«Проспект Славы» –
станция, строившаяся в объёме пятого пускового участка второй
очереди Фрунзенско-Приморской линии Петербургского метрополитена.
Станция была открыта для пассажиров 3 октября 2019 года. Надземных
вестибюлей не оборудовано. Имеется два подземных вестибюля: северный
и южный. Северный
вестибюль расположен южнее перекрёстка Бухарестской улицы и
проспекта Славы. Имеет два выхода: на чётной (восточной) и нечётной
(западной) сторонах Бухарестской улицы. Входы объединены подземным
пешеходным переходом, и оборудованы траволаторами.
Южный вестибюль имеет аналогичной оборудование, два выхода на поверхность, объединённых
подземным пешеходным переходом, на тех же сторонах улицы. Восточный
выход расположен южнее перекрёстка Бухарестской улицы с Южным шоссе,
западный – южнее перекрёстка с Альпийским переулком. Подземные переходы являются
составными частями метрополитена и открыты только в часы работы
станции.
Станция «Проспект Славы» – пилонная трёхсводчатая глубокого
заложения. Название было дано по одной из главных транспортных
магистралей Купчина. Архитекторы: Н. В.
Ромашкин-Тиманов, Я. В. Ванькова.
Художники: А. К. Быстров, Е. А. Быстров, С. А. Хвалов.
Темой художественного оформления
станции были выбраны военные победы
России. |
|
|
|
|
Пятая линия Петербургского метрополитена, также известная как
Фрунзенско-Приморская или фиолетовая линия, соединяет
северо-западные районы Санкт-Петербурга с центром и северной частью
Фрунзенского района. До марта 2009 года часть будущей линии
(Приморский радиус) эксплуатировалась в составе четвёртой
(Правобережной) линии. |
Фрагмент проекта планировки
1969 г. |
|
Впервые отметка о
будущей станции метро появляется на картах и схемах Купчина в начале
1970-х. Надо сказать, что первые переселенцы в купчинские «хрущёвки»
с вожделением представляли себе метро в шаговой доступности,
поскольку наземный транспорт тех лет на севере нового городского
района особо жителей не баловал.
И метро открылось. Но в совершенно другом месте, на юге района. С
того года, уже порядком подзабытого, пройдёт аж сорок лет до
памятного пока ещё всем купчинцам события – открытия первых станций
метро в северной части Купчина – «Бухарестской» и «Международной».
И ещё пройдёт долгих семь лет до того радостного дня, когда первые
пассажиры смогут спуститься в подземный вестибюль новой станции, и
прокатиться в исторический центр города. |
Если станция метро
«Бухарестская» может претендовать на рекорд по количеству
предлагавшихся для неё названий*, то станция метро «Проспект Славы»
вправе гордиться рекордом по количеству планировавшихся открытий. Их
было настолько много, что даже трудно произвести точный подсчёт всем
этим неординарным событиям. |
Если не брать в расчёт
проекты 1960-х – 1980-х годов, то планировалась к открытию
многострадальная станция раз восемь, не меньше. В 1995-м, 2011-м,
2012-м, 2016-м, 2018-м годах. Сумбур с открытиями был даже
запечатлён в юбилейном жетоне. Там указан 2018 год. Рекордным же
годом по количеству «открытий» стал, без сомнения, год 2019-й. В тот
годы планы строились на май, июль и сентябрь. Открылась же станция,
в конце концов, 3 октября 2019 года.
Особо запомнилось купчинцам, да и жителям прочих городских районов,
предпоследнее «открытие», состоявшееся 5 сентября. Подробный рассказ
о событии представлен ниже.
Началом же периода активного строительства станции, осязаемого
купчинцами, можно было бы назвать 2013 год. Именно тогда приступили
к возведению многочисленных построек, предназначенных для
функционирования шахты метростроителей № 624. |
|
Фрагмент схемы Ленинграда 1985 г. |
И момент этот взят за
точку отсчёта не случайно. Сто́ит отметить, что период строительства
так ожидаемой станции метро запомнился купчинцам и как период крайне
затруднённого проезда по одной из самых оживлённых улиц района –
Бухарестской, а также по чрезвычайно востребованному перекрёстку
оной же улицы с проспектом Славы.
