Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Предыстория и история Автобусного вокзала № 2

с кратким рассказом о Предтеченском рынке

 

 

Уже больше года ломала голову специальная комиссия Ленгорсовета и Володарского района Ленинграда, подыскивая новое, более подходящее место для размещения «толкучего торга» с Предтеченской улицы. Что собственно не устраивало власти, и по какой причине понадобился перевод толкучки, про то пресса того периода, а речь идёт о 1927 годе, скромно умалчивает. Можно лишь предположить, что торговля мешала дорожному движению, всё таки речь идёт о каретной части.*

Предтеченская (изначально – Предтечинская) улица (ныне – улица Черняховского) была названа так в 1871 году по церкви Святого Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), располагавшейся между Предтеченской улицей и Лиговским каналом, иначе – Лиговской улицей (ныне – Лиговский проспект). Поскольку улица находилась в Ямской (иначе – Каретной) слободе, как и большинство местных проездов ранее имели соответствующие названия: Каретная; Ломова; Извозчичья и другие. К настоящему времени все эти названия забыты, но сохранилось официальное название автомобильного моста через Обводный канал, соединяющего улицы Тамбовскую и Черняховского – Предтеченский мост.

В июле 1927 года Губоткомхоз (Ленинградский губернский отдел коммунального хозяйства) предложил для нового размещения толкучки пустырь на углу Екатеринославской (ныне – Днепропетровской) и Курской улиц, с выходом на Обводный канал. Президиум Ленинградского совета одобрил предложение отдела и утвердил это решение.*

Планировка и строительство на месте нового рынка проводились в последующие годы. Так возник Предтеченский рынок, хорошо известный всем жителям Лиговки, а также изрядному количеству проживающих окрест.

Будучи созданной в качестве места для торговли частными лицами, постепенно толкучка приобрела черты государственного предприятия. Основной задачей была закупка продуктов у колхозов и продажа их горожанам. Можно сказать, что рынок выполнял функции современных оптовых баз. Кроме закупки фруктов и овощей у колхозов и совхозов, на рынке действовали пункты по заготовке молока и мяса. На отдать должное, здесь проводился тщательный контроль за качеством сдаваемых продуктов. Работали медики и ветеринары. Из воспоминаний известно, что в предвоенные годы купчинские колхозники регулярно посещали Предтеченский рынок, сдавая туда свою сельхозпродукцию, а также молоко.*

В 1930-х годах вход на рынок красочно обрамляли надписи: «Первая колхозная ярмарка», «По-большевистски организовать товарооборот между городом и деревней, городу – миллион центнеров сельскохозяйственных продуктов, деревне – на миллиарды рублей товаров», «Широко развернув советскую колхозную торговлю – улучшим благосостояние трудящихся города и деревни».

Как и раньше, рынок продолжал выполнять функции толкучки. В отдельные базарные дни пространства рынка не хватало и торгующие занимали места, выстраиваясь в ряд на набережной Обводного канала. Собственно, схожую картину можно было увидеть на проспекте Славы в начале 1990-х, на Бухарестской улице у нынешней станции метро «Международная» до 2012 года, ну а в наши дни бойкая торговля происходит по выходным у железнодорожной платформы «Сортировочная».

Во время Великой Отечественной рынок в качестве толкучки продолжил выполнять свои функции. Однако товар уже был иной. Здесь меняли всё на хлеб. Кроме того, на территории рынка было несколько пунктов по отовариванию карточек на хлеб, масло, крупы и прочие продукты. Сохранились воспоминания о том, что на рынке существовал специальный пункт (ларёк), где на мясные карточки (пока таковые ещё действовали) давали студень. На один мясной талон давали 300 грамм студня. Из чего был сделан этот деликатес, в те годы не задумывались. Неоднократно рынок попадал под вражеские обстрелы. В один из обстрелов снаряд угодил прямо в ларёк со студнем, в который стояла большая очередь.*

После войны Предтеченский рынок функции заготовительной базы практически уже не выполнял, а превратился в обычный рынок с элементами барахолки. Так продолжалось до начала 1960-х годов, когда городскими властями было принято решение о строительстве Автобусного вокзала № 2.

К этому времени уже несколько лет функционировавший Автобусный вокзал № 1 на площади Мира (ныне – Сенная площадь), располагавшийся в здании бывшей гауптвахты, однако он явно не справлялся со своими функциями. Активный рост междугородних и пригородных автобусных перевозок требовал создания в городе современного, специально для этого спроектированного здания автобусного вокзала. Местом для возведения нового автовокзала был выбран Предтеченский рынок. Так закончилась история Лиговской барахолки и началась история Автобусного вокзала № 2.

Торжественное открытие нового ленинградского автовокзала состоялось 6 мая 1963 года. Здание Автовокзала № 2 проектировалось по первому классу (высшему по уровню комфорта и качества обслуживания) и было вдвое больше вокзала на площади Мира. На привокзальной площади были организованы крытые перроны отправления и прибытия автобусов (10 и 5 постов соответственно), а также стоянка для 32 автобусов. Посты отправления были оборудованы двухсекционными светофорами, управляемыми с пульта диспетчера. Расчётная пропускная способность автовокзала составляла 480 автобусов в сутки.

Половину общего объёма здания занимал высокий вестибюль, остеклённый по всей высоте с трёх сторон и делившийся на два зала: ожидания и кассовый. Также в вестибюле располагались справочное бюро, почта, телеграф, междугородный телефон и киоск Союзпечати.

