Кирпичный завод, посёлок при кирпичном заводе
В 20-х годах XX
века на Куракиной дороге, на месте существовавшей здесь когда-то
бойни (конобойни) было организовано предприятие по производству
кирпичей. Производство велось ручным способом из материалов,
добывавшихся в непосредственной близости от производства. В 1936
году на этом месте было начато строительство кирпичного завода № 4,
который приступил к работе в 1940 году. |
В середине 1930-х годов при
кирпичном заводе был выстроен посёлок. Посёлок был застроен
одноэтажными и двухэтажными бараками. Также имелись здравпункт,
столовая, клуб, баня. Бараки были для одиноких мужчин, женщин и
семейных пар. Печек для приготовления еды в бараках не было. В
комнатах размещались только печки для обогрева, их топили сланцем.
Кроме бараков, у берега Волковки, находился большой деревянный дом,
где жили семейные, работавшие на кирпичном заводе. Большинство
жителей имели своё подсобное хозяйство: домашний скот, птицу. Вокруг
имелись сады и огороды. |
В предвоенные годы завод активно
развивался. Вдоль одного из разрабатываемых карьеров была проложена
узкоколейная железная дорога. После войны разработка продолжалась.
Подходил к заводу и полноразмерный железнодорожный путь, ведущий к
железнодорожной станции Сортировочной. Он существует и сейчас. В сентябре 1941 года завод встал. На территории предприятия
располагался танковый батальон. По некоторым сведениям, также на
заводе размещался замаскированный бронепоезд.* Летом 1943 года на территории завода был возведён ряд
фортификационных сооружений, входящих в состав оборонительного
рубежа
"Ижора". |
Фрагмент схемы расположения частей 123
отдельной танковой бригады на ноябрь 1941 г.
Увеличить |
|
|
|
В послевоенное время посёлок
продолжил развитие. Из воспоминаний
очевидцев известно, что здесь были многочисленные магазины,
различные склады, клуб. Деревянные бараки предвоенной постройки постепенно
уступили место послевоенным кирпичным зданиям. В основном это были
небольшие двух- трёхэтажные дома. В начале 1950-х годов в посёлке
построили 6 двухэтажных домов по 8 квартир в каждом. Впоследствии стали строить и
четырёх- пятиэтажные здания.
До начала массового жилищного строительства в Купчине посёлок
объединяла с внешним миром только Куракина дорога (ныне – Южное шоссе) и
железная дорога. Железнодорожная платформа
"Сортировочная"
находилась неподалёку.
К середине 1960-х годов жилых довоенных построек в посёлке почти не
осталось. До наших дней из довоенных зданий сохранились только дом
53 по проспекту Славы (с 1930-х и до 1970-х годов – школа при
посёлке) и дом 104 по Южному шоссе (в 1930-е годы
– дом ребёнка, в военное время – трибунал, впоследствии использовался в
качестве общежития). В них теперь расположены
соответственно
отдел вневедомственной охраны и
райвоенкомат. |
|
|
В 1988 году "Керамика" становится первым в
Ленинграде и одним их первых в стране кооперативом и обретает
самостоятельность.
В 1995 году предприятию вручена международная награда "Факел
Бирмингема" "За успешное выживание и развитие в условиях глубокого
социально-экономического кризиса".
В 1997 году присуждён международный приз "Арка Европы качеству и
совершенству", являющийся эксклюзивным символом качества, признанным
в 133 странах мира.
В течение пяти лет подряд, с 1998 по 2002 годы, объединение
"Керамика" становилось победителем всероссийских конкурсов на лучшую
строительную организацию, предприятие строительных материалов и
стройиндустрии. С 1999 года предприятие входит в состав Группы ЛСР. К началу XXI века НПО "Керамика" является единственным кирпичным
заводом в пределах города Санкт-Петербурга. Объединение "Керамика" является лидером в производстве эффективной
продукции и занимает ведущее положение на рынке строительных
материалов Северо-Западного региона. С целью возрождения былой славы российского "кирпичного дела", за
счет собственных средств на территории предприятия был создан и в
2002 году приступил к работе уникальный музей истории кирпича.
Открытие музея – подарок коллектива НПО. "Керамика" Северной столице
в канун её 300-летия. В начале XXI века проектная мощность предприятия – 85 млн. шт.
кирпича в год.
