Светлая река, несущая нечистоты
Часть вторая
Река
Волковка
Продолжение
экспедиции,
начавшейся весной, состоялось несколько
позже намеченного изначально срока, 29 июня 2014
года. Но, всё же,
состоялось. Начался поход ровно с того самого
места, где закончился в предыдущий раз. А
именно, у железнодорожной насыпи в
непосредственной близости от железнодорожной
станции
Шоссейная. Станция ныне известна лишь
специалистам, зато все знают расположенную
неподалёку платформу
Аэропорт. Она была построена в самом конце
1960-х годов, после объединения железных дорого
балтийского и варшавского направлений и
ликвидации путей на месте нынешней Варшавской
улицы. Хотя и на
Шоссейной
есть своя небольшая платформа. Именно с этой
платформы участниками экспедиции были сделаны
первые фотографии.
Именно от этого места ныне река официально именуется Волковкой.
Хотя, стоит заметить, что название это река
приобрела сравнительно недавно. Вплоть до 2010
года часть реки от места слияния Каменки и Пулковки и до впадения её в Волковский канал
именовалась Чёрной речкой. В довоенные годы это
же название носила река и ниже по течению, но
потом оно было заменено. Часть же реки, так и
осталась Чёрной речкой, внося значительную
путаницу и неразбериху в городскую топонимику. В
2010 году Топонимическая комиссия С.-Петербурга
решила исправить положение. Действительно,
Чёрных речек на территории города несколько, а
Волковка одна. Так более древнее название
было вытеснено более оригинальным. Но и тут не
обошлось без коллизий. Волковки-то на территории
Купчина давно нет. Закопали её, несчастную. Зато
есть Волковский канал. Давать пунктирное
название: река → канал
→ та же река –
не верно с точки зрения топонимики. Хотя
фактически имеет место именно такое положение
вещей. Топонимисты же приняли поистине
Соломоново решение. Вся река теперь имеет одно
официальное название – Волковка. Но участок её,
проходящий вдоль Балканской и Белградской улиц
также может именоваться Волковский канал. Именно
так указано в официальном документе –
Реестре названий объектов городской среды. Надо сказать, что с каналом тоже всё не так просто: их,
каналов, как минимум два. Оба проходят
параллельно от Дунайского путепровода до места
слияния – чуть южнее Альпийского переулка. Более
старый канал ныне не проточен, посему каналом
может быть назван с известной долей условности.
Мы, для простоты, будем называть их Новым и
Старым. Старый канал проходят западнее, между насыпью
железной дороги и гаражными кооперативами. Более
новый протекает с другой стороны тех же гаражей,
отделяя их от Балканской улицы. В такие тонкости топонимисты
вникать уже не стали. Старый канал можно разделить на две очереди. Первая была
сооружена в 1930-е годы с целью спрямления
участка Волковки западнее железной дороги и
ликвидации мостов, начиналась примерно напротив
Каштановой аллеи и заканчивался напротив
нынешнего ЖК "Южная линия"; вторую очередь
построили, вероятно, при строительстве метро
"Купчино" в 1970-1972 годах. Она начиналась
примерно там, где сейчас бетонный мостик на
новой дороге за "Балканией Новой", и
заканчивалась севернее трамвайного кольца у
метро. Между двумя очередями старого канала
сохранялся участок естественного русла реки. |
|
Вид на запад от железной дороги |
|
Вид на запад с платформы |
|
Вид с моста (восточная сторона) |
|
|
Вид на восток
с платформы |
|
Вид на запад, на
Шоссейную |
|
Вид на запад от газопровода |
|
В 200 метрах восточнее железнодорожной
станции Волковка пересекает газопровод.
