Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Фарфоровский путепровод

 

 

Фарфо́ровский путепровод, нередко именуемый также Цимбалинским мостом, был открыт в 1910 году. Строительство сооружения стало частью проекта по реконструкции петербургского узла Николаевской железной дороги 1906-1912 годов, в частности, вывода путей главного хода за пределы сортировочной станции. В ходе этой реконструкции была сооружена новая платформа, здание вокзала, сохранившиеся и доныне, а также ряд строений как деревянных, так и кирпичных для проживания работников, обслуживавших дорогу, а также для технических служб.

На самом деле путепроводов было построено два. Первый (литера Ж) состоял из четырёх арочных пролётов. Они были перекинуты через многочисленные пути «парка сортировки товарных вагонов и составления товарных поездов». Пятый пролёт, а по сути – самодостаточный однопролётный мост (литера З), был перекинут через новые пути главного хода Николаевской железной дороги. Оба путепровода представляют собой единый комплекс и в обиходе никогда не разделяются.

Между однопролётным мостом и четырьмя арочными пролётами была сооружена наклонная насыпь, направленная на юг с мощёной булыжником дорогой для подъезда к зданию вокзала и прочим станционным постройкам. Западнее путей главного хода, также в южную от моста сторону, была сооружена другая насыпь с дорогой, ведущей к домам посёлка.

Согласно имеющейся справке РЖД, путепроводы были введены в эксплуатацию в 1910 году, однако в ЦГАКФФД СПб хранится набор фотографий, сделанных в ноябре 1911 года на Фарфоровском посту по случаю открытия новой трассы главного хода железной дороги, среди которых группа служащих МПС и высокопоставленных гостей запечатлела себя на Фарфоровском путепроводе. Среди этих лиц можно, предположительно, опознать Н. А. Рынина и Н. Н. Митинского. Если эта фотография сделана во время торжественной церемонии открытия движения по мосту, то допустимо отодвинуть дату его открытия на год позже. Однако допустимо и то, что фактически движение по путепроводу осуществлялось с 1910 года, а официальное открытие состоялось несколько позже, в связи с тем, что открывали не путепровод, а целый станционный комплекс.

 

     

Железнодорожная станция и платформа Фарфоровский пост, путепровод

Фотографии ноября 1911 г. из издания «Купчино в фотографиях. XX век»

 

 
 

Проект путепровода литеры Ж на 6-й версте. Титульный лист и общий вид моста.
(РГИА. Ф. 350. Оп. 31. Д. 268. Л. 2, 4.)

 

 

Чертёж путепровода

Справка РЖД от 15.03.2016 г.

 

рагмент схемы сортировочной станции 1914 год

 

Фарфоровский пост 1915 год

Фрагмент схемы станции 1914 г.

(ЦГИА СПб Ф.1480. Оп.17. Д.596)

Фрагмент схемы станции и посёлка 1915 г.

(РГИА Ф.350. Оп.31. Д.963) Предоставлено Сергеем Критским

 

Карта Петербурга 1914 года

 

Карта Ленинграда 1939 года

Фрагмент карты 1914 г.

 

Фрагмент карты 1939 г.

 

Карта Ленинграда 1969 года

 

Карта Ленинграда 1981 года

Фрагмент карты 1969 г.

 

Фрагмент карты 1981 г.

 

Арочный путепровод не был единственным такого рода сооружением в нашем городе и в стране. Известны схожие по конструкции путепроводы: Обуховский и Митрофаниевский в Петербурге, а также путепровод на станции Вильно (ныне – Вильнюс).

Фарфоровский путепровод был построен, если можно так выразиться, на перспективу. Кроме того, что он вёл к различным железнодорожным постройкам как восточнее, так и западнее главных путей, основной западный его спуск, по сути, вёл в никуда. Кроме небольшого поселения Николаевского здесь ничего не было. Со временем тут появились постройки пограничной части с питомниками служебных собак, но всё это вряд ли ощутимо увеличило нагрузку на путепровод.

Всё изменилось с началом массового жилищного строительства в Купчине в середине 1960-х годов. По мосту пошли многотонные панелевозы, подвозившие строительные материалы к новостройкам. В 1968–1970 годах была проведена реконструкция. Первоначально в конструкции отсутствовали боковые пешеходные проходы, а дорожное покрытие было деревянным, при этом поперечные распорки были внутри верхнего пояса фермы. В ходе реконструкции пешеходные дорожки были выведены за габариты пролётов. Распорки моста  были установлены снаружи, что позволило увеличить габаритную высоту проходящего по путепроводу транспорта. Дорожное покрытие было принципиально изменено. Теперь основу его составляли бетонные плиты, покрытые асфальтом. Одним из самых важных преобразований явилось поднятие всего путепровода над железнодорожными путями в связи с электрификацией станционных путей. Это было проделано в ходе реконструкции 1973-1975 годов. В 1972 году к многочисленным грузовым и легковым машинам добавился общественный транспорт. По путепроводу были проложены автобусные маршруты.