Численность постоянно работающих сотрудников предприятия составляет
770 человек. В 2002 году объединение начало работы
по автоматизации одной из действующих печей. Такая печь будет
полностью автоматизирована, оборудована высокоскоростными горелками,
обеспечивающими равномерный обжиг, что особенно важно при выпуске поризованной керамики и лицевого кирпича. |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
На доме 68 по Южному шоссе
сохранилась единственная в Купчине башенка – стационарный пост
ВНОС – Воздушного наблюдения, оповещения и связи. Система таких постов
была построена на крышах ленинградских зданий во второй половине 1930-х годов.
Во время Великой Отечественной войны здесь были посты бойцов
МПВО, откуда и пошло название. Причём, иногда стояли зенитные пулемёты —
счетверённая установка М-4 (четыре "Максима"). Стояла также звукоулавливающая
аппаратура типа ЗТ-5 – несколько работающих станций позволяли примерно с 9
километров определить подлетающие самолёты противника. Вся информация с этих
постов стекалась в единый штаб ГО. Всего к 2013 году в городе сохранилось около 130 башен. Во время
войны их было более 150.
В целом, функции этих башен (постов) во время войны можно свести к
следующему: 1) наблюдение за небом, т. е. за вражеской
авиацией (в ряде случаев, с помощью звукопеленгаторной аппаратуры) и выдача
целеуказания зенитной артиллерии 2) в некоторых случаях – ведение зенитного огня
по пикирующим бомбардировщикам противника 3) определение мест падения бомб вообще, особенно
зажигательных и немедленное оповещение о них групп, занимающихся тушением
"зажигалок" 4) наблюдение за небом на предмет сброса
парашютистов, диверсантов, а также агитационных материалов (листовок) 5) выявление работы вражеских
шпионов-корректировщиков, которые при помощи ракетниц и иных сигналов наводили
вражеские бомбардировщики или корректировали огонь вражеской артиллерии 6) отслеживание любых нештатных ситуаций в
окрестностях поста
Все посты были снабжены телефонными аппаратами, сообщения от
которых поступали в центральную диспетчерскую и наносились на карту оперативной
обстановки.
На крыше башенки –
триангуляционный пункт геодезической сети. |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Довоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Довоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
|
Дом 104 по
Южному шоссе, военный комиссариат Фрунзенского района |
|
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
Послевоенные постройки посёлка при кирпичном заводе |
О том, что Группа ЛСР собирается
построить новый жилой квартал в Купчине на территории двух
принадлежащих компании заводов – "Керамика" и "Стройфарфор", стало
известно еще в 2006 году. Но окончательная зачистка промзоны была
завершена в 2011 году, когда группа стала собственником
земельного участка, на котором располагалось ЗАО "АлюмоСистем-Монолитстрой".
Теперь разработчик полностью контролирует одну из промзон в Купчине
площадью 20 га., на территории которой планирует строительство
жилого комплекса "София". Завод "Керамика", расположенный на Южном
шоссе, 55, будет закрыт, а его мощности частично переведут на новое
производство в Кировском районе Ленинградской области, где компания
сейчас строит новый кирпичный завод с общим объемом производства в
220 млн. кирпичей в год. Высвобождаемая территория расположена во
Фрунзенском районе в границах улиц
Софийской,
Димитрова,
Бухарестской и
Южного шоссе. Непосредственно к участку будущей
застройки примыкают
парк Интернационалистов и
искусственные озёра. Начало строительства было намечено на 2012 год. Всего рамках жилого
квартал "София" будет построено 513 тысяч м²
недвижимости, в том числе 410 тысяч м²
жилья эконом- и комфорт-класса. Застраивать район будет Городская
домостроительная компания, входящая в Группу ЛСР. Проект планировки
территории уже выполнен. Заказчиком и разработчиком проекта являлось
ЗАО "Завод "Стройфарфор". Помимо жилых домов тут будут построены две
школы и два дошкольных учреждения, а также многоэтажный паркинг.
