Проспект Слáвы
проходит с запада на восток между железнодорожными линиями
витебского и московского направлений. Изначально представлял собой
часть
Центральной Дуговой магистрали. Ныне это название практически вышло из
употребления.
Название присвоено в 1964 году. В решении
Ленгорисполкома говорилось, что наименование дано "в честь военных и гражданских
побед советского народа". Проспект прокладывался в начале 1960-х годов с началом массового жилищного
строительства на совхозных полях и представлял из себя дорогу, выложенную
бетонными панелями. Впоследствии был заасфальтирован. До ликвидации
Волковки, восточнее
перекрёстка с Пражской улицей, на проспекте
существовал мост. Северная сторона проспекта от Белградской улицы до
Бухарестской улицы
застроена крупными 9-этажными кирпичными домами. На первых этажах домов 4, 12, 16 и 30 с конца 1960-х годов
находились различные магазины, в 1973 объединённые в
универмаг
"Купчинский". 3 мая 1990 года у дома 10 корпус1 открыт
памятник Добровольцам 3-й Фрунзенской
дивизии народного ополчения.
9 мая 1995 года между домами 16 и 30 открыт памятник полководцу
Георгию Константиновичу Жукову. В 2013 и 2014 годах были открыты надземные пешеходные переходы
восточнее перекрёстка проспекта Славы и
Белградской улицы
и на перекрёстке проспекта Славы и
Будапештской улицы.
В народе они получили прозвища "креветка" и
"краб". Формирование южной (нечётной) стороны проспекта между
Белградской и
Бухарестской улицами
растянулось на сорок лет. Как и предполагалось первоначальным
проектом, были сооружены многоэтажные здания башенного типа. В 2014 году были начаты работы по реставрации
танковой огневой точки, обнаруженной на газоне, у дома 30 корпус
1, между проспектом
и боковым проездом. В конце 1960-х по типовому проекту на углу проспекта Славы и
Бухарестской
улицы был сооружён кинотеатр, получивший название
"Слава".
Кинотеатр сооружён по типовому проекту, архитектор В. Белов и другие. В 2000-х
годах более известен, как
казино, которое просуществовало в здании до 2009 года. Ныне преемственность
потеряна. Кинотеатр "Слава" сначала превратился в
ресторан
"Ялта", впоследствии название дополнили, бывший кинотеатр
стал "Новой Ялтой". Ныне – это пивной ресторан
"Münhell". Кроме
ресторана в здании располагался ряд магазинов, в числе коих
самые известные – книжный
и продуктовый. Между Бухарестской и
Софийской улицами на южной стороне проспекта
находится
Парк Интернационалистов, разбитый на месте пустырей и садоводств. Заканчивается проспект перекрёстком с
Софийской улицей, именующимся
ныне
Гамбургской
площадью. Площадь получила название в 1997 году в честь немецкого города – побратима
Гамбурга. На площади установлена
памятная стела. Продолжением Центральной Дуговой магистрали является
Невский путепровод, известный
также, как Сортировочный мост. Он проходит над путями
железнодорожной станции
Санкт-Петербург – Сортировочный – Московский и соединяет проспект Славы
во
Фрунзенском
районе
с Ивановской улицей в
Невском. Путепровод сооружён по проекту коллектива инженеров под
руководством архитекторов Г. А. Павлова, Г. М. Евдокимова и А. И. Лаврентьева.
Открыт в
1974 году. При въезде на путепровод, с обеих сторон, установлены пилоны, украшенные
барельефами,
автором которых является скульптор Л. П. Михайлёнок. Сюжет рельефной композиции –
Обуховская оборона 1901 года и прорыв
блокады Ленинграда 1943 года. |
|
Вид с путепровода |
|
Вид с насыпи
|
|
Вид с путепровода |
|
|
Вид с железнодорожного - автомобильного путепровода |
|
Вид на чётную сторону проспекта
Славы со стороны Московского района |
|
Проспект Славы, вид на восток с путепровода |
|
Полный размер
Фото
1970-х гг.