На первом этаже располагалась камера хранения багажа, диспетчерская, инкассаторский пункт и штаб народной дружины охраны общественного порядка. На втором этаже находились служебные и подсобные помещения, комната матери и ребенка, кабинеты начальника вокзала и дежурного по вокзалу, комната билетной группы и комната отдыха автобусных бригад. В помещении дежурного диспетчера вокзала располагались местный телефонный коммутатор, приборы радиотрансляционной связи с залом ожидания и привокзальной площадью, а также телетайп для связи с автовокзалами других городов.

На территории, непосредственно прилегающей к вокзалу, были построены две гостиницы на 300 постояльцев каждая. Частью номеров постоянно располагал автовокзал, используя их для размещения на отдых автобусных бригад иногородних автохозяйств.

В первой половине 1960-х годов на новый ленинградский автовокзал ежедневно прибывало и отправлялось 125-150 автобусов, обслуживавших 17 маршрутов общей протяженностью около 5 тыс. км.  Только за первые 8 месяцев работы автовокзал обслужил 904330 человек, иначе говоря – свыше 3700 пассажиров в сутки.

В 1960-70-е годы от Автовокзала № 2 начинались автобусные маршруты, связывавшие Ленинград с городами Эстонии, Латвии, Литвы и Белоруссии, Псковской, Новгородской и Калининской областями, а также рядом отдалённых городов Ленинградской области. По состоянию на 1985 год автовокзал обслуживал 58 междугородних маршрутов общей протяженностью 17,5 тыс. км.

К началу 1990-х построенный в 1960-х автовокзал устарел морально и физически. В 1996 году Администрацией Санкт-Петербурга было принято решение о комплексной реконструкции Автовокзала. По первоначальным планам реконструкция должна была начаться в 1998 году, однако необходимые средства нашлись лишь в конце 2000 года.

Весной 2002 года первый этап реконструкции, включавший в себя обновление внутренней территории и посадочных перронов, был завершён. Следующим объектом внимания строителей стало здание автовокзала, однако спустя полгода из-за возникшего финансового дефицита работы были приостановлены. Примечательно, что к этому моменту строители уже успели осуществить комплекс демонтажных работ снаружи и внутри здания, что не могло не сказаться на условиях труда персонала и качестве обслуживания пассажиров.

Вскоре у города нашлись средства на завершение работ, и к маю 2003 года реконструкция автовокзала была практически закончена. Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось 19 мая в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева. На тот момент петербургский автовокзал обслуживал 57 междугородных и 12 международных маршрутов, отправляя и принимая около 4 тыс. пассажиров в сутки.

В ходе реконструкции вокзал незаметно утратил и свой номер. Дело в том, что автовокзал № 1 на площади Мира был закрыт ещё в 1987 году, и именовать автовокзал вторым, при отсутствии первого, было бы не логично.

В течение 2004 года на обновлённый автовокзал были перенесены 48 областных маршрутов, отправление автобусов по которым ранее производилось от Балтийского железнодорожного вокзала. Это привело к увеличению пассажиропотока еще на 30%. Благодаря компьютеризации системы продажи билетов рост количества пассажиров не привёл к созданию ажиотажа в кассовом зале. В значительной мере этому также способствовало внедрение автоматической системы предварительной продажи, позволявшей приобрести билет за 15 дней до отправления.

Дальнейшему привлечению пассажиров и перевозчиков во многом препятствовало изначально неудачное расположение автовокзала – вдали от станций метро. Однако, накануне 2011 года эта проблема была решена: в пешеходной доступности от автовокзала была открыта 64-я станция Петербургского метрополитена «Обводный канал».

Осенью 2011 года начала свою работу система продажи билетов через сеть интернет при помощи «электронного кошелька», а менее, чем через год к оплате были подключены банковские карты. Повысить качество обслуживания пассажиров также был призван организованный в 2013 году свободный доступ в Интернет посредством сети Wi-Fi.

В этот же период в России были усилены требования в области транспортной безопасности. Так, со второй половины 2011 года на петербургском автовокзале начала постоянную работу кинологическая служба: в обязанности кинологов вошла проверка пассажиров и багажа на входе в здание автовокзала в дополнение к уже установленным там рамкам-металлодетекторам.

В 2015 году автовокзал был удостоен национальной премии «Транспортная безопасность России 2015» в категории «Лучший объект транспортной инфраструктуры на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в области обеспечения транспортной безопасности».

Современный автовокзал рассчитан на 250 отправлений в день. Его пропускная способность – 3500 человек в сутки. Список перевозчиков, с которыми работает автовокзал, насчитывает более 70 предприятий, и это – не предел. Потенциал у предприятия есть, и он ждёт своей реализации.*

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Фото 1932 г.  Полный размер  Источник фото

 

Полный размер      Источник фото

 

Фото 1936 г.   Полный размер

 

 

Въезд на рынок с Обводного канала

Предтеченский рынок

Купчинцы привезли на рынок молоко

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Предтеченский рынок

 

 

Полный размер      Источник фото

 

Полный размер      Источник фото

 

 

***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Фото 1960-х – 1970-х гг. из фондов Автобусного музея С.-Петербурга

 

Фото из издания "В борьбе за новое, технический прогресс на автотранспорте" 1970 г.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

 

Фото 1960-х – 1970-х гг. из фондов Автобусного музея С.-Петербурга

 

Фото из издания "В борьбе за новое, технический прогресс на автотранспорте" 1970 г.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Фото 1966 г. из издания "За культуру производства и техническую эстетику"

Фото 1960-х – 1970-х гг. из фондов Автобусного музея С.-Петербурга

 

 

***

 

 

 

 

 

Фото 2016 г.   Полный размер

 

 

 

Фото 2016 г.   Полный размер

 

  

Фото 2016 г.   Полный размер

    

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024