Наконец-то
и мне удалось попасть на овеянный морскими брызгами
фестиваль «Фортуна». Случилось это в тёплый воскресный
день 24 сентября, когда кронштадтском на форту
«Константин» состоялся уже пятый, юбилейный фестиваль
старинного транспорта.
Какое же это было роскошное и масштабное зрелище! На
самое крупное в наших краях ретро-шоу съехались более
400 машин. Кого здесь только не было!
Распластавшиеся по холму роскошные лимузины
снисходительно взирали вниз на горбатых «запорожцев», а
начищенная до блеска военная техника безуспешно пыталась
обособиться от разномастных «москвичей» и «жигульков».
Чуть обшарпанные «старые волги» и «победы» все ещё таили
в себе обаяние коммунистического шика, а дешёвые
иномарки 90-х напоминали о трагичном падении великой
эпохи в бездну буржуазных ценностей.
Мотоциклы, грузовики, торговцы запчастями, и девушки в
ярких «стиляжных» платьях – все сплеталось вместе и
создавало неповторимую атмосферу ретро-праздника.
Окружённая водной гладью, перед глазами расстилалась
величественная галерея наших воспоминаний и надежд, где
каждая вещь подобна старому другу, которого никогда уже
не встретишь на улице.
А машины смотрели на людей. Удивительно, но только
сейчас понимаешь, насколько эти отжившие свой век модели
индивидуальны и неповторимы. У каждой – свой взгляд,
своя осанка, свой характер. Это особенно заметно, если
окинуть взглядом однообразную и унылую парковку
современных авто, на которых приехали зрители.
На форту было интересно всем. Водители разрешали
счастливым малышам лазать по салонам своих сокровищ, а
девушкам – фотографироваться за рулем. Стариков же
тянуло к родным «копейкам» и «восьмеркам», которые они,
наверное, до сих пор смогли бы наощупь разобрать по
деталям и сложить заново.
У подножия суровой береговой батареи расположились
автобусы. Одни приехали сюда из разных мест, многие
принадлежат частным хозяевам, которые заботятся о них,
ремонтируют и выгуливают на ретро-мероприятиях. Другие
же живут в нашем Фрунзенском районе.
Купчину везёт на труднодоступные музеи. Не стала
исключением и коллекция старых автобусов автобусного
парка № 1, потому что увидеть её пока что возможно лишь
на выездных мероприятиях.
Тем не менее в музее ведётся напряженная и кропотливая
работа – сотрудники заняты поиском новых экспонатом,
восстановлением их здоровья и внешнего облика, а также
оформлением документов, которые позволят заслуженным
ветеранам вновь обрести радость движения и жизни.
И вот взрослые пассажиры снова заходят в знакомые с
детства салоны, располагаются на сиденьях, а их
ребятишки крутят кассовый аппарат и щёлкают компостером
для талонов…
Но самым волнующим моментом праздника стало состязание
автобусов в манёвренности. Трасса была в виде
стандартной восьмёрки, которую нужно было пройти как
можно ближе к центру за наиболее короткое время.
Признаюсь, жутковато было смотреть, как заполненный
пассажирами «Луноход», набрав приличную скорость,
кренится на каждом повороте.
Любимицей публики стала белоснежная красавица Альтерна.
Она двигалась легко и изящно, как в быстром танце, и
каждый её поворот сопровождался дружными аплодисментами
зрителей.
Но вот праздник закончился, и разношёрстная кавалькада
двинулась по дамбе в сторону Кронштадта, на Якорную
площадь. Вечер был погожим, по-летнему тёплым, идеальным
для вечерней прогулки. Машины выстроились вдоль
Никольского Собора и у памятника адмиралу Макарову, а
автобусы – за Вечным огнём. И, также как и на форту,
терпеливо принимали юных и любопытных посетителей.
Под конец дня мы ненадолго заехали на территорию
автобусного парка. Там в темном ангаре грустили
автобусы, которые не смогли принять участие в празднике.
У одного не было документов, еще двое ремонтировались, а
последний вообще представлял из себя ржавый-ржавый
остов.
Подумать только – ведь когда-то большинство участников
ретро-парада находились именно в таком плачевном
состоянии. Сколько же труда, времени и любви вложили
хозяева этих машин в куски старого железа, чтобы дать им
вторую жизнь – яркую, необычную и дарящую радость самым
разным людям. |