Южное полукольцо
Октябрьской железной дороги или просто
окружная железная дорога – название условное. С точки зрения
железнодорожников, такого названия не существует. Полукольцо состоит из
нескольких железнодорожных станций и перегонов между ними. |
Часть
полукольца, непосредственно прилегающая к Купчину Спутниковый
снимок
2010 г. |
Google |
Яндекс |
Железнодорожные пути Рыбацкое – Предпортовая – Автово –
Морская Пристань, строились в конце 1920-х годов и были введены в
эксплуатацию в1929 году
¹. В 1930 году была открыта станция
Купчинская.
В
проекте планировки Ленинграда 1933 года "южная кольцевая
железно-дорожная линия" упоминается в качестве предполагаемой
границы городской застройки. Вероятно, с этих времён и пошли
названия "Южная окружная железная дорога" и "Южное полукольцо". Новая железная дорога
выполняла по сути ту же функцию, что и старая
Соединительная железная
дорога – объединение железных дорог московского, витебского,
варшавского, балтийского направлений и выход к различным портовым
сооружениям. Но, в отличии от Соединительной железной дороги, новая
окружная, на момент создания, проходила далеко за пределами города. |
Территории севернее новой
железнодорожной линии были практически не обитаемы. По большей
части, это были заболоченные местами пустоши. Чего не скажешь о
местности южнее. Здесь простирались поля созданного в 1920-х годах
совхоза-гиганта с названием "Южный массив". В 1930 году из его состава было выделено подсобное хозяйство
фабрики "Скороход". Впоследствии подсобное хозяйство было реорганизировано в совхоз "Ударник", который в 1950 году объединился
с совхозом "Московская Славянка". В 1958 году совхозу "Ударник" были
переданы дополнительные земли соседнего подсобного хозяйства "Волковское".
В 1968 году совхоз "Ударник" переименовался в совхоз "Ленсоветовский". Территорию восточнее совхоза-гиганта с начала 1930-х годов занимал Обуховский торфо-комбинат. Известны также названия "Торфоплит" и "Изоплит". Ещё в 1920-х годах торфяная промышленность стала широко внедрять
новый тип продукции из торфа – торфоизоляционные брикеты. Таковые
материалы стали применять как в промышленном, так и гражданском
строительстве. Этот период в нашей стране был ознаменован
строительством разнообразных заводов и цехов по производству
теплоизоляционных материалов из торфа. Практически во всех уголках
страны появляются поселки с названиями Изоплит, Торфоплит,
Торфокомбинат, Торфопродукт и т.п. Не стали исключением и окрестности Ленинграда. На южной оконечности
города между станцией Купчинской южного полукольца Октябрьской
железной дороги и отделением совхоза Шушары началось строительство
поселка Торфоплит (позднее – Изоплит). В посёлке построили завод по производству торфоизоляционных
материалов и другие производственные и жилые здания. Сырьё для
нового завода стали добывать на близлежащем заводе. Торф добывался
кусковым и багерно-элеваторным методом. Для доставки торфа была
построена узкоколейная железная дорога. Во время Великой Отечественной войны завод был практически на линии
фронта и подвергся значительным разрушениям. В послевоенный период,
в связи с острой потребностью в стройматериалах, в частности в
теплоизоляционных, завод был восстановлен и значительно
реконструирован, что позволило увеличить объемы выпускаемой
продукции по сравнению с довоенным периодом. К середине 1960-х годов
завод и узкоколейка прекратили свое существование, однако отдельные неразобранные участки путей пролежали на болоте до середины 1980-х
годов. К настоящему времени от завода и инфраструктуры узкоколейной
железной дороги не осталось ничего, территория болот застроена
складами и гаражами, частично по площадям торфоразработок прошла
кольцевая автодорога, часть площадей занял завод Тойота-Шушары. Лишь
в названии района Шушар иногда употребляется название Изоплит, в
частности это относится к улице Ленина и улице Мира посёлка Шушары². |
|
Железнодорожный путепровод |
На север
Вид с путепровода окружной железной дороги
На юг |
|
Над железнодорожными путями
витебского направления был сооружён путепровод. Впоследствии
путепровод модернизировали, и теперь под ним, кроме основных
железнодорожных путей, проходят ещё пути новой
трассы
Малой Октябрьской железной дороги
и автомобильная трасса – продолжение Витебского проспекта.
