Сегодня это огромный благоустроенный район Ленинграда? А раньше? Что
мы знаем о нем? Мое детство (мне сейчас 75 лет)
прошло в деревне Купчино, где отец, М. В. Романский, поселился
задолго до Октябрьской революции. Человек любознательный, решил
разыскать материалы по истории деревни. Проявив настойчивость,
получил доступ в архивы и после длительных поисков собрал довольно
любопытные данные.
Вот что он рассказывал. С основанием
Петербурга и его постепенным ростом в город начали тянуться с
продуктами крестьяне из окрестных деревень. Городские власти увидели
в этом повод для увеличения государственных доходов. На дорогах при
въезде в столицу устроили заставы, на которых с проезжающих взимали
пошлину.
На Киевском тракте таким пунктом
была Средняя Рогатка. Но мужички — кто был не при деньгах, кто не
хотел раскошеливаться, — быстро нашли способ избегать встречи с
тогдашними «фининспекторами»: не доезжая до Средней Рогатки,
сворачивали вправо, на проселочную дорогу, где верстах в трех от
тракта находилась деревушка Купсино, существовавшая тут с
незапамятных времен. Здесь их ожидали питерские торговцы,
происходила купля-продажа доставленных продуктов и товаров. Не очень
удобное в произношении Купсино постепенно как-то само собой
превратилось в Купчино...
Рос Петербург, росла деревня. В
начале нынешнего века она стала походить на большое село. Жители
занимались молочным животноводством, выращиванием овощей. Особенно
славились купчинские капуста и картофель.
В деревне были школа, читальня,
кузница, пожарное депо, в котором дежурили члены добровольной
дружины. В центре красовалась оригинальная деревянная церковь.
От городской черты Купчино
находилось в трех километрах. Сообщались со столицей только на
лошадях или пешком, так как железнодорожная платформа еще не
существовала.После победы Великого Октября жизнь
почти не изменилась, была такой же размеренной и тихой. Только в
начале 1930-х годов организовался на купчинских землях колхоз имени
Тельмана. Тогда же на линии Витебской железной дороги устроили
полустанок Купчино, но останавливались на нем далеко не все
пригородные поезда. В годы Великой Отечественной войны
население эвакуировали в Ленинград, а жилые дома, за исключением
трех, оставленных для военных целей, разобрали на топливо. Казалось — пришел конец деревне. Ан
нет, уже в 1944-м потянулись купчинцы на родные места, поднялись на
пустыре первые строения. Возродилось Купчино, правда, в меньших
размерах, чем до войны. Дальнейшая судьба деревни известна:
в связи с началом массовой застройки территорий, расположенных к югу
от Ленинграда, ее ликвидировали. Памятью о Купчино остались названия
улицы, станции метро и железной дорога, огромного жилого массива,
возникшего здесь, да несколько вековых деревьев, уцелевших на улице
Димитрова. |
|
|