Кладбище "Па́мяти Же́ртв
Девя́того Января́" расположено между
проспектом Александровской Фермы,
улицей
Жертв Девятого Января,
проспектом Девятого Января,
Софийской
улицей и железной дорогой московского направления. Кладбище
занимает около семидесяти пяти гектаров. Ближайшая к конторе часть кладбища, расположенная слева от
осевой дороги "Памяти Жертв 9 января" (участки 1-34), сохранила
первоначальную трассировку дорожек, разделявших ее на квадраты.
Здесь не только на уцелевших дореволюционных могилах, но и на
захоронениях последующих десятилетий преобладают надмогильные кресты
– деревянные, металлические, иногда каменные. Большинство могил
огорожено, ухоженные семейные участки иногда занимают значительную
площадь. Иначе выглядит центральная часть кладбища, где захоронения
производились в основном в послевоенный период. Здесь надмогильные
кресты уступают место стелам и гранитным стенкам (на многих из них,
впрочем, выгравировано изображение креста). Определённое однообразие и регулярность свойственны району так
называемых "коммунистических площадок" (участки 52-55), которые были
организованы в 1960-1970-х годах. Равновеликие гранитные и мраморные
стелы изредка перемежаются здесь с металлическими колонками,
увенчанными звездой. Обращают на себя особое внимание надгробия
военачальников и Героев Советского Союза, часто украшенные
скульптурой (участок 35 и др.). На участке 58, ставшем во время войны местом братских захоронений,
позже хоронили экипажи самолётов, погибших в авиакатастрофах.
Позднее здесь появились захоронения военнослужащих – жертв афганской
войны (погребенных также и на других участках кладбища). Некоторым
своеобразием отличаются районы еврейских захоронений, первый из
которых сложился в начале 1970-х годов (участки 40-а-46-а), после
прекращения захоронений на соседнем еврейском кладбище. На участке
49, около железной дороги, в начале 1980-х годов обустроен новый колумбарий. Участки кладбища,
прилегающие к
Софийской улице
(45-46, 66-69), а также старый колумбарий, совершенно заброшенные,
заболоченные и заросшие. Очевидно, здесь выделялись участки для
захоронений в начале-середине 1960-х годов. Некоторые могилы
сохранились. Однако ухоженное захоронение обнаружено всего одно.
Остальные могилы не посещаются. Здесь же имеются
кучи кладбищенского мусора, развалины строений водопроводной сети. |
|
|
В середине XIX века вдруг обнаружилось, что в Петербурге
недостаточно мест для погребений.
К этому времени соседство старых некрополей с густонаселёнными
кварталами растущего города стало вызывать опасения не только у
администрации, но и у
населения.
Петербург
не был первым европейским городом, столкнувшимся с этой проблемой.
Кладбища в городской черте давно вызывали протесты общественности
европейских стран в связи с расхожим мнением о необычайной их
заразности,
которая, якобы, сохраняется в течение десятков лет и может
распространяться на
большие расстояния.
В 1854 году в Петербурге была
создана первая городская комиссия по устройству кладбищ,
деятельность которой свелась к незначительному увеличению территорий
старых некрополей. Существенными оказались сама постановка проблемы
и признание необходимости административных и научных мероприятий,
направленных на её разрешение.
В 1865 году при Городской думе возникла новая комиссия, в задачу
которой входило уяснение реальной ситуации на городских кладбищах и
выработка перспективных рекомендаций. По инициативе
обер-полицмейстера Петербурга Ф. Ф. Трепова, член комиссии В. Беляев
составил записку о состоянии кладбищенского дела и мерах по его
исправлению. Было признано целесообразным устройство за городом,
вблизи железных дорог, двух новых городских кладбищ. В 1868 году по
распоряжению Александра II начался поиск подходящих мест вдоль линий
Николаевской, Варшавской, Петергофской и Финляндской железных дорог,
приблизительно в десяти верстах от столицы.
В октябре 1871 года последовало высочайшее повеление об устройстве
за счет города двух загородных кладбищ – Преображенского (по
Николаевской железной дороге) и Успенского (по Финляндской). При
этом было особо отмечено: "...с таковым устройством этих двух новых
кладбищ и расширением Больше-Охтинского кладбища воспретить привоз
покойников на три существующие кладбища – Митрофаниевское,
Волковское и Смоленское из больниц и других богоугодных заведений,
направив всех их на новые кладбища, преимущественно же на кладбище
по Николаевской железной дороге". Через месяц, под председательством
городского головы Н. Погребова, была сформирована комиссия по
устройству загородных кладбищ. В её работе приняли участие члены
санитарных и хозяйственных служб Городской думы, городской инженер,
городской архитектор, городской землемер, старший врач полиции и
настоятель Смоленского кладбища.
