Посёлок, о котором ниже пойдёт речь, располагался неподалёку от
современной
платформы Фарфоровская (ранее
– Фарфоровский пост, он же –
Ново-Фарфоровский пост), на месте нынешней Софийской улицы,
в окрестностях перекрёстка с улицей Белы
Куна (Софийской площади), и тянулся на север, в сторону улицы Салова.
Предыстория посёлка такова, ещё в начале
XIX века эти земли
принадлежали Императорскому Фарфоровому
заводу. В середине того же века местность рассекла
насыпь Петербурго-Московской (впоследствии –
Николаевской) железной дороги, а затем и
сортировочная станция. Территория западнее
железнодорожных путей впоследствии была
передана обществу крестьян села Смоленского,
бывшей Смоленской ямской слободы. Село Смоленское
располагалось на левом берегу Невы,
приблизительно в границах нынешнего Большого
Смоленского проспекта (название не случайно)
и улицы Крупской. Однако кроме крестьян
появились тут и более экзотические хозяева.
Ещё в последние
годы XIX века
некий господин по имени Василий
Евстигнеевич Го (он же, вероятно,
William
Gow)
получил во владение участок западнее станции
Фарфоровскаф Николаевской железной дороги. В
1896 году в справочнике «Весь Петербург»
упоминается трутовая ферма и её владелец –
Василий Евстигнеевич Го. На ниже
представленной карте 1907 года никаких
отметок о производстве трута нет. Скорее,
это обычная усадьба с огородами и покосами.
Нет сомнений, что именно эта усадьба
отмечалась на множестве карт начала
XX века, как
безымянная мыза. Более подробно о мызе
(усадьбе или ферме, как больше нравится)
можно прочитать в рассказе
«Усадьба Го». |
План
«усадьбы Го» при станции Фарфоровской по
Николаевской железной дороге. ЦГИА
СПб. Ф.
262. Оп.
107. Д. 594 |
В 1909 году территорию вокруг усадьбы Го
находившуюся во владении крестьянского
общества начали раздавать персонально
крестьянским семьям. Им была выделена территория в
70 десятин земли*
на 255 участков*
западнее станции Фарфоровский пост Николаевской железной
дороги. С того же года в документах
упоминаются названия улиц нового посёлка:
Григорьевская, Невская, Павловская,
Центральная, Кутузовская, Графская,
Губернская, Лебедевская.*
Очевидно, к 1915 году и вся территория
усадьбы Го также была распродана. Во всяком
случае, в документах после 1907 года Василий
Евстигнеевич более не упоминается.
В том же
году
половина из тех 255 участков была продана лицам самых
разных сословий. К этому времени на территории было возведено
12 домов, владельцы которых занимались в
основном садоводством, однако некоторые
ездили на службу в столицу или работали на
Николаевской железной дороге.
24 июня 1915 года*
Петроградским губернским присутствием
по административному отделению под
председательством губернатора А. В.
Адлерберга слушалось прошение Дмитрия
Виноградова, Григория Кудрявцева, Фёдора
Хрусталёва и других лиц, поданное в Земский
отдел ещё 24 февраля того же года, о
наименовании расположенного близ
Ново-Фарфоровского поста Николаевской
железной дороги посёлка, до того времени
названия не имевшего.
Название местности было придумано звонкое,
громкое и весьма патриотичное. Упомянутые
выше граждане предлагали именовать посёлок
«Николаевским». Заметьте, не по названию
располагавшейся радом Николаевской железной
дороги, которая, в свою очередь получила имя
императора Николая I.
Нет, имя посёлка восходило к царствовавшему
на тот момент императору Николаю
II. |
В поддержку просителей выступил исполняющий
обязанности земского начальника
I участка
Петроградского уезда. Он предлагал
удовлетворить ходатайство о присвоении
зарождающемуся посёлку имени государя
императора.
По итогам слушаний, комиссия Петроградского
губернского присутствия не нашла каких-либо
препятствий к удовлетворению прошения. Засим
и отправила дело на утверждение Министерства
внутренних дел и Министерство императорского
двора. Упомянутые госструктуры также не
обнаружили ничего предосудительного в такой
народной инициативе, о чём и поведали в
соответствующей реляции от 19 августа 1915
года на имя губернатора.
4 ноября 1915 года вновь Петроградским
губернским присутствием, но уже под
председательством А. Н. Толстого слушалось
дело о наименовании посёлка. Было отмечено,
что поскольку никто не выказал каких-либо
возражений, то и нет никаких причин чинить
препятствия столь благородному намерению.
Так посёлок официально стал Николаевским, о
чём и были уведомлены все заинтересованные
стороны.* |
|
|
Основные листы
дела 1915 г. |
В отличие от располагавшегося поблизости
Романова, также явно несущего в названии
отголоски царской фамилии, Николаевский свой
исторический топоним в первые
послереволюционные годы не утратил.
Очевидно, не нашлось столь инициативных
граждан, как в соседнем поселении.
Посёлок расстраивался, количество улиц
увеличивалось. Со временем некоторые из них
были переименованы. Центральная, Павловская
(позднее – Плодовая), Григорьевская (позднее
– Крымская), Кутузовская, Семёновская, Невская, Губернская,
Лебедевская (позднее – Свирьская),
Андреевская и Крестьянская.
Последние две улицы были переименованы в 1940 году и
названы в честь
героев Финской войны
Николая Брагина и Михаила Зубарева.*
Славянская и Выгонная улицы вели к заводу
им. Шаумяна и далее в Волково. Графская – к
реке Волковке. От платформы «Фарфоровская»
шла улица, именовавшаяся на картах, как Дорога в Рылеево.
