С начала 1970-х годов на улицах,
подходящих к площади велась активная застройка. В конце 1972 года
была открыта
станции метро
"Купчино"
(проектное название – "Витебская").
По первоначальному проекту
предполагалось сделать станцию с кросс-платформенным переходом на железную
дорогу (как впоследствии было сделано на станции
"Комсомольская"), но это не было
сделано, так как со строительством не успевали, и станцию сдали недостроенной –
под выход к железной дороге есть только заделы.
Железнодорожная платформа
была организована в 1973 году и получила название "Витебская".
Также, есть сведения, что
платформа объявлялась как "Купчино-2". В
1974 году
платформа получила своё нынешнее название. Одновременно
старая, существовавшая с 1927 года,
платформа Купчино
была переименована, и получила своё нынешнее название. |
В 1970-е – 1980-е годы ни каких особых построек на площади не было.
Только здание трамвайной станции, да между трамвайным кольцом и
железнодорожными путями располагалась некая механическая площадка со
зданием ангарного типа. В середине 1980-х годов стали появляться
многочисленные типовые серые ларьки вдоль обеих дорог, ведущих к
метро. А в конце 1980-х годов добавилось краснокирпичное П-образное
здание продуктового рынка "Балканский". К 1997 году его снесли, в
настоящее время там расположен корпус "Балканский-2". |
Балканская
площадь, проход к станции метро "Купчино" |
Балканская
площадь, проход к станции метро "Купчино" |
Мост черев
Волковку, проход
к станции метро "Купчино" |
|
Вид от платформы Купчино на север, слева –
Московский район |
Вид в сторону Малой Балканской улицы |
|
Балканская
площадь, вид со стороны Московского района на восток, юго-восток |
Балканская
площадь, вид со стороны Московского района на восток |
|
Выход из
подземного перехода, Балканская площадь |
|
|
Балканская площадь |
Полный размер |
|
Фото Юлии Макаровой июнь 2006 г. |
|
|
Балканская площадь, фото с крыши дома 30 по Малой Балканской улице |
Балканская площадь, фото с крыши дома 30 по Малой Балканской улице |
|
Балканская площадь, Волковский канал, вид с Дунайского
путепровода |
|
|
Балканская площадь, вид с Дунайского путепровода |
|
|
Балканская площадь, вид на север |
Балканская площадь, вид на северо-запад |
Торговый комплекс "Балкания нова" |
|
|
Балканская площадь у торгового комплекса "Балкания нова" |
|
|
Продуктовый рынок "Балканский" |
Прилавки уличной торговли |
|
|
Балканская площадь, вид на север |
Балканская площадь, вид на запад |
Вид от Волковского канала |
|
|
Балканская площадь, магазин "Компьютерный мир", табличка на здании
магазина |
|
|
Строения на Балканской площади |
Помещение милиции |
|
|
Вид от милиции на север |
Вид от милиции на
восток |
Вид от милиции на
юг (бывшее русло
реки) |
|
|
Балканская площадь, вид на юг, справа – южный туннель к метро |
Вид от центра площади на север |
|
|
Балканская площадь, река Волковка |
|
В апреле 2003 года на Балканской площади был открыт
памятник
бравому солдату Шейку. Скульптор Д.
Б. Пахомов под руководством А. С. Чаркина,
архитектор
Г. И. Ваха. Авторы использовали известный художественный образ Швейка,
созданный чешским художником-иллюстратором
Йозефом Ладой. Место установки выбрано
не случайно: именно от Балканской площади начинается улицы Ярослава Гашека.
