Самые древние
строения улицы датируются серединой 1890-х годов. Это два
четырёхэтажных кирпичных здания: в одном из них, под номером
18, находится центральный офис
железнодорожной станции
С.-Петербург–Сортировочный–Московский, а дом 22
(дом 36 по
Южному шоссе) – до недавнего времени был жилым. Надо сказать,
что в 1896 году этот дом строился не для жилья. Изначально в нём
располагались конторы и складские помещения. Жилым он стал при советской
власти, когда его переоборудовали под общежитие для железнодорожников, и
также ещё при советской власти официально перестал быть жилым: в мае
1981 года институт "Ленжилпроект" выдал техническое заключение о
переводе дома в нежилой фонд. Но выполнению этого решения помешала
начавшаяся вскоре перестройка, затем реформы, ну и так далее... Напротив дома 22, у перекрёстка
Южного шоссе и
Сортировочной-Московской улицы в конце 1960-х годов построили торговый
центр по типовому проекту, но с использованием в качестве строительного
материала красного кирпича. Подобные строения в Купчине не
встречаются. С 1970-х и вплоть до конца 1990-х годов магазин был весьма
популярен у немногочисленных, знавших о нём жителей, как Купчина, так и
Невского района. И не мудрено, магазин снабжался, как и все остальные,
централизовано, но местных покупателей было крайне не много. Все дома улицы
расположены рядом с рельсами. С обеих сторон
проходит множество железнодорожных путей. Почти под окнами находится сортировочная
горка, на которой практически круглосуточно формируют железнодорожные
составы. Понятно, что при таком положении вещей, о тишине жителям не
приходилось и мечтать.
Но, всё это в прошлом. Жилых строений на улице практически не осталось. А
было их, в разное время более десятка. Ныне в большинстве
функционирующих зданий располагаются разного рода учреждения. Все они
имеют отношение к железной дороге. Ряд строений пребывают в
полуразрушенном состоянии. Из пока ещё не полностью развалившихся жилых
домов следует отметить два: дом 31 по
Южному шоссе и
дом 32 по Московской Сортировочной
улице. В 2012 году было разрушено одно из последних дореволюционных
деревянных строений – дом 16 по
Московской Сортировочной улице. Самая симпатичная из отреставрированных построек
– двухэтажный домик под номером 34. Он построен во второй половине
1940-х годов по проекту
А.
В. Жука и
И.
И. Фомина,
которые в ту пору возводили первый в послевоенном Ленинграде жилой
комплекс районе
Щемиловки и недавно отремонтирован. Главное же здание, без которого Сортировочная не могла бы
существовать как поселение – это
локомотивное депо (дом 2).
Кроме всего прочего, депо известно тем, что является единственным в
нашем городе, где до сих пор чинят и реставрируют паровозы. Конечно, уже
не для регулярной работы, а для праздничных и торжественных мероприятий. Перед
зданием ремонтных мастерских установлены
бюст
В. Ленина и стела сотрудникам
депо, погибшим в годы Великой Отечественной
войны, а при входе в депо, в качестве памятника, установлен
паровоз СО 17-2873. Первые две
буквы обозначают серию и расшифровываются как
Серго Орджоникидзе. Конкретно данный паровоз в 1948 году был вручён машинисту П. Фёдорову, который в феврале 1943 года провёл первый состав из блокадного
Ленинграда по временной железнодорожной линии, проложенной по льду
Ладожского озера. К слову,
паровоз, первым прошедший по этой дороге в
Ленинград с продовольствием для жителей блокадного города,
установлен в
Волхове.
Магистральные грузовые
СО – вообще знаменитые паровозы. Во время Великой
Отечественной войны часть паровозов этой серии работала в колоннах
особого резерва Народного комиссариата путей сообщения и обслуживала
прифронтовые железные дороги. Паровозы СО 17-12 и СО 17-1613 водили
поезда до Берлина. Эта серия положила начало послевоенной модернизации
железнодорожного транспорта. В память о подвигах железнодорожников,
работавших в войну на этих паровозах, и о трудовых буднях несколько
легендарных машин стали памятниками. В данном случае можно смело говорить, что само имя обязывало эти
паровозы к исполнению большой роли в истории отечественного
паровозостроения и развития железных дорог. Вспомним, что с января 1932
года
Григорий Константинович Орджоникидзе, "товарищ Серго", был назначен
народным комиссаром тяжёлой промышленности. Под его руководством
строительство заводов, фабрик и комбинатов пошло невиданными доселе
темпами. Уже к концу первой пятилетки Советский Союз занял первое место
в мире по производству тракторов, второе – по производству чугуна,
третье – по производству стали, грузовых автомобилей и электроэнергии.
Наркома Орджоникидзе называли "командармом социалистической индустрии". Кроме паровоза-памятника, в депо есть ещё несколько паровозов,
годных для использования по прямому назначению. Среди них знаменитая
"Овечка"
и паровоз
Су по прозвищу "Сушка". Сормовский усиленный
– так
расшифровывается аббревиатура "Су" – выпускался с 1924 по 1952 год.
Признанный одним из лучших в мире, это был первый
паровоз, разработанный в СССР. Создавался он на базе лучшего
пассажирского локомотива Российской империи – паровоза серии
С. В декабре 2006 года в
доме 20 по Сортировочной-Московской улице был торжественно открыт
новый спортивный комплекс "Локомотив", прежде всего для работников
железнодорожного узла Санкт-Петербург–Сортировочный–Московский, где
трудится более пяти тысяч человек. Новый спорткомплекс создан на базе
старого капитально отремонтированного здания. В 1974 году над всей станцией, а стало быть и над Сортировочной-Московской
улицей был перекинут
Невский путепровод, известный также, как
Сортировочный мост. |