Это газопровод "Серпухов – Санкт-Петербург" (803
км), бывший "Серпухов – Ленинград", построенный
в 1959 году и, собственно, являвшийся главным
источником газа в городе. Очевидно, трубы прокладывались
или заменялись недавно. Газопровод проложен под
землёй. Здесь же через реку переброшен железный
мост. Ниже по течению река заведена в трубы,
сделан переезд для техники. Эти трубы остались
от периода постройки КАД. Очевидно, во время
строительства дорожники отрезали дорогу к
тяговой подстанции "Шоссейнная" со стороны
бывшего шампиньонного комплекса фирмы "Лето",
вот и бросили наспех трубы через Волковку. Здесь
же в реку впадает ручей (слева), происхождение
которого осталось невыясненным. Ручей вытекает
из болотца, которое образовалось вокруг люка,
непонятного предназначения. Здесь же сохранился небольшой участочек, метров 100 старого
естественного русла. В иных же близлежащих
местах все канализировано еще в начале
XX века, а затем
"переканализировано" при постройке КАД. |
Пересечение
реки с газопроводом |
|
Пересечение с газопроводом |
|
Железный пешеходный мост |
|
Люк – источник ручья |
|
|
Переход-переезд |
Болотце и ручей |
Промеры высоты травы |
|
Справа от реки располагаются
заброшенные совхозные поля. Ныне на них
произрастают лишь сорняки. Зато как
произрастают! Колючки высотой полтора метра и
более являются серьёзным препятствием для
путешествующих. Сохранились остатки
ирригационной системы. Несколько канав впадают в
Волковку. Ниже
по течению был обнаружен разлив реки (пруд),
который, по всей видимости, также являлся
элементом оросительной системы. Некогда на
берегу пруда существовала насосная станция,
подававшая воду на шушарские поля. В ста метрах южнее реки, параллельно ей, ныне проходит кольцевая
автомобильная дорога. Со стороны КАД также
имеется "приток" – дренажная канава. |
|
Местная флора и фауна |
|
Приток со стороны КАД |
|
|
Вид на
запад |
|
Разлив реки (пруд) |
|
|
Место бывшего перехода |
|
Водная растительность |
|
Отмель |
|
Сразу за разливом реки некогда
существовал переезд также со времён
строительства КАД. Волковка протекала в трубе.
Ныне река размыла плотину и течёт как ей самой
вздумается. По берегам Волковки растут самые различные травянистые и
кустарниковые растения. Буйно растут сорняки на
заброшенных совхозных полях. Встречаются кусты
малины, смородины и шиповника. |
|
Вид на восток |
|
Вид на запад |
|
Шушары, строительство |
|
|
КАД, канава |
|
КАД, канава, вид на запад |
|
КАД, канава, вид на
восток |
|
|
Вид на юг, Шушары |
|
КАД, полузаросший
пожарный водоём |
|
Постепенно Волковка
приближается к кольцевой автомобильной дороге.
Вдоль дороги, с обеих сторон, проходят дренажные
канавы, имеются также пожарные водоёмы. Надо ли
говорить, что чистотой воды эти канавы не
блещут. Особенно удручающе выглядит водосток,
расположенный в непосредственной близости от
стоянки на КАД. Жидкость, коей наполнен
резервуар, являет собой смешение самых
разнообразных горюче-смазочных материалов,
сливаемых водителями на стоянке. Все эти
химические нечистоты постепенно и неумолимо
сливаются в реку.
Не смотря на то, что инфраструктура КАД довольно молода, как,
впрочем, и сама дорога, отдельные пожарные
водоёмы успели в значительной степени зарасти.
Теперь они представляют собой болота, ни коим
образом не могущие быть использованы по
первоначальной принадлежности.
При строительстве КАД часть мусора попала в Волковку. Очевидно, никто не ставил целью
уничтожение реки, просто об этом не подумали.
Зато именно в непосредственной близости от КАД у
Волковки появляются первые набережные (если не
считать набережную точно такого же типа еще на
Пулковке, в районе будущего строительства
скоростной магистрали).
Береговые
обрамления были сооружены тем же способом, что и
дорожные канавы. Вероятно, строители
рассматривали реку в качестве элемента дорожной
дренажной системы. Русло реки здесь несколько
смещено (изначально река текла на месте нынешней
автодороги), по этому можно сказать, что это
первая часть Волковского канала. Хотя, если
вдуматься, вся река от момента, как она подошла
к Варшавской железной дороге – сплошной канал. В
том числе и большая часть Волковки, между
железнодорожным мостом и мостом КУД.
За долго до того, как кольцевая автодорога
разрезала местность, Волковка текла средь
совхозных полей и огородов местных жителей.
Доныне встречаются по берегам кусты чёрной и
красной смородины, малины, шиповника.
Разнообразные травянистые растения радуют глаз в
период цветения. Особенно колоритно выглядят
целые поляны люпинов и молодые поросли дикого
цикория. |
|
КАД, стоянка |
|
Слив в реку из канавы КАД |
|
Вид на восток |
|
|
Вид на
восток |
|
Отражение |
|
Вид на юго-восток, Шушары |
|
Если с севера Волковка вплотную
подходит к кольцевой автодороге, то с юга к реке
подступают громадные строения нового жилого
комплекса в Шушарах. Громадные здания постепенно
отвоёвывают бывшие совхозные угодья. Темпы
строительства явно опережают темпы
благоустройства окружающей территории.