При строительстве всех прочих купчинских станций метро жители района
столь очевидных неудобств не испытывали. Временное затруднение
движения по Бухарестской улице в период строительства станции метро
«Дунайская» не стоит брать в расчёт. При строительстве «Проспекта
Славы» движение по Бухарестской улице от проспекта Славы до улицы
Димитрова подверглось значительным изменениям.
Западный «карман» – боковой проезд улицы, проходящий вдоль домов был
освобождён от стоящего транспорта и превращён в основную проезжую
часть для движения от центра города. Для движения в центр же
использовалась проезжая часть встречного направления. трамвайные
пути, располагавшиеся в центре улицы, были смещены западнее, и
проложены по бывшему газону, разделявшему западный боковой проезд и
основную дорогу.
Первоначально движение в сторону центра города было организовано
так, что автомобильный транспорт был вынужден пересекать трамвайные
пути при въезде на объездной участок и при выезде с него. Однако со
временем трассы изменили. Теперь потоки автомобильного и рельсового
транспорта не пересекались. Это несколько улучшило ситуацию. Однако
в целом на участке средняя скорость как трамваев, так и
автомобильного транспорта снизилась в несколько раз. Результатом
стали регулярно образовывавшиеся заторы – «пробки». |
Фото: май
2011 г. |
Фото: май
2012 г. |
Фото: август
2012 г. |
Фото: октябрь
2012 г. |
Фотографии: декабрь
2012 г. |
Фотографии: декабрь
2012 г. |
Фотографии: декабрь
2012 г. |
Фотографии: сентябрь 2013
г. |
Фотографии: сентябрь 2013
г. |
Фотографии: сентябрь 2013
г. |
Фотографии: сентябрь 2013
г. |
Фото: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
Фотографии: март 2014 г. |
В соответствии с
названием, в проекте художественного оформления станции должны были
доминировать сюжеты патриотического характера. Победа русского
оружия, воин-победитель, воинская доблесть и слава – вот основные
темы оформления.
Однако со временем
частично концепция была изменена, правильнее сказать – дополнена.
Дело в том, что откуда ни возьмись, появился в Купчине парк
Героев-Пожарных. Именно такое название волевым решением губернатора
(на тот момент – Г. С. Полтавченко) было присвоено территории
купчинских карьеров. Очевидно руководство огнеборцами смогло
пролоббировать не только это название, но ещё и раскошелиться на
оформление весьма оригинальным образом подземного перехода. Речь о
подробностях этого оформления пойдёт ниже. В этой связи, мозаики
южного вестибюля были изменены. По обновлённым планам там должны
были быть отображены огнеборцы. Пожарные заменили собой панно с
участниками Великой Отечественной войны. |
Нереализованный проект станции «Проспект Славы»
ОАО «Метрогипротранс» |
Проекты станции «Проспект Славы» Ленметрогипротранс |
Проекты станции «Проспект Славы» Ленметрогипротранс |
Проекты станции «Проспект Славы» Ленметрогипротранс |
Тем временем
строительство станции шло ни шатко ни валко. Скандал следовал за
скандалом. Это давало обильную пищу для работы журналистской братии.
Периодически заканчивались деньги для оплаты строителям, и как
следствие, заканчивались строительные работы. Кульминацией распрей,
пожалуй, можно было бы назвать объявление о продаже мозаичного панно
«Афганистан» на одном из сетевых аукционов. Тем не менее, консенсус,
а вернее – деньги, были найдены и панно водрузили на предназначенное
ему место. |
Фотографии: май 2015 г. |
Фотографии: ноябрь 2017 г. |
Фотографии: ноябрь 2017 г. |
Фотографии: июнь 2018 г. |
Фотографии: март 2018 г. |
Фотографии: март 2018 г. |
В конце лета 2019 года проезжую часть Бухарестской улицы,
а также
прилегающие к ней газоны и прочие территории активно приводили в порядок.
Особо знойным для строителей выдался август. Поспешали выравнивать и
асфальтировать не только дороги. В ускоренном темпе строились выходы
из подземных переходов, они же – входы в новую станцию метро.
