Софийская улица
Новая часть, от кольцевой автомобильной дороги до Колпинского шоссе
Новая часть улицы
является прямым продолжением старой
Софийской улицы и
проходит с севера на юг, от
кольцевой
автомобильной дороги до Колпинского шоссе, которое, в свою
очередь, соединяет город
Колпино с Московским шоссе на территории
Московской Славянки. Общая длина старой и новой частей улицы
составила более 18 километров. Таким образом, Софийская стала самой протяжённой магистралью
С.-Петербурга из имеющих статус улицы, отобрав сей рекорд у
Бухарестской улицы. |
Идея продления
Софийской улицы
до
Колпина отнюдь не нова. Ещё в начале 1930-х годов
существовал аналогичный проект. Конечно, никакой
Софийской
тогда ещё не было. Предполагалось продлить
улицу Дзержинского (ныне – Гороховая улица) до границы
Ленинграда и далее до
Колпина. Трасса улицы в проекте 1933 года практически
точно повторяет нынешнюю
Софийскую улицу.
Проектное название магистрали – проспект Дзержинского. В полном объёме проект так никогда и не был реализован*. И слава
Богу! В противном случае не было бы у нас сейчас ни
ТЮЗа ни
Литераторских мостков. |
|
|
|
Строительство новой улицы было
начато в 2006 году. Предполагалось, что новая Софийская улица
соединит жилой массив Купчино, кольцевую автодорогу и промышленную
зону "Шушары" с нежилыми зонами "Металлострой" и "Ижорский завод", а
также с городом Колпино. В ноябре 2007 года было открыто продолжение Софийской улицы до
автозавода "Тойота", путепровод через
железнодорожные пути и часть Софийской развязки на пересечении с КАД. В июле 2009 года предполагалось полное открытие дороги.
Предполагаемое не осуществилось. В сентябре 2009 года дорогу всё же
открыли от КАД до Колпинского шоссе. Как всегда, помпезно и, как
всегда, с недоделками. Впоследствии, в течении длительного времени
её расширяли и дорабатывали. |
|
Вид на юг, в сторону
КАД |
Вид на север от железной дороги |
Железнодорожный
светофор |
|
До начала работ по строительству КАД
и дороги на Колпино Софийская улица практически заканчивалась у
переезда. Здесь проходит окружная железная дорога и несколько
подъездных путей. Заканчивалась улица овальной площадью с большим
газоном посередине. Далее шла маленькая двухполосная улица, которая
тем не менее, тоже считалась частью Софийской улицы. Улица вела к
гаражным кооперативам,
Южной ТЭЦ и нескольким
строительным предприятиям. А ещё по ней можно было выехать на
пьяную дорогу. После сооружения КАД и продления Софийской улицы старая часть не
перестала быть востребованной. По ней и сейчас можно проехать через
железнодорожные переезды к
Южной ТЭЦ по низу, не
заезжая на новый путепровод. Регулярного маршрутного движения по ней
сейчас нет, а когда-то к ТЭЦ подходил рейсовый автобус
15-го маршрута. |
|
Переезд на Софийской улице |
Старая Софийская улица, вид на юг |
Старая Софийская улица, вид на север |
|
|
Строительство заезда на
КАД |
Переезд на Софийской улице |
Железнодорожные пути, вид на восток |
|
|
Строительство заезда на
КАД |
Южная ТЭЦ |
Строительство заезда на
КАД |
|
|
Софийская улица, дом 101 |
Софийская улица, дом 90,
гаражные стоянки |
|
|
Вид на север, в
сторону кольцевой автомобильной дороги и
Южной ТЭЦ |
|
|
Старый проезд
к
Южной
ТЭЦ,
ныне расположен восточнее новой улицы, вид на север |
|
|
Вид на север, в
сторону кольцевой автомобильной дороги и
Южной
ТЭЦ |
Вид от старого проезда на запад |
|
Кроме основного рекорда, как то –
наибольшая протяжённость среди улиц Петербурга, Софийская претендует
и ещё на одно заметное отличие: вдоль всей новой части улицы, от
Автозаводской улицы до Колпинского шоссе, проложена велосипедная
дорожка. Это самая длинная велодорожка в Петербурге. О ней надлежит
сказать особо, ибо оригинальность этому сооружению несомненно
присуща, и не только в силу исключительной протяжённости. Дорожка
ведёт из ниоткуда в никуда. При этом добраться к ней ни на
велосипеде ни пешком не возможно, не подвергнув себя при этом
серьёзной опасности.