Многочисленные ручейки с мест возведения зданий
беспрерывно стекают в реку. |
|
Вид на восток |
|
Слив со стороны
Шушар |
|
КАД, мост |
|
|
КАД, дорожный
знак |
|
Мост КАД через реку |
|
Вид с моста КАД на запад |
|
Вид с моста КАД на юг, Шушары |
|
КАД, дорожный
знак |
|
Люпины |
|
Поле люпинов у реки |
|
Пересекая автодорогу под мостом,
Волковка вбирает в себя все стоки дорожных
канав, проходящих по внутренней стороне КАД.
Также а неё впадает канава, проходящая по
внешней стороне окружной железной дороги. Место
слияния представляет собой заболоченную
территорию, весьма труднопреодолимую для
путешественников. Здесь на пути реки новая преграда. Окружная
железная дорога (южное полукольцо), построенная
в конце 20-х годов XX
века. В насыпи железной дороги был сооружён
мост. Выныривая с северной стороны окружной
железной дороги, река сразу же попадает ещё под
два железнодорожных моста более простых
конструкций, без насыпей. Один из них в полуразобранном состоянии, заброшен уже много
лет. Второй же и ныне востребован, хотя и не
особо часто. Подъездные пути, проходящие по нему
и пересекающие затем Московское шоссе, ведут
ныне в промзону, к
ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, а также к гейту в
депо Московское (ТЧ-3). Метро-железнодорожный гейт
(англ. gate – ворота) –
специфический термин, используемый транспортниками, обозначающий место
соединения путей железной дороги с путями городского метрополитена. В метро
используется та же ширина колеи (1520 мм), что позволяет транспортировать
вагоны метро по обычным железным дорогам. |
|
Слив со стороны КАД |
|
Импровизированный брод |
|
Место слива реки и канавы |
|
|
Вид с железнодорожной насыпи |
|
Вид на юг с моста окружной железной дороги |
|
|
Железнодорожные мосты |
|
Действующий путь |
|
Разобранный путь |
|
|
Мост окружной железной дороги |
|
Московское шоссе,
мост |
|
Сразу за железнодорожными мостами
река поворачивает на восток под прямым углом, и
пересекает Московское шоссе. На шоссе установлен
дорожный знак, информирующий проезжающих о том,
что за водную артерию они преодолевают. В непосредственной близости от моста через
Московское шоссе исследователями был обнаружен
мощный приток значительно увеличивающий
полноводность речки. "Ключ", бьющий из
непонятного бетонного сооружения, у самого
берега реки, имеет неясное происхождение. Вода в
источнике достаточно чистая. Не исключено, что
это банальный прорыв трубопровода. Но, очевидно,
источник действует достаточно длительное время. Восточнее шоссе Волковка уходит вглубь промзоны. На южном берегу проводятся
строительные работы. Северный берег полностью
огорожен. В определённый момент экспедиция была
вынуждена отклониться от трассы, и обойти
закрытый участок реки, проходящий на территории
предприятий и недоступный для исследований. |
|
Вид с моста шоссе на восток |
|
Река восточнее Московского шоссе |
|
Река восточнее Московского шоссе,
промзона |
Обойдя участок реки, протекающий по промзоне, участники экспедиции вновь вышли к
реке у Витебского проспекта. Здесь со стороны
депо в реку впадает канава, несущая заметные
следы маслянистых жидкостей на поверхности. Автомобильный мост здесь был
сооружён недавно, как собственно и сам Витебский
проспект. Зато железнодорожный мост путей
витебского направления существует здесь с 1830-х
годов. Хотя, конечно же, и мост и пути
неоднократно реконструировались. Между
железнодорожным и автомобильным мостом с
2010 года уютно расположился маленький
железнодорожный мостик. По нему ходят поезда
Малой Царскосельской железной дороги. Между мостами в реку стекает
великое множество самых разнообразных по виду и
консистенции жидкостей. От бесцветной, на вид
достаточно чистой, до чёрной жижи, источающей
ужасающее зловонье. |
|
Вид на запад с моста
Витебского проспекта |
|
Витебский проспект, мост |
|
|
Железнодорожные мосты |
|
Стоки у железной дороги |
|
Различные стоки у железной дороги |
|
Железнодорожный мост |
|
Волковка восточнее
железнодорожного моста |
|
Выныривая из-под железнодорожного
моста, великая купчинская река, собственно, и
оказывается на территории Купчина. Здесь
сохранилась небольшая часть изначального русла.
