Жемчужиной коллекции Автобусного музея нашего
города без сомнения является только что отреставрированный автобус
Икарус 55 Люкс, получивший в нашем городе прозвища «Ракета» и
«Сигара». Впервые показанный на этом параде после двух лет
восстановительных работ автобус, к сожалению, не получил той доли
внимания, которой был вполне достоин. Понятно, что парад
устраивается для показа не одной только машины, но основания
заострить внимание на этом экземпляре были.
Автобус имеет интересную и неординарную
историю, достойную отдельного рассказа. И такой
рассказ уже есть. Я
же вкратце напомню основные события, связанные с этой машиной.
В далёком 1972 году Икарус 55.14 Люкс (Ikarus
55.14 Lux) поступил в Автобусный парк № 1
на Днепропетровской улице и стал работать на междугородних
маршрутах. Во всех справочниках указано, что 1972 стал последним
годом выпуска данной модели, а следовательно, наша
«Ракета» была одной из последних.
Отработав честно, хотя и не очень долго, Люкс был
списан и отправлен в Выборгский район Ленинградской области на базу
охотхозяйства, принадлежавшего Первому парку, где использовался в
качестве сарая-бытовки. Собственно, благодаря этому, автобус и
сохранился, в то время, как множество его собратьев по списании
ждала утилизация.
В начале XX века об
автобусе вспомнили, вытащили из леса и вновь привезли на родное
предприятие. В 2006 году ожидались празднования 80-летия начала
регулярного автобусного движения в нашем городе, и машину решено
было восстановить.
Реставрация проводилась силами парка из того,
что было под рукой. В результате был утрачен оригинальный двигатель
и множество деталей интерьера. Салон собрали из частей Икаруса 256,
мотор воткнули минского производства.
К началу праздничных мероприятий Икарус был
покрашен, обвешан воздушными шариками и продемонстрирован публике в
последнюю декаду сентября 2006 года. Уже без шариков
«Сигара» была
выставлена на Дворцовой площади, и при всех своих грубых допущениях
и реставрационных неточностях, смотрелась весьма презентабельно. Сравнивать
было не с чем…
Празднества закончились, и машина вдруг стала
решительно никому не нужна. Последний раз Люкс выезжал в 2007 году
на выставку в
Трамвайный музей – бывший
трамвайный парк на Васильевском острове.
Впоследствии много лет автобус гнил на
задворках Первого автобусного парка вместе с ещё одним раритетом –
«мягкой»
машиной львовского производства ЛАЗ-699Р («Наташкой»), бок о бок
с которым ранее был выставлен на
Дворцовой площади. К слову, этого ЛАЗа уже нет с нами, почил…
Осень 2014 года можно было бы назвать временем
начала новой жизни раритета. К руководству ГУП пришла команда людей,
интересующихся историей. Тогда же было положено начало созданию
коллекции ретро автобусов в структуре СПб ГУП «Пассажиравтотранс»,
которую я позволяю себе называть Автобусным музеем нашего города,
лелея надежду, что рано или поздно так оно и произойдёт. Местом размещения
коллекции автобусов был выбран Первый автобусный
парк (головное предприятие). И одним из первых экспонатов музея стал
именно Икарус Люкс.
Надо признать, что вид к этому времени машина имела
совсем уже неприглядный. Ничуть не лучше, чем после многих лет прозябания в качестве
вместилища рыболовно-охотничьего инвентаря. Однако за реставрацию
взялись капитально, и начали, конечно же, с разборки и ликвидации
всего наносного. В результате полного демонтажа обшивки и ремонта
каркаса кузова, автобус предстал в виде своеобразного «скелета». Как
ни странно, именно в таком виде машина была показана широкой
публике.
Случилось это в мае 2015 года на выставке в Ленэкспо рамках Петербургского
международного инновационного форума пассажирского транспорта.
Задумка устроителей показа заключалась в том, чтобы
продемонстрировать промежуточные результаты труда реставраторов и
привлечь внимание к зарождающейся коллекции автобусов.
Дальнейшие два года активных реставрационных
работ выявили массу проблем, в основном – финансового характера.
Именно в следствие этих трудностей было принято непростое решение
заменить мотор автобуса на похожий более-менее современный. В
качестве такового был выбран двигатель Caterpillar 3116 в купе с
автоматической коробки передач. Агрегаты были демонтированы со
списанного автобуса ЛиАЗ-5256. Нельзя не признать, что смена мотора
потребовала внесения значительных корректив практически во все
системы машины.
В сентябре 2016 года праздновалось 90-летие начала регулярного
автобусного движения в нашем городе. В череде праздничных
мероприятий не последнее место занимала выставка автобусов,
проходившая на Заячьем острове в Петропавловской крепости. В числе
представленных для обозрения раритетов была и
«Сигара». К этому времени
были полностью закончены кузовные работы, а также внутренняя отделка
салона. Однако двигатель и трансмиссию в полной мере подготовить не
успели. В результате автобус был отбуксирован в крепость и
установлен с помощью тягача на подобающее ему место в центре
экспозиции. Машина получила достойную долю внимания. Учитывая
наличие у автобуса всего одной двери, очередь из интересующихся
раритетом не иссякала несколько часов.
Всю зиму 2016-2017 занимались стыковкой и отладкой двигателя и коробки. Работа
давалась непросто. Затем проводилась обкатка. Долгая и мучительная.
