Малая Октябрьская детская железная дорога была построена в
Ленинграде в 1948 году. Первоначально она, по большей части, проходила
по трассе бывшей
Приморской железной дороги. В связи с активно развивающейся
жилой застройкой территории и, до неприличия малой, длиной железной
дороги в последнем её варианте, было принято решение о строительстве
новой МОЖД. Новую железную дорогу между Купчином и Пушкином предполагалось
провести по насыпи бывшей Императорской ветки
Царскосельской железной дороги. Проект был не нов. Подобные
предложения высказывались ещё в конце 1930-х годов, до создания
первой детской железной дороги в Ленинграде. И в конце 1980-х годов
студентами ЛИИЖТа был успешно защищён комплексный дипломный проект
на эту тему. На базе этого проекта в 1992 году был разработан
проект, предполагающий также частичную электрификацию железной
дороги. Императорская ветка состояла из трёх путей. Первые два соединяли
Императорский вокзал с
Варшавской железной дорогой. Третий путь, о котором тут
собственно и идёт речь, был сооружён в 1901 году и проходил от
Императорского павильона на
Царскосельском вокзале до
Императорского же павильона, но уже в
Царском селе. Интересующимся историей Императорской железной
дороги предлагается прочитать исследования на эту тему Фёдора Рагина
–
Императорские мосты (I) и
Императорские мосты (II). |
Строительство новой МОЖД начали в 2008 году.
Первоначальный проект был заметно скорректирован. К этому времени
уже была проложена новая дорога от Шушар до Пушкина – продолжение
Витебского проспекта. В случае реализации первоначального проекта
МОЖД потребовалось бы обустройство как минимум двух переездов (на
подобной трассе это совершенно не допустимо) или двух путепроводов.
Очевидно, сочли проект слишком дорогостоящим, пошли по пути
наименьших трат и упростили всё, что смогли. Теперь детская железная
дорога, на всём её протяжении, должна была проходить параллельно
железнодорожным путям широкой колеи, нигде от них не отклоняясь. |
Названия станций создателями проекта
предлагались следующие: "Императорская", "Президентская",
"Губернаторская". Предполагаемые названия вызвали резкую критику
как в средствах массовой информации, так и в различных интернет-сообществах. Острословы придумывали самые разные вариации
названий на эту тему, как то: "Разъезд Губернатора Матвиенко" или
"Станция Императора Якунина". В конце концов здравый смысл таки
восторжествовал, от "прогибов" отказались, и ныне на новой МОЖД
имеется следующие остановочные пункты: станция Молодёжная –
конечная, полноценное вокзальное помещение у станции метро
"Купчино"; разъезд Юный – платформа, кассовый павильон у
ширококолейной платформы Шушары; станция Царскосельская – конечная,
полноценное вокзальное помещение у ширококолейной платформы 21
километр. Близ станции Царскосельской также расположено депо Малой
Октябрьской железной дороги. |
|
Строительство
новой детской железной дороги у станции метро "Купчино" |
|
|
Вид от Купчина в сторону Шушар |
Строительство в Шушарах |
Вид от Шушар в сторону Пушкина |
|
Строительство дороги велось более
трёх лет. Сроки сдачи неоднократно переносились. Как всегда, не
обошлось без помпезности на пустом месте. В конце мая 2009 года, в
присутствии ряда высокопоставленных особ, был вбит юбилейный костыль
в юбилейное же путевое звено. В чём, собственно, заключалась "юбилейность"
этого действа, сказать трудно. Очевидно, юбилей просто по тому, что
юбилей, и всё. Когда аплодисменты стихли, а воздушные шарики
полопались, юбилейное звено осталось лежать в гордом одиночестве. И
пролежало так более года, не будучи припёрто другими
звеньями ни с какой стороны. |
|
Строительство в Шушарах |
Юбилейный помост |
Плакат на платформе Шушары |
|
|
Строительство в Шушарах,
юбилейное звено |
Вид от Шушар на север, в сторону КАД |
|
|
Строительство
у станции метро "Купчино" |
|
|
Строительство
у платформы 21 километр |
|
В июле 2011 года новая
Малая Октябрьская была наконец открыта.