Но, веком ранее, и эту часть реки, называемую
тогда Чёрной речкой, коснулась цивилизация. Ещё в начале XX
века неподалёку отсюда существовало кирпичное
производство. Это был
завод Кирсанова. Впоследствии завод
прекратил своё существование, и карьеры западнее
железной дороги постепенно превратились в озёра.
Однако идея добычи глины в этих местах,
очевидно, не пропала бесследно. В 1930-х годах
работы продолжились. Основным местом разработки
стала территория севернее окружной железной
дороги. Для этого даже был построен специальный
подъездной путь. На месте нынешнего торгового
комплекса "Балкания нова" и южнее его, также
существовали карьеры, сохранившиеся с довоенных
времён. Самый значительный из них очертаниями
напоминал ладью. Возможно, он также являлся
карьером, хотя не исключено также, что это мог
быть с дренажными целями. Впоследствии с этим
прудом и была соединена река. В середине-конце
XX века Волковка в этой местности
претерпела великое множество самых разнообразных
преобразований. Ныне существующие русла реки и каналов сложились к 1994 году. |
|
Разлив реки |
|
Разрушенный мост |
|
|
Вид по течению |
|
Растение (?) |
|
Вид
против течения |
|
|
Поляна ромашек |
|
Вид на реку с
подсыпанной возвышенности |
|
|
Вид с моста на запад |
|
Автомобильный мост |
|
Вид с
моста на восток |
|
|
Слияние Волковки и
Волковского канала, вид на юг |
|
Волковский канал, вид на север |
|
В конце концов река впадает в
канал, который, в свою очередь, является по сути
продолжением нынешнего
Шушарского ручья. Хотя,
надо отметить, что у места слияния русло реки
также уже не родное, а прорытое. Волковский
канал проходит вдоль железнодорожных путей
витебского направления. По правому берегу канала
до перекрёстка с
улицей Димитрова
проходит несостоявшаяся
Балканская улица.
Севернее перекрёстка канал обрамляет
Белградская
улица. |
|
Вид в сторону Балканской площади |
|
Волковский канал, вид на
юг |
|
Волковский канал, вид на север |
|
|
Пешеходный мост |
|
Утка с выводком |
|
Туннель канала |
|
Волковский канал у Дунайского путепровода |
Земляника по берегам Волковского канала |
По берегам канала ниже Дунайского
путепровода участниками похода были обнаружены
земляничные поляны. Дух экспериментаторства
всегда был свойственен исследователям, участники
экспедиции лично попробовали купчинскую
землянику и нашли её достаточно приятной на
вкус. Здесь же были обнаружены заросли травы,
напоминающей ковыль, предположительно,
декоративный вид злака щетинника. |
|
Вид на север |
Заросли неизвестной травы |
Вид на юг |
|
Забор проб воды в Старом канале |
Помимо внешнего осмотра участниками
экспедиции проводился забор проб воды в старом
непроточном канале и в новом канале у первого
водопада. Старый канал проходит
непосредственно у железнодорожной насыпи, и ныне
представляет собой пруд со стоячей водой. До
ликвидации части канала у станции метро
"Купчино", он был проточным. Ныне, если и есть в
канале какое-либо течение, то лишь по причине
слива в него каких-либо нечистот или в сольно
дождливую погоду. К сожалению, в распоряжении
участников экспедиции не было возможности
провести полноценное исследование. Ограничились
довольно примитивными тестами. Результаты промера в старом канале: pH–7; kH–4; нитраты–10. В новом канале: pH–7,5;
kH–9; нитраты–10. На этом этапе к нам присоединилась
съёмочная бригада телеканала 100ТВ.
Корреспонденты сняли небольшой
репортаж,
посвящённый экологическому состоянию Волковки. |
|
Волковский канал у
места бывшей деревни
Купчино |
|
Слияние Старого и Нового каналов |
|
Забор проб воды в Новом канале |
|
Знак "якорей не бросать" |
|
У первого водопада |
|
Волковский канал, вид на север |
|
В непосредственной близости от
места, где в течение нескольких веков
существовала деревня
Купчино, очередной этап
экологической экспедиции решено было завершить.
На следующем этапе участники предполагают
добраться по великой купчинской реке до
Обводного канала. |
|
|