В
воскресенье, 17 сентября 2017 года многочисленные
ленинградцы-петербуржцы и гости нашего города, неспешно
прогуливающиеся по центральной городской артерии –
Невскому проспекту, могли осмотреть необычные экспонаты
выставки, развернувшейся на Большой Морской улице.
Выставка проходила в рамках Европейской недели
мобильности и Всемирного дня без автомобиля. Не очень
понятное название компенсировалось чрезвычайно
привлекательными экспонатами. В качестве таковых
выступали уникальные образцы старинной техники –
общественного транспорта, в разные годы активно
перевозившие пассажиров Ленинграда.
Идея проведения подобных мероприятий не нова. Уже не раз
выставки, приуроченные к знаменательным датам,
привлекали внимание общественности. И немудрено. Что,
как не общественный транспорт, окружает нас повсеместно.
Автобусы и троллейбусы давно слились в видении жителей с
городскими ландшафтами. И, в этой связи, автобусы и
троллейбусы прошедших лет ничуть не менее интересны,
нежели уникальные памятники архитектуры нашего
величественного города.
С самого утра редкие прохожие на Большой Морской улице,
между Невским проспектом и Дворцовой площадью, могли
наблюдать интересные действия – расстановку экспонатов
будущей выставки. Если с автобусами ничего особенного не
происходило, они обыденно и деловито занимали свои
места, то с троллейбусами всё выглядело совершенно
иначе. На Большой Морской улице нет контактной сети, в
обиходе говоря – проводов, к которым и подключаются
троллейбусные «рога» – штанговые токоприёмники. А, стало
быть, своим ходом электротехника двигаться не в
состоянии. Для расстановки машин должным образом
использовался специальный тягач, а порой и банальная
ручная сила.
И, вот, экспонаты расставлены, на каждом из раритетов
имеется информационная табличка с кратким описанием
экспоната. Троллейбусы заняли нечётную сторону улицы,
автобусы расположились напротив. Возглавил автобусную
колонну раритет, созданный коллективом Автобусного музея
– междугородний Икарус 55 Люкс. Ура! Это первый случай,
когда машине было, наконец, отведено достойное место.
Именно Люкс, являясь жемчужиной коллекции музея, по
праву может и должен занимать доминирующее положение в
подобных экспозициях. Отмечу, что на
параде, посвящённом
дню Санкт-Петербурга наш Люкс шёл в колонне третьим. Это
не его место! Шикарный автобус, созданный с великим трудом
имеет право стоять первым везде и всюду, когда речь идёт
о автобусном транспорте Ленинграда.
И, вполне естественно, что выставленный раритет в течение
всего дня пользовался бешеной популярностью у
посетителей. Могли ли венгерские разработчики
шестидесятых годов додуматься до того, что основной
функцией этого автобуса будет такое действо: зайти в
салон, посидеть и на этом же месте выйти. Да, конечно
же, нет! Автобус, созданный конструкторами для дальних
перевозок имеет много характерных особенностей. Первой
из которых надо отметить отсутствие задней двери.
Единожды заполнив салон, пассажирам уже не следует по нему
елозить, а, наоборот, они должны сидеть и получать удовольствие от комфорта.
Это им как раз и было по силам. Незначительная ширина
центрального прохода даёт возможность разместить сидения
не впритык друг к другу, как это делается во множестве современных
автобусов, а на отдалении, допуская удобное расположение
даже весьма грузных людей, и простор для действий. Более того, при надобности
каждое наружное сидение отодвигается в сторону прохода.
Сам проход при такой трансформации практически перестаёт
существовать, зато на сидениях можно расположиться с
комфортом, невиданным даже для самых современных
международных автобусов.
Узкий проход с трудом позволял расходиться потокам
входящих и выходящий. Неоднократно приходилось брать на
себя функции регулировщика и просить выпустить из салона
уже насладившихся уровнем комфорта Икаруса, а затем уже
заполнять автобус новыми жаждущими осязать изнутри
венгерский раритет. Немало тёплых слов было высказано в
адрес автобуса. Самым частым возгласом, особенно у
детей, коих побывало в салоне немало, было: «как в
самолёте!». И действительно, шикарные сидения с обеих
сторон напоминали салон воздушного лайнера. Не менее
сорока раз за день посетители интересовались, не эта ли
модель снималась в известном советском фильме «Королева
бензоколонки». Увы, каждый раз приходилось
разочаровывать посетителей ответом «нет», с кратким
попутным описанием автобусов львовского производства,
участвовавших в этом фильме. Много различных восклицаний
было замечено по поводу удобства и простора в автобусе.