из книги С. Е. Глезерова "Петербург от А до Я" |
|
Полный размер
Фото из
путеводителя по Ленинграду 1977 г. |
|
|
Ново-Волковский мост |
Вид с насыпи |
Дом 5 по проспекту Славы |
|
|
Вид с железнодорожной насыпи |
|
Дом 4 по проспекту Славы |
|
В доме 2 корпус 1 находился и находился мебельный
магазин. Возможно, он тоже относился к "Купчинскому" универмагу. В 1970-е
годы логотип универмага слегка отличался от нынешнего и
представлял собой
маленькую
букву У внутри большой буквы К. На
фотографии 1977 года
его, если приглядеться, можно рассмотреть. |
Фирменный значок универмаг "Купчинский" |
|
Приглашение покупателей в новый
универмаг
"Купчинский" 1973 г. |
После развала универмага на первых этажах зданий открывалось и
закрывалось огромное количество самых разнообразных магазинов. Валютный
магазин "Спар", продуктовый универсам "Пятёрочка", множество спортивных
магазинов, магазинов парфюмерии, кафе и даже казино. Но
универмаг "Купчинский" существует и поныне, хотя и занимает площади,
значительно меньшие, нежели ранее. |
|
"Креветка", вид на восток |
|
"Креветка", вид на восток |
|
"Креветка", вид на
запад |
|
История с надземными переходами
тянется с 2009 года, когда появилось постановление городского
правительства № 379, предусматривавшее строительство 65 мостов.
Впоследствии были добавлены ещё шесть. Программа была рассчитана до
2015 года. Однако на стройки постоянно не хватало денег; в итоге в
2013 году в Петербурге мирно и радостно открыли переход на Таллинском шоссе. С переходами на проспекте Славы всё было гораздо
более неоднозначно. Начать с того, что проекты переходов в Купчине своей вычурностью и
оригинальностью привлекли внимание тогдашнего районного руководства,
и получили в лице оного руководства полную поддержку. Чего нельзя
сказать о большинстве местных жителей. Переходы были сооружены на
перекрёстке проспекта Славы и Будапештской улицы и на месте
наземного перехода, западнее перекрёстка того же проспекта с
Белградской улицей. В народе сооружения получили названия
соответственно "краб" и "креветка". Переход "креветка", расположенный ныне на месте бывшего наземного
пешеходного перехода восточнее перекрёстка проспекта Славы и
Белградской улицы, с самого начала строительства вызвал поток справедливой критики. Обоснованность
строительства сооружения вызывает серьёзные сомнения. Надземный переход просто
заменил собой обычный, наземный, решительно ничего при этом не
изменив в пропускной способности автомобильной дороги. Исчез лишь
светофор пешеходного перехода, дублировавший ранее светофор
близлежащего перекрёстка. Тут следует сказать, что существовавший многие годы наземный
пешеходный переход, при отсутствии поворотов дороги и прекрасной
видимости, был, согласно статистике, одним из самых безопасных в
Купчине. Автомобильный же перекрёсток Белградской улицы и проспекта
Славы отнюдь не так безопасен. Имея два поворота налево с
Белградской улицы (с обеих сторон Белградской улицы), и чрезвычайную
загруженность транспортом, он часто становится местом заторов и
пробок, тут не редко случаются ДТП. Но перекрёсток сей к пешеходному
переходу никакого отношения не имеет. На самом перекрёстке
пешеходных дорожек нет и никогда не было. После открытия нового
надземного пешеходного перехода никаких изменений в движении
транспорта на перекрёстке не произошло.
Теперь рассмотрим новый переход с точки зрения пешехода. Сравнение
будет явно не в пользу новшества. Ширина проспекта Славы в этом
месте примерно 35 м. Именно это расстояние и требовалось преодолеть
пешеходам. Теперь же для перехода проспекта необходимо подняться на
высоту четвёртого этажа по крутой лестнице. Альтернативой является
безмерной длины пандус, дважды огибающий переход с каждой из сторон.
В итоге, для преодоления проспекта по новому переходу пешеходу
придётся пройти не менее 310 м. И если молодому человеку такие пробежки вполне
могут пойти на пользу, то для пожилых, а тем более, больных людей
подобная преграда может представлять собой серьёзную проблему, а
иногда, и стать непреодолимым препятствием.