В июне 1872 года комиссия приобрела на десятой версте Николаевской
железной дороги, обширную территорию площадью в сто двадцать одну
десятину триста шестьдесят сажень. Участок в тридцать четыре
десятины находился слева от железной дороги, и на нем впоследствии
были организованы иноверческие кладбища: лютеранское,
римско-католическое, магометанское, иудейское и караимское. На
участке справа от железной дороги начались работы по устройству
кладбища православного. |
6 августа 1872 года был заложен храм
во имя Преображения Господня. По церкви кладбище получило название
Преображенского. Отделы кладбища были названы в честь главных
православных праздников: I – Преображенский, II – Рождественский,
III – Крещенский, IV – Успенский, V – Воскресенский, VI –
Вознесенский. Летом и осенью 1872 года вокруг всего участка устроили
земляной вал со рвом, проложили крестообразно две большие дороги и
выходящие к ним малые дорожки, вдоль которых начали прокладывать
дренажные канавы, сажать кусты и деревья. У железной дороги
построили крытую
платформу, напротив неё, над воротами, устроили звонницу, на
кладбище выстроили дом для конторы и служащих с приемной для
посетителей. Строительство всех сооружений велось по проектам
архитектора П. Ю. Сюзора, под наблюдением архитектора А. Е. Шкляревича. В
центре кладбища было оставлено место для предполагаемой каменной
церкви. В городе, в конце Полтавской улицы, на Александровском плацу, было
построено деревянное здание приёмной станции с тремя отделениями:
среднее – для православных, правое – для католиков, левое – для
лютеран. От приёмной станции до Николаевской железной дороги был
проложен железнодорожный путь, а с управлением железной дороги
заключён договор о провозе усопших в специальном погребальном
поезде. 29 октября 1872 года были подняты кресты и колокола, а 19 ноября
при большом стечении народа епископ Ладожский Тихон освятил
кладбищенскую Преображенскую церковь. Шатровый храм в "русском
стиле", предназначенный для пятисот богомольцев, был снаружи и
внутри украшен деревянной резьбой, имел окна в форме креста, тогда
как окна в барабане купола были застеклены бледно-жёлтыми стёклами.
Образ Спасителя на наружной стене алтаря и иконы в иконостасе
написала петербургская артель художников. Настоятелем церкви стал
священник Никанор Бобров, прослуживший в ней более сорока лет. 1 декабря 1872 года кладбище было открыто для захоронений. Это было
первое кладбище в Петербурге, подчинённое непосредственно городской
администрации, а не церковному начальству. Комиссия по устройству
кладбищ определяла состав кладбищенского персонала, назначала
жалованье заведующему, сторожам и могильщикам, а также священнику и
псаломщикам. "Комиссиею руководила та мысль, что кладбищенский
священник должен быть не только исполнителем духовных треб на
кладбище, но утешителем скорбящих, для чего, при своих умственных и
нравственных качествах и пастырских достоинствах, он должен быть
отрешён, в отношении к публике, от всяких денежных расчетов. Получая
обеспечение и постоянное содержание, священник не должен нуждаться в
подаяниях за труды, не должен отличать в своем служении богатого
заказчика от недостаточного". Комиссия определила плату за могилы в церкви, на её паперти и во
всех разрядах кладбища, а также расценки за церемонии, сопутствующие
погребению, и за используемые при этом предметы. Весь доход от
похорон должен был поступать в городскую казну. В счёт консистории
шли только пожертвования в пользу церкви и свечной сбор. Городская
администрация взяла на себя все заботы, связанные с благоустройством
кладбища. Комиссия разработала правила и инструкции по управлению
Преображенским кладбищем и проведению похорон. Общее же руководство
возлагалось на особого санитарного попечителя, избираемого Городской
думой из состава санитарной комиссии. У него в подчинении состояли
смотрители кладбища и приёмной станции. Смотрители возглавляли
кладбищенские конторы со своим персоналом и необходимым штатом
сторожей и могильщиков. С возникновением загородных кладбищ вопросы социальной гигиены из
сферы домыслов, слухов и эмоций попали наконец в сферу реального
научного исследования. Медикам-гигиенистам предстояло ответить на
вопрос – являются ли городские кладбища источниками распространения
ежегодных эпидемий? Только что открытое Преображенское кладбище
вызывало особое беспокойство ввиду незначительной его удаленности от
Невы. С весны 1875 года именно оно превратилось в своеобразную базу
различных экологических исследований. Петербургские врачи-гигиенисты
одними из первых в Европе попытались осуществить широкую программу
экспериментов и дать научно обоснованные ответы на вопросы,
волновавшие в течение целого столетия население крупных городов.
