16 мая 1953 года было открыто
движение электричек на участке Ленинград-Павловск. Этот участок был
электрифицирован, а 22 апреля, здесь состоялась так называемая
"холодная обкатка" электрички: её прицепили к паровозу, и тот,
извергая в весеннее небо беловатые облачки пара, прокатил
электропоезд по участку. 7 мая провели и "горячую обкатку" -
техническое новшество на электротяге прошло участок самостоятельно.
И, наконец, в середине того же месяца электрички повезли пассажиров. Для их обеспечения электротягой тогда же был создан
Ленинград-Витебский участок энергоснабжения. На первых порах все
26,2 километра эксплуатационной длины обеспечивала энергией тяговая
подстанция Купчино. Построена она была почти что в чистом поле.
Вокруг располагались колхозные строения, кладбища, озеро да болота.
В документах, где описана схема подводки электричества к подстанции,
до сих пор можно найти такие любопытные объекты, как скотный двор. Первым начальником подстанции стал Михаил Филиппович Тарарин. Его
трудовая деятельность началась еще в начале тридцатых годов на
электрификации участка Ленинград-Ораниенбаум. Подчинённым он запомнился как человек строгий и принципиальный. С
сильным характером. Во главу угла он ставил трудовую дисциплину. За
чтение книг во время работы можно было получить строгий выговор, а
при повторном случае даже вылететь. Чтение же технической и учебной
литературы Михаил Филиппович одобрял и поддерживал. Он прекрасно
понимал, что благодаря этому люди совершенствуют свою квалификацию,
растут профессионально. Для того, чтобы сделать систему энергоснабжения более гибкой, во
второй половине 1953 года в эксплуатацию ввели передвижную тяговую
подстанцию Детское Село. Её первым начальником был С. Аксенов. В 1958 году на тяговую подстанцию Купчино пришел работать её
нынешний начальник Михаил Никитович Гричачин – тогда выпускник
железнодорожного училища № 1 города Ленинграда. Работать было
интересно. Без отрыва от производства Гричачин заочно закончил
факультет энергоснабжения ЛИИЖТа, с увлечением занимался спортом –
лыжами и марафонским бегом. Даже став начальником подстанции, он в
качестве тренировки по утрам делал двадцатикилометровые пробежки от
Пушкина, где жил, до места работы. Коллектив тяговой подстанции Купчино работал результативно. В 1967
году ему было присвоено звание "Коллектив коммунистического труда".
На подстанции всегда оперативно внедряли технические новшества. Уже
в 1961-м там заменили опасные для здоровья ртутные выпрямители на
таблеточные УВКЭ-1. В 1971-м Купчино стала первой на Октябрьской
дороге тяговой подстанцией, где были установлены полупроводниковые
выпрямители ПВА. В конце восьмидесятых последовала очередная
модернизация с установкой новых полупроводниковых выпрямителей
ПВЭ-3. В 2002 году устаревшие масляные выключатели начали менять на
современные вакуумные. В планах технической политики – полная
модернизация подстанции с внедрением системы телеуправления. Она
должна последовать после замены основного оборудования. Но это – техника, а вокруг подстанции кипит жизнь пятимиллионного города,
где теперь царствует стихия рыночных отношений. У забора подстанции
поставили целый ряд ларьков с "колониальными товарами". Торговцы на
первых порах очень просто решали проблему использованной тары,
выбрасывая коробки и ящики через забор малопонятного для них
сооружения. Пришлось вразумлять "первопроходцев рынка", приучая их к
элементарным правилам приличия. Недавно к Михаилу Никитовичу
заявился бравый милиционер и потребовал заплатить весьма немалый
штраф, поскольку каждое предприятие должно убирать полосу шириной
пять метров по внешнему периметру забора. Пришлось ему доказывать,
что предприятием является Октябрьская железная дорога, а тяговая
подстанция юридически не самостоятельна и нанять дворника не может.
То вдруг строители норовят что-нибудь построить в зоне кабельных
линий и вынудить подстанцию перенести её за свой счет. Тогда Гричачину приходится извлекать на свет Божий документы ещё начала
пятидесятых и доказывать, что в соответствии с действующим
законодательством перенос линий должны оплачивать строители. Словом,
не жизнь, а сплошная борьба за права и суверенитет тяговой
подстанции. Но и без радостей тоже не обходится. Недавно подстанцию
отремонтировали, подновив её изнутри и снаружи. И теперь она радует
глаза прохожих своей свежей покраской. |