Белгра́дская улица начинается от
улицы
Салова и проходит параллельно железнодорожным путям Витебского направления до
проспекта Славы. Затем улица
"разрывается" оным проспектом, а точнее туннельным проездом под железнодорожными
путями, соединяющим проспект
Славы
с улицей Типанова. Метрах в ста восточнее расположен перекрёсток Белградской
улицы и
проспекта Славы, к
которому улица поворачивает под прямым углом два раза. Затем улица, сделав ещё
два крутых поворота, возвращается к железнодорожным путям и снова проходит
параллельно им до улицы Димитрова.
Название
улице было присвоено в 1964 году по имени
столицы
СФРЮ. |
С 1911 года практически точно по трассе нынешней Белградской
улицы от улицы Салова до
Альпийского
переулка проходила
Алмазная
улица. Белградская улица прокладывалась в начале 1960-х годов и
первоначально проходила от улицы Фучика до
улицы Димитрова.
Алмазная улица в то время ещё
существовала, но стала значительно короче и отклонилась на восток от своей
первоначальной трассы. В 1968 году Белградская улица де-юре была продлена до
Дунайского проспекта. В 1980-е годы этот участок отошёл к
Балканской улице, но
де-факто этого участка, как части улицы, никогда и не существовало, как и самой
Балканской улицы. В начале 1970-х годов
Алмазная улица была упразднена
и Белградскую продлили на север от улицы Фучика до
улицы Салова. В 1967 – 1969 годах между улицей и железной дорогой был прорыт
Волковский канал. В 1969
году на ещё прокладывавшейся тогда Белградской улице был сооружён мост через
новый канал. Мост был назван Белградским. Учитывая то, что почти на всём протяжении с западной стороны улицы течёт канал, а за ним
железнодорожные пути, застройка улицы велась только с восточной стороны. На
Белградской улице присутствуют только чётные дома. Застройка улицы в основном производилась
в середине 1960-х – середине 1970-х годов типовыми пяти- и девятиэтажными
домами. В 1973 году по проекту И. Кускова был построен
экспериментальный дом
– первый в городе из домов 137-й серии. Основной достопримечательностью улицы
можно назвать Яблоневый сад,
оставшийся со времён, когда здесь находились
угодья совхоза "Ударник". В марте 2006 года группа активистов региональной
организации "Коммунисты Петербурга" под покровом ночи осуществила символическое
переименование Белградской улицы в
улицу Слободана
Милошевича путём заклейки табличек с названием улицы другими – бумажными,
собственного производства. Но сие событие может быть отнесено разве что в
разряд курьёзов. |
На территории
ограниченной
улицей Салова,
Ново-Волковским кладбищем, улицей Фучика и
Волковским каналом, где когда-то протекала река
Волковка и проходили
Волковский проспект и
Алмазная улица, в начале 1980-х годов развернулось строительство
детской специализированной школы по конному спорту. Однако не
достроив здание, работы были прекращены. Причины, по которым школа
так и не была достроена неизвестны.
Согласно официальным
документам, в 1996 году было принято решение о строительстве на этом
месте Конно-спортивного комплекса открытым акционерным обществом
«Санкт-Петербургский ипподром». При этом, застройщик был обязан
снести недостроенное и уже порядком обветшавшее к тому времени
здание.
Трудно представить
более неудачное место для лошадиных бегов. То ли соседство с
кладбищем сыграло свою роль, то ли экономические факторы (последнее
более вероятно), но строительство так и не началось, и в 1998 году
контракт с застройщиком был разорван.
В итоге более двадцати
лет скелеты недостроенных трибун «украшали» собой эту местность. Как
ни странно, но иногда встречались схемы города, на которых ипподром
указывался, как достроенный.
Постановлением
правительства города в 2004 году участок был передан для
строительства мнгофункционального комплекса «Словацкий дом». В конце
2006 года недостроенный ипподром снесли и приступили к возведению
многофункционального комплекса под названием "Словацкий дом". В
результате был построен торгово-развлекательный комплекс "РИО",
включающий магазин "О'Кей" и множество
прочих торговых точек. |
Недостроенные
конструкции конно-спортивной школы, известной также, как "ипподром" |
|
Вид на Белградский мост от железной дороги |
|
Вид на ипподром от улицы Фучика |
|
|
Строительство
многофункционального комплекса "Словацкий дом" |
|
|
Фото апрель 2009 г. |
|
Фото июнь 2010 г. |
|
|
Торгово-развлекательный комплекс "Рио" |
|
|
Торгово-развлекательный комплекс "Рио" |
|
|
Торгово-развлекательный комплекс "Рио" |
|
|
Торгово-развлекательный комплекс "Рио" |
|
|
Торгово-развлекательный комплекс "Рио" |
|
В канун нового 2014 года близ
перекрёстка улиц Фучика и Белградской был открыт временный
передвижной дельфинарий. Подобного рода аттракцион впервые появился
в Купчине. Однако не все обрадовались этому событию. Зоозащитники
устроили акцию протеста и обратились в надзорные органы. Активисты
заявили о жестоком обращении с представителями морской фауны, они
утверждают, что коммерсанты не имеют разрешающих документов, вода в
бассейнах для животных непригодна. А происхождение самих
краснокнижных китов и вовсе браконьерское. Тем не менее, дельфинарий функционирует в полном объёме. Рядом с
ним сооружены разного рода карусели и прочие аттракционы. |
|
Дельфинарий у торгово-развлекательного комплекса "Рио" |
|
|
Дельфинарий у торгово-развлекательного комплекса "Рио" |
|
До недавнего времени, неподалёку от Волковского канала хорошо просматривалась часть дорожного покрытия
бывшей Алмазной улицы. Эта часть улицы проходила от нынешнего
перекрёстка улиц Белградской и
Салова до
нынешней улицы Фучика. В конце 2011
года, при благоустройстве территории у торгового комплекса,
сохранившееся асфальтовое покрытие было уничтожено. |
Территория у железнодорожной насыпи с 1980-х
годов была облюбована купчинцами, как место последнего упокоения домашних
любимцев. Однако в 2006 году место огородили, вывесили объявления о запрещении
захоронения животных. Писали про некую "зону отчуждения" железной дороги, в
которой это не допустимо. Всё стало понятно, когда началось строительство.