От старой части Софийской улицы проехать к этому месту можно через
путепровод. Но на нём нет велосипедной дорожки. Зато есть повороты
направо и, учитывая скорости движущихся по путепроводу автомобилей,
езда на велосипеде в правом ряду может быть крайне опасна. В среднем
же ряду по путепроводу на велосипеде рискнёт двигаться разве что
камикадзе. В принципе, можно проехать под путепроводом, по старой
дороге к Южной ТЭЦ. Но и тут возникает препятствие. Велосипедная
дорожка то на другой стороне улицы, а пешеходного перехода нет.
Учитывая ширину и загруженность дороги автотранспортом, перебежки
через неё с велосипедом на плече сопряжены с известной долей риска
для жизни. Последний вариант – проехать по "пьяной
дороге" до Шушар, а затем по Автозаводской улице к началу
велодорожки. Но останется ли у велосипедиста желание продолжать путь
после такого марш-броска, особенно учитывая то, что его придётся
повторить при езде домой. Остаётся только один вариант. Желающий
прокатится по велосипедной дорожке вынужден добираться до неё на
автомобиле. |
|
Автозаводская улица |
Начало/конец велодорожки у
Автозаводской улицы |
|
В 2008 году дорогу, проложенную от
улицы Ленина в промзоне "Шушары" до новой части Софийской улицы
назвали Автозаводской улицей. Неподалёку, в промзоне, расположен ряд
автосборочных заводов. Отсюда и название улицы. Непосредственно к
Софийской улице примыкает черезвычайно "колоритный" забор
предприятия Toyota Motor Corporation. |
|
Вид на север, в сторону Купчина |
Автозаводская улица, вид от Софийской улицы на
запад, в сторону Шушар |
|
|
Восточная
сторона улицы, вид на север |
|
|
Велодорожка
западнее Софийской улицы, вид на север |
Вид на северо-восток |
|
|
Велодорожка западнее Софийской
улицы, вид на север |
Вид на северо-запад |
|
Проезд в промзоне "Шушары",
соединяющий продолжение улицы Ленина и новую трассу Софийской улицы,
в 2009 году был наименован Николаевским проездом – по названию
Николаевского посёлка, находившегося в его створе на Московском
шоссе в начале XX века. Этот проезд ограничивает квартал завода
"Тойота" с юга. |
|
Велосипедная
дорожка, забор предприятия "Тойота", информация на заборе |
|
В нескольких метрах южнее
перекрёстка Софийской улицы и Николаевского проезда, восточная
проезжая часть Софийской улицы, по которой осуществляется движение в
сторону Петербурга делает крутой поворот, с дальнейшим выходом на
прежнее направление. Таким образом осуществляется
объезд мачты
ЛЭП, как-то неожиданно
оказавшейся прямо посреди дороги. Черезвычайно интересно было бы узнать, где были проектировщики,
куда смотрели строители и особенно любопытно, кто же принимал в
эксплуатацию это форменное безобразие? Результат подобного головотяпства – регулярно случающиеся здесь
аварии. Да, конечно, подстраховались. Выставили дорожные знаки,
ограничивающие скорость движения до 40 км/ч и успокоились.
Переложили, значит, вину с проектировщиков и строителей дороги на
пользователей оной. А заодно и не плохую "кормушку" создали. |
|
Вид на север |
Место объезда мачты
ЛЭП |
|
|
Вид на восток, различимы
строения в
Рыбацком |
|
|
Велодорожка |
Вид на север, в сторону
Петербурга |
|
|
Вид на юг –
северо-восток, в сторону Петербурга |
|
|
Вид на запад |
Вид на юго-восток |
Вид на юг |
|
Перед
Кузьминкой новая Софийская пересекает Ленсоветовскую дорогу, проходящую от
Московского шоссе (посёлок
Ленсоветовский)
до
Металлостроя и
Рыбацкого, через
Петро-Славянку.
Здесь сооружена двух уровневая развязка. Через
Кузьминку переброшены два моста. Здесь же имеется, одна из двух
на всём протяжении новой Софийской улицы, автобусная остановка.
Мосты через
Кузьминку пока не имеют собственных названий. В рамках данного
сайта они будут условно названы "Первый мост" – северный и "Второй
мост" – южный. Перед первым мостом, западнее Софийской улицы, располагаются
предприятия автосервиса, производства тротуарной плитки и другие не
большие производства, а до войны на этом месте была мясная ферма. С давних времён здесь находилась
деревенька Гарры.