В комиссию, исследовавшую санитарное состояние Преображенского
кладбища, вошли опытные врачи-гигиенисты и геологи. Программа работы
включала топографическое описание кладбища, исследование его
почвенных условий, анализ воды в Неве выше и ниже кладбища,
исследование грунтовых вод. Эксперименты проводились под
руководством профессора Медико-хирургической академии А.
П. Доброславина. В 1880 году комиссия пришла к выводу: "Принимая во внимание
громадную площадь, занимаемую кладбищем, значительное расстояние
между могилами, глубину могил, разделение кладбища на несколько
отделений, разобщенных между собой широкими промежутками,
начинающееся обильное насаждение деревьев, опасения относительно
порчи и насыщения почвы органическими элементами представляются ныне
преждевременными". Было установлено также, что кладбище не
загрязняет невскую воду. Заключение комиссии говорило о безвредности
Преображенского кладбища для городского населения. "При хороших
почвенных условиях и при правильном ведении кладбищенского дела
общественное здоровье опасности со стороны кладбищ не подвергается". Результаты многолетних и разнообразных исследований
врачей-гигиенистов легли в основу концепции ведения кладбищенского
хозяйства, разработанной санитарной комиссией Городской думы в 1886
году. |
|
С первых лет существования Преображенское
кладбище стало некрополем городской бедноты. При том, что общее
число погребённых на нём с 1873 по 1875 год составило около
тринадцати тысяч, только одно захоронение было произведено в первом
разряде и шесть – во втором. В большинстве здесь хоронили обитателей
больниц и богаделен, в основном это были крестьяне, солдаты. Около
половины всех погребаемых составляли умершие дети из Воспитательного
дома. (Впоследствии на месте захоронения сирот был установлен
высокий чугунный крест на гранитном постаменте.) На участках платных
разрядов изредка хоронили мещан, купцов, дворян. Крайне
неравномерное распределение захоронений по разрядам приводило к
постоянному пересмотру расценок, площадь бесплатных и дешёвых
разрядов всё более увеличивалась за счёт участков платных. Надо сказать, что городская администрация прикладывала усилия для
рекламы кладбища среди состоятельных слоев городского населения.
Дважды, в 1881 и в 1893 годах, выпускались брошюры, которые
информировали население о Преображенском и Успенском загородных
кладбищах. В этих печатных изданиях приводилось их краткое описание,
рассказывалось о порядке пользования, были указаны расценки за места
в различных разрядах. Однако число захоронений в платных разрядах
увеличивалось медленно. В 1875 году оно составляло десять процентов
от общего числа погребений, в 1885 – пятнадцать, к началу века –
приблизительно треть от общего числа. В основном это были
захоронения в самом дешёвом, пятом разряде, где цена места
составляла пятьдесят копеек. Регистрация умерших производилась городской приёмной станцией, где
имелся подробный план кладбища с обозначением участков и разрядов.