Основные торжества, посвящённые этому событию проходили в Пушкине,
на Царскосельской – станции новой МОЖД. В церемонии открытия
принимали участие представители руководства Санкт-Петербурга,
Пушкина, руководители РЖД. После торжественного митинга
руководителями РЖД и Санкт-Петербурга была заложена капсула с
посланием железнодорожникам будущего. 2 июня 2012 года, по случаю 175-летия железных дорог России и
открытия нового сезона, новому (южному) участку Малой Октябрьской
(детской) железной дороги было присвоено имя "Малая Царскосельская
железная дорога". |
Ни со стороны Купчина, ни со стороны Московского района никаких
указателей, информирующих о том, как добраться до Малой Царскосельской нет.
Для того чтобы пройти к новой МОЖД, необходимо зайти в
павильон станции метро "Купчино", и тогда только, можно заметить соответствующие
указатели. Проход к детской железной дороге находится напротив касс
метро. Небольшая дверь с приглашающей надписью. Войдя в неё,
попадаем в небольшой коридорчик под открытым небом, между железнодорожной
платформой и надземным туннелем метро. Ранее сей коридорчик вёл
исключительно к
проходной метрополитена. Проходная и сейчас на том же месте. Минуем
её и проходим прямо в железные ворота. Далее заблудиться невозможно.
Посетителей встречает большой плакат "РЖД – мы строим будущее!".
Будущее оказалось за забором... Первое, что бросается в глаза человеку, хорошо знающему старую
(северную) детскую железную дорогу – это он, забор. Он всеобъемлющ, вездесущ и
бесконечен. Ничего подобного в Озерках не было. Вероятно, это не
очень хорошо с точки зрения безопасности, но как уютно и даже
гармонично выглядит маленький поезд, неспешно двигающийся через
небольшой лесок, мимо домиков и дорожек. Состав прекрасно
вписывается в окружающую обстановку, обогащая её собой. А совсем неподалёку
спокойно ходят люди. Практически вдоль полотна. И ничего страшного... Малая
Царскосельская "озаборена по полной". Каждая станция
заключена в клеть весьма добротно сделанной ограды с закрывающимися
воротами. Кроме того, вдоль всей железной дороги протянут гораздо
менее привлекательный и оттого, видимо, более дешёвый сетчатый
забор. Ограждение имеет ряд технологических калиток, а также проходы в Шушарах и у платформы Паровозный музей (16 километр).
Спрашивается, от кого же столь
целеустремлённо отгораживается
Малая
Царскосельская? От интересующихся ею... |
|
|
|
|
|
|
|
Проход к детской железной дороге, дверь в вестибюле
станции метро "Купчино" |
|
|
|
Слева – надземный туннель метро, справа –
железнодорожная платформа |
|
|
Проход от
станции метро "Купчино" к Малой Октябрьской железной дороге |
|
|
Проход от
станции метро "Купчино" к Малой Октябрьской железной дороге |
|
|
Вид на
станцию Молодёжную с путепровода Витебского проспекта |
|
|
Вид на
станцию Молодёжную с путепровода Витебского проспекта |
|
Вокзал станции Молодёжной
представляет собой небольшое здание довольной оригинальной
архитектурной формы. В здании находятся зал ожидания, буфет,
отделение охраны. Здесь же располагается касса. В зале ожидания на
стенах размещены стенды, повествующие об истории новой МОЖД. У кассы
вывешено расписание поездов и инструкции по безопасности на железной
дороге. На станции имеются две платформы, к каждой из них подходит
по одному пути. С западной стороны станцию обрамляет путепровод
Витебского проспекта. На нём развешаны внушительных размеров
фотографии юных железнодорожников. С востока станция отгорожена уже
описанным выше забором. Кроме входа через вестибюль станции метро, к
Молодёжной можно пройти с юга, от Витебского проспекта (от
недостроенного поста ДПС). Если идти от метро, то удобнее по левому
(восточному) пешеходному проходу путепровода. В заборе тут устроены
ворота, открытые во время работы железной дороги. Здесь же возможен
и проезд к станции на личном транспорте. У станции имеется
автомобильная парковка. |
|
Станция Молодёжная, вокзал |
|
|
Расписание работы МОЖД |
Станция Молодёжная |
Витебский путепровод |
|
|
Станция Молодёжная, здание вокзала |
|
|
Здание вокзала |
Зал ожидания |
Касса в зале ожидания |
|
|
Тепловоз
ТУ10-001 "Колибри" с поездом, манёвры на станции Молодёжная |
|
|
Локомотив ТУ10-001
"Колибри"
с поездом |
|
|
Билет на
поезд |
|
Табличка на вагоне |
|
Вагон с пассажирами |
|
|
Сканировано август 2011 г. |
Фото август 2011 г. |
Полный размер
Фото август 2011 г. |
|
|
Вид на
территорию станции от Витебского проспекта |
|
|
Вид на
территорию станции от Витебского проспекта |
Вид на
территорию станции с Витебского путепровода |
|
|
Въезд на
территорию станции с Витебского проспекта |
Мост через Волковку |
|
|
Въезд на
территорию станции с юга |
На север
Вид с путепровода окружной железной дороги
На юг |
|
Разъезд Юный расположен в
непосредственной близости от платформы Шушары. Название его
перекочевало со старой дороги. Здесь чётный и нечётный поезда
встречаются и разъезжаются. На всём остальном протяжении путь Малой
Октябрьской железной дороги одноколейный.
