Советский человек, живущий в условиях развитого
социалистического общества, привычно воспринимает факты и явления,
свидетельствующие о неуклонном подъеме народного благосостояния. Его давно уже
не удивляют, например, цифры, характеризующие размах жилищного строительства в
нашей стране; прежде всего, может быть, потому, что гигантские масштабы этого
строительства вошли у нас, как говорится, в норму и остаются стабильными уже не
первую пятилетку.
Широко известно, что в Советском Союзе каждый год вводится в строй значительно
больше квартир, чем в любом государстве мира, и ежегодно не менее 11 миллионов
человек справляют новоселья. Отсюда легко подсчитать: в течение пяти лет новым
благоустроенным жильем обеспечивается у нас столько людей, сколько насчитывает
население любой из крупнейших стран Западной Европы, таких, как Англия, Франция
или Италия.
За один только 1977 год, ознаменованный принятием новой Конституции и
празднованием 60-летия Великого Октября, в СССР были возведены дома общей
площадью более ПО миллионов квадратных метров, тогда как за сорок лет до него, в
1936 году, этот показатель составлял 14,9 миллиона квадратных метров. В
Ленинграде лишь за минувший год сданы в эксплуатацию дома полезной площадью 2,3
миллиона квадратных метров, в то время как за всю вторую пятилетку (1933—1937
гг.) — 1,2 миллиона. Стоит сопоставить приведенные здесь данные, чтобы со всей
очевидностью убедиться, какой огромный путь прошла наша страна за исторически
короткий срок в решении одной из острейших проблем современности.
И как не привести здесь положение новой Конституции СССР о том, что сейчас,
когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются
созидательные силы нового строя, преимущества социалистического
образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных
завоеваний.
В этом смысле обеспечение права советских граждан на жилище было и остается
предметом неустанной заботы партии и правительства. Жилищный вопрос нашел, как
известно, многостороннее отражение в трудах основоположников научного коммунизма
— Маркса и Энгельса. С тех пор мало что изменилось в капиталистическом обществе,
краеугольным камнем которого остается эксплуатация человека человеком,
повседневно осуществляемая и в сфере домовладения.
Поистине хрестоматийными стали факты, свидетельствующие о неуклонном росте числа
обитателей трущоб или просто бездомных в крупнейших городах экономически
развитых стран Запада и, с другой стороны, о наличии там большого количества
пустующих квартир, снять которые оказывается не по карману простым труженикам.
Жилье было и остается для капиталистов объектом безудержной спекуляции и наживы.
Что же касается нашей страны, нашего общества, законом жизни которого является
забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех, то здесь право на
жилище обеспечивается прежде всего развитием и охраной государственного и
общественного жилищного фонда; а вместе с тем — содействием кооперативному и
индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под
общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления
программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за
квартиру и коммунальные услуги. Причем в статье 44 новой Конституции, где об
этом говорится, одновременно указывается, что граждане СССР должны бережно
относиться к предоставленному им жилищу.
И если уж вспоминать об истоках политики нашего государства в этой сфере, о
начальных шагах по пути ее практического осуществления, нельзя не обратиться к
первым мероприятиям Советской власти по коренному улучшению жизни питерских
пролетариев. На основе разработанного В. И. Лениным сразу же после Великого
Октября проекта «О реквизиции квартир богатых в пользу семей бедных»
Петроградский Совет 1 марта 1918 года принял решение о вселении семейств
красноармейцев и рабочих в квартиры буржуазии. В этих целях в 1918—1919 годах и
был осуществлен массовый переезд 300 тысяч трудящихся города и членов их семей,
а также семей красноармейцев из подвалов, углов и лачуг, с рабочих окраин в
центральные районы города.
Уже через месяц после победы Великой Октябрьской социалистической революции по
решению Совета Народных Комиссаров был утвержден проект декрета, составленный в
соответствии с ленинскими «Тезисами закона о конфискации домов с сдаваемыми в
наем квартирами», а в августе 1918 года этот декрет утвердил Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет.