Ежедневно от приёмной станции отходил специальный кладбищенский
поезд с вагонами для покойников и пассажиров, провожавших их в
последний путь. Расписание поезда было приурочено ко времени
богослужения в кладбищенской церкви. Кроме железнодорожного пути, к
кладбищу была проложена дорога от Шлиссельбургского тракта. В доме
для посетителей были устроены места отдыха, буфет, монументные
мастерские. Постоянно проводились работы по благоустройству
территории: мостились проездные дороги и дорожки между разрядами,
прокладывались дренажные рвы и канавы, склоны которых покрывались
дерном, а дно выкладывалось камнем. В 1887 году, в соответствии с приказом главнокомандующего
петербургским военным округом, на загородных кладбищах были
организованы воинские отделения для нижних чинов. На Преображенском
был выделен участок около четырех десятин, где с января 1888 года
начались захоронения. Земли, примыкающие к нему со стороны осевой
дороги, в августе 1888 года отвели для захоронений восьмому флотскому
экипажу. Воинское отделение было разделено на девятнадцать участков,
принадлежавших соответствующим воинским частям, преимущественно –
гвардейским. Надмогильные кресты различных полков отличались по
форме и цвету. По воспоминаниям стариков, на флотском участке были
белые кресты с голубой окантовкой, на казачьем – тёмно-красные с
чёрной окантовкой, на офицерском – светлые красные кресты. У
железной дороги отвели участок Константиновскому артиллерийскому
училищу. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на могилах
юнкеров-артиллеристов остатки каменных надгробий конца
XIX – начала
XX века. В 1895-1896 годах на воинском кладбище был сооружён каменный
одноглавый храм в "русском стиле" с высокой
одноярусной колокольней над входом. Руководил работами
инженер-полковник В. А. Коляновский. Мраморная доска на церкви гласит:
"Храм сей воздвигнут в молитвенную память о царе-миротворце
императоре Александре III усердием воинских чинов войск Гвардии и
Петербургского Военного Округа, с участием частных благотворителей".
Закладка и освящение церкви сопровождались парадами всех воинских
частей, имевших на кладбище свои участки. Храм был освящён во имя
благоверного князя Александра Невского 16 ноября 1896 года
протопресвитером военного и морского духовенства А. А. Желобовским в
присутствии императора Николая II. Многие образа и предметы утвари
были пожертвованы полками гвардии и гарнизона и частными
благотворителями. Ежегодно в день кончины Александра III в церкви
служилась заупокойная литургия в присутствии представителей воинских
частей. Для священника, диакона и сторожей в церковном дворе
выстроили отдельные дома, а также необходимые хозяйственные
постройки. В 1898 году военное ведомство обратилось с просьбой к
городской администрации расширить военное кладбище за счет
территории гражданского. Городская управа уступила настойчивым
требованиям военного ведомства и осенью 1903 года предоставила ему
участок площадью в тысячу сто квадратных сажень. За первые
двенадцать лет существования военного кладбища на нем похоронили
около трёх с половиной тысяч нижних воинских чинов и офицеров. В
1908 году на участке лейб-гвардии Конного полка была сооружена
каменная часовня-склеп. Вся территория военного кладбища,
огражденная высоким желтым забором, поддерживалась в образцовом
порядке: "Могилы расположены прямыми рядами, с правильно
поставленными по прямой линии крестами, могильная земля убрана,
дорожки выровнены". Внешний вид военного кладбища резко контрастировал с состоянием
бедных разрядов общего кладбища, которое едва справлялось с потоком
погребений. Типичная могила здесь – покрытый дёрном холм с
деревянным крестом. На некоторых не было и креста, а лишь простой
столбик с прибитыми крест-накрест дощечками. Несколько разнообразили
унылый кладбищенский пейзаж два купеческих склепа невдалеке от
старой церкви, а также гранитные и чугунные надгробия, стоявшие
преимущественно вдоль главных дорог. В конце XIX века, в период промышленного подъёма, быстро
увеличивалось население столицы, в основном за счет городской
бедноты. Увеличилось и число захоронений на Преображенском кладбище.
Острый дефицит подготовленных участков дешёвых разрядов вынудил
кладбищенский персонал, не соблюдая установленного двадцатилетнего
погребального срока, начать "вторичные захоронения", т. е.
устройство новых могил в промежутках между старыми. К 1900 году санитарная комиссия разработала комплекс мер по
улучшению состояния Преображенского кладбища. Аварийное состояние
деревянной церкви, выстроенной "в зимнее время в течение 104 дней на
глинистой почве, выпучивающей каждую весну ее стены", сделало
первоочередной задачей возведение нового каменного храма в центре
кладбища. Кроме того, старая кладбищенская церковь не могла вместить
всех желающих присутствовать на заупокойных богослужениях, а наличие
лишь одного придела не позволяло проводить одновременно несколько
отпеваний. В мае 1900 года архитектор В.
