Станция Сортировочная является старейшей
сортировочной станцией России. Станция неоднократно модернизировалась, и
является по классификации внеклассной. Сортировочная является
единственной станцией в Петербурге, оборудованной механической
горкой (ранее сортировочной горкой была оборудована станция Ручьи,
ныне она не действует).
Станция делится на парки с присвоенными номерами (с севера
на юг).
Нечётные (восточная часть станции): 6 парк (Мария) – парк
отправления 4 парк – подгорочный парк
и парк формирования составов Горка № 4 с горочным
постом 2 парк (южный четный) –
парк прибытия Чётные (западная часть станции): 1 парк – парк прибытия Горка № 3 с горочным
постом 3 парк – подгорочный парк
и парк формирования составов 5 парк (южный нечетный) –
парк отправления Для сквозного прохода через сортировку проложены чётный и нечётный
пути, позволяющие пропускать поезда со скоростью до 40 км/ч,
соответственно – третья товарная и четвертая товарная. На въездах в 1
и 2 парки расположены телетайпные посты для списывания номеров
вагонов. Также ранее, до реконструкции 2000-х годов, у станции
существовала разворотная петля (гитара) с южной стороны. В ранние времена замедление вагонов на сортировке осуществлялось
примитивной тормозной вагой, потом горочной башмачной тормозной
позицией, которая просуществовала довольно продолжительное время (до
недавнего времени на сортировке в Волхове еще использовалась). В
1960 году была установлена АГС-ГТСС (автоматическое регулирование
скорости движения вагона системы Гипротранссигналсвязь) с
автоматической позицией (замедлители) впервые в СССР, а с 1972 года
к ней добавилась динамическая модель станции по переработке
документации вычислительной техникой, что позволило автоматизировать
все операции на станции. С 1948 года станция была оборудована механической почтой. На
первых парах действовала электро-подвесная система: контейнеры с
поездными документами пересылались по натянутым через всю сортировку
проводам с помощью роликовых подвесок. Несколько раз эту систему
модернизировали. И наконец в 1950-е годы на смену ей пришла подземная
пневматическая почта, которая работает и сейчас . Её протяженность в
настоящее время порядка 12 км. В 1970-е годы Ленгипротранс разработал план развития
Ленинградского железнодорожного узла, по которому планировалась сортировочную
ликвидировать и оставить на её месте небольшую станцию. Возведение
новой станции предполагалось в районе Новолисино. Но проект не был
реализован. |