Именно благодаря закрытости всей
этой территории в советское время и труднодоступности во время
нынешнее, и приобрела площадка свою уникальность. Задолго до того,
как "вражеские голоса" стали с завидной регулярностью подрывать
социалистические устои, в 1943 году, в прифронтовом блокадном городе
возводился южный оборонительный рубеж, известный под именем "Ижора".
Рубеж состоял из системы фортификационных сооружений, в основном –
долговременных железобетонных огневых точек. Задача перед
создателями рубежа стояла нелёгкая. В кратчайший срок было построено
более ста фортификационных сооружений на расстоянии от 800 метров до
5 километров от переднего края обороны. ДОТ и ЖБОТы, расположенные на описываемой территории не единственные
в городе. Действительно, ДОТов рубежа "Ижора" сохранилось довольно
много. Некоторые из них даже более-менее обихожены, покрашены,
облагорожены. Но все они ныне расположены в окружении множества
различных строений, в основном – жилых, внутри микрорайонов. Таким
образом, эти сооружения являются, как бы фразами, вырванными из
контекста, читая которые чрезвычайно сложно уразуметь суть всего
повествования. ДОТы – это "вершины айсберга", но имеется ещё и
"подводная часть", давно утраченная у всех аналогичных объектов на
территории города. Почему сохранились ДОТы? Да просто потому, что
сделаны были прочно. Многочисленные же и разнообразные коммуникации,
без которых эти фортификационные сооружения не имели бы смысла, не
оказались столь прочны, и не пережили время. Никому бы не "пришло в
голову" сохранять расположенные у ДОТов противотанковые рвы и
траншеи, окопы и землянки, склады и переходы. Всё это – земляные
сооружения, и сравнять их с землёй никакого труда не составляет. Так
и поступили. Везде. Но только не здесь. Некому было зарывать тут
траншеи, да и не за чем. Территория по сути представляла собой
охраняемый пустырь. Если и были повреждены здесь траншеи и окопы, то
виной тому тишь осадки да растительность. А в результате мы имеем
уникальную возможность наблюдать не только ряд фортификационных
сооружений в той самой среде, в которой они и были созданы, но и
проследить всю сеть коммуникаций – траншей и переходов, при помощи
которых эти сооружения были связаны между собой. |