А. Демяновский представил в Городскую
управу проект каменной двухэтажной восьмипридельной церкви, который,
однако, не получил одобрения из-за технического несовершенства,
дороговизны и, главное, долгосрочности реализации. От строительства
каменного храма пришлось отказаться, и в 1903-1905 годах по проекту
и под руководством В. А. Демяновского была возведена большая деревянная
церковь. Храм на пятьсот человек, стилизованный в формах северного
деревянного зодчества, имел три отдельных придела и множество
притворов и крылец. Среднюю часть венчал восьмигранный барабан с
закомарами и шатровым завершением. Над северным и южным приделами
возвышались бочкообразные покрытия с луковичными главками. Общая
ризница соединяла алтари всех трех приделов. Над северным притвором
поднималась двухъярусная шатровая колокольня с шестью колоколами.
Строительство церкви обошлось городу в семьдесят тысяч рублей.
Живопись и все внутреннее убранство выполнили члены Общества
взаимопомощи русских художников. Освятили храм во имя
Казанской иконы Божией Матери
14 августа 1905 года. Надежды, связанные с новой церковью, не оправдались: она
практически не годилась для проведения заупокойных литургий из-за
плохой акустики, а установленное в ней паровое отопление в первую же
зиму вышло из строя. Из-за колебаний температуры здание постепенно
разрушалось и уже к 1909 году потребовало капитального ремонта.
Новая церковь не смогла заменить старую (впоследствии
отремонтированную), но живописным своим обликом украшала кладбище.
Осенью 1908 года в Петербурге разразилась эпидемия холеры, жертв
которой хоронили в основном на Преображенском кладбище. В этом году
здесь было совершено четырнадцать с половиной тысяч погребений,
частично – в братских могилах. А общее число захоронений к 1909 году
превысило двести пятьдесят тысяч. Ввиду крайнего переполнения
кладбища (на сто тысяч больше расчетного числа могил) санитарная
комиссия пыталась различными способами разгрузить его. Среди
предложений были и расширение территории, и создание в городе
крематория. Практическим же решением стал перевод на Успенское
кладбище в 1907 году захоронений детей из Воспитательного дома, а
летом 1909 года – и всех прочих бесплатных погребений. Первая мировая война значительно изменила облик Преображенского
кладбища. В январе 1915 года по инициативе Александровского комитета
о раненых специальная комиссия из представителей городской
администрации и военного ведомства наметила место для братского
кладбища "жертв великой европейской войны". Братское кладбище
площадью четыре десятины вытянулось по правой стороне осевой дороги,
на свободном пространстве бывших дорогих разрядов, где
распланировали места под двенадцать тысяч могил. К лету 1916 года
здесь было погребено около пяти тысяч, а к концу 1917 – уже более
десяти тысяч солдат и офицеров, умерших в основном в Николаевском и
Семёновском военных госпиталях. Ежегодно в дни больших праздников в
центре братского кладбища служились соборные панихиды. Впоследствии
предполагалось посадить здесь деревья и возвести храм – памятник
павшим воинам. Сердцем кладбища и в будни и в праздники была старая церковь. Сюда,
от кладбищенской железнодорожной платформы, на подводе доставлялись
для отпевания усопшие. В праздничные дни здесь проводились большие
службы с участием детского хора певчих, и тогда церковь не могла
вместить всех пришедших с рабочих окраин и из окрестных сёл. На
площади перед церковью устраивались праздничные ярмарки. "В праздник
каждый, у кого есть родные, похороненные на кладбище, непременно
пойдет на могилу помянуть покойного, не говоря уже о праздниках
кладбищенских, или так называемых родительских днях, когда на могилы
отправлялись уже целыми семьями, с самоварами и всем хозяйством, и
проводили на могиле по целым дням". Особенно торжественно отмечался
главный праздник Преображенского кладбища –
Преображение Господне. В
этот день большая праздничная литургия служилась и в военной церкви
Александра Невского. В первые послереволюционные годы кладбище оставалось местом
захоронения окрестных рабочих. В конце 1920-х годов обе деревянные
церкви были снесены, а в 1938 году закрыли каменный храм на военном
кладбище. Церковная утварь, иконы, книги были частью разворованы,
частью сожжены, священнослужителей репрессировали. Память о
последнем настоятеле Преображенской церкви А. А. Чужбовском не так
давно увековечена надписью на тыльной стороне стелы, установленной
на могиле его родственников: "Протоиерей о. Алексей –
25.XII.1937". Так сложилось, что в истории Преображенского кладбища отразились
важные эпизоды общественного развития России. 3 апреля 1881 года на
Семёновском плацу были повешены "первомартовцы"
– А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов и Н.
