Южное полукольцо
Октябрьской железной дороги или просто
окружная железная дорога – название условное. С точки зрения
железнодорожников, такого названия не существует. Полукольцо состоит из
нескольких железнодорожных станций и перегонов между ними. |
Часть
полукольца, непосредственно прилегающая к Купчину Спутниковый
снимок
2010 г. |
Google |
Яндекс |
Железнодорожные пути Рыбацкое – Предпортовая – Автово –
Морская Пристань, строились в конце 1920-х годов и были введены в
эксплуатацию в1929 году
¹. В 1930 году была открыта станция
Купчинская.
В
проекте планировки Ленинграда 1933 года "южная кольцевая
железно-дорожная линия" упоминается в качестве предполагаемой
границы городской застройки. Вероятно, с этих времён и пошли
названия "Южная окружная железная дорога" и "Южное полукольцо". Новая железная дорога
выполняла по сути ту же функцию, что и старая
Соединительная железная
дорога – объединение железных дорог московского, витебского,
варшавского, балтийского направлений и выход к различным портовым
сооружениям. Но, в отличии от Соединительной железной дороги, новая
окружная, на момент создания, проходила далеко за пределами города. |
Территории севернее новой
железнодорожной линии были практически не обитаемы. По большей
части, это были заболоченные местами пустоши. Чего не скажешь о
местности южнее. Здесь простирались поля созданного в 1920-х годах
совхоза-гиганта с названием "Южный массив". В 1930 году из его состава было выделено подсобное хозяйство
фабрики "Скороход". Впоследствии подсобное хозяйство было реорганизировано в совхоз "Ударник", который в 1950 году объединился
с совхозом "Московская Славянка". В 1958 году совхозу "Ударник" были
переданы дополнительные земли соседнего подсобного хозяйства "Волковское".
В 1968 году совхоз "Ударник" переименовался в совхоз "Ленсоветовский". Территорию восточнее совхоза-гиганта с начала 1930-х годов занимал Обуховский торфо-комбинат. Известны также названия "Торфоплит" и "Изоплит". Ещё в 1920-х годах торфяная промышленность стала широко внедрять
новый тип продукции из торфа – торфоизоляционные брикеты. Таковые
материалы стали применять как в промышленном, так и гражданском
строительстве. Этот период в нашей стране был ознаменован
строительством разнообразных заводов и цехов по производству
теплоизоляционных материалов из торфа. Практически во всех уголках
страны появляются поселки с названиями Изоплит, Торфоплит,
Торфокомбинат, Торфопродукт и т.п. Не стали исключением и окрестности Ленинграда. На южной оконечности
города между станцией Купчинской южного полукольца Октябрьской
железной дороги и отделением совхоза Шушары началось строительство
поселка Торфоплит (позднее – Изоплит). В посёлке построили завод по производству торфоизоляционных
материалов и другие производственные и жилые здания. Сырьё для
нового завода стали добывать на близлежащем заводе. Торф добывался
кусковым и багерно-элеваторным методом. Для доставки торфа была
построена узкоколейная железная дорога. Во время Великой Отечественной войны завод был практически на линии
фронта и подвергся значительным разрушениям. В послевоенный период,
в связи с острой потребностью в стройматериалах, в частности в
теплоизоляционных, завод был восстановлен и значительно
реконструирован, что позволило увеличить объемы выпускаемой
продукции по сравнению с довоенным периодом. К середине 1960-х годов
завод и узкоколейка прекратили свое существование, однако отдельные неразобранные участки путей пролежали на болоте до середины 1980-х
годов. К настоящему времени от завода и инфраструктуры узкоколейной
железной дороги не осталось ничего, территория болот застроена
складами и гаражами, частично по площадям торфоразработок прошла
кольцевая автодорога, часть площадей занял завод Тойота-Шушары. Лишь
в названии района Шушар иногда употребляется название Изоплит, в
частности это относится к улице Ленина и улице Мира посёлка Шушары². |
|
Железнодорожный путепровод |
На север
Вид с путепровода окружной железной дороги
На юг |
|
Над железнодорожными путями
витебского направления был сооружён путепровод. Впоследствии
путепровод модернизировали, и теперь под ним, кроме основных
железнодорожных путей, проходят ещё пути новой
трассы
Малой Октябрьской железной дороги
и автомобильная трасса – продолжение Витебского проспекта.