Не смотря на
запредельные темпы полностью дороги доделать так и не смогли. В
результате западный боковой проезд так и не доделали. Не довели до
ума частично и основную часть дороги. Но все эти недоработки не
должны были помешать открытию. |
Фотографии: июнь 2019 г. |
Фотографии: июль 2019 г. |
Фотографии: июль 2019 г. Фотографии:
июль 2019 г. |
Фото: август 2019 г. |
Фотографии: август 2019 г. |
Фотографии: август 2019 г. |
Фото: август 2019 г. |
|
Фотографии: сентябрь 2019 г. |
В конце лета с
использованием весьма многочисленных средств массовой информации
было официально объявлено, что 5 сентября 2019 года новые станции
метро будут открыты. В упомянутый день с раннего утра стали собираться жители района на самый известный купчинский перекрёсток. А и как же, ведь сегодня должна свершиться
заветная мечта доброй трети жителей Купчина. Ведь ждали этого
радостного события более тридцати лет.
На носу
выборы губернатора. Да, губернатора у нас нет, но есть временно
исполняющий эти обязанности – ВРИО. И как же было этому ВРИО не
приписать себе все заслуги строителей, трудившихся эти самые
тридцать лет.
Ну так вот, сидят, значит купчинцы, ждут у моря погоды, сиречь у
входа на станцию открытия метро. Сидят, сидят, ждут, ждут, а метро всё не
открывается и не открывается. И час не открывается и два...
Народ забеспокоился. Стали слышны неодобрительные возгласы,
становящиеся со временем всё громче и отчётливее. Никто никакой
официальной информацией с купчинцами делиться не спешил.
И вдруг, как гром среди ясного неба прозвучало, открытия не
будет! Информация поступила не из официальных источников, а от интернет-издания, корреспондент которого находился на станции метро
«Шушары», где и должны были происходить основные торжества.
Народ пребывал в гневе и недоумении. Зачем было устраивать такой
помпезный спектакль, если нет декораций? Тем не менее, народ не
расходился и не зря. Многим таки довелось узреть «народного героя». К
людям вышел ВРИО. Он не был особо красноречив. По сути, всё что
он сказал – похвалил строителей, заявил, что метро открыто, но не для
пассажиров, а простому люду надо ещё подождать. Засим
потенциальный градоуправитель растворился в своём кортеже,
сопровождаемый официальными лицами.
А народ остался. Остался ждать. Ждать того, что скоро всего много
будет. Ждать того, что рано или поздно, но
распахнутся пред ним двери в вожделенный вестибюль. Ждать, когда синий
состав уже помчит его и до «Дунайской» и до «Шушар»... |
Фотографии Ольги Ясененко
5 сентября 2019 г. |
Фотографии Ольги Ясененко
5 сентября 2019 г. |
Фотографии Ольги Ясененко
5 сентября 2019 г. |
Фотографии Сергея
Колесника 5 сентября 2019 г. |
Третьего октября наконец состоялось долгожданное фактическое
открытие
трёх новых станций метро в нашем городе. На этом
открытии Беглов, уже
в статусе губернатора будучи, вновь перерезал красную ленточку, но обо всём
по порядку.
Уже с четырёх часов пополудни у закрытой станции метро «Проспект
Славы» начал собираться народ. Шёл дождь. По этому поводу ещё вчера
«Фонтанка» ехидничала, что губернатор откроет станции после дождичка в
четверг. В толпе ожидающих открытия не смотря на осадки были
замечены активисты Штаба Купчино, представители ряда других купчинских
сообществ, а также знатоки и участники транспортных сообществ.
Внутрь павильона народ не пускали. Однако там собралось
достаточно много народа из числа особ особо приближённых. Как ни
странно, но глава Фрунзенского района со своей свитой стояли на
улице. Их расположение стало вскоре понятно. Ожидали главного. И он
приехал. То есть, они-ссс приехали-ссс. И не одни-ссс. А. Д. Беглов
заявился на праздник открытия со спикером парламента С.-Петербурга В. С. Макаровым. К удивлению
некоторых ожидающих из толпы Беглов и Макаров явились с букетами цветов.
