В процессе реставрации тех или иных транспортных средств нередко возникают
вопросы, на которые необходимо отыскать ответы. Справочными материалами в
основном служат издания специальной литературы с описаниями, схемами,
чертежами, параметрами. На некоторые машины обнаружить такого рода книги не
так уж и затруднительно.
Но имеется множество моделей, описания которых крайне скудны, а порой и
вовсе отсутствуют. Причём, это не машины какого-то XIX
века, а не столь уж и отдалённая от нас по времени техника. Что,
спрашивается, делать при отсутствии необходимой документации. Первое, что
приходит в голову, узнать, имеются ли в мире и в его окрестностях подобные
экземпляры, пригодные для снятия мерки с них непосредственно. Вот так или
примерно так рассуждали наши специалисты, когда взялись за капитальное
восстановление очередного музейного автобуса – Голубки ЗИЛ-158В ликинского
производства.
Тут надо конечно пару слов сказать о потенциальном шедевре, который
несомненно будет рождён в недрах нашего музея. Автобус, являвшийся
непосредственным наследником модели ЗИС-155, выпускался на Заводе имени
Лихачёва с 1957 по 1960 годы. Схожесть с предшественником у модели
достаточно значительная. Концептуально, так это вообще один и тот же
агрегат. Немного больше стал салон. Изменился внешний вид. Был применён ряд
технических новшеств, которые далеко не все говорили об автобусе в
положительном смысле.
Поясню свою мысль. Например, из салона исчезли печки отопления. Отныне
пассажиры могли греться только от воздуха, проходившего сквозь передний,
основной и единственный радиатор. Толщина целого ряда значимых (несущих)
кузовных конструкций была ощутимо занижена по сравнению с предком. Это
несомненно дало приличную экономию металла, но и сильно понизила жёсткость
кузова, а к тому ещё способствовало боле скорой коррозии кузовных элементов.
Выпуск модели продолжился в Подмосковье. Ликинские ЗИЛы принципиально от
московских не отличались. Однако процесс модернизации не прекращался, и
модификация ЗИЛ-158В имела ряд отличий.
Вот такую-то машину, поздний ЗИЛ-158В ликинского производства, и взяли мы за
образец при начале работ по восстановлению. В качестве доноров у нас аж три
автобуса. Все три не в лучшей форме. Один из Подмосковья, где долгое время
служил сараем и душем. Другой – из Ленинградской области. О его извлечении
написан рассказ. А третий подкатили нам
коллеги-электротранспортники. Надежды собрать из трёх имеющихся один
полноценный есть. Однако ряд элементов кузова и салона отсутствуют на всех трёх из имеющихся
образцов.
Для получения понимания об элементах, на наших автобусах отсутствующих,
решено было снарядить экспедицию в славный, но далёкий город Красноярск.
Отчего же именно туда? Да всё просто, именно там в одном из частных музеев
находится образец машины, которая нам и нужна. Это автобус ЗИЛ-158В
ликинского производства одного из самых поздних выпусков, а именно 1969
года. И, как мы предполагали, этот автобус, оборудованный ещё на заводе, не
подвергся значительной «модернизации», а точнее говоря – переделкам при
последующей эксплуатации. Впоследствии машина была отреставрирована. Но мы
лелеяли надежду, что при сём процессе все оригинальные детали, если и были
демонтированы, то затем установлены на штатные места.
История упомянутой машины достаточно подробно описана, нет нужды её
повторять. Вот для детального осмотра и проведения множества промеров
различных её элементов и отправились мы в город Красноярск, что удалён от
нас на расстояние более трёх с половиной тысяч километров (это по прямой), а
коль по дорогам считать, так без малого пять тысяч выйдет.
|
16 января 2024
года мы командой
из трёх человек:
Леонид Ончуков,
Андрей Морозов и
ваш покорный
слуга отбыли в
Сибирь. Лететь
до Красноярска
долго, пять
часов. Пять
часов реального
времени. А вот
прилетели мы в
Сибирский край
аж через 9
часов. Причина в
часовом поясе,
который пришлось
порастянуть по
прибытии на
место. Разница
во времени меж
нашими городами
четыре часа.