В октябре 2004 скульптуру передвинули ближе к
станции метро
"Купчино"
и значительно уменьшили высоту постамента. Ныне бравый
солдат стоит в
северном проходе к
станции метро и железнодорожной платформе, окружённый
многочисленными магазинами. У студентов, и не
только, есть примета – если потереть Швейку нос, придёт к тебе счастье. Счастья
желают многие. Об этом красноречиво свидетельствует отполированный до блеска
нос скульптуры. |
|
Балканская площадь, конечная остановка трамваев |
|
|
Балканская площадь, конечная остановка трамваев |
|
|
Вид от конечной трамвайной остановки на
юг |
Автостоянка |
|
|
Северная часть
Балканской площади, магазин "Домострой", ранее здесь протекала
река |
|
С 2011 года южнее уже построенных
корпусов ведётся строительство новых зданий торгово-развлекательного
комплекса "Балкания Nova".
Планируется, что корпуса займут всю территорию вплоть до
реки Волковки. |
|
Строительство
второй очереди торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Строительство
второй очереди торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
План перспективного развития Балканской
площади
Увеличить |
|
|
Строительство
второй очереди торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Площадь у торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Строительство
второй очереди торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Строительство
второй очереди торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
К 2013 году была сооружена новая
дорога, ведущая от перекрёстка
Купчинской и
Малой Балканской улиц к
новым корпусам ТРК "Балкания Nova"
и к Балканской площади. |
|
Новые площади торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Новые площади торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Новые площади торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Строительство дороги
у торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Строительство дороги
у торгового комплекса "Балкания Nova" |
|
|
Балканская площадь, река Волковка |
|
|
Река
Волковка, Балканская улица, Балканская площадь |
|
|
Пустырь южнее Балканской площади |
|
|
Пустырь южнее Балканской площади |
|
|
Пустырь южнее Балканской площади |
|
|
Пустырь южнее Балканской площади |
|
|
С западной стороны
станции метро
и
железнодорожной платформы
(в Московском районе)
также имеется небольшая площадь, но собственного
названия она не получила. Более четверти века, вплоть до продления
Витебского проспекта и соединения его с Московским шоссе, количество
жителей, пользующихся услугами метро в Московском районе и в Купчине
было не сопоставимо. В то время, как с
купчинской стороны у
метро останавливалось множество самых разных видов
общественного транспорта,
с московской стороны была остановка всего пары автобусных маршрутов.
В настоящее же время выходы на сторону Московского района пользуются
большой популярностью. Здесь останавливаются автобусы самых
разнообразных маршрутов, как городских, так и междугородних. |
|
Витебский проспект, несостоявшиеся выходы из южного туннеля |
Витебский проспект, вид на запад |
|
|
Витебский проспект, вид на юг, в сторону путепровода |
Переход, северный туннель |
|
|
Витебский проспект, вид на север, в сторону Дунайского
путепровода |
|
|
Вид от железной дороги |
Вид с Витебского путепровода |
|
|
Вид с Витебского путепровода |
|
В 2011 году было закончено
строительство
новой Малой Октябрьской детской железной дороги. Она пролегла от
железнодорожной платформы Купчино (станция Молодёжная) до
железнодорожной платформы 21 километр в Пушкине (станция
Царскосельская) параллельно путям ширококолейной железной дороги.
Перегоны однопутные с одним разъездом в Шушарах (разъезд Юный).
Проход к станции Молодёжной возможен из кассового павильона
станции метро
"Купчино" или от Витебского проспекта севернее путепровода. |
|
Вид на
станцию Молодёжную с путепровода Витебского проспекта |
|
Южнее Балканской площади, вплоть до
окружной железной дороги, находится территория, обозначавшаяся на старых картах
как "Московская Слободка" или "Московка". Сложно сказать, что за постройки
находились тут в предвоенное время. На одной из предвоенных карт
присутствует название "Свх. Балтфлот". В более близкие к нам времена, здесь
располагались многочисленные садовые участки. Вероятнее всего, это не было
организованным садоводством, а участки были самозахваченными. Очевидно, что
в течении многих лет никакой хозяйственной деятельности на участках не
ведётся. Всё давно заброшено. С востока территорию постепенно подсыпают
грунтом вперемешку с мусором. |
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
|
Заброшенные садовые участки |
|
|