Ма́лая Балка́нская улица
– одна из самых оригинальных улиц Купчина. Она
начинается от перекрёстка улиц
Димитрова и
Белградской и проходит с севера на юг до перекрёстка
с
улицей Олеко Дундича, параллельно железнодорожным
путям витебского направления. Затем поворачивает под
углом 90° и проходит уже с запада на восток до
Карпатской улицы
параллельно опять же путям, но уже окружной железной
дороги. |
|
В 1973 году улицу, по проекту проходящую от
улицы Димитрова до
Софийской улицы параллельно
Балканской улице, на
некотором отдалении в сторону жилой застройки,
назвали Малой Балканской улицей. Площадь между двумя
Балканскими улицами у
станции метро "Купчино"
назвали
Балканской площадью. Первоначальный
проект был реализован не
полностью. Нынешняя Малая Балканская улица до
Софийской не доходит, а заканчивается
перекрёстком с
Карпатской улицей. В силу специфического расположения, на нечётной стороне Малой
Балканской улицы практически отсутствуют жилые
строения. Значительную часть нечётной стороны улицы
занимают гаражные кооперативы, автомобильные
стоянки, предприятия автосервиса. |
|
Здания на
чётной стороне Малой Балканской улицы |
|
В начале Малой Балканской улицы, на
нечётной её стороне, находятся автостоянки и пустырь. Ранее это была
территория деревни
Купчино. Жилых построек здесь не было, они заканчивались
севернее этого места, а здесь в предвоенное время находился
колхозный скотный двор. Чуть восточнее, приблизительно на месте корпусов дома 3 по
улице Димитрова располагалась школа. |
|
Пустырь у
начала Малой Балканской улицы |
|
От
улицы Димитрова начинается не
состоявшаяся Балканская улица. Проехать на транспорте с этой стороны
по ней достаточно сложно, но проход пешком возможен. При желании здесь
можно обнаружить известный колорит, создаваемый немногочисленными
деревцами, заросшей набережной канала и граффити, которыми изобилуют
стены гаражных кооперативов. |
|
Нечётная
сторона Малой Балканской улицы, вид от
улицы Димитрова на юг |
Вид на запад, в сторону железной
дороги |
|
|
Малая Балканская улица, дом 7 |
Нечётная
сторона Малой Балканской улицы, виды на юг, запад |
|
|
Дом 8 к.1 по Малой Балканской улице |
Перекрёсток
Малой Балканской и
Пловдивской улиц |
|
На нечётной стороне Малой Балканской
улицы, близ перекрёстка с
Пловдивской улицей
располагается автозаправочная станция (дом 13). В советское время,
когда изобилия автозаправочных станций не наблюдалось, это была одна
из немногих станций на территории Купчина, заправлявших частные
машины. Здесь же есть проход к
Балканской улице,
Волковскому каналу
и гаражам. |
|
Дом 12 корпус1 по Малой Балканской улице, вид от
Пловдивской улицы
на юг |
Автозаправочная станция |
Дома 12-14 по Малой Балканской улице, вид на
север, в сторону
Пловдивской улицы |
|
|
Дома 14
корпус 1, 16 корпус 1 по Малой Балканской улице, вид на юг |
|
|
Малая Балканская улица, дом 16 |
Перекрёсток Малой Балканской улицы
и Дунайского
проспекта, вид на север |
|
|
Дома 30-34 по
Малой Балканской улице |
|
|
Дома 32-38 по
Малой Балканской улице |
|
|
Вид на запад, в сторону
Купчинской улицы |
Дома 42 по Малой Балканской улице |
Малая Балканская улица, дом 39 |
|
|
Вид от дома
39 на запад |
Вид от дома
39 на восток |
Малая Балканская улица, дом 41 |
|
|
Сквер и
памятный знак в сквере Автомеханического лицея № 77 |
|
|
Полный размер
Фото июнь
2011 г. |
Фото июнь
2011 г. |
Фото июнь
2011 г. |
|
Южнее перекрёстка Малой Балканской и
Будапештской улиц
существует маленький проезд, проходящий параллельно Малой Балканской
улице и ведущий к строениям железнодорожной
станции Купчинской. Его по праву можно назвать частью
Балканской улицы. Много лет проезд сей использовался также,
как подъезд к бывшему трамвайному полигону с целью сброса мусора.