В аэропорту нас
встретил
Александр
Эдуардович
Кнапнугель. С
этим человеком
мы провели весь
день и
испытываем самые
положительные
эмоции от
общения. Если не
вдаваться в
юридические
тонкости,
Александр
Эдуардович –
руководитель
центра
сохранения
ретро-транспорта
под названием
«Авто-ретро
Красноярск».
Кроме сайта,
организация
имеет и группу в
социальной сети
ВКонтакте.
Приветливый
хозяин всю
дорогу
рассказывал о
музее, об
отдельных
экспонатах,
интересовался
нашими планами и
намерениями.
Ехать от
аэропорта до
Красноярска
довольно далеко.
Времени
поговорить обо
всём хватило. По
дороге из окна
автомобиля можно
было увидеть
зарождающий
красноярский
день. День
предполагал быть
хоть и морозным,
но солнечным и
нас впоследствии
это очень
порадовало. |
Музей
«Авто-ретро»,
на сколько я
смог понять,
единственный в
Сибири
выставочный
комплекс такого
уровня.
Расположен он на
городской
территории, и
открывается для
посетителей по
выходным дням.
Экспонаты
располагаются в
адаптированном
под выставку
ангаре,
изначально.
вероятно,
использовавшемся
в качестве
складского
помещения. При
этом, надо
отметить, что
ангар весьма
просторен,
разделён на
отдельные
помещения и
имеет отопление.
Первое, что
открывается
вошедшему в
музей, это –
галерея
различных
дипломов и
благодарностей,
вывешенных на
стене в рамках.
Кроме них
посетителям
открывается
внушительных
размеров
фотогалерея, на
которой
изображены
экспонаты музея,
участвующие в
различных
городских
мероприятиях –
праздниках и
парадах. |
Галерею
экспонатов
открывает
«гармонь» –
Икарус 280. Это
не простой
автобус, а
ГМПэшный, то
есть с
коробкой-автоматом.
В наших краях
такие звери не
водились, хотя
коротыши
ГМПэшные были.
Кроме «гармони»
в коллекции
музея есть и
трамвай и
троллейбусы.
Иначе говоря –
всякой твари по
паре. |
Общее
представление о
коллекции и
экспозиции вы
можете сами
составить,
просмотрев
нижеследующую
галерею.
Конечно, это
поверхностный
взгляд, скорее
общий обзор,
нежели детальное
изучение. А
изучать и
осматривать в
коллекции есть
чего. На
выставке
представлены
самые разные
транспортные
средства, от
мопедов до
автобусов.
Далеко не все
машины
выставлены
удобно для
фотографирования,
но это по
причине экономии
места. |
Кроме
автотранспорта
на выставке
представлен ряд
стендов и
наглядных
пособий, некогда
являвшихся
элементами
оборудования
автошколы.
Многочисленные
наглядные
пособия успешно
вписываются в
экспозицию.
В отдельных
помещениях
расположены
мастерские по
ремонту и
реставрации.
Сюда обычных
экскурсантов не
водят, но нам
было разрешено
осмотреть всё.
Разнообразие
экспонатов
впечатляет! В
музее имеется
даже свой
кинозал, успешно
встроенный в
экспозицию. Это
не просто зал, а
ретро-зал с
киноаппаратурой
1970-х годов. |
А вот наконец и
она, Голубка –
автобус, ради
встречи с
которым мы
проделали столь
длительное
путешествие.
Подробнейшим
образом нами
были изучены,
промерены и
сфотографированы
все нюансы
конструкции
этого аппарата.