В 2011 году было закончено строительство
новой Малой Октябрьской детской железной дороги, ныне названной
Малой Царскосельской железной дорогой. Она пролегла от
железнодорожной платформы Купчино (станция Молодёжная) до
железнодорожной платформы 21 километр в Пушкине (станция Царскосельская)
параллельно путям ширококолейной железной дороги. |
|
Вид на путепровод, на запад |
Вид на запад,
в сторону путепровода |
|
Севернее насыпи окружной железной дороги,
неподалёку от железнодорожных путей витебского направления, находится территория, обозначенная на старых картах
как Московская Слободка или Московка. Здесь
располагались многочисленные садовые участки. Вероятнее всего, это не было
организованным садоводством, а участки были самозахваченными. В течение
многих лет никакой хозяйственной деятельности на участках не
ведётся. |
|
Заброшенные садовые участки севернее железнодорожной насыпи |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на
юго-запад –
запад, в сторону Шушар и Витебского проспекта |
|
|
Вид
от окружной железной дороги на юго-восток – юг |
Вид на восток, в строну
Южной
ТЭЦ |
|
|
Вид от окружной железной дороги на
на юго-восток – юг – юго-запад |
|
|
Пруды между
окружной железной дорогой и
КАД |
|
|
Вид на восток, в сторону
Южной
ТЭЦ |
Вид на юго-запад, в сторону Шушар |
|
Восточнее путепровода через железную
дорогу витебского направления
и Витебский проспект, в насыпи окружной железной дороги хорошо
различим засыпанный мост (GPS
(WGS 84):
59°49'15"N 30°23'39"E). Ныне, неподалёку от
остатков этого сооружения, севернее железной дороги, расположены
гаражные стоянки. Год постройки и изначальное предназначение данного сооружения
автору настоящего сайта доподлинно не известно.
(Внимание, информация разыскивается! Если кто-либо может назвать точные даты
сооружения, засыпки и иные сведения,
прошу писать на
адрес сайта
или в
гостевую книгу). Логично
предположить, что мост был построен одновременно со строительством
железнодорожной насыпи. Возможно, мост предполагалось использовать для
проезда разного рода сельскохозяйственной техники к совхозным полям,
находившимся севернее насыпи железной дороги.
Имеется и другое
предположение – мост мог быть сооружён для железнодорожной ветки
соединительной дороги.
Ещё в конце 1920-х – начале 1930-х годов существовали планы
создания на этом месте полномасштабного узла для возможности
перенаправления потока с любого направления на любое без пересечений
в одном уровне. При этом окружная дорога планировалась, по меньшей
мере, двухколейной. Проект не был
реализован. |
Отмеченная на правом рисунке красным, ветка должна была направлять поезда,
идущие с юга на север в сторону порта и на запад без создания помех
поезда идущим с запада на восток. Обратное движение осуществлялось
бы по существующей ветке. Синим цветом выделена ветка, призванная
обеспечивать поворот от Обухова к
Витебской-Товарной. Именно из-за неё жилой массив идёт таким углом,
а не занимает всю территорию вплоть до железнодорожной насыпи.
Очевидно, проекты такого рода рассматривали и в 1940-е годы. На
плане развития города 1948 года ярко выделяется сложный
железнодорожный узел. На более поздних проектах такое путевое
развитие уже не обозначается. По какой причине проект не был
воплощён в жизнь, остаётся только гадать. То ли из-за того, что основной,
витебской ветке так и не сделали полноценной двухколейной дороги для
грузовых поездов; то ли из-за того, что трафик движения не так
велик; то ли из-за того, что и старую,
внутреннюю соединительную дорогу не разобрали и используют до
сих пор.
По некоторым
сведениям, мост был засыпан в начале 1980-х годов (до 1983 года). |
|
Засыпанный путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
Восточнее разрушенного путепровода имеется ещё один мост. На
этот раз – действующий (GPS (WGS
84):
59°49'18"N 30°23'48"E). В этом месте под
железнодорожным полотном протекает
Шушарский ручей. |
Восточнее
Шушарского ручья
расположена станция
Купчинская.
В настоящее время станция граничит на западе со станциями: Среднерогатской, соответственно и перегон
Среднерогатская – Купчинская и Шушары, перегон
Купчинская – Шушары. На востоке – со станциями
Обухово
и Рыбацкое. Но, если в точности следовать
железнодорожным правилам, то перегоны будут
называться Купчинская – С.-Петербург-Сортировочный-Московский (парк Обухово)
и Купчинская – Рыбацкое. В 1984 году была проведена электрификация участков Обухово – Купчинская и
Рыбацкое – Купчинская, в 1985 году электрифицировали участок Купчинская
– Шушары, в 1989 году – Шоссейная – Шушары. |
|
Купчинская, вид на восток
со стороны перегона Среднерогатская – Купчинская |
Станционное
строение |
|
Кроме основных путей, на восток от
станции отходят подъездные пути к различным строительным
организациям и складским помещениям. Далее железнодорожные пути
пересекают
Софийскую улицу, на
которой имеется два регулируемых переезда. В настоящее время
основной поток автотранспорта проходит над железнодорожными путями
по Софийской развязке – части кольцевой автомобильной дороги. |
|
Подъездной путь, вид на запад |
Подъездной путь, вид на
восток |
|
|
Подъездной путь, вид на восток |
Перегон Купчинская – Обухово,
вид на восток |
|
|
Вид с
Софийской развязки (КАД)
на северо-восток – восток |
Вид на запад, в сторону Купчинской |
|
|
Строительство заезда на
КАД |
Переезд на
Софийской улице |
Вид на восток от переезда, светофор |
|
|
КАД
у Софийской развязки, подъездные пути |
|
|
Пути в стороны Обухова (слева), и Рыбацкого (справа), подъездные пути (в
центре) |
|
|
Вид на восток, в сторону
КАД |
|
Вид на запад из-под
КАД |
|
|