Мусор выкидывался самый разнообразный: от бытовых отходов до древних
надгробий. В настоящее время мусор также выбрасывают, но уже прямо у
обочин проезда. |
|
Дом 48 , 72 отделение милиции |
Дома 50 по
Малой Балканской улице |
|
|
Нечётная
сторона Малой Балканской улицы, автозаправочная станция,
автостоянка, автобусная станция |
|
На нечётной стороне Малой Балканской
улицы, между
Бухарестской и
Будапештской улицами в конце 1970-х годов был сооружён
трамвайный полигон. По одной из версий, здесь предполагалось
создание филиала трамвайного парка имени Коняшина и должен был быть
организован отстой вагонов. По другой версии, полигон предназначался
исключительно для учебно-тренировочных и испытательных целей. |
Судя по представленной схеме, на
полигоне предполагалось размещать также и троллейбусы. Но, если
трамвайные пути и контактная сеть были полностью проложены, то
дорогу для троллейбусов так и не проложили. К началу 1980-х годов полигон стали использовать довольно
своеобразно – как кладбище трамваев. Территория не была огорожена и
не охранялась. Лазать по списанным вагонам мог любой желающий. К сожалению, фотографий списанных вагонов на данный момент не
обнаружено. Зато есть списки. По информации
Сергея Молоткова, к январю-февралю 1983 года на полигоне
устроили отстой 54 старых вагонов: 7 вагонов
ЛМ-68М, 1 вагон
ЛМ-68, 21 вагон
ЛМ-57 (из них 2 служебных с кабинами с обеих сторон), 5 вагонов
ЛМ-49, 19 вагонов
ЛП-49 и 1 вагон
ЛМ-47. В марте-апреле 1983 года кладбище пополнилось еще шестью
вагонами: 4 вагона
ЛП-49 и 2 вагона
ЛМ-68. В конце июня 1983 года все вышеперечисленные вагоны с полигона были
вывезены.Однако, по сведениям очевидцев, вплоть до 1989 года
отдельные трамвайные вагоны на полигоне оставались. Возможно, их
буксировали сюда для дальнейшей утилизации. В это же время на
полигоне ещё находился козловой кран, хотя и в совершенно
непригодном для использования виде. Впоследствии какая-либо надобность в полигоне у
Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда отпала и рельсы были
демонтированы. Как это часто бывает, ничем не занятую площадку стали
регулярно засыпать разнообразным мусором, в основном – строительным.
К настоящему времени на территории бывшего полигона можно найти
бетонные трамвайные шпалы. Контуры же полигона по сей день чётко
очерчиваются сохранившимися железными и бетонными столбами – опорами
контактной сети. |
|
Пути от
трамвайного кольца к бывшему полигону |
|
|
Пути от
трамвайного кольца к бывшему полигону |
|
|
Территория
бывшего полигона |
|
|
Территория
бывшего полигона |
|
|
Территория
бывшего трамвайного полигона |
|
Кроме старых трамвайных шпал,
элементов контактной сети и прочего разного мусора на бывшем
полигоне было обнаружено и нечто более любопытное, а именно –
сваленные в кучу
древние надгробия. Совершенно очевидно, что они были сюда привезены и подвозили их со
стороны проезда
к Купчинской. Весьма вероятно, что привезены они были не ранее
1984 года. Большинство надгробий были сильно повреждены и засыпаны землёй и разным
мусором и прочесть надписи на них без раскопок не возможно. Те
надгробия, на которых можно прочесть надписи, охватывают временной
промежуток с 1875 по 1940 год. В числе прочих обнаружено надгробие
датированное 1875 годом с надписью на армянском языке. |
|
В конце 2012 года несколько
надгробий с читаемыми надписями были вывезены со свалки и перевезены
на Митрофаниевское мемориальное и Смоленское Армянское кладбища. |
|
|
Родильный дом
№ 16, Малая Балканская улица, дом 54 |
|
|
Малая Балканская улица, вид на восток |
Автобусная
станция "Малая Балканская улица" |
|
|
Трамвайная
станция "Малая Балканская улица" |
Демонтированный путь на полигон |
|
|
Трамвайная
станция "Малая Балканская улица" |
|
|
Перекрёсток Малой Балканской
и Бухарестской улиц,
магазин "Пятёрочка", 73 отделение милиции |
|
|
Чётная
сторона Малой Балканской улицы |
Нечётная
сторона улицы |
|
Перекрёсток Малой Балканской и
Карпатской улиц
много лет представлял собой унылое зрелище. Проехать по нему было
крайне затруднительно. Ныне препятствия преодолены, дорога налажена. |
|