Теперь надгробным памятником кошечкам и собачкам служит автомойка. |
|
Автомойка,
бывшее кладбище домашних животных |
|
|
Вид с железнодорожной насыпи |
Остатки кладбища домашних животных |
Вид с железнодорожной насыпи |
|
Перед
улицей Фучика
Волковский канал,
проходивший до этого вдоль восточной стороны улицы, переходит на другую
сторону. Здесь сооружён Белградский мост. Сразу за ним перекрёсток с
улицей Фучика. Далее
Волковский канал
протекает западнее Белградской улицы и отделяет её от железнодорожных путей. |
|
Белградский
мост |
Вид с Белградского моста |
|
|
Чётная сторона Белградской улицы близ
перекрёстка с улицей
Фучика |
Нечётная сторона улицы |
|
На чётной стороне
Белградской улицы после перекрёстка с
улицей Фучика и до
экспериментального дома проходит старая, местами заросшая бетонная дорога.
Возможно она была проложена во время начала тут массового строительства,
когда Белградской улицы ещё не существовало. Не исключено также, что её
провели для строительства экспериментального дома. |
|
Остатки
бетонной дороги вдоль Белградской улицы |
Экспериментальный дом |
|
|
Экспериментальный дом – первый дом 137 серии в
городе, дом 8 корпус 1 по Белградской улице |
|
Фото из сборника "Белые Ночи" |
Газон у экспериментального дома |
|
|
Нечётная сторона Белградской улицы |
Волковский канал |
Слева – дом
10 к. 1 по Белградской улице |
|
|
Слева – дом
10 к. 1 по Белградской улице |
Улица
Турку |
Перекрёсток улиц Белградской и
Турку |
|
|
Перекрёсток
Белградской улицы и улицы
Турку, вид с железнодорожной насыпи |
|
|
Переход через
Волковский канал |
Вид на север от перехода |
Вид на восток от перехода |
|
|
Пешеходный переход через канал |
Западная сторона Белградской
улицы,
Волковский канал |
|
|
Дом 28 к. 1 по Белградской улице |
Дом 30 по Белградской улице,
торговый центр |
|
|
Вид с путепровода на проспекте Славы |
|
Перекрёсток пр. Славы и Белградской улицы |
Проспект Славы,
вид с путепровода |
Ново-Волковский мост |
|
Не далеко от перекрёстка
Белградской улицы и проспекта Славы находится железнодорожная платформа,
ныне называющаяся
Проспект Славы.
Платформа была основана в 1927 году и до 1974 года именовалась "Купчино". К
платформе ведёт пешеходный мост – Четвёртый Волковский. Под путями проложен
пешеходный переход, позволяющий попасть из Купчина в Московский район. По
нему же осуществляется проход к платформам. Сразу за платформами ранее
существовал переезд через железнодорожные пути. Это была
Куракина дорога,
позднее – Южное шоссе. Ныне частью этой дороги является
Альпийский переулок.
Чуть далее перекрёстка Белградской улицы и
Альпийского переулка начинается
самое историческое место. Именно здесь с незапамятных времён находилась
маленькая деревня Купчино, давшая своё имя громадному району Ленинграда –
Петербурга. |
|
Белградская
улица, дом 40, торговый центр |
Белградская улица, дом 42 |
|
|
Вид с
железнодорожной насыпи |
|
Заканчивается Белградская
улица у перекрёстка с улицей Димитрова. Здесь же должна была начинаться и
Балканская улица, но она так и не состоялась. Рядом с перекрёстком находится
автомобильная стоянка. Именно на этом месте в 1906 году был заложен
храм
Преподобного Герасима. |
|
Вид на восток и
юго-восток из окна дома 4 корпус 1 по
улице Димитрова, начало
строительства новых домов |
|
Перекрёсток улиц
Димитрова и Белградской |
|
|