуэтными
решениями соответствовали бы масштабу и значимости этой зеленой
эспланады-парка, сделали бы ее действительно главной композиционной
доминантой проектируемого района.
Важнейшая городская магистраль — проспект Славы (отрезок Центральной
дуговой магистрали) имеет особое планировочное и композиционное
значение. Здесь будет центр всего Фрунзенского района с главной
общественной площадью, зданиями советских, партийных, профсоюзных,
общественных и других организаций, гостиницей. На площади
предполагается установить монумент.
Следует подчеркнуть, что авторы проекта предлагают решение этой
площади, отличающееся от предшествующего, сделанного в проекте
планировки Купчина. Сейчас площадь получила большую торжественность,
приобрела, как нам кажется, масштаб, более соответствующий ее
значению. На
пересечении проспекта Славы и Бухарестской улицы формируется другая
площадь, на которой предполагается разместить крупный универмаг, Дом
быта и в перспективе — станцию метрополитена.
Важным композиционным моментом в застройке района является
архитектурное решение привокзальной Балканской площади близ
упоминавшегося выше транспортного пересадочного узла. Кажется
правильным сделанное авторами предложение о размещении здесь
высотных общественных зданий и учреждений торговли.
Названные три площади являются наиболее значительными в застройке
района. Нельзя не заметить, что все они по отношению к району
занимают периферийное положение. Площади, намеченные во внутренней
структуре, выявлены недостаточно четко и уступают им по своей
объемно-пространственной выразительности.
Будапештская улица в жилых образованиях восточной части района
занимает срединное положение. На ней сосредоточены центры
обслуживания, общественные здания, играющие ответственную
композиционную роль, к ней тяготеют спортивные зоны. Застройка улицы
решается достаточно масштабно и выразительно. |
Важное архитектурное
значение для проектируемого района имеют также Белградская улица и
ее продолжение — Балканская улица. Они образуют фасад нового района
со стороны одного из главных пригородных направлений — Витебского.
Особо следует сказать о центральном парке Фрунзенского района,
Который предполагается создать между Софийской и Бухарестской
улицами в северной части района, на месте старых карьеров кирпичного
завода. Большую часть карьеров предполагается превратить в пруды,
как это было сделано при строительстве Московского парка Победы.
Общая площадь парка составит 80,0 га. Одновременно в нем смогут
отдыхать 5 — 7 тысяч человек.
Основное жилищное строительство намечается осуществить, применяя
типовые проекты крупнопанельных домов. В основном это будут
9-этажные здания, некоторое количество домов в 12 — 16 этажей.
Средняя плотность жилого фонда (брутто) по проекту составляет 4650
м²/га, при средней высоте 10,5 этажа.
Если посмотреть на планировку жилой застройки нового района в целом,
то можно отметить определенную разницу по сравнению с тем, что видим
севернее проспекта Славы. В первую очередь, это относится к
величинам основных структурных элементов — кварталов. В планировке
уже застроенного района Купчина преобладают крупные межмагистральные
территории- кварталы, подчас излишне гипертрофированные, состоящие
из нескольких микрорайонов. В анализируемом проекте каждая
межмагистральная территория представляет собой один микрорайон с
населением 7 — 12 тысяч человек. Достигнутое тождество микрорайона и
квартала, помимо всего, способствует более четкой организации первой
ступени обслуживания. Этот планировочный принцип последовательно
проведен во всем проекте.
Второе существенное отличие — заметное преобладание периметральной
застройки, что можно считать закономерным, учитывая плоский рельеф
местности, отсутствие каких-либо характерных природных условий.
Однако подчеркнутая однородность планировочных приемов, принятых для
всех кварталов проектируемого района, представляется неоправданной.
Она таит в себе опасность монотонности застройки.
Естественно предположить, что архитектурно-планировочная композиция
кварталов могла бы меняться в зависимости от их положения в
структуре района. Так, вряд ли в кварталах, примыкающих к садам
жилых районов, нужны микрорайонные сады, подобные тем, что создаются
в периферийных кварталах, удаленных от центральной зеленой зоны
района. Еще одно: при
сохранении четкой прямоугольной сетки улиц и магистралей следовало
бы особенно внимательно отнестись к возможностям создания
пластических пространственных композиций, где, разумеется,
необходимо максимально использовать возможности природной ситуации.
Вспомним характерные для нашего города сочетания четкой сетки прямых
улиц с прихотливо изогнутыми набережными Мойки, Фонтанки, канала
Грибоедова — сочетания, которые придают необыкновенное своеобразие и
очарование центру Ленинграда. Использование рельефа и богатая зелень
определили выразительность планировки некоторых новостроек
Выборгского района. В рассматриваемом районе такая возможность, на
наш взгляд, упущена в проектах кварталов № 14, 14а, 15, 15а.
Пересекающая эти кварталы долина реки Волковки, с ее свободным
абрисом, в архитектурно пространственных решениях не выявлена.
Специфические условия района создают затруднения в быстром освоении
его территории. Это, в частности, обусловлено предстоящим длительным
периодом существования зон санитарных разрывов от бывшей Купчинской
свалки. В проекте внимательно разработаны вопросы очередности
строительства. Но при этом не учтено, что кварталы перспективного
строительства могли бы получить иное архитектурное решение, не
связанное с ныне действующей номенклатурой типовых зданий. Здесь, в
частности, уже можно было бы использовать дома из блок-секций, с
которыми не без оснований связывают надежды на прогресс нашего
массового строительства. К сожалению, в проекте в этом смысле не
сделано никаких предложений.
В настоящее время ведется строительство первых кварталов нового
района и разрабатываются проекты застройки следующих.
Представляется, что при сохранении основных принципов планировочной
структуры района, заложенных в проекте детальной планировки,
конкретные решения жилых кварталов и важных градостроительных узлов
следует разрабатывать с большей творческой фантазией, предполагая
новые, вполне реальные строительные возможности. |
|