Название говорит само за себя. |
|
|
Оттиск
печати управдома |
Улицы посёлка, хоть и получили названия, но
особой масштабностью похвастаться явно не
могли. Очевидно, это были просто дороги
между приусадебными участками. Многие из
первоначальных названий могли быть
образованы от фамилий местных
домовладельцев. Протяжённость
улиц также не была сколь-нибудь выдающейся.
Меж тем, согласно документам, на этих улицах
располагались постройки с весьма
замысловатыми номерами. Например, на на
Графской улице располагался дом за номером
114, на Павловской – 111, Семёновская могла
похвастаться зданием с адресным номером 100,
Центральная улица посёлка располагала домами
с номерами 95 и 99, а на Кутузовской имелся
дом № 79. Столь значимые цифры вызывают
некоторое недоумение. Очевидно, эту тему ещё
предстоит прояснить. Методика нумерации
вызывает некоторое недоумение. В качестве
одного из примеров возьмём Павловскую улицу.
Галерея адресов домов по ней выглядит так:
5, 9, 80, 88, 111.*
Пять строений, то есть – пять приусадебных
участков на такой улице – это как раз её
норма. Но отчего столь странная нумерация –
непонятно. Особенно любопытно, что,
например, на Григорьевской улице дом под
номером 117, на Центральной – под номером
95, на Павловской – под номером 87 и на
Кутузовской – под номером 77 существовали
уже в 1909 году.*
Большинство домов принадлежали отдельным
семьям, но было и несколько многоквартирных
строений. Очевидно, такие дома имели
хозяина, а квартиры (комнаты) сдавались в
наём.
К середине 1920-х годов посёлок
административно постепенно сливается с
Фарфоровским Постом, не станцией, а уже
сформировавшимся посёлком. Известно, что
практически все его жители имели
непосредственное отношение к железной
дороге. Дорога росла и развивалась, и
николаевцы, желающие найти работу в этой
структуре, неподалёку от дома.
Любопытно, что вплоть до 1920-х годов
посёлок на картах города не прорисовывался. Лишь в
конце 20-х годов XX
века на картах и схемах Ленинграда начали
вычерчивать узенькие, но весьма
многочисленные улочки посёлка. В 1923 году
Николаевская железная дорога была
переименована в Октябрьскую, а посёлок ещё долго
носил столь «неблагозвучное» название.
В
конце 1930-х годов посёлок переименовывают. Теперь он, как и
близлежащий нефтяной завод, носит имя
С. Г. Шаумяна. Вероятнее всего, просто забыли
ликвидировать императорское название, не
обращали внимания в силу малозначительности
посёлка. Хотя имеется и другое
предположение, переименование может быть связано с именем убийцы
С. М. Кирова, а таковым был
Л. В. Николаев. После случившейся в 1934
году трагедии все названия,
созвучные с фамилией убийцы, с карты города
исчезли. |
С 1930-х годов и
вплоть до начала массового жилищного
строительства 1960-х годов южнее посёлка
располагалась войсковая часть, причём два дома,
построенные в 1959 году для семей её офицеров, можно видеть и
сегодня (Фарфоровский Пост, дома 2 и 4). До
конца 1980-х во дворе домов 20, корпус 1, по
Софийской и 25 по улице Белы Куна можно было
обнаружить полуразрушенные постройки. И ныне
стоит дом у Фарфоровского путепровода, пребывающий
сейчас в крайне неприглядном виде и
ожидающий сноса. Некогда в нём размещался склад
военной кинохроники «Ленфильма» (по другим
данным – кинобаза погранвойск КГБ СССР).
Фасад здания находится с северной стороны,
так как именно с этой стороны до начала
1970-х годов проходила насыпь подъёма на
Фарфоровский путепровод (впоследствии
перемещённая южнее, в створ улицы Белы
Куна). Рядом
расположены гаражные боксы и овощехранилище,
возведённые в 1960-е годы.
Посёлок удачно расположен. Рядом
железнодорожная платформа, над путями ещё в
дореволюционные годы построен путепровод, ведущий
как к станционным строениям, так и
объединяющий территории западнее и восточнее
железнодорожных путей. Имеется дорога к
заводу имени Шаумяна и далее к нефтяным складам,
дорога в деревню Рылеево и далее к Куракиной дороге. На карте
1953 года в посёлке указано 32 двора.
Центральная и Выгонная улицы, проходившие с
севера на юг, почти полностью совпадают с
современной Софийской улицей. А трассу
бывшей Славянской улицы можно наблюдать и
сейчас. Она начинается между домами 50 и 56
по улице Салова и идёт в глубь района,
параллельно Софийской улице, вдоль берега
бывшего карьера. Именно этот проезд получил
ныне имя всё того же героя Финской войны Н.
М. Брагина. Про М. И. Зубарева тоже не
забыли. Его имя теперь носит бывший
безымянный проезд с запада на восток,
примыкающий к нынешней улице Брагина. |
Посёлок прекратил своё существование в середине
1960-х годов, в период массового строительства. Но
застроен он был не жилыми домами, а различными
производственными зданиями. Тут были сооружены, в
частности, завод музыкальных инструментов и завод
электробытовой аппаратуры. Ныне разнообразные
производственные постройки занимают всю территорию между
Софийской улицей, железнодорожными путями и улицами
Салова и
Белы Куна. Засыпан и застроен также и карьер,
находившийся здесь ещё со времён строительства
Николаевской железной дороги. Одно из последних упоминаний о посёлке можно
обнаружить на схеме общественного транспорта 1962
года. Сюда ходил автобусный маршрут № 29. Хотя и на
топографической карте 1969 года ещё чётко
просматриваются отдельные улицы и дома посёлка.
Окончательно все улицы посёлка были
упразднены
в январе 1974 года. |
|