В 1980-1982 годах был проведён очередной капитальный ремонт, в ходе которого было выполнено усиление продольных и поперечных балок проезжей части, полная замена железобетонных плит и асфальтового покрытия и ряд других преобразований. Не смотря на все модернизации остаётся только поражаться инженерам начала XX века, заложившим в конструкции столь запредельный запас прочности, позволивший эксплуатацию путепровода многие годы с нагрузками, на которые он совершенно не был рассчитан.

 

     
Фото 1981-1990 г.    Источник Фотографии: июль-август 2010 г.

 

Фотографии: июль 2010 г.

 

     
Фотографии: июль 2010 г. Фотографии: июль 2010 г.

 

Разумеется, более чем за 100 лет эксплуатации металлические элементы подверглись коррозии, местами – весьма значительной, даже критической. В 2018 году переправу снова закрыли на реконструкцию, в ходе которой были удалены боковые пешеходный проходы. Годом ранее полный вес транспорта, допустимого для проезда по мосту был понижен до 20 тонн. При этом высказывались требования понижения оного до 8 тонн. В октябре 2018 года по путепроводу было прекращено движение маршрутного транспорта. В декабре того же года мост стал односторонним. Сквозной проезд по нему стал возможен только из Невского района в Купчино. Ширину проезжей части уменьшили до одной полосы. С обеих сторон внутри пролётов были выделены и отгорожены пешеходные проходы. Все вышеописанные преобразования относились к четырём арочным пролётам. Путепровод над путями главного хода серьёзным реконструкциям в этот период не подвергался.

В сентябре 2019 года РЖД безвозмездно передаёт в собственность Санкт-Петербурга сам путепровод и всю документацию по нему. Тогда же впервые озвучиваются планы строительства нового путепровода. Переправа должна иметь 4 полосы и соответствовать всем современным стандартам. Новый мост планируется воздвигнуть не на месте исторического, а южнее. Строительство планируется провести в два основных этапа без перекрытия исторического путепровода до момента открытия половины нового.

 

     
Фото Сергея Колесника август 2020 г. Фотографии: июнь 2020 г.  

 

     
Фотографии: июнь 2020 г. Фотографии: июнь 2020 г.

 

     
Фотографии: июнь 2020 г. Фотографии: июнь 2020 г.

 

 

клепаный пролет

   

путепровод вид снизу

путепровод вид снизу

Фотографии:  июнь 2020 г.

 

     
Фотографии: июль 2021 г. Фотографии: июль 2025 г.

 

Реконструкция автодорожного путепровода путепровода, контракт на которую за за 9,274 миллионов рублей выиграло ООО «Возрождение» в августе 2023 года и повторно (после отмены результатов первого конкурса и суда) – в октябре 2023 года, была начата в 2024 году.

Практически сразу после озвучивания решения о строительстве нового путепровода ряд историков, краеведов и местных жителей выступили за сохранение исторического моста и предания ему статуса памятника, поскольку были опубликованы планы по сносу всей конструкции.

Инициативные группы обратились в ряд государственных органов с требованием проведения экспертизы на предмет признания путепровода памятником регионального значения. Группой купчинских художников был проведён пленэр у путепровода. Представители велосообщества нашего города высказались за превращение исторического моста в пешеходно-велосипедный.

Экспертизы были проведены. Причём, не только по теме путепровода, но и на предмет признания памятником всего комплекса дореволюционных зданий Фарфоровского Поста.

 

Акты экспертиз Фарфоровского путепровода

Акт экспертизы «Комплекс зданий Фарфоровского Поста»

 

     

Акт судебной историко-культурной экспертизы О. А. Блинова от 29.02.2024 г.

Акт повторной судебной историко-культурной экспертизы В. А. Сахновского от 07.2024 г.

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы О. Н. Коваленко от 19.08.2024 г.

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы

В.Э. Трушковского от 10.06.2024 г.

 

Однако по итогам экспертиз Фарфоровский Пост памятником признан не был. Не выявлены были признаки памятника и у Фарфоровского путепровода. По итогам исторический путепровод ожидает уничтожение.

 

Фарфоровские пролёты

 

Фарфоровская насыпь

 

Фарфоровская

 

пролёт моста

Фотографии июля 2024 г. Фотографии июля 2024 г.

 

     
Фото: июль 2024 г. Фотографии ноября 2024 г.

 

Активные работы по возведению нового путепровода в 2024 и 2025 годах привели к деструктивным изменениям исторического моста. В июле 2025 года он был закрыт для движения автотранспорта на период проведения экспертизы. По итогам проверки путепровод более не открыли, а наоборот закрыли для движения полностью.

 

     
Репортаж НТВ Фотографии: июль 2025 г.

 

     
Фотографии: июль 2025 г. Фотографии: июль 2025 г.

 

     
Фотографии июль 2025 г. Фотографии июль 2025 г.

 

       
Фотографии июль 2025 г. Фотографии июль 2025 г.

 

     
Фотографии июль 2025 г. Фотографии июль 2025 г.

 

 

 

Фотографии Сергея Колесника июль 2025 г.

Август 2025 г.

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2025