В 2011 году было закончено строительство
новой Малой Октябрьской детской железной дороги, ныне названной
Малой Царскосельской железной дорогой. Она пролегла от
железнодорожной платформы Купчино (станция Молодёжная) до
железнодорожной платформы 21 километр в Пушкине (станция Царскосельская)
параллельно путям ширококолейной железной дороги. |
|
Вид на путепровод, на запад |
Вид на запад,
в сторону путепровода |
|
Севернее насыпи окружной железной дороги,
неподалёку от железнодорожных путей витебского направления, находится территория, обозначенная на старых картах
как Московская Слободка или Московка. Сложно сказать, что за постройки
находились тут в предвоенное время. На одной из предвоенных карт
присутствует название "Совхоз Балтфлот". В более близкие к нам времена, здесь
располагались многочисленные садовые участки. Вероятнее всего, это не было
организованным садоводством, а участки были самозахваченными. Очевидно, что
в течении многих лет никакой хозяйственной деятельности на участках не
ведётся. Всё давно заброшено. С востока территорию постепенно подсыпают
грунтом вперемешку с мусором. |
|
Заброшенные садовые участки севернее железнодорожной насыпи |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на север от окружной железной дороги |
|
|
Вид на
юго-запад –
запад, в сторону Шушар и Витебского проспекта |
|
|
Вид
от окружной железной дороги на юго-восток – юг |
Вид на восток, в строну
Южной
ТЭЦ |
|
|
Вид от окружной железной дороги на
на юго-восток – юг – юго-запад |
|
|
Пруды между
окружной железной дорогой и
КАД |
|
|
Вид на восток, в сторону
Южной
ТЭЦ |
Вид на юго-запад, в сторону Шушар |
|
Восточнее путепровода через железную
дорогу витебского направления
и Витебский проспект, в насыпи окружной железной дороги хорошо
различим засыпанный мост (GPS
(WGS 84):
59°49'15"N 30°23'39"E). Ныне, неподалёку от
остатков этого сооружения, севернее железной дороги, расположены
гаражные стоянки. Год постройки и изначальное предназначение данного сооружения
автору настоящего сайта доподлинно не известно.
(Внимание, информация разыскивается! Если кто-либо может назвать точные даты
сооружения, засыпки и иные сведения,
прошу писать на
адрес сайта
или в
гостевую книгу). Логично
предположить, что мост был построен одновременно со строительством
железнодорожной насыпи. Возможно, мост предполагалось использовать для
проезда разного рода сельскохозяйственной техники к совхозным полям,
находившимся севернее насыпи железной дороги.
Имеется и другое
предположение – мост мог быть сооружён для железнодорожной ветки
соединительной дороги.
Ещё в конце 1920-х – начале 1930-х годов существовали планы
создания на этом месте полномасштабного узла для возможности
перенаправления потока с любого направления на любое без пересечений
в одном уровне. При этом окружная дорога планировалась, по меньшей
мере, двухколейной. Проект не был
реализован. |
Отмеченная на правом рисунке красным, ветка должна была направлять поезда,
идущие с юга на север в сторону порта и на запад без создания помех
поезда идущим с запада на восток. Обратное движение осуществлялось
бы по существующей ветке. Синим цветом выделена ветка, призванная
обеспечивать поворот от Обухова к
Витебской-Товарной. Именно из-за неё жилой массив идёт таким углом,
а не занимает всю территорию вплоть до железнодорожной насыпи.
Очевидно, проекты такого рода рассматривали и в 1940-е годы. На
плане развития города 1948 года ярко выделяется сложный
железнодорожный узел. На более поздних проектах такое путевое
развитие уже не обозначается. По какой причине проект не был
воплощён в жизнь, остаётся только гадать. То ли из-за того, что основной,
витебской ветке так и не сделали полноценной двухколейной дороги для
грузовых поездов; то ли из-за того, что трафик движения не так
велик; то ли из-за того, что и старую,
внутреннюю соединительную дорогу не разобрали и используют до
сих пор.
По некоторым
сведениям, мост был засыпан в начале 1980-х годов (до 1983 года). |
|
Засыпанный путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
|
Засыпанный
путепровод (мост) на
окружной железной дороге |
|
Восточнее разрушенного путепровода имеется ещё один мост. На
этот раз – действующий (GPS (WGS
84):
59°49'18"N 30°23'48"E). В этом месте под
железнодорожным полотном протекает
Шушарский ручей. |
Восточнее
Шушарского ручья
расположена станция
Купчинская.
В настоящее время станция граничит на западе со станциями: Среднерогатской, соответственно и перегон
Среднерогатская – Купчинская и Шушары, перегон
Купчинская – Шушары. На востоке – со станциями
Обухово
и Рыбацкое. Но, если в точности следовать
железнодорожным правилам, то перегоны будут
называться Купчинская – С.-Петербург-Сортировочный-Московский (парк Обухово)
и Купчинская – Рыбацкое. В 1984 году была проведена электрификация участков Обухово – Купчинская и
Рыбацкое – Купчинская, в 1985 году электрифицировали участок Купчинская
– Шушары, в 1989 году – Шоссейная – Шушары. |
|
Купчинская, вид на восток
со стороны перегона Среднерогатская – Купчинская |
Станционное
строение |
|
Кроме основных путей, на восток от
станции отходят подъездные пути к различным строительным
организациям и складским помещениям. Далее железнодорожные пути
пересекают
Софийскую улицу, на
которой имеется два регулируемых переезда. В настоящее время
основной поток автотранспорта проходит над железнодорожными путями
по Софийской развязке – части кольцевой автомобильной дороги. |
|
Подъездной путь, вид на запад |
Подъездной путь, вид на
восток |
|
|
Подъездной путь, вид на восток |
Перегон Купчинская – Обухово,
вид на восток |
|
|
Вид с
Софийской развязки (КАД)
на северо-восток – восток |
Вид на запад, в сторону Купчинской |
|
|
Строительство заезда на
КАД |
Переезд на
Софийской улице |
Вид на восток от переезда, светофор |
|
|
КАД
у Софийской развязки, подъездные пути |
|
|
Пути в стороны Обухова (слева), и Рыбацкого (справа), подъездные пути (в
центре) |
|
|
Вид на восток, в сторону
КАД |
|
Вид на запад из-под
КАД |
|
|