Если следовать железнодорожной терминологии, то новая Малая Октябрьская
железная дорога состоит из трёх станций и двух перегонов. Перегон
Молодёжная – Юный и перегон Юный – Царскосельская. |
|
Вид от разъезда на север |
Билетная касса |
Вид на разъезд, на север |
|
|
Платформа разъезда |
Вид с платформы на север |
Вид с платформы на
юг |
|
|
Перегон Юный – Царскосельская, вид на юго-запад
Тепловоз ТУ2-167 "Пегас" с поездом "Сказка", вид на северо-восток |
|
|
Насыпь
Императорского пути, по которому так и не была проведена новая Малая
Октябрьская |
|
|
Перегон Юный
– Царскосельская |
|
Станция Царскосельская находится в
Пушкине, в непосредственной близости к платформе 21 километр. Здесь
также имеется вокзал со всеми, присущими вокзалу атрибутами.
Платформ на станции две, также как и на Молодёжной. Но используется
в основном только одна. Это связано с особенностями маневрирования.
По прибытии на станцию локомотив отцепляется от состава, уходит в
оборотный тупик, переходит на другой путь и прицепляется к этому же,
неподвижно стоящему составу, но уже с другой стороны. То есть
прибытие, и отбытие поезда осуществляется с одной и той же платформы.
Станция Молодёжная же тупикового типа. Она устроена так же, как и
большинство вокзалов Ленинграда – Петербурга, исключая только
Ладожский. Там необходимо полностью угнать состав от платформы,
чтобы переместить локомотив в противоположную часть состава. На
больших вокзалах подобные действия обычно выполняют специальные
маневровые локомотивы.
Кроме пассажирской станции в Пушкине расположено депо Малой
Октябрьской железной дороги. Здание депо довольно внушительных
размеров, учитывая габариты дороги. Но описание внутреннего
устройства депо в данном повествовании не возможно. Посторонних туда
не пускают и экскурсии в настоящий момент не проводят. |
|
Станция
Царскосельская, вокзал, прибытие поезда |
|
|
Станция
Царскосельская, вокзал |
|
|
Въезд от Железнодорожной улицы |
Ремонтное депо |
|
|
Станция
Царскосельская, вокзал |
|
|
Станция
Царскосельская, вокзал |
|
|
Вокзал, зал
ожидания, кафе |
|
|
Вид на подъезд со стороны Петербурга |
Заложенная
капсула – послание потомкам |
|
|
|
Прибытие
поезда на станцию Царскосельская |
|
|
Тепловоз
ТУ10-001 "Колибри" с поездом, манёвры на станции |
|
|
Здание вокзала |
Подъездные
пути к зданию депо |
|
|
Оборотный тупик |
Здание депо |
|
Совершенно очевидно, что в нынешнем
виде, с точки зрения пассажира, детская железная дорога может
рассматриваться, как своеобразный аттракцион и не более. Стоимость
проезда чрезвычайно завышена. Скорость поезда не велика, время в
пути в два раза больше, чем в обычной электричке. Поезда ходят не
регулярно и не каждый день. Во время поездки вагон, при очень не значительной скорости,
сильно раскачивается. Пейзаж за окнами не особо колоритный: с одной
стороны – насыпь ширококолейной железной дороги, с другой –
бесконечный забор, а за ним Витебский проспект (дорога на Пушкин) и
поля. Местами производится какое-то строительство. При подъезде к
Пушкину, с запада дорогу обрамляет глухая стена гаражного
кооператива.