И. Рысаков.
О тайном погребении народовольцев рассказал уже после революции
бывший смотритель кладбища, участник похорон В. Г. Саговский "Пять
наспех сколоченных ящиков, вымазанных чёрной краской, привезли в
товарном вагоне под надзором полиции на станцию Обухово. Полицейскую
охрану на кладбище усилила прибывшая казацкая сотня. Без отпевания
казнённых опустили на дно приготовленной накануне ямы в самом
дальнем углу кладбища, рядом с могилами самоубийц". Руководивший
похоронами пристав Александро-Невской части приказал тут же сровнять
могилу с землёй, после чего взял со смотрителя расписку о
неразглашении имен погребённых. В мае 1901 года случилось одно из первых в российской истории
открытое политическое выступление рабочих под Санкт-Петербургом,
переросшее 7 (20) мая 1901 года в столкновение с полицией и
войсками, и известное теперь под именем "Обуховская
оборона". Восемь рабочих были убиты, среди них тринадцатилетний
Н. Евдокимов, многие ранены. Погибли и несколько полицейских. Позже
семеро погибших были похоронены на Преображенском кладбище. Тайные погребения производились на кладбище и в 1905 году. К вечеру
9 января, после
расстрела мирной демонстрации, убитых и раненых
стали собирать на подводы и развозить по больницам. В следующие дни
умерших свозили к общей яме, выкопанной рядом с оградой военного
кладбища, напротив церкви Александра Невского. В братской могиле
было погребено восемьдесят восемь жертв выступления 9 января. В
память погибших в церкви святых Петра и Павла на Шлиссельбургском
проспекте была отслужена панихида, на которую собралось так много
народа, что церковь не смогла вместить всех. В том же году, 9 июля,
рабочие организовали массовое шествие к братской могиле своих
товарищей. Не случайно, что рядом с могилой жертв "кровавого воскресенья" была
устроена вторая братская могила – жертв расстрела еще одной мирной
демонстрации. 5 января 1918 года во многих районах города проходили
манифестации в поддержку Учредительного собрания. Особенно массовой
и сплочённой выглядела колонна рабочих Александро-Невского района,
шедшая от Марсова поля к Таврическому дворцу. По сообщениям газет,
"когда манифестанты появились у Пантелеймоновской церкви, матросы и
красногвардейцы, стоявшие на углу Литейного проспекта и
Пантелеймоновской улицы, сразу открыли огонь. Шедшие впереди
манифестации знаменосцы и оркестр музыки Обуховского завода первые
попали под обстрел. После расстрела демонстрантов красногвардейцы и
матросы приступили к торжественному сожжению отобранных знамён.
Похороны жертв расстрела состоялись 9 января и вылились в
многотысячную демонстрацию, проходившую под лозунгом: "Жертвам,
павшим в борьбе за народовластие 5 января 1918 – 9 января 1905".
Организаторами демонстрации были Совет крестьянских депутатов, Союз
защиты Учредительного собрания, Центральные комитеты партий эсеров и
социал-демократов. Траурная процессия двинулась от Мариинской
больницы к Преображенскому кладбищу. "Гробы, обитые красным сукном,
несли на руках. В 6 часов вечера процессия прибыла на кладбище.
Братская могила приготовлена рядом с могилой жертв 9 января 1905
года. Над обеими могилами рабочими Обуховского завода была сделана
роскошная арка, накрытая красным и белым сукном". После похорон
состоялся траурный митинг. В апреле 1925 года Ленгубисполком принял решение о сооружении
памятника на могилах жертв 9 января 1905 года и переименовании
Преображенского кладбища в кладбище "Жертв 9 января". Через четыре года, на месте
снесённой
Казанской церкви,
состоялось торжественное открытие нового
памятника над братской
могилой восьмидесяти восьми жертв "Кровавого
воскресенья" 9 января 1905 года (их прах по этому
случаю был перенесён с первоначального места погребения).
К 1930 году была завершена только архитектурная часть памятника,
авторами которого были скульптор
М.