Можно было предположить, что
цветами будут одаривать купчинцев за долготерпение. Но всё оказалось
проще и традиционнее, цветы возложили к мемориалу Воинам-Интернационалистам.
Затем официальные лица просочились в метро, дабы открыть его
очередной раз. Народ остался толпиться у дверей. На торжество перерезания
ленточки людей не пустили. Дальнейшее развитие событий можно только предполагать.
Очевидно Беглов со товарищи уселись в поезд и умчались на метро в
сторону Шушар. Губернатора,
разумеется, следовало оградить от рядовых ездоков этого весьма
удобного вида транспорта. Кортеж автомобилей, прибывший к «Проспекту
Славы», очевидно, отправился к «Шушарам», дабы перехватить там
накатавшегося на метро главу города.
Очевидно, когда губернатор отъехал на достаточное с
точки зрения безопасности расстояние, людей таки пустили в павильоны. Надо отметить, что
подавляющее большинство пришедших к открытию имело исключительно
коммерческие цели. Громадные очереди выстроились у касс. Люди
покупали юбилейные жетоны, брелки и карточки.
Желающим спуститься на эскалаторе в
подземный павильон пришлось с трудом прорываться
к турникетам сквозь толпу. Метро заработало в обычном режиме. То, о
чём более полувека мечтали купчинцы, свершилось! |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
Фотографии в день открытия станции метро, 3 октября 2019 г. |
«Проспект Славы» – пилонная
станция глубокого заложения с увеличенным диаметром центрального
зала. Она примыкает к первому двухпутному тоннелю метро в
Санкт-Петербурге, проложенному к станции «Дунайская».
Первоначально в архитектурном оформлении предполагалось
отражение доблести советских и российских воинов. Однако
впоследствии одну из тем, связанную с подвигом героев Великой
Отечественной войны, сменили на тему героев пожарных.
Колорит станции красно-белый.
Главным архитектурным элементом является развитый
крупномасштабный карниз из цветного стекла, вытянутый вдоль всей
станции. Карниз представляет собой рамы из алюминиевых профилей в
которые вставлены витражи из цветного стекла, за которыми
установлены лампы освещения. Стены облицованы
мрамором полированной поверхности белого цвета, низ стен украшает
гранит красного цвета. Полы выполнены из гранита светло-серого
цвета. На станции расположены художественно-декоративные панно из смальты, выполненные Академией
Художеств России.
Северные входы в
подземный вестибюль расположены симметрично, оба в сторону проспекта
Славы. Между собой соединены подземным переходом, не имеющим
каких-либо особенностей.
Южные входы в подземный
павильон направлены в разные стороны. Подземный коридор (переход)
украшен фотоколлажем, посвящённым героям пожарным. Фотоколлаж
занимает всю южную стену перехода. Северная сторона перехода имеет
остеклённую закрытую нишу (витрину). В ней, также на фоне
фотоколлажа на стене, выставлены образцы пожарной техники разных лет
(три единицы). Однако в обычные дни витрина не подсвечивается и
детально рассмотреть выставленные образцы практически невозможно. |
Фотографии: август 2020 г. |
Фотографии: август 2020 г. |
Фотографии: август 2020 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: август 2020 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
Фотографии: октябрь 2019 г. |
К открытию новой
станции метро были выпущены юбилейные жетоны. Однако на блистире жетона,
да и на нём самом указана неверная дата (год) открытия
станции. Как писалось выше, пуски-то планировались неоднократно.
Планировались, но не состоялись. А жетоны уже были отчеканены. Не смотря на серьёзную ошибку, тираж юбилейных
жетонов переделывать не стали. Они просто пролежали на складах до
момента реального пуска станции, а затем были пущены в оборот. |
|
Юбилейный
жетон для прохода в метро |
|
Кроме того были
выпущены юбилейные проездные билеты, они же – электронные карты – «Подорожник» двух видов: в
виде карточки и в виде брелока. В отличие от жетонов, на проездных
карточках год открытия станций был указан верно. Как юбилейные жетоны, так и
проездные карточки довольно быстро были распроданы. |
|