Сооружение открыли тихо, в "фоновом
режиме". Ленточек не резали, речей не говорили... Как ни странно, но
соответствующие службы в течение длительного времени не принимали в эксплуатацию это
сооружение. Существовали лишь документы о безопасности перехода. Из ощущений пешеходов, проходящих по
мосту, следует отметить главное – переход раскачивается. Этим своим
свойством он напоминает Володарский мост. С той только разницей, что
по мосту носятся многотонные грузовики и трамваи, переход же
предназначен лишь для пешеходов, и даже грузовое движение по
проспекту Славы давно запрещено. Хочется надеется, что эта
особенность перехода не приведёт к какой-либо катастрофе. |
|
Вид с перехода на восток |
|
Вид с перехода на восток |
|
Вид с перехода на
запад |
|
|
|
Надземный
переход
"креветка",
элементы конструкции |
|
|
Надземный
переход
"креветка",
элементы конструкции |
|
|
Надземный
переход
"креветка",
элементы конструкции |
|
|
Дом 4 по
проспекту Славы |
Дом 5, магазин спортивных товаров |
|
|
Магазин бытовой техники у дома 5 |
Дом 15 по проспекту Славы, пивной ресторан, в прошлом
–
книжный магазин |
|
|
Дом 12 по проспекту Славы |
Дом 8.
Памятник Добровольцам 3-й Фрунзенской дивизии
народного ополчения |
|
Памятник
Добровольцам Третьей Фрунзенской
дивизии народного ополчения у дома 10 корпус 1 по проспекту Славы открыт 3 мая
1990 года. Скульптор А. А. Архипов, архитектор А. П. Чернов. Материал – бронза,
гранит. Высота памятного знака – 500 см. Надпись на памятнике: "Дивизия сражалась с
фашистскими войсками в битве за Ленинград на Лужском рубеже, на Олонецком и
Свирском направлениях. В боях за Родину погибло более восьми тысяч
ополченцев" |
|
Памятник Добровольцам 3-й Фрунзенской дивизии
народного ополчения |
Стенд на этом же месте в 1970 – 1980-х годах |
|
|
Нечётная
сторона проспекта Славы Различные магазины |
|
|
Нечётная сторона проспекта Славы |
Дом 21 по проспекту Славы |
|
В августе 2012 года у перекрёстка
проспекта Славы и Будапештской улицы началось строительство
надземного пешеходного перехода, планировавшегося ещё в начале года.
Проект, изображённый на плакате, установленном у реконструируемого
перекрёстка, несколько отличается от первоначального. Принципиальное отличие этого места от места постройки "креветки" в
том, что разноуровневый пешеходный переход здесь жизненно необходим.
Сложнейший перекрёсток с четырьмя пешеходными переходами является
одним из самых загруженных в северном Купчине. К тому же, ширина
Будапештской улицы крайне невелика, и пропускная способность
незначительна. В результате постоянные пробки и заторы. В частности,
они возникают из-за необходимости пропускать пешеходов при поворотах. Казалось бы, не надо далеко ходить за примерами. Совсем рядом, на
перекрёстке Ивановской улицы и улицы Седова, очень напоминающем
этот, уже много лет имеется подземный пешеходный переход, вполне
решающий все проблемы. Да и не он один. Давно и успешно в нашем
городе функционирует великое множество таких переходов в самых
разных местах. Глубина их залегания невелика. Прочность современных
бетонных конструкций вполне обеспечивает безопасность пешеходов и
беспрепятственный проезд автотранспорта. Но есть у таких сооружений и серьёзные "недостатки": это банально,
некреативно и не очень дорогостояще. Зато немыслимой конфигурации
надземный переход оригинален, он единственный в городе, к тому же
требует громадных капиталовложений. Очевидно отталкиваясь от этих
"преимуществ", городские власти и взялись за реализацию проекта. И
преуспели. С опозданием, правда, на пару лет (по первоначальному
плану переход должен был быть открыт в конце 2012 года), но переход
был построен. При строительстве надземного перехода необходимо учитывать
дорожные стандарты и габариты проезжающего транспорта. По проспекту
Славы осуществляется троллейбусное движение, что также усложняет
конструкцию. При сооружении подземного перехода количество ступенек,
необходимое к преодолению равняется 22, при средней высоте ступеньки
120 мм (~ 2640 мм) (промер производился на перекрёстке Ивановской улицы и улицы
Седова, где аналогичны грунты и пропускная способность дороги). Для
подъёма на переход "краб" пешеходу потребуется пройти 41
ступеньку, при средней её высоте 150 мм (~
6150 мм). Цифры говорят сами за себя. Сравнительный анализ дал следующие результаты: ширина
Будапештской улицы при переходе обычным способом составляет 13
шагов. При переходе же по надземному переходу (используя пандусы)
пешеходу необходимо сделать не менее 300 шагов. Промеры производились автором
лично. Почувствуйте разницу... Как и в случае с "креветкой", "краб"
открыли без особой помпы. Просто закрыли существовавшие наземные
переходы. Торжественных речей не было.