В вагонах чисто и уютно, хотя немного тесновато. Во время движения
юные железнодорожники рассказывают историю Малой Октябрьской дороги.
Хотя, при стуке колёс, детский голос не очень хорошо прослушивается.
Перед отправлением дети читают стихи, посвящённые железной дороге и
даже спели пассажирам песенку про паровоз.
Желающих пофотографировать поезда на перегонах необходимо сразу
предупредить – это весьма проблематично. Учитывая специфику трассы
дороги, найти место для удачной фотографии не просто. Хождения вдоль
путей на перегонах строго пресекаются охраной. Фотографировать из-за
забора практически бессмысленно. Проход вдоль путей с наружной
стороны забора весьма затруднителен, а местами – практически не возможен. В
этом плане новая дорога сильно отличается от старой и не в лучшую сторону.
В 2011-2013 годах на Малой Царскосельской железной дороге между
станциями Молодёжной и Царскосельской курсировали два состава.
Локомотив ТУ2-167 "Пегас" с поездом из четырёх вагонов "Сказка" и
локомотив ТУ10-001 "Колибри" с поездом из трёх вагонов. Грузовых
составов на Малой Октябрьской не замечено, хотя при строительстве
дороги использовались различные типы грузовых вагонов. Очевидно, они
находятся в закрытом помещении депо.
В 2014 году
подвижной состав дороги пополнился новым локомотивом. Таковым стал
паровоз Кп4-447
с тендером Кч4-332.
Паровозы сами по себе, по нынешним временам, редкость. Действующий
же узкоколейный локомотив на паровой тяге, да ещё с дровяным
отоплением – это вообще уникальный случай.
Паровозы серии
Кп4
строились в Польше по чертежам серии П24 Коломенского завода.
Локомотив
Кп4-447
был выпущен в 1955 году на заводе имени Дзержинского в городе Chrzanów.
С 1959 года паровоз работал на шпалопропиточном заводе в городе Бологое
Тверской области. В конце 1980-х годах был установлен в качестве
памятника в том же городе у здания заводоуправления. В мае 2013 года
паровоз был передан в депо Санкт-Петербург–Сортировочный–Московский,
где и был капитально отремонтирован.
Паровоз был привезён на станцию Молодёжную 29 мая 2014 года. Вскоре
он совершил первый рейс. В настоящее время паровоз с составом
курсирует между станциями не постоянно, а изредка, без пассажиров, и
только по выходным дням. Любопытный момент: при реставрации в депо
на паровозе был нарисован классический
пионерский значок, впоследствии стилизованный под значок
"Юный железнодорожник". |
Паровоз Кп4-447
с тендером Кч4-332,
разгрузка на станции Молодёжная, одна из первых поездок |
Паровоз Кп4-447
с тендером Кч4-332,
манёвры на станции Молодёжная |
Паровоз Кп4-447
с тендером Кч4-332,
манёвры на станции Молодёжная |
Паровоз Кп4-447
с тендером Кч4-332,
манёвры на станции Молодёжная |
Депо Малой
Октябрьской железной дороги, тепловоз и состав в ангаре, дрезины |
Депо Малой Октябрьской железной дороги,
мотодрезина
(пионерка), электромотодрезина, бак на колёсах |
Тепловоз
ТУ10-001 "Колибри" с поездом, билет на поезд, проводник в вагоне |
Сезон работы железной дороги 2015
года открылся 1 июня. Событие было ознаменовано прибытием министра
транспорта РФ. Кроме того, на рельсах у депо были выставлены
музейные экспонаты – две дрезины ПД-1. Одна из них много лет стояла
на площадке паровозного музея, другая была привезена из
Тёсовского узкоколейного музея. Из того же музея была привезена
мотодрезина "пионерка" с прицепом. Из новых интерьеров также хочется
отметить установленные вдоль депо стелы,
некогда располагавшиеся на Обводном канале, и весьма любопытной
архитектуры скамейки, сделанные с использованием железнодорожных
элементов. |
Автодрезины и
мотодрезина с прицепом |
Макет
бронедрезины, паровозная колонка |
|
Депо |
|
Скамейка |
|
Паровоз с поездом |
|
Для особо интересующихся вопросом,
краткая техническая характеристика Малой Октябрьской железной
дороги, скопированная со стенда на вокзале: Местом для новой трассы Малой Октябрьской железной дороги выбрана
территория в полосе отвода железнодорожной линии между платформами
Купчино и 21 км. Такое расположение детской железной дороги выбрано
не случайно. Именно здесь проходила насыпь первой в России железной
дороги, проложенной в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Протяженность новой трассы Малой Октябрьской железной дороги
составляет 9,8 км. Это вторая детская железная дорога по
протяженности в России (после ДЖД в городе Свободный, Амурской
области). Новая Малая Октябрьская состоит из трех раздельных пунктов с
разнообразной инфраструктурой. Станция Молодежная впервые на сети ДЖД выполнена тупикового типа.
