Нéвский путепровод проходит с запада
на восток и соединяет
проспект Славы
во Фрунзенском
районе с Ивановской улицей – в
Невском.
Длина путепровода немногим более 1200 м. В настоящее время имеется
пять
полос для движения автотранспорта: три – в сторону проспекта Славы и
две – в сторону Ивановской улицы (изначально полос было четыре), и
пешеходные тротуары с обеих сторон.
Путепровод перекинут на путями железнодорожной станции
Санкт-Петербург–Сортировочный–Московский. Также, под
ним расположена железнодорожная
платформа
Сортировочная
(с
2024 года – Сортировочная им. В. Н. Морозова).
Официальное название "Невский путепровод" не
особо активно употребляется в обиходе местными жителями, зато каждый
знает, что такое "Сортировочный мост". Более редкое народное
название – "Ивановский мост" – тоже иногда используется. |
|
Центральная дуговая
магистраль (ЦДМ) появилась в планах развития Ленинграда ещё в
1930-х. Она призвана была объединить новые районы юга, востока и
севера расстраивавшегося города, а также выполнять роль окружной
дороги. Однако в довоенные годы самым значимым из сооружений
магистрали можно назвать Володарский мост. Активное продолжение
строительства развернулось в 1960-е годы. Значительными частями ЦДМ
стали проспект Славы и Ивановская улица. Однако вплоть до осени 1974
года они не были соединены. Ситуация изменилась с вводом в действие
Невского путепровода.
Путепровод сооружался по проекту коллектива инженеров под
руководством архитекторов Г. А. Павлова, Г. М. Евдокимова и А. И.
Лаврентьева. С обеих сторон, при въезде на путепровод, установлены
пилоны, украшенные барельефами, автором которых является скульптор
Л. Л. Михайлёнок. Сюжет рельефной композиции –
Обуховская оборона
1901 года и прорыв
блокады Ленинграда
1943 года. Барельефы на пилонах моста были установлены не к открытию
путепровода, а несколько позже.
Торжественное открытие состоялось 2 октября 1974 года. Выполняя
решения XXIV съезда КПСС мостостроители
взяли повышенные обязательства и сдали путепровод досрочно в
недоделанном виде. Собственно, недоделки касались архитектурного
оформления и на техническую сторону сооружения влияния не оказывали.
Митинг по случаю открытия возглавил первый секретарь Ленинградского
обкома КПСС Г. В. Романов. По окончании выступлений представителей
строителей, районных и городских властей замёрзшие пионерки,
облачённые по такому поводу в парадную форму, смогли преподнести
цвету виновникам торжества. Первым же по новому путепроводу двинулся
в путь общественный транспорт – троллейбусы и автобусы, но без
пассажиров, которые двинулись в поход по мосту пешком. |
Пешеходный тротуар проходит с обеих сторон по всей
длине моста. Кроме того, существует два лестничных подъёма для
пешеходов с каждой стороны. Имеются также дополнительные лестницы,
сооружённые для перехода с путепровода к железнодорожным платформам. Над
станцией
Сортировочной сооружены винтовые
лестницы-спуски на
Сортировочную-Московскую улицу. |
|
Вид с северной стороны |
Вид на восток от
проспекта Славы |
Вид с южной стороны |
|
|
Вид на восток |
Вид на
запад |
Вид на восток |
|
В пандусах путепровода
в разное время размещались различные организации, но большинство из
них, так или иначе, имело отношение к автомобильному транспорту. В
1980-х – 1990-х годах с купчинской стороны размещался гараж и
ремонтная зона автомобилей скорой помощи. В 2000-х здесь был магазин
по продаже автозапчастей (Автодом). Впоследствии располагались
различные предприятия автосервиса и другие организации. |
|
Лестницы-проходы с путепровода к пассажирским платформам |
|
В декабре 1999 года на путепроводе были наглухо закрыты (заварены)
решётками проходы к
лестничным спускам. Позже, в 2005 году, во время очередной
реконструкции железнодорожных платформ, входы на лестницы на самих
платформах также были заделаны ограждениями. Лестничные проходы от
платформ к путепроводу считаются более не эксплуатирующимися. Все эти
действия были проделаны для уменьшения количества "зайцев". Не
смотря на принятые меры, отдельные пассажиры с завидной
регулярностью преодолевают эти препятствия, что несомненно улучшает
их спортивную форму и понижает доходы железной дороги. |
|
Вид с путепровода на юг |
Спуск к платформам с южной стороны |
|
|
Заваренный проход на лестницу, ведущую к платформе |
Спуск с северной стороны |
|
|
Пилоны Невского путепровода |
|
|
Барельефы на пилонах Невского путепровода |
|
В нескольких местах строителями путепровода
оставлены автографы по железу. Очевидно, уж очень хотели товарищи вписать
свои имена в Историю. Надо отдать им должное, сработали на совесть. Вот уже
полвека прохожие топчут подписи товарищей Еропкина,
Крупного, Верещагина и других строителей путепровода. |
Фото май 2011 г. |
Фото июнь 2010 г. |
Минувшие полвека не
могли не сказаться на состоянии путепровода, в частности – пилонов.
И барельефы на них, и сами пилоны обветшали и давно требуют ремонта.
Штукатурка с барельефов и облицовочная плитка с пилонов стали
осыпаться. Дабы не травмировать пешеходов, проходящих по мосту, на
пилонах установили улавливающие сетки. Конечно, такой «декор» не
украшают композицию, но ради безопасности людей можно и пожертвовать
привлекательностью.
Летом 2012 года мост ненадолго полностью перекрывали для движения
транспорта. Проводилась реконструкция дорожного покрытия, а также
ряда других элементов конструкции. |
|
Невский путепровод во время закрытия для движения транспорта
по причине ремонта Ивановской улицы |
|
|
Невский путепровод во время закрытия для движения транспорта
по причине ремонта Ивановской улицы |
|
За 50 прожитых лет
путепровод конечно же поистрепался. К тому же ощутимо возрос поток
транспорта, а следовательно и нагрузка на конструкцию. Нет сомнения,
что ему необходима масштабная реконструкция. Остаётся надеется, что
таковая будет проведена, при этом Невский путепровод не утратит свой
оригинальный свой архитектурный стиль.
2009. Редакция 2012. Редакция 2024
г. |
|