Зато не лишним было прислушаться к высказываниям купчинцев, отныне
вынужденных штурмовать крабовые высоты, дабы перебраться с одной
стороны улицы на другую. Эпитеты, с завидной регулярностью
употребляющиеся пешеходами в адрес строителей конструкции, столь
нелицеприятны, что цитирование их ни коим образом не возможно. |
|
"Краб", вид на запад |
|
"Краб", вид на
восток |
|
"Краб", вид на запад |
|
|
"Краб", вид на восток |
|
Надземный
переход
"краб",
элементы конструкции |
|
|
Надземный
переход
"краб",
элементы конструкции |
|
|
Вид с перехода на восток |
|
Перекрёсток |
|
Вид с перехода на
запад |
|
|
Вид от перекрёстка проспекта Славы и
Будапештской улицы |
Ресторан "Макдоналдс" у дома 23 к.1 |
|
|
Дом 16 по проспекту Славы Купчинский универмаг |
|
Между домами 16 и 30, на месте находившегося в
1980-е годы
стенда с фотографиями передовиков коммунистического труда Фрунзенского
района, 9 мая 1995 года открыт
памятник полководцу
Георгию
Константиновичу Жукову. Скульптор В. И. Винниченко,
Архитектор А. Н. Васильев. Надписи на постаменте с лицевой стороны врезными
тонированными знаками "Маршалу Жукову", с тыльной стороны
"От жителей Фрунзенского района". В 1980-е годы на этом месте находился стенд с
фотографиями передовиков коммунистического труда Фрунзенского района. |
|
Дом 30 корпус 1 по проспекту Славы |
Дом 31, отдел
ЗАГС
Фрунзенского района |
В августе 2014 года инициативной группой неравнодушных к истории
своей страны горожан под руководством А. А. Седельникова были начаты
работы по созданию мемориального комплекса "Долговременная огневая точка
№ 19 с башней танка КВ-1"
(ДОТ-КВ). В канун Дня
Победы, в 2015 году была открыта первая очередь мемориала. В
планах создателей продолжение работ по ландшафтному дизайну,
реставрация внутренних интерьеров сооружения с возможностью
посещения музея всеми желающими. |
|
Вид из дома 30 корпус 1 |
ДОТ-КВ у дома 30 корпус 1 |
|
Перекрёсток проспекта Славы и
Бухарестской улицы |
Проспект Славы, угол Бухарестской улицы (чётная
сторона) |
|
|
Универмаг "Купчинский" |
|
Кинотеатр "Слава" |
|
В 2011 году руководство района
решило очередной раз продемонстрировать свою "креативность", не
прибегая к значительным финансовым затратам. И, вот, как по
мановению волшебной палочки, из ничего, вдруг появилась
велосипедная дорожка. Пролегла новая трасса по старому тротуару,
на чётной стороне проспекта Славы, вдоль парка
Интернационалистов. Особой популярностью дорожка не пользуется.
То есть, те, кто раньше ездили тут на велосипедах, катаются и
теперь. Никаких же новых велосипедистов разлинованный тротуар
привлечь не способен. |
|
Перекрёсток проспекта Славы и
Пражской улицы, торговый
комплекс "Южный полюс" |
|
|
Вид на нечётную сторону проспекта,
впереди
– Софийская улица |
Дом 53, отделение милиции |
|
|
Жилой комплекс "Новая Европа" (ЮИТ) |
Кафе "Елендорф" |
Гамбургская площадь |
|
Перекрёсток
Софийской улицы и проспекта Славы –
Гамбургская площадь |
Вид от Гамбургской площади на запад |
В рамках празднования
юбилея Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ),
19 сентября 2013 года, коллективом Санкт-Петербургской
таможни была заложена аллея из лип
в честь 310-летия образования таможенной службы в Санкт-Петербурге.
10 мая 2015 года была установлена памятная табличка с надписью
"Аллея 310 лет образования таможенной службы Санкт-Петербурга", а
рядом с табличкой – изящная лавочка для студентов и преподавателей
филиала Российской Таможенной академии. |
Аллея "310
лет образования таможенной службы Санкт-Петербурга" |
|