С точки зрения "Энциклопедии Санкт-Петербурга",
Обу́хово
– это местность на юго-востоке
Санкт-Петербурга, между Софийской улицей,
проспектом Александровской
Фермы железной дорогой московского направления и путями окружной
железной дороги. Название местности и платформы восходит к
расположенному в 1,5 километрах восточнее Обуховскому заводу. |
Обуховский
завод был основан 4 (16) мая 1863 года. Основатели:
инженеры
П.
М. Обухов,
Н. И. Путилов и купец
С.
Г. Кудрявцев
и Морское министерство заключили Контракт о строительстве завода на
Шлиссельбургском тракте в селе Александровском. Для этого император
Александр II повелел передать необходимую часть земли бывшей
Императорской Александровской мануфактуры, располагавшейся на 12
версте от Санкт-Петербурга на берегу Невы со всеми находящимися на
нем жилыми зданиями и строениями. Завод был назван в честь русского
учёного-металлурга
П. М. Обухова, который изобрёл способ производства литой
стали для изготовления артиллерийских орудий. |
Ещё в начале XIX века существовала
дорога, соединявшая деревни Мурзинка и Купчино. Вдоль этой дороги,
задолго до основания железной дороги и кладбищ находились
земледельческая ферма и частные огороды. Во второй половине
XIX века вдоль южной границы уже
появившегося Преображенского кладбища образовалось поселение,
немецкая колония Александровская. Название связано с располагавшимся на
Шлиссельбургском тракте Александровским селом. |
С начала XX века колония обозначается
как Новая Александровская, Ново-Александровская
или Новоалександровка. Постройки
колонии в основном размешались на противоположной от кладбища
стороне дороги. В 1940-х – 1950-х годах вся
близлежащая местность именовалась Ново-Александровская или Ново-Александровское. С 1960-х годов чаще стали употреблять
название "Обухово". Однако, вплоть до 1980-х годов, название
"Ново-Александровская слобода" указывалось на картах в качестве
исторического. |
1868 год
считается годом основания
нынешней
станции
(платформы) Обухово. Неподалёку от платформы находится
мемориальный обелиск на могиле инженера путей сообщения
Ивана Кёнига, являвшегося
начальником
Николаевской
железной дороги с 1868 по 1880 год. На могиле
И.
Ф. Кёнига установлен памятник
в виде креста из чугунных рельсов. На постаменте надпись
"Незабвенному начальнику-учителю признательные ученики". В 2001
году, в связи с реконструкцией железнодорожных путей, могилу
перенесли ближе к кладбищу. Состоялось торжественное
перезахоронение, приуроченное к юбилейным торжествам по случаю
юбилея (150-летия) магистрали Петербург – Москва. |
|
Могила Ивана Кёнига на изначальном месте |
|
Фрагмент
топографической карты 1981 г. |
|
Вид с
КАД на запад |
Вид с
КАД на
север |
Вид с
КАД на
восток |
|
Одним из самых
древних, дошедших до настоящего времени, сооружений
является
Обуховский путепровод.
Он сооружён в 1908 году. По
своей конструкции он очень похож на
Фарфоровский путепровод. Но
Фарфоровский путепровод значительно длиннее и при
этом, очевидно, новее Обуховского. Надо заметить,
что Обуховский путепровод не подвергался реконструкциям,
как
Фарфоровский и ныне
очень напоминает Фарфоровский в
момент открытия.
В настоящее время путепровод находится на балансе опытной
Санкт-Петербургской дистанции пути Октябрьской
железной дороги. Путепровод открыт для движения
автотранспорта и находится в удовлетворительном
состоянии. В 2009 году была произведена замена
асфальтного покрытия на путепроводе. |
|
Вид на восток |
Вид на запад |
Вид на запад |
|
|
Западный въезд на путепровод |
Вид на запад |
Вид на север |
|
|
Обуховский
путепровод |
Вид на северо-восток |
|
|
Впервые, объекты
нежилого назначения в юго-восточной части Ленинграда
у железнодорожной станции "Обухово" стали строится с
1954 году. Территория нежилой зоны составляла тогда
260 га. В 1955 году был разработан проект детальной
планировки, существенно увеличивший нежилую зону –
до 314 га. Генеральный план развития Ленинграда
сохранил промышленную специализацию зоны, а проект
детальной планировки 1966 года сформировал её как
промышленно-коммунально-складскую зону,
обслуживающую южную часть города.