М. Манизер и архитектор
В. А. Витман. К следующей годовщине гранитный постамент, представляющий
собой обнесённую балюстрадой трибуну, был увенчан монументальной
фигурой рабочего с погребальной урной в руке. Цоколь памятника
украшен барельефом, запечатлевшим расстрел рабочих. Страшная традиция тайных захоронений была продолжена во второй половине 1930-х годов. По
свидетельствам очевидцев, в эти годы крытые брезентом грузовики
привозили на кладбище
расстрелянных и замученных в тюрьмах. Под
покровом ночи, при усиленном патрулировании кладбища милицией, здесь
производились захоронения погибших в сталинских застенках. На местах
их погребений нет памятников. |
В годы
Великой Отечественной войны через кладбище проходила
одна из
линий обороны города. Несмотря на это, захоронения не прекращались.
Тысячи ленинградцев, погибших во время блокады, и воинов, павших на
Ленинградском фронте, лежат в братских могилах на участках 30 и 58.
Проводились на кладбище также и захоронения воинов
погибших и умерших от болезней в блокадном
Ленинграде. На территории кладбища было
сооружено несколько
долговременных огневых точек.
Они и до сих
пор стоят на прежних местах, напоминая о событиях военных лет. Для
военных целей был оборудован и подвал бывшей воинской церкви. После
войны в ней организовали толевой цех, затем – склад. В последние
годы церковь передали старообрядческой общине
Белокриницкого согласия, и после капитального ремонта в декабре 1983 года она была
освящена как Покровская. |
Схема братских захоронений на
кладбище в мае 1942 г.
Увеличить |
Спутниковый снимок 2008 г. Бывшая территория кладбища
Увеличить |
В начале 1960-х годов
проспект Александровской Фермы, ранее
доходивший только до входа на кладбище у
Покровской церкви, был продлён
прямо, на запад до нынешней
Софийской улицы. Часть кладбища, севернее вновь
проложенной улицы, прилегающая к
Софийской улице, была ликвидирована.
Есть предположение, что именно на этом участке и были захоронены казнённые
1881 году народовольцы – "первомартовцы". Общеизвестно, что осквернение государством старых кладбищ в советском
Ленинграде, да и в нынешнем Петербурге – не редкость. Но, если предположение
о захоронении верно, то получается, что советская власть надругалась над
могилами тех, кого почитала, как героев и чьими именами назывались улицы
города. |
ЖБОТ на
территории кладбища |
Монумент "Памяти Жертв 9 Января" |
Монумент "Памяти Жертв 9 Января" |
Надписи на трибуне памятника:
"Тысячи убитых и раненных — таковы итоги кровавого воскресения
9-го Января в Петербурге. Немедленное низвержение правительства — вот
лозунг, которым ответили на бойню 9-го Января Петербургские рабочие. Ленин."
"Без генеральной репетиции 1905-го года победа Октябрьской
революции 1917-го года была бы невозможна. Ленин." |
Работы, проведённые на кладбище в 1950-1960-х годах – расчистка
заросшей кустарником территории, дренаж почвы, подсыпка земли на
заболоченных местах, посадка деревьев, асфальтирование дорожек,
подготовили некоторые участки к захоронениям последующих лет и
придали кладбищу более благоустроенный вид. |
|
Главный вход на кладбище |
Стенд – схема кладбища |
Стенд – схема кладбища |
|
В 2001-2002 годах православной общиной в
восточной части некрополя, примыкающей к железной дороге, выстроена
небольшая
деревянная часовня, освященная, в память о старейшем кладбищенском
храме, в честь праздника Преображения Господня. |
Часовня во имя Преображения
Господня |
Часовня во имя Преображения
Господня |
Часовня во имя Преображения
Господня |
|
Кладбищенское хозяйство |
Вид в сторону железной дороги |
Вид на юг (в сторону
гаражей) |
Кладбище, вид от железной дороги |
Любопытный момент: нет единого
мнения по поводу правильного написания названия кладбища. Вплоть до
1980-х годов название отображалось так: "кладбище Жертв 9-го
Января". Впоследствии появилось дополнение – слово "Памяти".
В настоящее время есть разные варианты начертания названия:
кладбище "Памяти Жертв девятого Января"; кладбище "Памяти
жертв Девятого Января"; кладбище "Памяти Жертв Девятого
января"; кладбище "Памяти жертв 9-го января" и другие. На неискушённый взгляд автора сайта, название кладбища есть
составное имя собственное и писаться каждое из составляющих название
слов должно с большой буквы – кладбище "Памяти Жертв Девятого
Января". |
|