Ленинград Кораблик

 

Купчино. Исторический район

Герб Купчино

 

  

Орден Красного Знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

Медаль Золотая звезда

Орден Октябрьской революции

История    Современность    Перспективы    Путеводитель    Описания    Статьи    Архитектура    Транспорт    Фотографии    Видео    Разное

 

Поиск по сайту   

 

 

Окружная железная дорога

 

 

Южное полукольцо Октябрьской  железной дороги или просто окружная железная дорога – название условное. С точки зрения железнодорожников, такого названия не существует. Полукольцо состоит из нескольких железнодорожных станций и перегонов между ними.

 

 Часть полукольца, непосредственно прилегающая к Купчину                                      Спутниковый снимок  2010 г.     

Google

Яндекс

 

Железнодорожные пути Рыбацкое – Предпортовая – Автово – Морская Пристань, строились в конце 1920-х годов и были введены в эксплуатацию в1929 году ¹. В 1930 году была открыта станция Купчинская.

В проекте планировки Ленинграда 1933 года "южная кольцевая железно-дорожная линия" упоминается в качестве предполагаемой границы городской застройки. Вероятно, с этих времён и пошли названия "Южная окружная железная дорога" и "Южное полукольцо".

Новая железная дорога выполняла по сути ту же функцию, что и старая Соединительная железная дорога – объединение железных дорог московского, витебского, варшавского, балтийского направлений и выход к различным портовым сооружениям. Но, в отличии от Соединительной железной дороги, новая окружная, на момент создания, проходила далеко за пределами города.

 

карта 1932 года

 

Купчинская 1939 год

   

Территории севернее новой железнодорожной линии были практически не обитаемы. По большей части, это были заболоченные местами пустоши. Чего не скажешь о местности южнее. Здесь простирались поля созданного в 1920-х годах совхоза-гиганта с названием "Южный массив".

В 1930 году из его состава было выделено подсобное хозяйство фабрики "Скороход". Впоследствии подсобное хозяйство было реорганизировано в совхоз "Ударник", который в 1950 году объединился с совхозом "Московская Славянка". В 1958 году совхозу "Ударник" были переданы дополнительные земли соседнего подсобного хозяйства "Волковское". В 1968 году совхоз "Ударник" переименовался в совхоз "Ленсоветовский".

Территорию восточнее совхоза-гиганта с начала 1930-х годов занимал Обуховский торфо-комбинат. Известны также названия "Торфоплит" и "Изоплит".

Ещё в 1920-х годах торфяная промышленность стала широко внедрять новый тип продукции из торфа – торфоизоляционные брикеты. Таковые материалы стали применять как в промышленном, так и гражданском строительстве. Этот период в нашей стране был ознаменован строительством разнообразных заводов и цехов по производству теплоизоляционных материалов из торфа. Практически во всех уголках страны появляются поселки с названиями Изоплит, Торфоплит, Торфокомбинат, Торфопродукт и т.п.

Не стали исключением и окрестности Ленинграда. На южной оконечности города между станцией Купчинской южного полукольца Октябрьской железной дороги и отделением совхоза Шушары началось строительство поселка Торфоплит (позднее – Изоплит).

В посёлке построили завод по производству торфоизоляционных материалов и другие производственные и жилые здания. Сырьё для нового завода стали добывать на близлежащем заводе. Торф добывался кусковым и багерно-элеваторным методом. Для доставки торфа была построена узкоколейная железная дорога.

Во время Великой Отечественной войны завод был практически на линии фронта и подвергся значительным разрушениям. В послевоенный период, в связи с острой потребностью в стройматериалах, в частности в теплоизоляционных, завод был восстановлен и значительно реконструирован, что позволило увеличить объемы выпускаемой продукции по сравнению с довоенным периодом. К середине 1960-х годов завод и узкоколейка прекратили свое существование, однако отдельные неразобранные участки путей пролежали на болоте до середины 1980-х годов. К настоящему времени от завода и инфраструктуры узкоколейной железной дороги не осталось ничего, территория болот застроена складами и гаражами, частично по площадям торфоразработок прошла кольцевая автодорога, часть площадей занял завод Тойота-Шушары. Лишь в названии района Шушар иногда употребляется название Изоплит, в частности это относится к улице Ленина и улице Мира посёлка Шушары².

  

 

     
 

Железнодорожный путепровод

На север        Вид с путепровода окружной железной дороги         На юг

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

  

Над железнодорожными путями витебского направления был сооружён путепровод. Впоследствии путепровод модернизировали, и теперь под ним, кроме основных железнодорожных путей, проходят ещё пути новой трассы Малой Октябрьской железной дороги и автомобильная трасса – продолжение Витебского проспекта.