В соответствии с действующей и разрабатываемой
градостроительной документацией (Генплан Санкт-Петербурга, Правила
землепользования и застройки, проект планировки и межевания) общая
площадь территории промзоны "Обухово" составляет 357 га, в том числе
186 га заняты предприятиями. Минимальная удаленность предприятий от
жилой застройки (по
Малой
Карпатской улице) составляет 150 м, что в полтора раза превышает
санитарные нормативы. Ресурсные возможности территории промзоны для
строительства новых промышленных объектов – порядка 17 гектаров. |
Реализация проекта строительства КАД сделала еще более выгодным для
инвестирования и без того привлекательное в
экономическом и градостроительном отношении
положение промзоны "Обухово". При этом, несмотря на
закономерность развития во
Фрунзенском районе
крупных транспортных артерий, логистических
комплексов и складских баз, администрация района
считает приоритетным строительство в промзоне "Обухово"
экологически чистых машиностроительных предприятий.
С декабря 2001 года в промзоне действует
Некоммерческое Партнерство "Содействия
территориальному развитию промышленной зоны
"Обухово", в состав которого в настоящее время
входят 19 наиболее крупных и финансово устойчивых
предприятий. Между администрацией
Фрунзенского района и НП "Промзона "Обухово" действует соглашение
о взаимодействии в решении всех вопросов, касающихся
жизнедеятельности предприятий, в том числе вопросы
инженерной и транспортной инфраструктуры,
землепользования, благоустройства и экологической
безопасности, кадровой политики. |
|
|
Карта промзоны |
|
Вид с
КАД на промзону, на север
– северо-восток |
Вид с
КАД
на гаражные кооперативы (в прошлом – ГКС
12, 16, 13, 17) |
|
Вид с
Софийской развязки (КАД)
на северо-восток – восток |
|
Станция Петербургского метрополитена
"Обухово" была открыта 10 июля 1981 года.
Станция расположена на
Невско-Василеостровской линии (линии 3), между
станциями
"Пролетарская" и
"Рыбацкое". Павильон станции выполнен по проекту
архитекторов А. С. Гецкина, В. Н. Выдрина и располагается
в Невском районе, восточнее железнодорожных путей, в
конце улицы Грибакиных. В непосредственной близости
от станции метро расположен надземный переход над
железнодорожными путями московского направления. По
нему осуществляется проход к железнодорожным
платформам и переход на территорию
Фрунзенского района, к
проспекту Девятого Января. |
|
Павильон
станции метро "Обухово" |
|
В настоящее время на территории Обухова расположены следующие улицы:
Складской, Грузовой и Гаражный проезды, проспект
Девятого
Января, частично
Софийская и
Карпатская улицы. В более ранние времена существовали также
Полевая
и Промышленная улицы. Имелось ещё два переулка: Советский и Обуховский.
Первый проходил от
проспекта Девятого Января на юго-запад,
второй – в прямо противоположном направлении, вдоль границы
кладбища. В соответствии со справочной литературой, Обуховский
переулок имел место быть в 1950-е – 1970-е годы. Годы существования
Советского переулка указываются более точно: 1955 – 1974. Хотя оба
обозначаются на некоторых картах вплоть до начала 1980-х годов.
Официально переулки были
упразднены
в январе 1974 года.
Советский переулок когда-то составлял единое целое с Николаевской
улицей, проходившей от Ново-Александровской улицы до Николаевской
железной дороги и пересекавшей её. Отсюда же возникло название
улицы. В 1939 году Николаевскую улицу переименовали в Тихую. Под
этим названием она частично сохранилась и поныне, проходя вдоль
ограды Еврейского Преображенского кладбища. В настоящее время о
существовавших когда-то переулках уже не напоминает ничего. На
современном спутниковом снимке показаны места их расположения в
прошлом. |
|
|
|
Обуховский (ранее – Школьный),
Пригородный (ранее – Общественный) и Советский переулки
на спутниковом снимке 2010 г.
Увеличить |
|
Обухово, КАД
и Обуховский путепровод, вид на северо-восток |
|
|
Проход под
КАД |
Вид из-под
КАД
на запад |
Подъезд к Обуховскому путепроводу |
|
|
Западный
подъезд к Обуховскому путепроводу,
ЖБОТ, вид с
КАД
на северо-запад |
|
|
Восточный подъезд к Обуховскому путепроводу,
вид с
КАД
на северо-запад |
|
|
Реконструкция пешеходного
перехода |
|
|