И вот я в «Факеле». Билеты выдавали по записи. После
недолгого ожидания в фойе, нас пригласили в зрительный
зал. Войдя в зал, я сразу же ощутил себя на спектакле.
Зал был маленьким, почти квадратным. Три сценические стены
совершенно чёрными, пол – абсолютно белым. Кресел в зале
не было. «Четвёртая стена» представляла собой три
длинных скамьи, различавшихся по высоте. За последней из
скамеек располагались пульт и осветительные приборы.
Сцена была больше зрительного зала раза в два.
Промежутка между залом и сценой практически не было.
Свет в зале был притушен. На сцене, в атмосфере
полусумрака, стояла одинокая фигура. Человек в белом
держал в руке зажжённую свечу, и оставался недвижимым всё
время, пока заполнялся зрительный зал.
Звуковым фоном было не
совсем понятное мне хоровое пение, очевидно, теософской
направленности.
Я занял место в первом ряду у самого края, с обратной
стороны от входа в зал. Зрительный зал ещё некоторое
время заполнялся людьми. В это время я отчётливо слышал
детский шёпот слева за портьерой. Очевидно, юная
артистка едва слышно проговаривала текст роли.
Постепенно зал заполнился и действо началось.
Пересказывать постановку – совершенно бессмысленная и
нереализуемая
задача. Скажу лишь, что в центре сюжета судьба русской
женщины Анны. И судьба её поистине трагична. Во время
войны Анна теряет сына Пашку. Затем она пытается найти
семейное счастье, но таковое Анне обрести не суждено.
Все её мужья погибают. Дети отринули её. И она осталась
одна. Одинокая на ветру...
Неожиданно выясняется, что её сын остался жив, а она
похоронила как своего, чужого ребёнка. Казалось бы, это
должно внести спокойствие в её душу, но этого не
происходит. Анна приходит в церковь. Занимается уборкой.
Знакомится со священником. Священник, он же – художник,
пытается привести её к Богу. Но она всё видит иначе. О
священнике же говорит, что художник он хороший, а
священник – так себе. Анна хочет внести в храм чего-то
своё, и украшает церковь цветами.
Анна умирает. Незаметно, буднично, тихо. Где-то в
каком-то закутке за рукоделием. Но она продолжает
мыслить, говорить, двигаться. Как же так? А это её душа!
Смерть тела – не есть смерть души. Анна пытается
осознать себя в этом, новом для неё, обличие. Она
стремиться к людям, которые были ей дороги, и которым
была близка она. И люди ощущают её прикосновение,
разговаривают с ней. Всю её жизнь насквозь пронизывало
горе. Но, может, это была проверка, испытание, чего-то
ещё…
Священник, зная историю Анны, называет её святой.
Он вносит в церковь картины, на которых лица знакомых
Анне людей и она сама с сыном Пашкой. И Анна видит эти
картины. И душа её радуется. Священник просит Анну
благословить его, и чувствует, что благословение
получено. Анна улетает. Душа её стремится к Богу и у неё
ещё очень много всего впереди.
Общее впечатление – спектакль интересен, но при этом
чрезвычайно сложен для восприятия. Даже для человека с
большим жизненным опытом и сформированным
мироощущением. Во всём повествовании сквозит
религиозно-философский подтекст. Может ли спектакль в
той или иной степени повлиять на формирование личности?
Без сомнения, да! Хорошо это или плохо? Этот вопрос я
оставлю без ответа.
Как уже писалось выше, зал и сцена – есть один объём, не
разделённый чем-либо. Таким образом, всё происходящее на
сцене, зрители наблюдают не издалека, а как бы находясь
едва не в центре событий. Особенно это ощутимо в первом
ряду.
Все актёры одеты в одинаковые безликие белые одежды.
Несомненно, это осмысленная режиссёрская задумка. Все
актёры босы. Светлые фигуры, кого бы они не изображали,
хорошо видны как при ярком свете, так и в сумраке.
Сценический реквизит немногочисленен. Особое внимание в
спектакле уделяется языку жестов, пантомиме. Минимализм
в бутафории, в этой связи, вполне оправдан. Всё время
спектакля на сцене вёдра. Вёдра – это деревья, земля,
ветер, колокола и собственно вёдра. Не менее
широк диапазон и у актёров. Все они перевоплощаются на
сцене неоднократно. Все кроме неё, главной героини. На
протяжении всего действия, на лице Анны выражение горя,
душевной скорби и душевного же расстройства. Лишь порой
проскакивает скупая улыбка.
Нельзя не признать пронзительной проникновенности и в
лицедействе молодых артистов. В немалой степени этому
способствует игра света-тени, а также, музыкальное и
шумовое сопровождение. Реалистичность передачи трагизма
не всегда одинакова. Но в отдельных эпизодах чрезвычайно
сильна и беспощадна. Не задаваясь целью следить за
зрителями, я не мог не отметить слёз на глазах
нескольких дам, сидевших неподалёку.
Убеждён, что публика в зале была изначально настроена
благожелательно к актёрам и постановке. Но, думаю, вне
зависимости от этого артисты по праву были вознаграждены
долго не стихавшими аплодисментами. Признаться,
смысловая нагрузка отдельных направлений постановки
ускользнула от меня. Вероятно, в этих моментах был
зашифрован некий тайный смысл... Тем не менее, я с
большим удовольствием присоединился к аплодирующим,
выразив таким образом благодарность самодеятельным
артистам и всему театру «Задверье» за удовольствие от
общения с прекрасным.
***
Очень обидно, что у меня нет ни одной фотографии
спектакля. Я, хоть и любитель, но всё ж таки фотограф...
Мне сказали, что во время спектакля снимать нельзя, и это вполне логично. Я
технику и не брал. Как выяснилось впоследствии, снимать
всё-таки было можно. Во всяком случае, с верхних рядов
кто-то фотографировал со вспышкой. Возможно, это были
администраторы или кто-то заранее договорился. Учитывая
внушительный объём статических сцен, интересную
проработку жестикуляции артистов, можно было бы
составить неплохую фотогалерею, дающую объёмное
представление о спектакле. Хотя, логичнее, конечно же,
делать такого рода фотосессию специально, не во время
спектакля и не в присутствии зрителей. Постановка, более
чем, достойна того. Нелишним было бы, на мой взгляд,
провести и видеосъёмку спектакля в полном объёме, дабы
дать возможность как самим актёрам, так и их потомкам
впоследствии увидеть действо со стороны собственными глазами.
У меня нет сомнений, что спектакль достоин того. чтобы
быть показанным значительно более широкому кругу
зрителей. Сложилось стойкое представление, что зрителями
в настоящее время являются родственники, друзья, соседи,
одноклассники
самих актёров. Или друзья друзей, родственники
родственников или ещё кто-то, тем или иным образом
связанный с кругом общения выступавших. Это совершенно
недопустимо малочисленная аудитория. С другой стороны,
имеющийся зал не может вместить большее количество
зрителей, а играть спектакли каждый день невозможно по
простой причине – дети учатся. Тут уже следует ставить
вопросы перед руководством района и города. А залы в
районе есть. Уж
если театру рукоплещут зрители Германии, неужто в нашей
стране, в нашем городе не сыскать достойного места для
заслуженного коллектива?
Нынче все помешались на патриотизме. Так и вот же вам
простор для деятельности. Прославить наш район, город и
государство – это ли не проявление любви к Родине. А всё
что требуется – дать «зелёный свет» развитию театра.
Я не сомневаюсь, что при должном содействии властей, «Задверье»
ещё не единожды порадует своим творчеством зрителей,
займёт достойное место в мире искусства и откроет новые
горизонты.