Она состоит из двух приёмо-отправочных путей с боковыми
пассажирскими платформами и одного отстойного (обгонного) пути. Разъезд Юный состоит из одного главного и одного приёмо-отправочного пути с островной пассажирской платформой между
ними. На конечных станциях Царскосельская и Молодежная применены
совмещенные вокзальные комплексы с постами электрической
централизации. В вокзальных комплексах размещены все технические
помещения, зал ожидания для пассажиров и кафе. На всех пассажирских
платформах применено светодиодное освещение. Раздельные пункты Молодежная и Юный оснащены микропроцессорной
системой централизации стрелок и сигналов типа ЭЦ-ЕМ, управляемые с
единого поста ЭЦ, расположенного в вокзале станции Молодежная, а
перегон между ними – полуавтоматической блокировкой системы РПБ ГТСС
с УКП-СО. Конечная станция Царскосельская, расположенная на окраине города
Пушкин, имеет два сквозных приёмо-отправочных пути с боковыми
пассажирскими платформами, один тупик для оборота локомотивов и пять
деповских путей с заходом в ангар, в т.ч. три для отстоя вагонов и
два для отстоя локомотивов. В вокзале станции Царскосельская
располагается пост ЭЦ для управления маршрутно-релейной
централизацией системы ЭЦ-12-2003, причем стрелки на деповских путях
специально не централизуются для возможности приобщения юных
железнодорожников к работе стрелочника. На перегоне Юный –
Царскосельская смонтирована автоматическая блокировка с тональными
рельсовыми цепями и централизованным размещением аппаратуры (АБТЦ) с
четырьмя проходными светофорами в каждом направлении. Детская железная дорога оборудована всеми видами связи:
оперативно-технологической, двусторонней парковой, вокзальной
оповестительной, поездной и маневровой радиосвязью. Оснащенность новой Малой дороги позволяет организовать полноценный
процесс практического обучения юных железнодорожников. Краткая характеристика станции Молодежная и
разъезда Юный: Станции оборудованы устройствами микропроцессорной централизации ЭЦ-ЕМ; Электропитание устройств СЦБ осуществляется от двух не зависимых
источников питание 1 категории с резервированием устройств
бесперебойного питание, позволяющем сохранить работоспособность
станции в течении 4-х часов при полном отсутствии электроснабжения; Для управления стрелками и сигналами микропроцессорной
централизации ЭЦ-ЕМ используются управляющий вычислительный комплекс
УВК-РА с применением инновационных бесконтактных контроллеров
управления, позволяющих осуществлять управление устройствами без
применения релейной аппаратуры; Для диагностики и мониторинга за работой устройств на станциях и
перегонах применена система диагностики аппаратно-программного
комплекса АПК-ДК; Для организации движения на перегоне Молодежная – Разъезд Юный
применяется полуавтоматическая блокировка со счетчиками осей УКП-СО,
позволяющими осуществлять контроль за движением подвижного состава
методом счета осей без использования рельсовых цепей.
Краткая характеристика станции Царскосельская: Оборудована системой электрической централизации по типовым
решениям ЭЦ 12-03; Электропитание устройств СЦБ осуществляется от двух независимых
источников питания 1 категории с резервированием устройств
бесперебойного питания, позволяющем сохранить работоспособность
станции в течении 4-х часов при полном отсутствии электроснабжения; В электрическую централизацию станции включены 4 стрелочных
перевода, 5 маневровых и 3 поездных светофора; Для контроля движения подвижного состава применены рельсовые цепи
тональной частоты; Управление устройствами централизации осуществляется с пульта
управления со светодиодной индикацией; Прилегающий перегон Царскосельская – разъезд Юный оборудован
автоматической блокировкой с тональными рельсовыми цепями и
централизованным размещением оборудования (АБТЦ). |
|