Характеризуя новые жилые массивы, часто с полным основанием говорят о
монотонности застройки, ее эстетической неполноценности.
Удалось ли добиться и в какой степени архитектурно-художественной
выразительности в районе Купчина?
Анализируя объемно-пространственную композицию, необходимо, по нашему мнению,
рассматривать ее в трех аспектах.
Первый — объемно-пространственное решение застройки, обеспечивающее внешние
архитектурно-композиционные связи Купчина с остальными частями города.
Казалось бы, местоположение района между двумя железнодорожными магистралями
само по себе предопределяло его обособленность и давало основание придать
планировочному решению замкнутый характер.
Однако авторы пошли по иному пути. Они создали развитые пространственные связи
нового жилого массива с соседними городскими районами — Невским и Московским.
Это получило отражение в более крупном масштабе застройки пограничных кварталов
и крупном ритме расстановки объемов жилых зданий башенного типа, воспринимаемых
с далеких расстояний.
Примыкающий к линии железной дороги квартал № 17 станет «железнодорожным
фасадом» района Купчина. Для объемно-пространственной композиции этой части
застройки характерен четкий, легко читаемый ритмический строй 16-этажных жилых
зданий, рассчитанный на быстрое восприятие.
Прием, связанный с созданием четкого ритмического строя зданий башенного типа,
применен и при формировании северной границы застройки. Стремление как можно
сильнее архитектурно выделить у этой границы въезд в район побудило авторов
ввести в застройку Бухарестской улицы нетиповые здания необычной протяженности
(470 м) с проездами в первых этажах. Подчеркнутая индивидуальность решения
соответствует важному градостроительному значению этой части застройки в
композиции всего района.
Второй аспект рассмотрения — это внутренние композиционные связи в масштабе
нового городского района.
В планировочной структуре Купчина ощущается архитектурное единство сложной
системы жилых и общественных комплексов, зелёных пространств. Общность
планировочной структуры достигается взаимосвязью чередующихся многоплановых
композиций. В этом отношении большую роль, естественно, играют улицы и
магистрали. Они образуют ясные пространственные композиционные связи отдельных
жилых комплексов, отчетливо выявляют главное ядро в структуре района — его
общественный центр. Такое определенное и сильное подчеркивание мест
сосредоточения общественной жизни населения, несомненно, является важным
положительным качеством объемно-пространственного решения застройки.
Взаимосвязи жилых ансамблей и выявлению главных узлов способствует также
структура внутренних зелёных пространств района. Так, непосредственно к
территории центра примыкает протянувшаяся вдоль Пражской улицы широкая зелёная
эспланада с рядом свободно стоящих башенных домов. Архитектурный облик этой
своеобразной зелёной улицы, соединяющей парк городского района с зелёным
массивом у северных границ застройки, основан на характерном сочетании высоких
жилых домов с низкими объемами общественных зданий. Широкие зелёные аллеи по
берегам канала соединят центр района с важным планировочным узлом — кварталом №
12, а сооружение на набережных общественных зданий еще больше подчеркнет
значение этого канала в структуре района.
И, наконец, парк городского района широким зелёным «языком» вольется во
внутреннее пространство кварталов № 14 и 15, образуя цепь непосредственно
«перетекающих» друг в друга зелёных массивов, в среде которых будут живописно
поставлены башенные дома.
Третий аспект рассмотрения — формирование объемно-пространственных композиций
отдельных кварталов. Здесь приходится отметить разницу в облике кварталов,
запроектированных ранее, и кварталов, проектная разработка которых завершена в
последнее время. Их сравнение свидетельствует о постоянном совершенствовании
архитектурно-планировочных решений. Отказавшись от несколько измельченной
структуры первых кварталов, архитекторы разработали ряд интересных проектных
предложений.
Если говорить об общих принципах, которым авторы следовали на всех этапах
проектной работы, то следует отметить стремление максимально разнообразить
застройку, сочетая разноэтажные здания, секционные и башенные дома, контрастные
объемы жилых и общественных сооружений. Эти приемы помогли, в определенной
степени, избежать однообразия и монотонности типовой застройки.
В проектах ясно выражена тенденция формировать планировочную структуру
кварталов, укрупняя объемно-пространственные комплексы, образуемые группами
зданий, объединенными либо на основе общего ритма, либо размещением у общего
открытого зелёного пространства.
Организации зелёных участков в проекте уделено большое внимание.
В кварталах № 10, 11 и 12 зелень распределена равномерно по всей территории. В
свое время такой прием находил поддержку. При этом полагали, что весь квартал
становится крупным зелёным массивом, в котором размещаются жилые и общественные
здания. Позиции сторонников этого приема укреплялись еще тем, что, как показала
практика строительства, обширные свободные территории, предназначенные под
озеленение, не всегда осваивались.
Но жизнь во многом опровергла эти принципы. В условиях массовой, в основном
крупнопанельной застройки, когда применяется ограниченная номенклатура типовых
зданий, такой прием создает предпосылки эстетической невыразительности и равнозначимости внутренних пространств квартала. Отсутствие же ясно выраженных
акцентов приводит к монотонности и безликости застройки. Кроме того, в таких
условиях недостаточно четко воспринимается взаимосвязь отдельных, иногда весьма
удачно решенных частей застройки, не ощущается единство их
архитектурно-планировочной композиции.