В 1943 году это был передний край обороны Ленинграда. Гарры, в
частности упоминает в своих мемуарах, воевавший на этой земле
известный артист и ветеран
Ю. Никулин. На территории бывшей деревни со времён Великой
Отечественной сохранилось несколько долговременных огневых точек (ДОТов). |
|
Тут не лишним будет слегка отвлечься
от основной темы и обратится к истории. Дело в том, что трасса
нынешней Софийской улицы, задолго до сооружения оной, уже была
облюбована для магистрали совсем иного рода. В 1987 году при участии Министерства путей сообщения и
Государственного комитета по науке и технике было начато
проектирование магистралей для скоростей 300-350 км/ч. Проект
предполагал строительство ВСМ "Центр – Юг" (Москва – Крым), на её следующем
этапе – включаемую в последнюю, ВСМ "Ленинград – Москва". В результате
исследований была сформулирована Государственная научно-техническая
программа "Высокоскоростной экологически чистый транспорт", утверждённая
Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1988 года. Об этом
стало известно начальнику Октябрьской железной дороги А. Зайцеву, при
участии которого головным участком будущей ВСМ, вопреки проекту, было
выбрано направление Ленинград – Москва. 13 сентября 1991 года, президент России Б. Ельцин подписал указ "О
создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали
Петербург-Москва". 19 октября 1992 года Государственная научно-техническая программа
"Высокоскоростной экологически чистый транспорт" была утверждена Приказом
Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. В качестве направления ВСМ рассматривалась только линия
Санкт-Петербург – Москва. Согласно проекту, длина железной
дороги должна была составить 659,1 км, маршрутная скорость движения
поездов была определена 220-260 км/ч с максимальной эксплуатационной
скоростью 300 км/ч, а расчётной – 350 км/ч. В пределах пригородных
зон предусматривалась скорость до 200 км/ч. В 1995
году проект был принят. К 1997 году планировалось ввести в
эксплуатация участок Санкт-Петербург – Новгород, в 1998 – участок Тверь –
Москва, к 2000 году – магистраль на всем её протяжении. Однако, президент
Б. Ельцин 1 июля 1998 года подписал указ об отмене создания
высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Фактически строительство дороги так и не было начато. Через несколько лет РАО ВСМ было
признано банкротом и прекратило своё существование; проект не был
реализован, из всех работ реально было выполнено только сооружение
котлована вблизи Московского вокзала в Санкт-Петербурге.
Котлован получил насмешливое прозвище "самая дорогая в мире яма" и
был полностью застроен только в 2010 году. Теперь на месте не
состоявшегося вокзала ВСМ торгово-развлекательный центр "Галерея". |
|
Столб-памятник
на восемнадцатом километре трассы ВСМ Санкт-Петербург – Москва |
|
Столб-памятник на 18-ом километре трассы ВСМ Санкт-Петербург -
Москва был установлен 30.07.1993 года на берегу реки
Кузьминки
между посёлками
Ленсоветовский и
Петро-Славянка. Надпись на столбе:
"ВСМ Санкт-Петербург – Москва. Начало строительства 30 июля 1993". В
основание столба были заложены капсула с табличкой: "На этом месте началось строительство высокоскоростной
магистрали Санкт-Петербург – Москва, сооружаемой согласно Указу
Президента РФ Б. Н. Ельцина № 120 от 13 сентября 1991 года" и несколько
номеров питерских газет. При строительстве Софийской улицы, а именно – моста через
Кузьминку памятник был снесён. Дальнейшая его судьба не
известна. |
|
Автобусная остановка |
Вид с запада
Первый мост через Кузьминку
Вид с востока |
|
При подъезде к первому мосту через
Кузьминку, будет немало озадачен любой велопутешественник. Дело
в том, что велодорожка, уверенно направлявшая его в сторону Колпина,
внезапно и неожиданно прекращается и перед ошеломлённым
велосипедистом
возникает знак "Движение
на велосипедах запрещено". Причём, рядом стоит второй знак
"Велосипедная
дорожка", уводящий в сторону Московского шоссе, хотя велодорожки
непосредственно за этим знаком нет. Поскольку велосипедисту езда по
тротуарам запрещена (ПДД 9.9), ему, желающему продолжить путь по
Софийской улице, не остается ничего иного, как спешиться и весь мост
(а это 560 метров) вести своего "железного коня" руками. За мостом
велодорожка вновь возникает ниоткуда. Подобные странности велосипедист обнаружит на дорожке ещё
неоднократно. Каждый раз, когда на пути велодорожки возникает
пересечение с обычной дорогой, она, велодорожка, неизменно
заканчивается, требуя от законопослушного велосипедиста прекратить
движение. Таким образом дорожка изобилует знаками
3.9 и
4.4.
