Станция метро "Купчино" была открыта
25 декабря 1972 года в составе участка
"Московская" –
"Купчино" Ленинградского ордена Ленина метрополитена имени В. И.
Ленина. Проектное название – "Витебская". В настоящее время является
конечной станцией
Московско-Петроградской линии (иначе – линии 2, синей линии). Территориально сооружения станции принадлежат
Московскому району С.-Петербурга. "Купчино" – вторая в Ленинграде
наземная станция. Первой была станция метро "Дачное", но она была
закрыта в 1977 году. Таким образом, можно сказать, что "Купчино" –
первая наземная станция метро из ныне действующих. Количество платформ – три (две боковые – посадки и высадки, средняя островная –
служебная). Остеклённый павильон сооружён по проекту архитекторов К.
Афонской, А. Гецкина, И. Сергеевой при участии С. Костенко,
инженеров К. Панова, И. Целолихиной, В. Хяргинен. Сразу за станцией расположен перекрёстный съезд, по которому
производится оборот поездов, прибывающих на конечную станцию. За
станцией начинается двухпутная служебная соединительная ветвь,
ведущая в электродепо
"Московское" (ТЧ-3). |
Станция соединяется с внешним миром
двумя туннелями. Туннели проходят с востока на запад и обычно
именуются "северным" и "южным". Из обоих туннелей имеются проходы в
кассовый зал станции метро и на платформу высадки. Кроме прохода к
станции метро, туннели используются в качестве перехода из
Московского района в Купчино (Фрунзенский район), а также для
прохода к железнодорожным платформам. В Московском районе южный
туннель заканчивается выходом к павильону с железнодорожными
кассами. Северный туннель длиннее, он также используется в качестве
перехода под Витебским проспектом. Имеются выходы к остановкам
общественного транспорта как в сторону центра города, так и в
сторону пригородов. В
1960-х годах существовали интересные проекты наземной части станции
метро. К сожалению они не были реализованы. В статьях периодических
изданий того времени можно найти предполагаемое название станции
метро "Витебская". Однако в проектных документах обычно указывалось
её нынешнее название. По первоначальному проекту
предполагалось сделать станцию с кросс-платформенным переходом (как впоследствии было сделано на станции
"Комсомольская").
Поезда метро должны были прибывать между действующими перронами
железнодорожной платформы
но это не было сделано, так как со строительством не успевали, и
станцию сдали недостроенной – под выход к железной дороге есть
только заделы. |
|
Железнодорожная платформа была
организована в 1973 году и получила название "Витебская". Также, есть сведения,
что платформа объявлялась как "Купчино-2". В 1974 году платформа получила своё
нынешнее название. Одновременно старая платформа Купчино, расположенная
севернее, была переименована в
"Проспект Славы". |
|
Подземный переход к станции метро и
железнодорожным платформам |
Станция метро "Купчино" |
|
|
|
В отличие от большинства подземных
станций метро, "Купчино" особой привлекательностью и изысканностью
похвастаться не может. Станцию по праву можно назвать лишённой
какой-либо художественности. Безликая, серая, унылая – такие эпитеты
регулярно употребляют, применительно к станции, пользующиеся её
услугами купчинцы. Если чего и может привлечь внимание, то это
информационные таблички, газетный ларёк, да банкоматы, установленные
прямо на платформе высадки. Не смотря на внешнюю непритязательность, станция с самого её
открытия, была востребована чрезвычайно. И не мудрено. Громадный
жилой массив Купчино имел крайне плохую сеть коммуникаций,
связывающих район с городом. Практически все жители южной части
Купчина, в той или иной степени, пользовались услугами
метрополитена. Ведь станция то на весь район была одна. Только через
сорок лет на
Бухарестской улице были открыты новые купчинские станции –
"Бухарестская" и
"Международная". |
|
Проход из южного туннеля |
Проход в кассовый зал |
Кассовый зал |
|
|
Турникеты, проход к платформе |
Проход в кассовый зал |
Проход из северного туннеля |
|
В ходе ряда реконструкций 2000-х
годов были расширены подземные
переходы под железнодорожными путями. В южном тоннеле построен
пандус для маломобильных групп населения, заменено освещение, а так
же отделка стен. Весной 2008 года было заменено освещение станции.
Горевшие через один бесплафонные светильники дневного света уступили
место новым. Весной 2009 года были целиком заменены стёкла и витражи
станции, а так же внешняя отделка стен, стёкла, в основном, заложены
кирпичами. В 2010 году началась постепенная замена асфальтовых полов
на типовые гранитные. Также заменены поручни на платформах и на
лестничных спусках. |
|
Южный туннель |
Северный туннель |
|
|
Северный туннель |
Платформы
станции |
|
|
Выход на сторону Московского района |
Вход в северный туннель |
|
|
Выход в Московский район, проход к железнодорожным кассам |
|
|
Витебский проспект, проход к метро, к железнодорожным кассам |
Витебский проспект, выход с платформы |
|
|
Несостоявшиеся выходы из южного туннеля |
Витебский проспект, вид на запад |
|
|
Витебский проспект, вид на юг, в сторону путепровода |
Переход, северный туннель |
|
|
Витебский проспект, подземный переход, северный тоннель |
|
|
Станция метро "Купчино",
фото со стороны Московского района |
|
Витебский проспект, вид на север, в сторону Дунайского
путепровода |
|
|
Служебная
соединительная ветвь, ведущая в электродепо (ТЧ-3),
вид с Витебского путепровода |
|
|
Служебная соединительная ветвь,
ведущая в электродепо (ТЧ-3),
вид с Витебского путепровода |
|
В
декабре 2022 года отмечался полувековой юбилей станций метро
"Звёздная" и "Купчино". По этому поводу, согласно уже сложившейся
традиции, были выпущены юбилейные жетоны. В обычном виде жетоны
продавались только ранним утром на станциях-юбилярах. На всех же
прочих станциях можно было без труда приобрести жетоны в блистере,
но по значительно большей стоимости. |
|
Юбилейный
жетон для прохода в метро |
|
|