Вот откуда надо вести, если можно так сказать, летосчисление жилищной политики
первого на земном шаре социалистического государства, нашедшей предельно точное
выражение в новой Конституции: «Граждане СССР имеют право на жилище». И как уже
говорилось выше, оно обеспечивается не только юридически. Огромный размах
созидательных работ в наших городах и селах — наглядное тому подтверждение.
Достаточно сказать, что за годы Советской власти только в Ленинграде жилищный
фонд вырос фактически втрое. И это в условиях, когда многие дома, построенные в
прежние годы, отслужили свой амортизационный срок, оказались разрушенными или
сильно пострадали в период 900-дневной вражеской блокады города и затем были
капитально восстановлены или заменены другими.
Особенно заметно жилищный фонд города увеличился за последние десять лет. Причем
не только в количественном, но, что особенно важно, в качественном отношении. В
соответствии с указаниями Центрального Комитета КПСС и Советского правительства,
под руководством Областной партийной организации ленинградские строители в
тесном содружестве с проектировщиками и учеными проделали большую работу по
внедрению новых, более прогрессивных серий жилых и общественных зданий,
совершенствованию организации, техники, технологии и экономики производства. И
сейчас, реализуя решения исторического XXV съезда партии, последующих Пленумов
Центрального Комитета КПСС, они все более энергично борются за дальнейшее
повышение эффективности и качества гражданского строительства, за успешное
выполнение заданий десятой пятилетки.
Обеспечение права советских людей на жилище, разумеется, обязательно
предусматривает укрепление и расширение его материальной базы. Чтобы иметь
возможность осуществлять это право в действительности, притом с непременным
учетом постоянно растущих потребностей граждан, необходимо добиваться
комплексности в застройке кварталов и микрорайонов, при формировании новых и
реконструкции старых жилых районов. Селитебные зоны, как правило, соседствуют у
нас с промышленными предприятиями. В заботах о создании для населения нашего
города оптимальных условий жизни, работы, учебы и отдыха следует постоянно
учитывать это весьма важное обстоятельство. И закономерно, что в комплексном
плане экономического и социального развития Ленинграда и Ленинградской области
на 1976—1980 годы все перечисленные здесь проблемы тесно увязаны друг с другом.
Однако на практике они еще далеко не всегда решаются комплексно.
Было время, и оно еще свежо в памяти, когда новые квартиры заселялись главным
образом покомнатно, а люди радовались возможности увеличить свою площадь хотя бы
на несколько метров. И тогда претензии новоселов ограничивались тем, чтобы
получаемая ими комната была светлой, просторной, теплой и отличалась по
возможности хорошими пропорциями.
Переход к посемейному заселению квартир вызвал появление качественно иных
требований к жилью. Сначала они касались только самой квартиры, но уже в целом;
поскольку она призвана была удовлетворять теперь всей сумме повседневных
потребностей семьи, комфортабельность домов следовало поднять на принципиально
новую ступень. А затем, и это тоже вполне закономерно, необходимо было
позаботиться об обеспечении соответствующего им окружения, иначе говоря, о
создании многообразной системы культурно- бытового обслуживания населения.
Эта задача, казалось бы, ясная, хотя и вызывающая до сих пор полезные дискуссии
у теоретиков градостроительства, на деле во многих случаях оказывается еще
далекой от полноценного осуществления, в чем можно убедиться и на примерах из
ленинградской практики. Длительное время остается незавершенной застройка ряда
новых кварталов. В их числе микрорайоны севернее Муринского ручья, севернее
улицы Новоселов, в Купчине, Сосновой Поляне... Как правило, заметно затягиваются
работы по благоустройству и озеленению новых территорий, особенно по прокладке
дорог. Отстают от жилищного строительства темпы возведения предприятий торговли,
общественного питания, учреждений культуры и здравоохранения.
Строительство и
архитектура Ленинграда № 3 за 1978 год |