Очевидно, только эти знаки были известны устроителям. О
существовании же знака
1.14 они не
ведали. |
|
Вид на запад с первого моста, ДОТ
(артиллерийский полукапонир) |
|
|
Вид на запад – северо-запад с
первого моста через Кузьминку |
|
|
Вид на запад – северо-запад с
первого моста через Кузьминку |
|
|
Первый мост через Кузьминку,
вид на север – северо-восток |
Кузьминка, вид на восток |
|
|
Вид с востока
Второй мост через Кузьминку
Вид с запада |
Вид на север |
|
|
Вид на запад
Река Кузьминка
Вид на восток |
Вид на юг от второго моста |
|
|
Велосипедная
дорожка, проходящая западнее Софийской улицы, виды на север |
|
|
Велосипедная
дорожка, проходящая западнее Софийской улицы, виды на север |
|
|
Вид на север,
в сторону Петербурга |
Вид на северо-запад |
|
Немного севернее моста через
Славянку имеется достаточно оригинальная дорога, отходящая на
восток от Софийской улицы. Въезд на неё не возможен, дорога
перегорожена бетонными плитами. Надпись на табличке у самого начала
дороги гласит: "частная территория проход запрещён". Возможно, это
рудименты, сохранившиеся со времени, когда власти долго и безуспешно
пытались выкупить земли для прокладки дороги у частных лиц. Земли же
эти были скуплены заранее предприимчивыми гражданами при
попустительстве тех же самых властей. |
|
Дорога,
отходящая на восток и перекрытая бетонными плитами |
|
|
Вид с моста на север
Мост через
Славянку
Вид на мост с запада |
|
Мост через реку
Славянку претендует на некоторую оригинальность. В отличии от
мостов через
Кузьминку, река здесь гораздо уже и у неё имеется бетонная
набережная. Мост выполняет также и функцию путепровода. Здесь
возможен проезд какой-либо техники с полей западнее улицы к полям
восточнее её. Велосипедная дорожка, до того проходившая западнее
Софийской улицы, тоже "ныряет" под мост и "выныривает" уже на другой
стороне улицы. Тут велодорожка опять показывает "норов", прекращаясь
перед мостом, и вновь проявляясь после. Далее, до Колпинского шоссе, она следует вдоль
восточной (чётной) стороны Софийской улицы. |
|
Проезд под мост с запада |
Вид с моста на запад |
Вид с моста на юг, западная сторона |
|
|
Вид на мост с запада |
Славянка, вид на юг, западнее улицы |
Съезд на запад, в поля |
|
|
Наблюдатели |
Съезд на восток |
Велодорожка с восточной стороны |
|
|
Вид на мост с
восточной стороны |
|
|
Вид с моста на восток |
Славянка, вид на восток |
Вид на мост с восточной стороны |
|
|
Вид на север, восточнее дороги |
Вид на север, западнее дороги |
Вид на северо-восток |
|
|
Велодорожка
восточнее Софийской улицы |
Вид на запад, строительство |
|
Как ни странно, но до сих пор на
полях ведутся сельскохозяйственные работы. В частности – заготовка
сена. Хотя, вероятно, это скоро прекратится. Вдали отчётливо
просматривается грандиозное строительство, развернувшееся в
последние годы в Ленсоветовском, Шушарах и Пушкине. |
|
Вид на запад,
в сторону Ленсоветовского, Пушкина |
|
|
Вид на север
с западной стороны Софийской улицы |
Вид на запад, на Колпинское шоссе |
|
|
Перекрёсток
Софийской улицы и Колпинского шоссе (дороги Колпино – Московская
Славянка) |
|
|
Вид на север от перекрёстка
Софийской улицы и Колпинского шоссе |
|
По первоначальному проекту
предполагалось продление улицы до Московского шоссе,
Ям-Ижоры и дороги на
Никольское. Но в настоящее время никакие работы в этом
направлении не ведутся. Софийская заканчивается у перекрёстка с
Колпинским шоссе. Дорожка, приведшая велосипедиста на оживлённый
перекрёсток, бесследно исчезает, оставляя путника в полном
недоумении... |
|
Вид на юго-восток – юг –
юго-запад от перекрёстка Софийской улицы и Колпинского шоссе |
|
|
|