Мучительная, собственно, для автобуса. Местом обкатки был выбран
бывший Третий автобусный парк на Хрустальной улице, являющийся ныне
площадкой Первого автобусного парка. Дорога там отвратительная.
Рассчитывали, что если уж тут ничего не отвалится, то на парад можно
ехать смело.
И вот основные работы закончены. Можно сказать, преуспели!
Результатом двух лет напряжённого труда является первый
самостоятельный выезд Икаруса 55.14 Люкс за ворота парка.
Мне было доверено управлять раритетным автобусом. Почётно,
интересно, но и очень ответственно. И обидно... Стратегия
расстановки автобусов в колоннах понятна и, вроде бы, логична.
Первыми шли две довоенные машины, за ними вальяжно двигался блестяще
восстановленный эстонцами ЗИС-127. Наш Люкс занимал в колонне
четвёртое место. Вот это мне лично и было обидно. Наша машина должна
была занимать первое место. Первое и никакое другое! Она должна быть
на виду, во главе процессии. Автобус, возрождённый в недрах
«Пассажиравтотранса», достоин того, чтобы возглавить колонну машин
Автобусного музея города на Неве. Очень хочется надеется, что на
следующем параде (а то, что парад этот для «Сигары» первый, но не
последний – в этом я убеждён) машине будет выделено достойное место
во главе колонны.
По прибытии на Инженерную автобусы расставили в порядке, схожем с
тем, в котором они двигались по городу. Место нашему Люксу досталось
меж двух шедевров – эстонских ЗИС-127 и Икарус 55 Люкс. Компания
почётная. Особенно, учитывая то, что эстонский Икарус практически
той же модели, что и наш, только модификация несколько более ранняя.
По внешнему виду это заметно отличающимися от нашего верхними
габаритными фонарями, отсутствием дополнительных фар для освещения
перрона автовокзала, некоторыми другими незначительными мелочами.
Установленные рядом две одинаковые машины, даже окраска автобусов
чрезвычайно похожа, невольно дают повод для сравнения, проведения
анализа, параллелей. Не раз приходилось слышать от посетителей, что
в эстонском Люксе сидения мягче. Это, пожалуй, единственное отличие
в наших машинах для неискушённой публики. Специалисты же сразу
обращали внимание на подозрительное отсутствие в нашем автобусе
«кочерги» – рычага переключения передач. Каждый раз приходилось
объяснять, что за агрегаты установлены в автобус, и почему.
Неоднократно отмечалось, что наличие одной двери усложняет
перемещение по салону. Проход узковат. Но зато сидеть в салоне
удобно, расстояние между сидениями весьма значительное, что явно
увеличивает комфортабельность. Высказывались мнения, что далеко не
во всех современных междугородних автобусах можно так удобно
расположиться.
Желающих посетить Люкс было много. Очень много. Настолько много, что
не все смогли зайти. Наличие одной двери создавало порой длинную
очередь, и некоторые посетители выставки, теряя терпение, уходили,
так и не дождавшись радостного момента размещения в салоне
«Ракеты». Нередко люди, зашедшие в салон, и никуда не спешащие при
этом, задерживались в автобусе надолго. Одна бабушка с мальчиком, по
инициативе последнего, просидели в автобусе не меньше часа. Вопросы
задавали нечасто, но бывало. Периодически я сам кратко рассказывал
об истории этой машины. И, как ни странно, очень часто вопросы
задавали именно после рассказа. То ли народ считает, что сидящий за
рулём ничего не знает, то ли надо наших людей просто расшевелить. В
целом же у посетителей автобуса преобладали одобрительные
высказывания вплоть до восторженных. Аналогичные мнения озвучивались
и применительно к автобусам, отреставрированным эстонцами.
Нет слов, эстонцы –
молодцы! Восстановленные ими машины являют собой образцы, которыми
по праву можно гордиться. Тут необходимо отметить, что возглавляет
холдинг Mootor Group, коему и принадлежат эстонские раритеты, Хуго Осула,
благополучно сочетающий в себе успешного бизнесмена и
человека, интересующегося историей автобусной техники. В
восстановление машин вкладываются достойные средства, и
результаты налицо. Реставраторам эстонским, конечно же, честь и
хвала! Но трудятся они, на мой взгляд, в
тепличных
условиях.
У нас дела обстоят иначе. Не вдаваясь в нюансы и подробности,
которые, порой, имеют столь неприглядный вид, что и описывать
неохота, могу сказать, что наш шедевр во многом был рождён не
благодаря, а вопреки. Сильно сомневаюсь, что наши зарубежные коллеги
смогли бы сотворить такое чудо, имея под рукой нашу оснастку и
финансирование. Вернее сказать, смогли бы, но уж точно, не взялись
бы. Засим, проводя параллели, беру на себя смелость утверждать, что
наш автобус лучше. Моё мнение, конечно же, предвзятое. Абстрактно
оценивая лишь конечный продукт, нельзя не признать, что эстонская
«Ракета» впереди. Однако взвешивая все трудозатраты, в ряду которых
находчивость занимает первое место, оценивая вкупе материальную базу
и полученный результат, я отдаю пальму первенства нашей машине.
Резюмируя, мне не стыдно вести на параде машину, созданную руками
моих коллег. |