Кроме того, предполагается, что Группа ЛСР благоустроит существующий
парк Интернационалистов. |
|
Южное шоссе, вид на
запад |
Вид со стороны Бухарестской улицы на восток |
|
|
Берег карьера |
|
Полуразрушенная стена |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид
на запад от
полуразрушенной стены |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид
на запад от
полуразрушенной стены |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид
на запад от
полуразрушенной стены |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на запад от
полуразрушенной стены |
Вид
со стороны
карьеров |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на север со стороны
карьеров |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на северо-восток со стороны
карьеров |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на север со стороны
карьеров |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на северо-запад со стороны
карьеров |
|
|
Завершена
разборка
кирпичного завода, вид на север со стороны
карьеров |
|
|
Завершена
разборка
кирпичного завода, вид на
север – северо-восток со стороны
карьеров |
|
|
Завершена
разборка
кирпичного завода, вид на
запад с насыпи |
|
|
Разборка
кирпичного завода, вид на северо-запад – север – северо-восток с
насыпи |
|
К началу 2012 года демонтаж
всех строений кирпичного объединения практически завершён. Проведена
расчистка территории. На этом можно было бы и закончить историю
предприятия, начавшегося, как кирпичный завод № 4. |
Выдержка
из Положения
о размещении объектов капитального строительства,
характеристиках планируемого развития территории и характеристиках
развития систем социального, транспортного обслуживания и
инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития
территории, ограниченной Бухарестской
улицей,
Южным шоссе, Софийской
улицей,
улицей
Димитрова. Границами проекта планировки с проектом межевания территории,
ограниченной Бухарестской улицей, Южным шоссе, Софийской улицей,
улицей Димитрова, во Фрунзенском районе являются: с северо-запада –
Южное шоссе; с северо-востока – Софийская улица; с юго-запада –
Бухарестская улица; с юга – улица Димитрова. На территории предусматривается размещение объектов дошкольного
образования на участке 21 не менее чем на 220 мест и на участке 24
не менее чем на 160 мест, начального и среднего образования на
земельном участке 8 не менее чем на 550 мест и на земельном участке
19 не менее чем на 825 мест; встроенного амбулаторно-клинического
учреждения на земельном участке 15 не менее чем на 24 посещения в
смену для детей, не менее чем на 65 посещений в смену для взрослых,
не менее чем на 12 посещений в смену для стоматологических целей и
не менее чем на 7 посещений в смену женской консультации;
встроенного амбулаторно-клинического учреждения на земельном участке
16 не менее чем на 35 посещений в смену для детей, не менее чем на
80 посещений в смену для взрослых, не менее чем на 15 посещений в
смену для стоматологических целей и не менее чем на 9 посещений в
смену женской консультации; встроенных магазинов продовольственных
товаров на земельном участке 10 не менее чем на 618 кв.м торговой
площади; встроенных магазинов непродовольственных товаров на
земельном участке 10 не менее чем на 309 кв.м торговой площади;
встроенных предприятий общественного питания на земельном участке 10
не менее чем на 82 места; встроенных предприятий бытового
обслуживания на земельном участке 10 не менее чем на 14 рабочих
мест, встроенных приемных пунктов прачечных самообслуживания на
земельном участке 10 не менее чем на 515 кг белья в смену;
встроенных помещений досуга и любительской деятельности на земельном
участке 10 не менее чем на 515 кв.м нормируемой площади; встроенных
опорных пунктов охраны порядка на земельном участке 10 не менее чем
на 103 кв.м нормируемой площади, встроенных общественных туалетов на
земельном участке 10 не менее чем на 10 приборов. На территории предусматривается реконструкция существующей
улицы Димитрова с доведением её до нормативных параметров магистральной
улицы городского значения; реконструкция боковых проездов вдоль
улицы Димитрова и Софийской улицы; строительство сети второстепенных
внутриквартальных проездов. Вдоль территории проходят трамвайные, коммерческие и социальные
автобусные маршруты. На территории формируемых земельных участков, планируемых для
предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, и
застроенных земельных участков, планируемых для реконструкции и
нового строительства, предусматривается строительство подземных
гаражей на участках 1 (не менее чем на 62 машиноместа), 36 (не менее
чем на 552 машиноместа), 11 (не менее чем на 388 машиномест),
пристроенных многоэтажных гаражей на участках 15 (не менее чем на
224 машиноместа), 16 (не менее чем на 320 машиномест), 17 (не менее
чем на 106 машиномест), 22 (не менее чем на 120 машиномест), 25 (не
менее чем на 140 машиномест), 26 (не менее чем на 140 машиномест),
27 (не менее чем на 196 машиномест), 28 (не менее чем на 110
машиномест), 30 (не менее чем на 110 машиномест), 32 (не менее чем
на 296 машиномест), 33 (не менее чем на 196 машиномест), а также
отдельно стоящих многоэтажных гаражей на участках 4 (не менее чем на
499 машиномест), 5 (не менее чем на 499 машиномест), 6 (не менее чем
на 170 машиномест), 13 (не менее чем на 449 машиномест), 35 (не
менее чем на 330 машиномест). |
|
|
Проекты застройки территории |
|
|
|
Строительство на месте кирпичного завода |
|
|
Строительство на месте кирпичного завода |
|
|
Строительство на месте кирпичного завода |
|
|
|