В какой-то степени все эти недостатки свойственны и перечисленным кварталам
Купчина.
Иная тенденция наблюдается в проектах кварталов № 18, 19 и особенно квартала №
17. Здесь зелёные массивы значительно укрупнены. Микрорайонные сады выносятся к
границам микрорайонов и объединяются в общий внутриквартальный сад, что приводит
к большей контрастности открытых и застроенных пространств. Появляется
возможность создавать развитые многоплановые объемно-пространственные
композиции, глубинные перспективы. В этом отношении особенно интересно решение
зелёной зоны в квартале № 17. Микрорайонные сады размещены здесь вдоль линии
железной дороги, образуя вместе с посадками в полосе отчуждения и
«подключенными» участками школ и детских учреждений обширное зелёное
пространство, в сторону которого раскрываются более интимные внутренние дворы
микрорайонов.
Именно благодаря объединению микрорайонных садов в общие внутриквартальные
зелёные массивы в основном достигнута композиционная выразительность Пражской
улицы между кварталами № 18 и 19 и внутреннего пространства кварталов № 14 и 15.
Здесь созданы многоплановые объемно-пространственные композиции, в результате
чего архитектурный облик каждого квартала приобретает характерные индивидуальные
черты.
Хотя микрорайоны в функциональном отношении являются структурными единицами
жилого комплекса, они в отдельных случаях получили в застройке четкое
объемно-пространственное выражение.
В этом отношении особенно выделяется квартал № 18. Внутренние пространства его
микрорайонов отличаются свежим и оригинальным решением. По замыслу авторов,
каждый микрорайон должен получить свою цветовую гамму, а в его озеленении
должна доминировать какая-либо одна порода деревьев — береза, липа, клен и т. д.
Этот прием, несомненно, заслуживает одобрения.
Размещение садов у границ микрорайонов приводит, естественно, к бóльшей
концентрации застройки, плотность которой и без того достаточно высока. Это
заставляет укрупнять масштабы застройки, что, в известной степени, достигается
широким применением 9-этажных зданий значительной протяженности.
В целях повышения плотности застройки сейчас используют прием, в результате
которого торцы секционных зданий, стоящих под углом друг к другу, находятся на
очень близком расстоянии. Между домами возникают маловыразительные разрывы.
Из-за большого количества сгруппированных торцов создается впечатление измельченности, раздробленности застройки.
Все это диктует необходимость применять жилые дома, более пластичные и гибкие по
своей форме. Отсутствие таких домов ограничило возможности архитекторов при
формировании квартала № 18, где композиция создавалась с помощью элементарных
объемов — параллелепипедов типовых зданий. Объединение таких объемов в
пластически выразительные композиции очень затруднительно. Поэтому попытка
авторов поставить в квартале № 17 здания более сложной конфигурации заслуживает
всемерной поддержки. Здесь предлагается применить жилые секции-вставки,
соединяющие под прямым углом девятиэтажные здания. Эффективность такого приема
совершенно очевидна. Внутренние дворы становятся более уютными, сокращается
количество разрывов в застройке, укрупнен её масштаб.
Много новых, интересных предложений содержится в архитектурно-планировочных
решениях кварталов № 6 и 7, проекты которых были недавно утверждены
Градостроительным советом Ленинграда. Не случайно Совет отметил высокое качество
разработки этих проектов. Названные кварталы занимают весьма ответственное
положение: они формируют северный фасад Купчина и фланкируют Бухарестскую улицу
— основной въезд в район со стороны города.
Как уже говорилось, для северного фронта застройки Купчина наиболее характерным
будет крупный ритм 16-этажных домов башенного типа. Расположенная перед ними
широкая зелёная эспланада обеспечит хорошую просматриваемость этой
выразительной композиции с дальних точек. В зелёной эспланаде намечено
расположить общественные здания.
Застройку кварталов № 6 и 7 по характеру их планировочных решений можно
расчленить на две части — северную и южную. Композиция северной части, довольна
«жесткая» и в основе своей симметричная, продиктована, в первую очередь, задачей
формирования фасада городского района. Застройка южной части значительно более
пластична. В ней выделяются две группы зданий, образующих уютные внутренние
дворы.
Интересно решен трапециевидный внутренний двор, ограниченный с трех сторон
низкими секционными зданиями, а с четвертой — рядом башенных домов. Последние,
определяя границы двора, в то же время не препятствуют его органическому
включению в общую систему зелёных пространств квартала, связанных, в свою
очередь, с городской зелёной эспланадой.
В кварталах № 6 и 7 предусмотрена блокировка зданий, что вносит в застройку
разнообразие, помогает лучше организовать пространство. Большой эффект
достигается также введением в застройку секционных девятиэтажных домов с
центральным проходом по первому этажу. Постановка таких домов как бы центрирует
композицию квартала, завершает объемно-пространственное развитие его северной и
южной частей, но благодаря проходу не отделяет их друг от друга, а, наоборот,
усиливает их взаимосвязь.
В южной части квартала № 7 предусматривается строительство нового здания
общественно-торгового центра, проект которого в настоящее время разрабатывается
в институте ЛенЗНИИЭП. Положение центра на магистрали традиционно, но он хорошо
увязан с внутренней структурой квартала.
|