Нет, конечно, не в момент прохода. Но уже сидя на мягких
креслах пассажирами это отмечалось неоднократно.
Выставка постепенно близилась к закрытию, а вокруг Люкса
не иссякал поток интересующихся. Есть мнение, что каждый
фотографирующий уносит с собой частичку того, что он
фотографирует. Если оно верно, то после выставки наш
Икарус разросся до размеров запредельных, ибо был
запечатлён на огромном количестве самых разнообразных
устройств, коими во множестве владеют современные
представители человечества.
Конечно мне приятно писать об Икарусе, но нельзя не
отметить и других участников выставки – машин, с
которыми связаны воспоминания у значительно числа наших
соотечественников. В экспозиции были представлены
автобусы ЛиАЗ-677 «Луноход», ЛАЗ-695Н «Лев» – эти модели
в огромном количестве многие годы бороздили просторы
Советского Союза. В любом городе и на селе можно было
встретить неприхотливый и прочный «Лев». Пятьдесят лет
во Львове выпускали эту модель. Были, конечно, различные
модернизации машины, но, по сути, это была одна и та же
модель. Не на много уступает ей ЛиАЗ-677. Более сорока
лет выпускалась эта машина. Нередко приходится слышать
мнения, что это серьёзный недостаток, штамповать одно и
то же столь значительный период. Такое мнение имеет
право на существование. Но, тем не менее, именно
«Скотовоз», он же «Луноход», он же «Крокодил» прочно
вошёл сознание наших граждан и очевидно ассоциируется с
далёким и не очень далёким прошлым. Необычными
экспонатами стали автобусы MAN
и Альтерна. Немецкие машины несколько лет развозили
пассажиров по городским магистралям, будучи уже в зрелом
возрасте получены в качестве гуманитарной помощи от
побеждённой нами некогда Германии... Другая машина –
Альтерна никогда не работала в нашем городе. История
этого автобуса известна и многократно описана. В силу
оригинальности и необычности эта машина удостоилась
чести быть созерцаемой на экспозиции. Ну и конечно
нельзя не отметить жёлтый короткий городской Икарус
200-й серии. Эта модель стала, без преувеличения,
символом автобуса большинства крупных городов Союза. В
огромном количестве венгерский машиностроительный
комплекс снабжал этими автобусами города и посёлки
Советского Союза. Квадратные жёлтые кузова Икаруса в
разных модификациях и версиях можно было встретить
практически на всей территории СССР и во всех странах
социалистического содружества. И поныне в российской
глубинке работают эти машины, перевозя пассажиров на
междугородних рейсах.
Напротив автобусной галереи дружно выстроились
троллейбусы. В отличие от автобусов, троллейбусная
временная планка значительно шире. Надо отдать должное
мастерам, чьими руками сохранено и восстановлено это
народное богатство. На выставке были представлены машины
начиная с первого троллейбуса ЯТБ и заканчивая самыми
современными моделями. Все эти раритеты можно увидеть в
музее электротранспорта. Трамвайный музей на
Васильевском острове хорошо известен и пользуется
заслуженной популярностью. Увы, автобусный музей пока в
этом плане сильно отстаёт от трамвайщиков.
Время экспозиции было ограничено. В пять часов вечера
начали прибывать технические службы Горэлектротранса для
буксировки троллейбусов. Автобусы, понятное дело, с
места уезжали своим ходом. К сожалению огромная очередь
из желающих проникнуть в салон Икаруса Люкса не
уменьшалась, и мы были вынуждены закрыть автобус для
посетителей, многие из которых остались
неудовлетворёнными. Тут же до всех присутствующих
доводилась информация, о том, что в следующее
воскресенье в Кронштадте будет проходить выставка
«Фортуна» и там всем желающим вновь будет предоставлена
возможность посетить раритетные автобусы. |