Надо ли
говорить, что
технические
фотографии в
настоящее
повествование не
включены. В
противном случае
тут была бы
мощная галерея,
не
представляющая
интереса для
широкого круга
любителей
истории
транспорта. |
Процедура
промеров и
изучения
конструкции
потребовало
времени, но не
так, чтобы уж
очень
значительного. К
тому же для нас
машина была
поставлена на
яму, что
многократно
упростило дело.
По окончании
работы у нас
появилось
свободное время
и радушный
хозяин предложил
прокатиться по
городу. От
такого
предложения
Александра
Эдуардовича грех
было
отказываться.
Никто из нас
никогда в
Красноярске не
был, и случится
ли нам ещё
побывать в этих
местах – большой
вопрос.
Радушный хозяин
музея показал
нам самые
интересные места
Красноярска,
прокатил по
главным
городским
магистралям и по
маленьким
улочкам, по
мостам и
набережным. Мы
впервые увидели
Енисей не на
картинке.
Побывали в
нескольких парках
и в центре
города. Конечно
получить полное
представление о
Красноярске в
процессе такой
покатушки
невозможно, но
были очень
благодарны
нашему
провожатому за
интересную
экскурсию. |
Однако
городскими
ландшафтами всё
не ограничилось.
Нам было
предложено
прокатиться до
Красноярской ГЭС
– одной из самых
мощных
электростанций
на Енисее.
Сказано-сделано.
Мы мчимся вдоль
великой
сибирской реки,
обрамлённой
высокими горными
кряжами.
Саяны... Честно
признаться, до
этого дня все
мои ассоциации с
этой горной
системой
сводились к
синей наклейке
на лимонаде
советских
времён. Но вот
же,
довелось-таки
увидеть Саяны
вживую.
Сочетание
незамерзающего
никогда Енисея
(результат
деятельности
ГЭС) и горных
массивов по
берегам создаёт
неповторимый
колорит,
пейзажи,
которыми можно
любоваться
бесконечно.
Нет сомнения,
что местные это
прекрасно
понимают, оттого
и возводят
смотровые
площадки на
местах с особо
привлекательными
видами. Мы
побывали на
нескольких из
них.
«Царь-рыба»,
Дивногорск,
Старый Скит,
памятник «Колесо
турбины» и
конечно же
памятник «Слава
труду» –
самосвал
МАЗ-525,
установленный на
постаменте.
Единственное,
что не
получилось ни
осмотреть, ни
сфотографировать
– так это саму
Красноярскую
ГЭС. Солнце,
сопутствовавшее
нам всё время
нашего
путешествия,
светило в
лицо, превратив
вторую по
мощности в нашей
стране
гидроэлектростанцию
в силуэт. А
ожидать
перемещения
светила в более
удобную точку у
нас не было
возможности. Ну
ничего, каждый
желающий может
поглядеть на сей
объект без
особого труда,
ведь
Красноярская ГЭС
отпечатана на
каждой
10-рублёвой
бумажной купюре,
которые теперь в
активном ходу. |
Дело близилось к
вечеру, и
Александр
Эдуардович отвёз
нас в аэропорт.
Так получилось,
что пробыли мы в
Красноярске один
день, из
которого
половину
потратили на
работу, а вторую
половину на
интереснейшую
экскурсию.
Дорога домой
заняла те же
пять часов
реального
времени, однако
прилетели мы в
город-герой
Ленинград всего
через час от
того времени, в
которое убыли из
Красноярска.
Затянули,
значит, часовой
пояс, который
при полётё в то
сторону ощутимо
приспустили.
В заключении
хочется ещё раз,
не боясь
повторения,
выразить
благодарность
Александру
Эдуардовичу за
радушный приём и
заботу, и
конечно же
пожелать
процветания
Красноярскому
краю, красотами
которого мы лишь
чуть-чуть смогли
насладиться,
разумеется,
дальнейшего
развития музею
«Авто-ретро» и
всего самого
наилучшего
нашему
гостеприимному
хозяину,
настоящему
Патриоту!
|
|