В 2011 году было закончено строительство новой Малой Октябрьской детской железной дороги, ныне названной Малой Царскосельской железной дорогой. Она пролегла от железнодорожной платформы Купчино (станция Молодёжная) до железнодорожной платформы 21 километр в Пушкине (станция Царскосельская) параллельно путям ширококолейной железной дороги.

 

 

     

 

Вид на путепровод, на запад

Вид на запад, в сторону путепровода

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

    

Севернее насыпи окружной железной дороги, неподалёку от железнодорожных путей витебского направления, находится территория, обозначенная на старых картах как Московская Слободка или Московка. Здесь располагались многочисленные садовые участки. Вероятнее всего, это не было организованным садоводством, а участки были самозахваченными. В течение многих лет никакой хозяйственной деятельности на участках не ведётся.

 

 

     

 

Заброшенные садовые участки севернее железнодорожной насыпи

 

 

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

Полный размер   Фото июнь 2009 г.

 

  

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июль 2007 г.

Полный размер   Фото июль 2007 г.

Полный размер   Фото июль 2007 г.

 

 

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

 

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

 

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

 

 

   

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

   

 

Вид на север от окружной железной дороги

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

    

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги, строительство на Балканской площади

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

 

 

     

 

Вид на юго-запад запад, в сторону Шушар и Витебского проспекта

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги, в сторону улиц Малой Балканской и Купчинской

 

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

    

 

     

 

Вид от окружной железной дороги на юго-восток – юг

Вид на восток, в строну Южной ТЭЦ

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Вид от окружной железной дороги на на юго-восток – юг – юго-запад

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

    

 

     

 

Пруды между окружной железной дорогой и КАД

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Вид на восток, в сторону Южной ТЭЦ

Вид на юго-запад, в сторону Шушар

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

    

Восточнее путепровода через железную дорогу витебского направления и Витебский проспект, в насыпи окружной железной дороги хорошо различим засыпанный мост (GPS (WGS 84): 59°49'15"N 30°23'39"E). Ныне, неподалёку от остатков этого сооружения, севернее железной дороги, расположены гаражные стоянки.

Год постройки и изначальное предназначение данного сооружения автору настоящего сайта доподлинно не известно. (Внимание, информация разыскивается! Если кто-либо может назвать точные даты сооружения, засыпки и иные сведения, прошу писать на адрес сайта или в гостевую книгу). Логично предположить, что мост был построен одновременно со строительством железнодорожной насыпи. Возможно, мост предполагалось использовать для проезда разного рода сельскохозяйственной техники к совхозным полям, находившимся севернее насыпи железной дороги. Имеется и другое предположение – мост мог быть сооружён для железнодорожной ветки соединительной дороги.

Ещё в конце 1920-х – начале 1930-х годов существовали планы создания на этом месте полномасштабного узла для возможности перенаправления потока с любого направления на любое без пересечений в одном уровне. При этом окружная дорога планировалась, по меньшей мере, двухколейной. Проект не был реализован.

  

 

     

 

Фрагмент плана Ленинграда 1948 г.

Фрагмент плана Ленинграда 1987 г.

Рисунок на основе яндекс карты

 

 

Полный размер

 

Полный размер

 

Полный размер

 

   

Отмеченная на правом рисунке красным, ветка должна была направлять поезда, идущие с юга на север в сторону порта и на запад без создания помех поезда идущим с запада на восток. Обратное движение осуществлялось бы по существующей ветке. Синим цветом выделена ветка, призванная обеспечивать поворот от Обухова к Витебской-Товарной. Именно из-за неё жилой массив идёт таким углом, а не занимает всю территорию вплоть до железнодорожной насыпи.

Очевидно, проекты такого рода рассматривали и в 1940-е годы. На плане развития города 1948 года ярко выделяется сложный железнодорожный узел. На более поздних проектах такое путевое развитие уже не обозначается. По какой причине проект не был воплощён в жизнь, остаётся только гадать. То ли из-за того, что основной, витебской ветке так и не сделали полноценной двухколейной дороги для грузовых поездов; то ли из-за того, что трафик движения не так велик; то ли из-за того, что и старую, внутреннюю соединительную дорогу не разобрали и используют до сих пор.

По некоторым сведениям, мост был засыпан в начале 1980-х годов (до 1983 года).

  

 

     

 

Засыпанный путепровод (мост) на окружной железной дороге

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Засыпанный путепровод (мост) на окружной железной дороге

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Засыпанный путепровод (мост) на окружной железной дороге

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

   

 

Засыпанный путепровод (мост) на окружной железной дороге

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

Полный размер   Фото июль 2012 г.

 

   

Восточнее разрушенного путепровода имеется ещё один мост. На этот раз – действующий (GPS (WGS 84): 59°49'18"N 30°23'48"E). В этом месте под железнодорожным полотном протекает Шушарский ручей.

 

 

     

 

Вид на север от окружной железной дороги, Шушарский ручей

Вид на восток

 

 

Полный размер   Фото июль 2007 г.

Полный размер   Фото июль 2012 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Железнодорожный мост через Шушарский ручей

Вид на юг, в сторону КАД

 

 

Полный размер   Фото июль 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Вид на восток, в сторону Купчинской и Южной ТЭЦ, слева – Купчино, справа – КАД

 

 

Полный размер   Фото июль 2007 г.

Полный размер   Фото июль 2007 г.

Полный размер   Фото июль 2007 г.

 

   

Восточнее Шушарского ручья расположена станция Купчинская. В настоящее время станция граничит на западе со станциями: Среднерогатской, соответственно и перегон Среднерогатская – Купчинская и Шушары, перегон Купчинская – Шушары. На востоке – со станциями Обухово и Рыбацкое. Но, если в точности следовать железнодорожным правилам, то перегоны будут называться  Купчинская – С.-Петербург-Сортировочный-Московский (парк Обухово) и Купчинская – Рыбацкое.

В 1984 году была проведена электрификация участков Обухово – Купчинская и Рыбацкое – Купчинская, в 1985 году электрифицировали участок Купчинская – Шушары, в 1989 году – Шоссейная – Шушары.

 

 

     

 

Станция Купчинская

Вид от станции Купчинской на запад

Вид в сторону Купчина

 

 

Фото Юрия Максимова
сентябрь 1997 г.           
Полный размер

 

Фото Юрия Максимова
сентябрь 1997 г.           
Полный размер
 

Фото Юрия Максимова
сентябрь 1997 г.           
Полный размер

 

 

 

     

 

Вид на восток, в сторону Купчинской

Станция Купчинская, вид на восток

 

 

Полный размер   Фото июнь 2007 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Купчинская, вид на восток со стороны перегона Среднерогатская – Купчинская

Станционное строение

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Купчинская, вид на станцию на запад со стороны Южной ТЭЦ

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

 

     

 

Вид со стороны Южной ТЭЦ

Вид от станции на восток, в строну Южной ТЭЦ

 

 

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

Полный размер   Фото июнь 2011 г.

 

 

Кроме основных путей, на восток от станции отходят подъездные пути к различным строительным организациям и складским помещениям. Далее железнодорожные пути пересекают Софийскую улицу, на которой имеется два регулируемых переезда. В настоящее время основной поток автотранспорта проходит над железнодорожными путями по Софийской развязке – части кольцевой автомобильной дороги.

 

 

     

 

Подъездной путь, вид на запад

Подъездной путь, вид на восток

 

 

Полный размер   Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

 

 

   

 

Подъездной путь, вид на восток

Перегон Купчинская – Обухово, вид на восток

 

 

Полный размер   Фото март 2007 г.

 

Полный размер   Фото декабрь 2006 г.

 

   

 

     

 

Вид с Софийской развязки (КАД) на северо-восток – восток

Вид на запад, в сторону Купчинской

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото май 2009 г.

 

 

 

     

 

Строительство заезда на КАД

Переезд на Софийской улице

Вид на восток от переезда, светофор

 

 

Фото Натальи Нагиной декабрь 2004 г.

Фото Натальи Нагиной декабрь 2004 г.

Фото Натальи Нагиной декабрь 2004 г.

 

 

 

     

 

Железнодорожный светофор

Переезд на Софийской улице

Подъездные пути восточнее Софийской ул.

 

 

Полный размер   Фото май 2009 г.

Полный размер   Фото июль 2010 г.

Полный размер   Фото апрель 2006 г.

 

 

 

     

 

КАД у Софийской развязки, подъездные пути

 

 

Полный размер   Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото март 2007 г.

Полный размер   Фото март 2007 г.

 

   

 

     

 

Пути в стороны Обухова (слева), и Рыбацкого (справа), подъездные пути (в центре)

 

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

Полный размер   Фото август 2011 г.

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

 

 

   

 

Подъездные пути восточнее Софийской улицы

 

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

 

 

     

 

Перегон Купчинская – Обухово, разобранный путь

 

 

Полный размер   Фото декабрь 2006 г.

Полный размер   Фото декабрь 2006 г.

Полный размер   Фото декабрь 2006 г.

 

 

 

     

 

Разобранный путь к станции Обухово

 

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

Полный размер   Фото август 2011 г.

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

   

 

   

 

Вид на восток, в сторону КАД

 

Вид на запад из-под КАД

 

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

Полный размер   Фото август 2011 г.

 

 

      

Новое на сайте  •  Гостевая книга  •  Алфавитный указатель  •  Ссылки  •  О сайте  •  Почта  •  Архив

 

© www.kupsilla.ru 2007-2024